Сергей Асланян: Добрый вечер. Сегодня мы попытаемся с вами не то, что охватить всю чудовищную поляну, связанную с нашими угонами и превратившуюся в практически густой подлесок проблем, поскольку это в принципе невозможно и подразумевает борьбу с государством. Но, по крайней мере, небольшую делянку мы хоть как-то попытаемся очистить от сорняков, и, посеяв удобрения, посмотреть, какие у нас могут быть позитивные всходы. Для этого у меня в гостях Вячеслав Чулков, инженер, человек чрезвычайно отструктурированный в своих знаниях, и обладающий не только теоретическими познаниями, но и практическими. Добрый вечер, Вячеслав!
Вячеслав Чулков: Добрый вечер, Сергей.
С. Асланян: Расскажите, защищаться-то как?
В. Чулков: Сейчас мы об этом поговорим. Я надеюсь, что на счет познаний, вы упомянули, что я оказался не только специалистом в области защиты машин, но, в том числе, и потерпевшим. В свое время у меня угнали машину.
С. Асланян: Что не помешало вам, одному из немногих, ее найти и попытаться заставить наше государство исполнить обещание перед вами, но государство уклонилось.
В. Чулков: Да. Я надеюсь, что это послужит полезным уроком не только для меня. Я готов поделиться этой информацией со всеми. А на счет опыта, то я надеюсь, что тут работает принцип «за одного битого двух небитых дают». Тем более что в ходе этого опыта я приобрел массу знаний, и даже некоторые из них неожиданные, как в свое время Миронов пел в известной песне: «Совершите вы массу открытий, иногда не желая того».
С. Асланян: Итого: понеслась.
В. Чулков: Тогда ближе к делу. Для начала я хотел бы развеять некоторые мифы и предрассудки, которые касаются угонов в частности. Известный миф такой, что люди говорят о том, что у них старая машина, их никто не угоняет, и никто на нее позарится. Также несколько слов о статистике, которая у нас описывает количество угоняемых автомобилей.
Статистику я хотел бы предварить двумя афоризмами. Первый – «Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», а второй – «Ложь – это правда, чистая правда, но не вся правда». А теперь более детально. Наверное, все мы много раз встречали в различных газетах, изданиях, описания статистики угонов различных машин. Конечно, наиболее массовые машины всегда были самыми угоняемыми.
С. Асланян: По закону больших чисел. Это неизбежно.
В. Чулков: Да. Но, в общем-то, вас, как пользователя, совершенно не интересует статистика больших чисел: сколько угоняется машин абстрактно. Вас интересует конкретная вероятность того, что вашу машину могут угнать. Поясню на примере. Если у нас в стране бегает один миллион автомобилей «Жигули», из них в месяц угоняется тысяча штук, то это – одна из тысячи. Если у нас по стране бегает тысяча автомобилей Bentley, и угоняется из них десять в месяц, то это 1/100. В этом смысле, для вас, как для владельца такого автомобиля, вероятность угона будет выше, чем для владельца «Жигулей».
Соответственно, внимания и сил для защиты этой машины вам придется прикладывать намного больше. Поэтому честная статистика для пользователей должна выглядеть, как количество угоняемых машин на тысячу бегающих по стране, а не просто в абстрактных цифрах. Иначе, понятное дело, что наиболее массовые машины всегда будут самыми угоняемыми.
С. Асланян: Такой статистики у нас нет. Тем более что регистрируются все-таки далеко не все случаи.
В. Чулков: Да, но даже с учетом этого. Теперь давайте развеем другой миф, что есть машины, которые не угоняют.
Мой хороший знакомый – инвалид, который ездил на старом «Жигуле» с ручным управлением, и уверял меня, что ее уж точно не угонят. К сожалению, он некоторое время назад мне позвонил, и сказал, что он приехал в собес, вышел оттуда, а машину уже не было.
Правда, ее нашли, но радости было мало потому, что нашли ее в канаве с выбитыми стеклами, промятой крышей и капотом. Варвары на ней просто попрыгали, поигрались и бросили.
Так что, на каждую машину найдется свой угонщик. Другое дело, что для раздолбанного «Жигуля» это будет какая-то местная шпана, которая захочет просто покататься, потом машину сжечь, попрыгать или сделать что-то еще. А для машины премиум-класса это будет совершенно другой класс угонщиков, которые будут угонять ее под заказ или на запчасти, или еще для каких-то целей. Но на каждый тип машины есть свой угонщик. Поэтому, если уж вы стали владельцем автомобиля, знайте, что всегда найдется кто-то такой, кто захочет посягнуть на вашу собственность.
С. Асланян: Если помните, в прошлом году московская статистика озарилась очень дерзкими нападениями и грабежом прямо на улице, когда черных инкассаторов вытряхивали из автомобиля, и налетчики всегда были на автомобилях премиальных марок. Перед этим они угоняли себе Infinity и BMW, на них совершали преступления, и очень изящно уходили от милиции, у которой, как всегда, то патрон заело, то «Жигуль» не завелся.
В. Чулков: Да, особенно, если не очень хочется ловить.
Начнем с классики – то, что мы можем сделать своими руками. Когда мы говорим, что на каждую машину есть свой вор, соответственно, на каждую машину есть и своя защита. Причем нет универсальной защиты. Начнем с того, что если вы приобрели собственность, то вам придется ее отстаивать. Вам придется постоянно воевать, с желающими завладеть ею помимо вас. Причем не важно, это старенькие ржавые «Жигули» или у вас Bentley новой модели.
С. Асланян: Или новенький завод.
В. Чулков: Это тоже. У нас сегодня разговор идет о движимом имуществе, об автомобилях, потому остановимся пока на них.
С. Асланян: А уже жен-то сколько угоняют.
В. Чулков: Тут бывает проблема другого класса. Угнать легко, а вернуть – трудно.
С. Асланян: Да, это тоже другая программа.
В. Чулков: Как защищаться? Почему я упомянул о том, что вам придется бороться. Приготовьтесь к тому, что не будет никакой системы защиты, поставив которую вы могли заплатить деньги, а потом расслабиться и забыть. Всегда от вас будет требоваться какое-то усилие, чтобы все-таки не дать ворам завладеть вашей собственностью.
Перейдем на более земную часть. Когда мы говорили о «Жигулях», которые интересны в основном для пионеров, то на них в качестве защиты будет достаточно какой-нибудь простенькой противоугонки, секретного выключателя. Серьезные люди ей заниматься не будут, а для пионеров этого будет достаточно.
С. Асланян: Либо трамблер в карман. Бегунок вытянуть. Это для тех, кто знает, что это такое.
В. Чулков: Да, либо так. По мере того, как вы приобретаете все более и более дорогое имущество, соответственно, усложняется система защиты, начинают появляться защиты через GSM, через спутник, самые различные навороченные экзотические защиты. Но, несмотря на всю их сложность и дороговизну, они вам все равно не дадут спокойствия, потому что в той же степени возрастает квалификация и тех, кто будет посягать на вашу собственность.
Вы будете неприятно удивлены, если заглянете в интернет и поищите глушитель GSM. Выяснится, что вашу GSM-система, за которую вы платили немаленькие деньги, можно взломать, купив за 100 долларов вставляемый в прикуриватель глушитель. Просто угонщик вставит это устройство в прикуриватель своей машины, поставит ее рядом с вашим защищенным автомобилем, после чего система вдруг оглохнет и ослепнет, а машина спокойно открывается и уезжает без вас.
Точно такие же устройства вы найдете и для подавления спутниковых систем, а уж если поговорить о различных ключах и отмычках, то сейчас любой желающий может найти в интернете отмычку для вскрытия, например, какой-то Audi модели. Вы удивитесь, сколько моделей этих отмычек увидите. Причем все это будет официально продаваться, но под лозунгом, что это для автосервиса, для помощи вам в дороге, что если, не дай Бог, вы заглохли и не смогли открыть дверь, то вам помогут.
Могу признаться и по своему опыту, и по опыту работающих в автосервисах людей, практически любая машина очень легко открывается и без ключей. Для этого продается тоже масса приспособлений, которые даже не всегда нужно покупать. Достаточно просто отжать уголочек двери. Чтобы не поцарапать краску, туда подсовывают надувающуюся резиновую подушку.
С. Асланян: Или в газетку заворачивают.
В. Чулков: В газетку, деревяшку. Тут методов довольно много.
С. Асланян: Электрод, которым обычно пытаешься разблокировать дверь, просто обычно оборачивается тряпкой или носовым платком, если он есть.
В. Чулков: Да. Любой автомобилист, имеющий маломальский опыт и руки, открывает это очень легко. Поэтому привыкайте сразу к тому, что ваша машина – это не сейф. Это витрина. Не оставляйте чего-то ценного, особенно на виду. Потому, что любая ценная вещь, находящаяся на виду, привлекает угонщика. Если человек вежливый, то он просто откроет дверь и заберет, а если нет, то может просто разбить форточку или окно, и вы еще и заплатите за стекло. Особенно обидно будет, если та вещь, которую возьмут, и ценности не имела. Какая-нибудь игрушка, например. То есть вы за стекло можете заплатить больше, чем эта вещь стоит.
Иногда весьма эффективными оказываются достаточно простые вещи. Когда у меня на пляже в первый раз вскрыли машину, выломав форточку, я просто под стеклом оставлял записку, что денег и ценностей в машине нет. Чтобы люди не тратили лишние силы и время на то, чтобы вам ломали двери, стекла.
С. Асланян: А также они получали предупреждение, что вы-то уж точно готовы к их вторжению в машину, но, наверное, там могут оказаться еще какие-то сюрпризы, кроме вежливого предостережения.
В. Чулков: Да, даже не касается этих сюрпризов. Ты честно предупреждаешь людей, чтобы они не тратили силы на тебя и, соответственно, и им хорошо, и тебе хорошо.
С. Асланян: Нам даже в большей степени, чем им. Что же, продолжим.
В. Чулков: Надо сказать, что во всякой ситуации есть свои положительные стороны. Как говорится, то, что нас не убивает – делает сильнее. Так что, я, пострадав от угона, приобрел много положительного и интересного опыта. Давайте к практической части перейдем.
Первый совет, который у нас всегда есть еще со времен социализма – «Хочешь спать спокойной? Застрахуй свою машину».
В какой-то степени, этот совет верен. Это, конечно, не дешевое решение. Вы можете застраховать свой автомобиль и не то, чтобы спать спокойно… Вы получаете гарантию того, что при некоторых ситуациях получите хотя бы компенсацию части потерянных средств.
Обращаю ваше внимание, что первый момент – «в некоторых ситуациях», а второй – «часть средств». Второе как раз более-менее понятно. Даже при угоне под КАСКО, как правило, все страховщики предусматривают и износ, и не страхуют дополнительные устройства, которые вы ставите. А вы, когда покупаете машину, то зачастую ставите навигатор, какую-нибудь навороченную музыкальную систему, модные диски и так далее. То есть немалые деньги вкладываются, что называется, в допы. Эти вещи, как правило, не оплачиваются. Только за редким исключением.
Также страховая компания, как и любая финансовая, очень не любит расставаться с деньгами. Поэтому, если у вас случится страховой случай, то компания сделает все, чтобы или не заплатить вам вовсе, или заплатить меньше, или же, как можно позже. Когда столкнетесь со страховым случаем, то вдруг выясните, что у вас где-то в договоре мелким шрифтом написано, что машина должна была «ночевать» где-нибудь на охраняемой стоянке, а у вас ее угнали от дома, и это уже основание для того, чтобы не заплатить вам. Потом выяснится, что вы не сможете предъявить страховой компании второй комплект ключей – это тоже может быть основанием для неуплаты.
Вплоть до того, что существуют пункты, которые трудно даже объяснить. Я не скажу точную формулировку, но суть такая, что, если вы своими действиями проявили халатность, содействовавшую угону, то это может явиться основанием для страховой компании не заплатить вам.
Понятно, что если вы оставите машину заведенную, с ключами и пошли к подружке в подъезд, то вы уже практически спровоцировали кого-то на угон.
Это, конечно, может явиться основанием. Но основание очень скользкое. Страховая компания любую ситуацию, даже с тем, что вы забыли закрыть дверь машины на замок, может трактовать, как содействие угону. Тут будут спорные вопросы, и во многих случаях вы без судов не обойдетесь.
С. Асланян: То есть затраты на страховой полис автоматически влекут за собой затраты на адвоката.
В. Чулков: Это продолжение того тезиса, что даже застраховав машину, вы совсем спокойно спать не сможете. Вы все равно должны будете стараться соблюдать некоторые правила. В частности, будете думать, где оставлять машину или платить лишние деньги и следить за тем, чтобы машины каждый раз «ночевала» на платной стоянке; за тем, что второй комплект ключей должен быть дома.
Еще раз напоминаю,
отучитесь от привычки оставлять документы в машине.
Как я уже говорил, что машина – это витрина. Причем витрина практически не закрытая для людей, более-менее имеющих руки. Машина открывается в пределах от 10 до 30 секунд. В зависимости от того, насколько резкими методами она повреждается. То есть, нежно ее можно открыть за одну минуту, не повредив ничего. А можно быстро разбить окно кирпичом и вытащить у вас сумочку или что-то еще из машины, или же просто открыть и уехать. Так, что привыкайте.
При этом методы существуют самые изощренные. Вплоть до того, что в свое время, когда были «Жигули», которые закрывала форточка и закрывалась она металлическим крючком, угонщики научились прикладывать к этому месту стекла горящую сигарету, появлялось напряжение, и крючок просто отлетал без лишнего шума и пыли, а появлялось маленькое отверстие, как от пули. Таких вариантов, к своему сожалению, можете узнать много. Лучше с этим не сталкиваться, конечно.
Так что, даже наличие страхового полиса все равно потребует от вас каких-то усилий и напряжения.
В. Чулков: Да. Готовьтесь просто защищать свою собственность, если уж ее получили. Страхование – хорошее подспорье, но недешевое и не гарантирует вам стопроцентной защиты. Дальше начинаются классические системы защиты. Самая популярная, это брелок, который открывает у вас дверь, и вы его благополучно таскаете на ключах. Я думаю, что 99% таскает его в общей связке с ключами, хотя
в любом руководстве по противоугонным системам прочитаете, что рекомендуется ключи и брелок носить отдельно.
Я думаю, что мало людей обращает на это внимание, потому что так носить удобнее.
В результате, одно из самых частых мест угона – магазины. Когда вы пришли в магазин и начинаете смотреть витрины, а вор у вас вытаскивает из кармана эти ключики, идет на стоянку, спокойно заводит вашу машину и уезжает. А вы выходите с покупками к пустому месту. Это очень частая ситуация. Чтобы такого не было, хорошо бы носить ключи и брелок отдельно, но, повторюсь еще раз, я знаю мало людей, которые так делают.
Вообще во всех навороченных и во всех самых мощных системах защиты, человек – самый слабый элемент. Если вы почитаете историю угонов даже самых крутых машин, имеющих спутниковые, пультовые защиты, то их очень часто угоняют очень просто, даже на перекрестке. Если за рулем девушка, то подбегает человек, открывает дверь, выкидывает ее из машины, садится и уезжает. Или вы выгнали машину из гаража, пошли закрывать ворота, пока прогревается мотор. Не успели обернуться, а машину от вас уже уехала. Допустим, вы остановились купить сигарет. Не хочется закрывать двери и глушить двигатель. Выскочили на минутку, и за эту минутку машина успевает от вас уехать. Понятно, что никакая противоугонная система не виновата в этой ситуации. Виноват только человек, но вам-то от этого утешения мало.
После того, как я нарисовал такую мрачную картину, я хочу немножечко влить и положительных красок. Первое: когда вы пользуетесь системой открывания с брелка, то вы понимаете, что это только швейцар, который открывает дверь. Но этот же швейцар с таким же удовольствием откроет дверь и любому угонщику. Открою вам секрет: угонщики любят такие системы. Не надо ломать дверь, потому что почти 90% всех этих систем, даже со всякими хитрыми плавающими кодами, они очень легко открываются достаточно простыми и дешевыми грабберами, которые можно спокойно купить в интернете.
С. Асланян: Они, кстати, легально продаются в магазинах.
В. Чулков: Да, вполне легально продаются. Якобы для сервисных целей.
С. Асланян: Я первый граббер увидел в аэропорту Франкфурта, в duty free. Тогда он стоит 400 немецких марок и продавался любому желающему.
В. Чулков: Да, поэтому вы сразу знаете, что живете в доме с открытыми дверями. Чтобы все-таки защитить свою машину, ладно уж, если у вас там из салона что-то вытащат. Опять же, привыкайте не оставлять ценные вещи без крайней необходимости. Прячьте их под сидения или в багажник, в нишу для инструментов, если надо оставить. Как говорится, с глаз долой. Чтобы нельзя было резко дернуть дверь, схватить и убежать.
С. Асланян: Чтобы не было приманки.
В. Чулков: Да. Даже если у вас эта вещь просто яркая и не имеющая цены, вы рискуете просто остаться без стекол, что тоже достаточно неприятно. Это и время занимает, и денег требует.
С. Асланян: Даже чехол от iPhone может спровоцировать на выбитое лобовое стекло.
В. Чулков: Которое будет стоить намного дороже того, если бы у вас там даже iPhone был. Так что отсюда следуют несколько советов. Для любой системы защиты, стандартизация – это смерть. Если вы ставите систему защиты, то не надо ее ставить в салоне, где вы покупаете машину. Там все это поставлено на поток.
С. Асланян: Обратите теперь внимание на рекомендацию инженера. Вы слышали, что мы всю первую часть говорили об эмоциях и оттенках. И не говорили о том, что рынок насыщен огромным количеством противоугонных систем. Потому, что их нет. Есть огромное количество товара, который поселяет в вас за ваши же деньги иллюзию защищенности, но таковым не является. Самое последнее дело – это ставить противоугонку в том месте, где вы покупаете автомобиль. Потому, что на конвейер поставлены 3-4 системы, стандартно установленные, кстати, очень криво и плохо. И ни в коем случае, не предотвращают угона. Это точка зрения инженера, которую я чуть-чуть развернул.
В. Чулков: Да, я абсолютно согласен с вашими словами. Более того, если у вас машина более-менее ценная, то угонщикам не составит никакого труда в этом же салоне либо приобрести машину, либо у кого-то из знакомых, которые приобрели, просто попросить на денек и ознакомиться, как поставлена система сигнализации. После чего, любая машина, выходящая с этого салона, будет для них открытой книгой.
С. Асланян: Прийти, устроится на работу в хороший автосалон на месячишко, а потом спокойно оттуда уйти, и в течение целого года с него кормится, — это совсем ненасильственный метод.
В. Чулков: Вариантов таких множество. Потому, первый совет будет таким: все-таки по возможности ставить нестандартную систему. Пусть она будет не самая крутая, не самая навороченная. Главное, что она установлена нестандартно, где угонщик не ждет.
Второе: очень рекомендуются какие-то дополнительные системы. Даже простейший тумблер, поставленный в разрыв с зажиганием где-нибудь под торпедой, может защитить вашу машину лучше, чем самая навороченная спутниковая сигнализация.
С. Асланян: А все лишь потому, что его никто не ожидает.
В. Чулков: Да, про него просто не знают.
С. Асланян: То есть, еще раз. Когда у меня в программе спрашивают, а где бы мне, или как бы мне, или мне в салоне уже поставили. Имейте в виду, что как только вы повелись на эту услугу дополнительного оборудования в вашем автомобиле в салоне, вы сделали свою машину менее защищенной. И, если вы подозреваете, что ваша машина может быть подвергнута угону, то с завода тот иммобилайзер, который на ней установлен, является достаточным. А все остальное любое вторжение – это для вашего самоуспокоения, и для вора, которому будет чуть проще.
В. Чулков: Здесь я хотел бы чуть-чуть уточнить. Я специально говорил о тех системах, которые с открыванием дверей, которые все называют противоугонными системами, я еще раз повторюсь, что это швейцар. Он откроет двери и вору, и вам. Поэтому я бы все-таки рекомендовал бы поставить именно иммобилайзер. Это урезанная система охраны, которую во многих случаях и не видно.
С. Асланян: Довольно часто она с завода идет и, кстати, не требует, чтобы русские мастера своими кривыми руками резали проводку.
В. Чулков: С завода она идет, но тут есть один минус – стандартизация. Но вообще, чтобы у нас кроме обмена интересными историями были и какие-то полезные советы, я хотел бы поделиться полезным опытом. Что касается иммобилайзера, то это очень полезная вещь. Я бы все-таки дополнил штатный иммобилайзер автомобиля внешним. Сейчас они есть с радиометкой. Это небольшое устройство, которые вы вообще не увидите в автомобиле, если оно нормально работает. Его единственная функция – блокировать двигатель, если в зоне его видимости нет радиометки, которая имеет размер чуть больше почтовой марки, которую можно вложить в бумажник с документами.
С. Асланян: То есть, радиометка – это вы сами на самом деле?
В. Чулков: Практически да. Что вы с этого имеете? Она не требует от вас никаких действий и очень хорошо защищает от человеческого фактора. Вот вспомним ситуацию, когда я говорил, что могут украсть машину, вытащив ключи из кармана. А теперь представьте, что у вас в кармане лежат документы, где лежит эта радиометка. Вот у вас украли ключи, ну и что? Они заведут машину, отъедут 100 метров и она заглохнет без радиометки. Вас выкинули из машины на перекрестке? То же самое, машина проедет 100 метров и глохнет, и уже угонщикам некогда выяснять, почему она заглохла.
Даже один побочный и интересный положительный эффект. Я сам такой системой пользуюсь. Так как она лежит в документах, а у вас нет ситуации, что вы забудете документы. У меня была пару раз ситуация, особенно летом, когда таскаешь с собой документы и можешь их случайно забыть. Выходишь, а машина не заводится.
С. Асланян: Очень полезное воспоминание о документах.
В. Чулков: Да, это очень полезная вещь. И одна из ее больших полезных качеств в том, что она не зависит от человеческого фактора. Многие ситуации, которые описывались, она перекрывает. Причем не требует от человека дополнительных действий. Вы сами знаете, что если человеку что-то делать не надо, это он делает с удовольствием.
Еще можно было бы порекомендовать и такое. Известные еще системы, когда гравируют номера на фарах, стеклах, кузове. Практика показала, что от угона это нисколько не помогает. Единственное, что если вы хотите нагадить угонщикам, то можете вот так маркировать стекла, фары, кузов. У меня такая маркировка стояла и я нашел угонщиков, им это доставило кучу лишних хлопот и они потратили время, чтобы поменять все стекла. А с тех стекол, которые сняли у меня, они благополучно отшлифовали гравировку, остались следы от нее. Так что, если вы хотите им доставить некоторые неудобства, то можете заняться гравировкой, но от угона, к сожалению, это не помогает.
Есть еще полезные нюансы. Чтобы уменьшить шансы угона вашей машины, сделайте ее оригинальной. Кстати, очень хороший рецепт. Особенно для дам или кавалеров, которые хотят сделать своим дамам приятное, и при этом сделать их владение машиной более долгим. Например, сделайте аэрографию. Это красиво, это делает машину индивидуальной и менее привлекательной для угонщиков. Потому, что как только машина становится яркой и выделяется из толпы, ее намного легче отловить, отследить и намного труднее продать. Поэтому интерес угонщиков теряется в значительной степени
С. Асланян: В значительной, но не полностью, потому что все-таки угонами у нас в большой степени занимается полиция. А она, если захочет, то может даже самой оригинальной раскраски спрятать, и потом легализовать ее в любом другом регионе с этой же самой красотой во весь капот и все двери с идеальными документами. Не подкопаешься потом.
Не забывайте, что все-таки угонщик довольно часто на очень весомый процент – это полицейский. Практически в любую банду обязательно входит полицейский, который занимается легализацией. Наводчики, сами угонщики, легализаторы – весь этот бизнес в целом является полицейским, поэтому, когда мы с вами пытаемся противостоять угону, мы пытаемся противостоять государству.
В. Чулков: Да. Я готов поделиться своим опытом, который полностью соответствует вашим требованиям. Я владел машиной Suzuki, это был секонд-хенд. Я тоже считал, что вряд ли на нее кто-то позарится, но это было моей ошибкой. Нашлись люди, которые позарились. Сегодня я даже знаю, зачем ее угоняли, как ее легализовали. Угонщики просто купили машину такого же типа, которая перевернулась. Затем мою машину угнали под разборку. Ее пригнали в мастерскую и перебросили ту самую торпеду, которая с серийным номером.
С. Асланян: Я лишь уточню, что эта машина была с американского рынка, где вся идентификация сводится к этому самому VIN-коду, выбитому на торпеде.
В. Чулков: Да-да. Поэтому с разбитой машины на мою переставили эту торпедо, после чего ее вполне нормально легализовали и потом продали. Я даже примерно представляю, через какой округ это делалось, потому что
когда я отыскал воров, то на следующий день из экспертно-криминалистического центра Восточного административного округа приехала машина. Только она приехала не ловить воров, а их защищать. Потому, что я находился в Центральном округе и арестовывать их приехали представители Центрального округа. А защищать их приехали из ВАО. Вот такое взаимодействие между милиционерами.
С. Асланян: Кстати, расскажите эту историю до конца. Потому, что и возбуждение уголовного дела было проблематичным. И закончилось это все нетривиально.
В. Чулков: Возбуждение дела было не очень проблематичным. Кстати, еще одна иллюзия, мы все-таки за эту передачу некоторые из них рассеем. Например, у меня была иллюзия, довольно известная до сих пор, что у милиции есть «палочная система». То есть, милиции, во что бы то ни стало, нужны уголовные дела.
Я отыскал угонщика, у меня есть свои методы. Я нашел, где машину разбирали, купил от нее запасную часть в качестве вещественного доказательства. Сделал это инкогнито, сказав, что у меня в машине сломалось. Так как, я сам все делаю в своей машине, то у меня есть привычка снимать все, что я делаю. А в машине, кроме VIN-кода – серийного номера корпуса – есть на каждом блоке свои серийные номера. Обычно угонщики после содеянного уничтожают VIN-код и серийный номер, который записан в документах. Номера всех блоков, включая приемник, рулевую рейку они, естественно, не сносят, потому что они в документах не записаны, и поэтому их можно не бояться.
С. Асланян: А такой, как вы – один.
В. Чулков: Да. Когда я пришел в милицию, я предъявил торпеду, купленную у вора из своего автомобиля. И предъявил фотографии этой торпеды, когда я с ней работал. То есть было ясно, что это мое. Причем я не могу сказать, что низовой уровень милиции плохо к этому отнесся. Сам следователь взялся очень ответственно за это дело. В итоге, мы приехали с группой захвата в эту мастерскую, нашли там множество запчастей и от моей машины, они до сих пор в гараже лежат, причем доказано, что это мои, потому что все фотографии с серийными номерами у меня были. Также нашли целую кучу рам, двигателей со спиленными номерами.
Начало было нормальным. Самое интересное было потом. Вы не представляете, какая у нас наивная милиция. Это мы на нее клевещем, что ей нужны раскрытия. Как я выяснил, раскрытия не нужны. Мы клевещем, что она цепляется. Вот даже за «Болотное дело» тягают народ.
Нет, у нас милиция очень наивная. Потому, что когда воров задержали, они сказали, что эти запчасти были куплены у неизвестных людей. А рамы и двигатели со спиленными номерами – сказали, что у них такое хобби. Закон этого не запрещает. И милиция им поверила и тут же отпустила. Такая наивность.
При этом я отыскал даже свою машину, когда ее выставили на продажу, и съездил туда с другом. Потому, что все это происходило в том же самом Восточном округе, где я нашел мастерскую. Так как я там засветился, я привел с собой друга. Он отснял машину, это оказалась моя машина, со всеми приметами. Я приехал с этими фотографиями к следователю. Предварительно друг договорился, что на следующий день приедет с мастером, который, как я надеялся, будет из милиции, и дальше будем разбираться.
Следователь, который вел это дело – загорелся тем, что может задержать преступников, договорился с группой захвата, но я был полностью удивлен, когда его начальник при мне, ничего не стесняясь, открытым текстом запретил ему ехать на задержание.
После этого я три дня бегал и уговаривал милицию, и все-таки уговорил их поехать, но вот кто-то и непонятно кто, предупредил воров о том, что их искать будут. Все контакты тут же пропали. Удивительно.
С. Асланян: Поэтому, если кто хочет всерьез защититься, то имейте в виду, что полиция вам не поможет.
В. Чулков: Да, если вы так будете считать, то полиция, скорее всего, будет на стороне воров. Меньше шансов будет разочароваться. При этом можете также особо не надеяться на помощь высоких начальников. По результатам этого дела, когда я с поличным задержал воров, а в итоге остался без машины, а воры – без наказания, то были написаны письма Колокольцеву, в службу собственной безопасности, даже на сайт Президента. Более того, я тогда являлся членом «19 мая.ру». Это «Свобода слова», Вячеслав Иванович Лысаков. Он сейчас является депутатом Госдумы и организовал депутатский запрос, но на все эти запросы были получены дежурные ответы, что не видят никаких нарушений в действиях нашей полиции.
С. Асланян: Действительно нарушений никаких нет. Она так работает.
В. Чулков: Самое грозное, что я там нашел, так это то, что отмечалось несвоевременное реагирование полиции на ваше заявление.
С. Асланян: Писали долго, а предупреждали воров очень быстро.
В. Чулков: Я по специальности инженер. На самом деле, я инженер топ-уровня. Сейчас я работаю с зарубежными коллегами, и когда я рассказывал свою историю немецким, швейцарским коллегам…
С. Асланян: Оклеветали Родину.
В. Чулков: Нет-нет, тут абсолютная правда. А клевета – это неправда. Так вот они были в полном шоке. Они говорили, что у них, если купишь ворованную запчасть, то оберешься проблем. Но они сказали, что у них так не бывает, что можно задержать, схватить за руку вора, а потом оказаться у разбитого корыта.
С. Асланян: Поэтому у них там еще много нерешенных вопросов, а у нас любой вопрос, если надо, решается очень быстро.
Скажем так, защита от угона превращается, как мы видим, в защиту от государства.
В. Чулков: Да, потому что защита своими средствами при противодействии государству – это партизанская война, обреченная на неудачу. Одна из задач государства – это защитить своих граждан.
С. Асланян: Не очень заметно, чтобы они с этим справлялись и вообще знали об этом.
В. Чулков: Поэтому сейчас скажу два слова об Украине. Казалось бы, к чему она тут? Давайте обратим внимание, что Украина идет не только к Евросоюзу. Она бежит от государства, в котором возможна та ситуация, которую я вам описал: когда гражданин ловит вора за руку, а государство не обеспечивает ему защиты, и вор оказывается в преимущественном положении.
С. Асланян: Сейчас они ошиблись маршрутом, потому что вместо одного они посадили второго, точно такого же «золотого батона». В общем, вряд ли они верной дорогой идут, но пусть попробуют.
В. Чулков: Мы не говорим, они верной дорогой. Я просто к тому, что если наше государство хочет избежать подобных с другими странами ситуаций и стать привлекательнее, то государству нужно что-то делать, поворачиваясь лицом к своим гражданам.
С. Асланян: Так у нас для этого Киселев есть. И РИА Новости. Вот именно как раз для того, чтобы создать иллюзию, насколько у нас все великолепно.
В. Чулков: Но нам не иллюзия нужна, а реальные дела. Предлагаю перейти к четвертому разделу, который будет еще более интересен и полезен, потому что вы такое редко где-то встретите. Когда у меня угнали машину, я заглянул за грань. Я хотел бы дать несколько советов, чтобы вы не потеряли еще дополнительно сумму денег вместе с машиной.
Оказалось, что за этой гранью довольно много людей, которые кормятся на таких пострадавших. Когда у вас угонят машину, вы, естественно, оббегаете все дворы вокруг и выясните, что машины нет, то сунетесь в интернет, где есть множество сайтов, на которых предлагают разместить информацию о вашей машине. Мол, если кто-то увидит вашу машину, то предоставит какие-то данные.
Вы зашли на такой сайт, а там, оказывается, надо платить деньги за регистрацию. Понимаете, что просто так никто не хочет искать вашу машину, а хочет просто на вашем горе получить какую-то сумму денег. Но это, кстати, самые безобидные люди из тех, кто хочет на вас заработать. Когда я понял, что не хочу платить деньги и отказался от регистрации, то я увидел, что все равно появился там, несмотря на то, что я ничего не стал платить.
Второй момент еще более интересный и удивительный. Сразу совет: когда вы на таком сайте размещаете информацию о своей машине, там просят сообщить о различных приметах, цвете, царапинах на бампере, наличии каких-то особых примет. Сразу говорю – не пишите все приметы. Оставьте в запасе несколько штук.
С. Асланян: Контрольные метки.
В. Чулков: Именно. Поскольку оказалось, что есть огромное количество жуликов, которые пытаются вас развести. Вплоть до спектаклей, которые передо мной разыгрывали, когда мне звонили вечером, говорили, что подскажут, где моя машина. При этом я должен был по их условиям выключить телефон до четырех утра, ждать звонка, а если включу раньше, то меня засекут, и контакты будут нарушены. Потом вас попросят ехать в другой конец города в пять часов утра, положить деньги на определенный счет, после чего подойдет девушка и расскажет, где ваша машина находится.
Я пришел в банк, через который меня просят положить на счет. Спросил, что это за счет, а мне сказали, что это обычная карточка. То есть, предположим, что я кладу туда деньги, через пять минут их где угодно снимают в банкомате, после чего благополучно исчезают. После того, как я угонщикам по телефону сказал, что никаких денег класть не буду. Хотите – я кладу деньги под кирпич, вы показываете, где машина, а я говорю, где кирпич. Вы ничем не рискуете, а если вас милиция схватит, то говорите, что просто нашел на улице.
Естественно, люди начинают уходить, отказываться, а заканчивается все это вообще жалким спектаклем, когда просят положить хоть несколько тысяч на счет, и тогда мы тебе, может, что-то скажем. Жалкая картина, в общем.
К сожалению, таких желающих слишком много было. Поэтому, сразу готовьтесь к тому, что если говорят, что знают, где ваша машина, то спрашивайте, какая есть примета. Например, спросите, что написано на левом крыле. У меня, например, нестандартный чехол был сзади, на котором был написан лозунг какой-то команды. Видимо, от бывшего владельца остался вместо стандартной надписи Suzuki. Как только мне отвечали Suzuki, я сразу прощался с такими людьми и все.
Поэтому, готовьтесь к тому, что на вашем горе будет достаточно много желающих нажиться. Которые вам предложат вернуть вашу машину, заберут деньги, после чего вы их совсем не увидите.
С. Асланян: На самом деле, не надейтесь, что кому-то ваше горе близко. Таких людей не найдется. Это горе, с которым вы остаетесь один на один. Поэтому, если машина ушла, то вероятность того, что вы ее еще раз обретете – минимальна. Кстати, в этом отношении политика государства сводится к тому, что возврат найденного имущества у нас процессуально по сию пору, мягко говоря, не отработан.
В. Чулков: Я больше скажу. Вы можете в интернете найти историю человека, который четырежды находил свою машину. Мы с ним связывались, как собраться по несчастью. Так вот он, уже в четвертый раз, найдя эту машину в салоне, и добившись с огромным трудом, чтобы ее поставили на штрафстоянку, до сих пор судится за право ее вернуть. Я не знаю, насколько это успешно или не успешно. Вы можете найти эту историю, она уже как роман с продолжением, с видеозаписями, со снятыми начальниками и с записанными разговорами и переговорами. История берет за душу.
С. Асланян: При том, что «конфликт трех баз», который позволяет реально при постановке на учет угнанной машины обнаружить, что у нее перебит VIN-код, он тоже, так или иначе, дает вам определенную надежду, потому что работает. Но государство здесь выступает против вас, государство делает все, чтобы этот «конфликт трех баз» ни в коем случае не стал инструментом для поиска и возврата имущества. Поэтому вы можете уточнить, что ваша машина действительно найдена, но получить ее обратно государство вам не позволит.
В. Чулков: Тем более что есть еще более простые вещи. Мы как раз перед эфиром обсуждали. Я – инженер-радиотехник. Я, например, знаю, что когда вы оплачиваете счет в кассе, на любой квитанции у вас есть 20-значный код. Из них 18 цифр несут полезную информацию, а две последние – контрольная сумма. Если вы где-то на единичку ошибетесь, то эта контрольная сумма не совпадет. Не составляет никакого труда дополнить VIN-код одной или двумя цифрами в конце, после чего перебивание с шестерки на восьмерку или с единицы на четверку теряет всякий смысл. Потому, что любое изменение цифр в VIN-коде тут же отразится на контрольной сумме, и без всяких инструментов и специальных исследований будет сразу видно, что VIN-код перебит. Ну, видимо, нет интереса.
С. Асланян: Да, VIN-код по сию пору остается незыблемым, неурегулированным между государствами, и таковым, какой он есть в 17 знаков, понятно, что он уязвим. Но вы видите, что автопроизводители на самом деле не возражают, чтобы у вас угнали машину, ведь тогда вы придете за следующей.
В. Чулков: Бизнес работает, каждый выполняет свою роль. Воры воруют, милиция их поддерживает, мы всех кормим, включая государство. Собственно, мы на самом нижнем уровне цепочки.
С. Асланян: Единственное, что мы можем делать, это каждый раз, когда мы хотим защитить свою машину, ни в коем случае не идти стандартными проторенными путями. Если кто-то хочет всерьез озаботиться защитой автомобиля, то, во-первых, имейте в виду, что когда вам предлагают какую-нибудь «секретку», сигнализацию или противоугонку, и говорят, что у нее высший класс защиты, так вот высший класс не означает абсолютной.
Абсолютной защиты нет. Это говорит только о том, что криминогенная стойкость данного изделия исключается в минутах. Подразумевается, что в приличной стране на 7-8-й минуте все уже проснулись, схватив пистолеты, побежали вам на выручку. В том числе, и полиция. У нас этого не происходит, но самая мощная защита должна противостоять не больше семи минут.
В. Чулков: И вы никогда не должны расслабляться. Вы всегда должны быть готовыми защищать свою собственность и всегда быть начеку, сохранять внимание, не оставлять документы в машине, ключи, ничего лишнего. В общем, защита, в первую очередь, зависит от вас. Но при этом все-таки хотелось бы, чтобы государство обратило внимание на то, чтобы поддерживать не воров, а именно своих граждан. Это вопрос не только финансовый, не только возврата автомобиля, это вопрос, переходящий уже в политический уровень, вопрос устойчивости этой системы. Почему мы упомянули Украину? Потому, что такая ситуация просто начинает просто от нас отпугивать другие страны, что не есть хорошо.
С. Асланян: Ну, и совсем простой совет. Если вы решили поставить «секретку» на свою машину, и приезжаете не к дилеру, а в установочный центр, то посмотрите, то решение, которое предлагают вам, было предложено и соседям, стоящим здесь же людям с другими автомобилями? Если да, то тогда не надо устанавливать. Индивидуальный подход здесь должен быть еще более скрупулезен, чем у врача или личного работника в ателье. Пошить на вас индивидуально должны, в том числе, противоугонку.
В противном случае вы просто лишаетесь денег, поскольку это будет преодолено талантом угонщика. И никакие стандартные решения его ни в коем случае не остановят. Тем более что, когда вы приехали за своей машиной, то вы уже увидели, что там из оборудования был металлический фургон. Изолирующий фургон, внутрь которого и загоняется угнанная машина, что и обрубает абсолютно все системы слежения за ней через спутник и через что угодно. Такой фургон может уехать на любую площадку, любой отстойник и ничего уже не поделаешь. С нами был инженер Вячеслав Чулков, который рассказал о защите от угона. До свидания.
В. Чулков: До свидания!
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Самая совершенная и сверхнадежная противоугонная система — «Правый руль».
Спасибоооооооо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо за передачу. Итог всегда один: на государство не надейся и сам не плошай…
Как защититься от угона автомобиля | Сергей Асланян http://t.co/0AqURuQrZM
защититься от угона автомобиля | Сергей Асланян http://t.co/0AqURuQrZM
Самый лучший противоугонный способ — продать автомобиль!
Если сотовые операторы захотят — gsm глушилка станет бесполезна для воров: А нужно просто-напросто присылать смс-уведомление когда ваша GSM сигнализация ПРОПАЛА из сети!
Ставьте американскую Ravelco, С ней своим ходом не угнать.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.