Сергей Асланян: Добрый вечер! У нас тут недалеко лужайка. А на лужайке вместо цветочков – много машин SMART. Такие маленькие, красивенькие и их много. Они сбежались, они слетелись. Даже взяли и приехали. Потому что вчера, перед тем как приехать к нам на эфир, они разминались в SMART-пробеге, а сегодня воодушевленные, практически с крылышками, здесь для того, чтобы рассказать, как же это интересно в нашем удивительном городе ездить на таком фантастическом автомобиле, как SMART. Практически, вся SMART-тусовка Москвы у нас здесь. Добрый вечер!
Татьяна Артошина, организатор SMART-пробега: Добрый вечер!
С. Асланян: Вот они счастливые обладатели. Пожалуйста, погрузите меня в тему. Откуда в нашей стране берутся SMART? При том, что стартовая цена такая, что как-то думаешь, не купить ли на эти деньги квартиру в ближнем Подмосковье?.
Андрей Карпушкин, организатор SMART-пробега: Машины SMART достаточно давно в России. Официально они продаются два года.
Т. Артошина: Да, с 2012-го года.
С. Асланян: Перед этим они еще официально продавались целыми десятилетиями, проданы обе машины.
А. Карпушкин: (смеется). Нет, они продаются в России, наверное, с 00-х.
С. Асланян: Всегда. Сколько есть Россия – столько в ней продаются SMART.
А. Карпушкин: Да. Завозились они, естественно, как и все подержанные автомобили и их было достаточно много. Потом нас благословили и начали продавать уже официально в 2012-м году.
С. Асланян: Это было второе пришествие. Первый раз пытались продавать через официальную сеть – не получилось, и потом создавали автономную SMART-сеть, амортизирую всю страну, и тоже не удалось. А потом решили, что как будет, так и будет, и все-таки официально сертифицировав в 125-й раз это изделие, еще раз начали продавать. Вот у вас, у каждого присутствующего здесь откуда SMART? Как он в ладошки вам упал?
А. Карпушкин: Наверное, как и у большинства SMART-оводов России, у меня он появился через каких-то ребят, посредников, которые пригоняли автомобили в России. Ребят в клубе, которые купили машину официально, много сейчас появляется, но до этого все-таки были ребята, которые неофициально покупали автомобили.
С. Асланян: Сколько всего в SMART-клубе единиц?
А. Карпушкин: Сколько машин – сказать сложно. А в клубе зарегистрировано порядка семи тысяч человек.
С. Асланян: Эту армаду себе трудно представить. Такая себе дивизия SMART-ов. Много.
А. Карпушкин: Клубу десять лет, поэтому набрали достаточно.
С. Асланян: То есть, даже в периоды, когда это было неофициально, нелегально и практически подпольно, вы мужественно любили свои SMART-ы.
А. Карпушкин: Да.
С. Асланян: Но перед тем, как взять и купить, нужно же было все-таки, чтобы это попало в самое сердце. Просто так SMART не появится никогда.
Т. Артошина: Это правда. Нужно понять и полюбить. Эта машинка не просто, как средство передвижения. Это определенный стиль жизни. Тут либо он нравится, либо – нет. На него нужно решиться просто. Психологический отказ от задних сидений, которые в большинстве случае не нужны, это очень тяжело. Все-таки все мы привыкли к большим машинам. Но могу, наверное, сказать от лица всех тех, кто ездит на SMART уже давно, что мы не сможем уже сесть за большие машины. Потому что выражение лица при этом очень страдальческое, ты просто не понимаешь, зачем это.
С. Асланян: Скажите, Татьяна, вот эта машина, эта любовь – это вместо мужа?
Т. Артошина: Почему же?
С. Асланян: Муж помещается? Или у него свой собственный Gelandewagen.
Т. Артошина: Помещается. У него тоже SMART.
С. Асланян: Какая замечательная семья. А у детей, соответственно, по маленькому педальному SMART-ику на батарейках?
Т. Артошина: Детей пока нет, но когда появятся – будут ездить с мамой на SMART-е.
С. Асланян: Раз ребенок с мамой, раз ребенок с папой, SMART с прицепом, SMART с багажником на крыше.
Т. Артошина: Колонной (смеется).
С. Асланян: Всем клубом?
Т. Артошина: Конечно. Будем по очереди перевозить детей своих, чужих – неважно. Все дети свои (смеется).
С. Асланян: У вас в семье, кроме мужа, два SMART-а. Это как два кота? Завели одного, а потом второго.
Т. Артошина: Да, они как члены семьи.
С. Асланян: Кто был первым? Что началось: семья, SMART-ы, вы со SMART-ом, он со SMART-ом? Это как происходит в жизни, что в одном доме, в одном дворе, на одной лужайке пасутся два SMART-а?
Т. Артошина: У нас, кстати, сосед тоже на SMART-е.
С. Асланян: Это вирусное опыление.
Т. Артошина: Сначала появился человек, который потом стал моим мужем. Он купил себе SMART, приехал на встречу SMART-оводов, которые каждую пятницу проходят. Там он повстречал меня, потом у него был одобрен SMART мною и мы купили второй.
С. Асланян: То есть, первоначально вы тусовались там потому, что SMART-а не было, но очень хотелось?
Т. Артошина: Да, очень хотелось.
С. Асланян: Нужно было, чтобы эти цветы на лужайке оказались практически возле дома.
Т. Артошина: Да. Меня никто не брал на работу, и я даже, чтобы ездить на SMART-е, пошла работать в пиццерию, чтобы доставлять на машине пиццу.
С. Асланян: Вот это любовь.
Т. Артошина: О чем я и говорю (смеется).
С. Асланян: Вот она, изворотливость талантливого человека, который влюбился и понимает, что ему это необходимо.
Т. Артошина: Да, если захотел SMART, то хочешь-не хочешь, но ты его получишь.
С. Асланян: А опыт езды на других машинах был перед SMART-ом?
Т. Артошина: Был.
С. Асланян: Ролики? КАМАЗ?
Т. Артошина: Нет, прям четырехколесная, с крышей, нормальная машина. Настоящая машина. Внедорожник был.
С. Асланян: Какой?
Т. Артошина: Маленький. Mitsubishi Pajero Pinin.
С. Асланян: Все-таки Татьяна выступает в любви к малым формам.
Т. Артошина: Есть такое. Для меня очень большой был. Я как ехала, понимаю, что там зачем-то вот этот капот огромный. Ненужно это все.
С. Асланян: Те, кто не видят нас в онлайне, они представляют себе размеры Татьяны, и понимают, что дюймовочка на этом фоне просто гигант. Если капот Mitsubishi Pajero Pinin скрывается за горизонтом для Татьяны.
Т. Артошина: Это ужас.
С. Асланян: Ужас отступил и наконец-то SMART.
Т. Артошина: Да-да.
С. Асланян: Еще один голос – Андрей Карпушкин. Ну, о любви к SMART-ам.
А. Карпушкин: У меня история совсем другая. Я сам езжу на SMART-е с 2006 года. До этого ездил на разных автомобилях, очень долго и успешно.
С. Асланян: На каких?
А. Карпушкин: Я пересел на SMART с Mercedes S-класса, 140-й кузов.
С. Асланян: Кстати, опять-таки, не подумайте. Это я тем, кто не видит в эфире нашу студию. Все люди, которые на SMART-ах, это чрезвычайно приличные, очень неординарные люди, поэтому образ Андрея Карпушкина, рисующийся в приложении к S-классу, как бандит размером 7 на 8, в данном случае нежно тает. Это я так поправил, чтобы слушатели не пугались голоса. А то они сразу себе представили человека, у которого сейчас кастет вывалится из-за пазухи.
А. Карпушкин: Я выложил на входе (смеется).
С. Асланян: S-класс-то давно в прошлом уже. 140-й? Не зря же его «мерином» называли.
А. Карпушкин: Что до SMART-а, то это нужно было попробовать. Как и любому автомобилисту.
С. Асланян: Далеко не любому автомобилисту это надо пробовать!
А. Карпушкин: Неординарный автомобиль. Я для себя решил, что нужно попробовать и, соответственно, друзья попросили оказать помощь в покупке SMART-а. Так как я сам из Калининграда, у меня там куча знакомых в Германии. Они помогли привезти друзьям SMART, и я заразился. С тех пор у меня уже было шесть SMART-ов.
С. Асланян: У тебя теперь икебана из них или как?
А. Карпушкин: Нет, отдавал в заботливые руки. Они до сих пор ездят в клубе, от самого первого и до пятого. На шестом сейчас езжу я.
С. Асланян: То есть один из основоположников SMART-изации нашей страны находится здесь, в студии, поскольку таким опылением заразить шесть человек сразу – это хороший результат.
А. Карпушкин: Спасибо.
С. Асланян: А после S-класса, да в SMART. Вот этот переход к парашюту за плечами после танка?
А. Карпушкин: Главное, не оборачиваться назад.
С. Асланян: Потому, что там ничего нет все равно.
А. Карпушкин: Да. Это шок сразу, когда на расстоянии вытянутой руки находится заднее стекло.
Т. Артошина: Особенно когда КАМАЗ сзади останавливается (смеется).
А. Карпушкин: И ты этому стеклу паркуешься, как по телевизору. Сидишь так, вроде, и ничего машина, взрослая.
С. Асланян: Испуг от КАМАЗа все пережили?
Т. Артошина: Конечно.
С. Асланян: А КАМАЗ при этом нависал сверху, пытаясь из любопытства понять, что же это там такое эти «Жигули» под колесами крутятся-крутятся. Не было проблем? Никто там кусочек пластмассы не откусывал?
Т. Артошина: Кстати, была такая ситуация.
С. Асланян: Наступали на хвостик?
А. Карпушкин: Наступали-наступали (смеется).
С. Асланян: Что же, у нас остался не представленным Михаил Комаров. Он как-то аккуратно подкрался к этой теме, рассказывая о том, что SMART SMART-у друг, товарищ и брат. А ведь, правда же, что ординарные люди не покупают SMART? Вы, наверное, все по этой лирике люди какого-то очень возвышенного взгляда на жизнь.
Михаил Комаров, помощник организации – волонтер: Наверное, все-таки большинство владельцев SMART-ов ребята не ординарные, но у нас в клубе есть…
С. Асланян: Писатели, поэты, композиторы?
М. Комаров: Да, наверное, есть. Из семи тысяч человек, наверное, кто-то да найдется. Самый для меня запоминающийся со-клубник был достаточно взрослый дядечка из ФСБ.
С. Асланян: Вот это маскировка…
М. Комаров: Да, у него был Toyota Land Cruiser AMR, и при этом был SMART. И он приезжал и катался с огромным удовольствием на встречах, а в будни он ездил на большом Land Cruiser.
С. Асланян: Даже опричникам ничто человеческое не чуждо. Так иногда приятно посмотреть на что-нибудь милое и симпатичное. Не будем развивать эту тему, ФСБ-шники ведь тоже люди и среди них наверняка есть процент нормальных. У вас этот процент зашкаливает максимально. Потому что SMART о хозяине сказал гораздо больше, чем хозяин о SMART-е.
М. Комаров: Точно. Ребята все непростые. Музыкантов достаточно много, и известных групп, и актеров. С ними очень интересно общаться. И на встречах тоже, 100 процентов. Есть о чем поговорить.
С. Асланян: Такое ощущение, что когда SMART-клуб собирается в одну общую икебану, то из этого получается хорошая андеграундная тусовка.
А. Карпушкин: Наверное, да.
Т. Артошина: У нас все время веселье.
С. Асланян: Так оно и здесь так потихоньку идет. Вы как-то очень сдержанны.
А. Карпушкин: Достаточно погуглить наш хештег с последнего пробега и фотографии по нему, и все сразу станет ясно.
С. Асланян: Теперь о пробеге. Поскольку поводом для нашей встречи было все-таки конкретное событие, а не наша обоюдная любовь к маленьким машинкам, был автопробег. Состоялся SMART-пробег! Это из кучки маленьких машинок – одно большое, грандиозное мероприятие. Это вы, собственно, взяли и числом двинули по дорогам или вне дорог? Аккуратно сдвигая КАМАЗы и вызывая изумления и восторг у всех, кто стоял рядом и смотрел?
А. Карпушкин: Ну да, останавливая КАМАЗы.
Т. Артошина: Выщемляя их из нашей колонны.
С. Асланян: Они просто не знали, как от вас избавиться.
Т. Артошина: А мы ехали-ехали, а они кричали: «Выключите свет, они идут на свет».
С. Асланян: Сколько вас было?
Т. Артошина: 223.
С. Асланян: 223 SMART-ика… Всех цветов радуги. Устремленно куда-то движущихся по Москве. К вам приехали злые дяди и не сказали, что флеш-мобы запрещены?
Т. Артошина: Нас фотографировали на iPhone.
С. Асланян: И ухмылялись во всю широту своих возможных улыбок.
А. Карпушкин: И это происходит уже третий год подряд. Они фотографируют, мы пытаемся их спросить об официальном разрешении. Загодя, конечно же. Ничего внятного они нам не могут ответить. Улыбаются, разводят руками и говорят: «Езжайте, кто вас трогать-то будет?».
С. Асланян: Понятно. Теперь официальная часть. Итого уже целых три года подряд…
М. Комаров: Мы собираемся. Первый сбор был очень спонтанным, местами за два дня мы собрались.
Т. Артошина: Да, никто не ожидал, что кто-то приедет. 120 машин было.
С. Асланян: У вас толпа всегда.
Т. Артошина: А SMART-оводы очень легкие на подъем. Они за любой кипишь, кроме голодовки. Правильно говорю?
М. Комаров: Ну, да. На второй год мы собрали 174 машины, а в этом году – 223 автомобиля.
С. Асланян: И что вы делали? 223 симпатичные и милые улыбчивые штуковины с такими же хозяевами внутри собрались в единой точке. Собою заполонили пространство, поставили тем самым абсолютный рекорд нашей страны по сбору SMART-ов в одном месте. А потом?
М. Комаров: Наверное, этот пробег – возможность встретиться со всеми единомышленниками.
С. Асланян: Вы через мегафон друг с другом общались?
М. Комаров: Конечно, ребята разбиваются на небольшие тусовочки, но в целом, мы в какой-то момент собираем ребят в кучки, обсуждаем какие-то глобальные вещи относительно пробега и после этого, как само действие – происходит пробег по Москве. Два года мы катались по Садовому кольцу, а в этом году понимали, что мы не помещаемся. В прошлом году у нас толпа по-моему на пять километров растянулась.
Т. Артошина: Да, мы выезжали с Болотной площади, общались по рациям. Когда ехали по Моховой и к Москворецкой набережной, и когда на нее начали выезжать первые машины колонны, то с Болотной выехали только последние машины колонны.
С. Асланян: Хвостик был длинный.
Т. Артошина: Хвостик был очень длинный, очень много светофоров и это очень тяжело удерживать. Это грандиозная работа, целая команда людей, которые организовывают это действие, чтобы все не разорвались, не потерялись и доехали практически в таком же виде, как мы и стартовали.
С. Асланян: Воздушные шарики были?
Т. Артошина: В прошлом году – да. В этом как-то не очень.
С. Асланян: Был шанс, что возьмет и в реку швырнет куда-нибудь? (смеется). У вас с воздушным шариком – практически летательный аппарат.
Т. Артошина: В прошлом году мы шифровались под свадьбу, если вдруг возникнут какие-то вопросы. У нас были две невесты, два жениха. То есть, если что, то они бы вышли и показали, что у нас небольшой свадебный кортеж.
С. Асланян: А гармонист ведь в SMART помещается, чтобы походу.
М. Комаров: А в кабриолет еще и два.
С. Асланян: Там ударная установка. И вот вы этим разнотравьем, разноцветием и разновкусием в рамках одного SMART-оводства ехали-ехали по Москве, поднимая настроение публике, которая в этот момент с отягощенным видом бегала по магазинам и покупала колбасу на целую неделю вперед. Подняли настроение себе, городу, распугали все КАМАЗы и?.. Ну, вот кроме демонстрации того, что в одном месте собираются 223 SMART-а.
М. Комаров: Мы это делаем не для окружающих, а все-таки для себя.
Т. Артошина: Но и для них тоже.
М. Комаров: В целом, для себя, потому что это дикий позитив. В этом году бы ехали 2,5 часа в пробеге, и улыбка не сходила с наших уст, хотя мы и привыкли к SMART-у. Лично я ехал и у меня под конец пробега уже болели щеки от всего этого напряжения. Мы едем и это какое-то единение, что ли. Просто весело. Just for fun. Только для своего собственного удовольствия, и при этом все вокруг стоящие, едущие – мигают нам, снимают, улыбаются. На Youtube потом появляется гигантское количество роликов, снятых на телефон.
Т. Артошина: Снимают на все подряд: и на iPad, и на телефон.
А. Карпушкин: И главный вопрос: что за праздник такой? День SMART-а?
С. Асланян: Какие еще ответы?
М. Комаров: Наверное, день SMART-а самый правильный ответ, потому что в этом году в это же время прошли пробеги в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Для нас это такой праздник такой.
Т. Артошина: Да, для нас это такой праздник всероссийский. И уже второй год подряд к нам приезжает не только Москва, но и в Воронеж, Самара, Беларусь. Ребята приезжали из Риги к нам. То есть, прям сели на свой SMART в облачках и приехали. Это просто геройство какое-то.
М. Комаров: На самом деле, тут есть небольшой момент. Мы не московский клуб, мы русскоязычный клуб. То есть, для всех, кто говорит по-русски и любит SMART-ы. Это все для них.
С. Асланян: Абсолютно правильно. Какие могут быть границы, тем более, какие-то московские или не московские. SMART – это международное явление. Поэтому очень правильно, что у вас распростертые объятия. Принимать букет с цветами можно из любых рук. Поэтому совершенно логично, что у SMART-а такой широкий диапазон. А самый восточный SMART где замечен? Вот Екатеринбург – понятно, что он уже «осмартовленный». А дальше?
А. Карпушкин: Владивосток.
С. Асланян: С правым рулем?
А. Карпушкин: Конечно. Из Японии.
М. Комаров: Да, так и есть.
С. Асланян: И там потихонечку у вас уже ячейка или просто такие легкие выбросы, когда оттуда ребята кричат: «Мы тоже, мы тоже, у нас SMART-ы».
А. Карпушкин: Нет, есть там машины, которые привезены из Японии. Я думаю, что если там не стартовали, то в ближайшее время стартуют официальные продажи. Я, к сожалению, не в курсе этого вопроса.
С. Асланян: Конечно, конкуренцию Land Cruiser он создаст нескоро (улыбается).
А. Карпушкин: Но повеселиться народ точно сможет.
С. Асланян: Поскольку во Владивостоке наибольшая концентрация автомобилей, ведь город держит первое место по числу автомобилей на душу населения, там в среднем у каждого второго, включая грудных младенцев и совершенно престарелых бабушек, по машине есть, то SMART-у на их узких дорогих при отсутствии метро – самое место там. Впрочем, как и в любом другом крупном городе. Это уже к разговору о том, зачем нужен SMART. А как же без SMART-а, если ты хочешь ехать, а не идти, стоять или красться. Конечно же, это SMART. И, кстати, когда в Советском союзе сформировался первый клуб любителей одной марки, то собрался он как раз вокруг самого удивительного, самого вызывающего широкую улыбку автомобиля, ЗАЗ-965. Именно те люди, которые купили себе горбатого Запорожца, они поняли, что теперь вот даже и стесняться ничего не надо. Есть такая машина, в которой всегда хорошее настроение. Если бы она еще, зараза, не ломалась. И вот тут-то они собрались и, конечно же, в первую очередь ради того, чтобы обмениваться опытом ремонта: и капремонта двигателя в полевых условиях, и подбора запчастей, и адаптации куска забора и садовой скамейки к чему-нибудь, на чем можно прикрепить двигатель.
М. Комаров: Мы своим пробегом сильно попугали народ. В Яндекс.Картах в комментариях было очень много о нас отзывов: лестных и не очень. Очень было интересно почитать.
С. Асланян: КАМАЗ-исты редко пользуются этими изделиями. Если бы им предложили оставить какой-то комментарий, я боюсь, что они просто пальцем бы не попали. А все остальных от имени вполне могли высказаться.
А. Карпушкин: Сергей, у нас в клубе много людей, кто в повседневной жизни является дальнобойщиками. Не надо так о них.
С. Асланян: Дальнобойщик и КАМАЗ-ист – это не одно и то же.
А. Карпушкин: У них релакс такой: в будни они работают на фуре или большом автомобиле, а в свободное время они отдыхают на SMART-ах. Такие тоже есть.
С. Асланян: Интересно было бы спросить у человека, как у него дела после того, как он резко пересел с одного на другое, и обратно потом с этого на то. Я боюсь, что вот это переформатирование мира и его восприятие, требует от человека невероятной гибкости ума.
А. Карпушкин: Здесь я соглашусь.
М. Комаров: Не знаю, я обладатель большого автомобиля.
С. Асланян: Какого?
М. Комаров: Nissan Patrol.
С. Асланян: Который? 61-й?
М. Комаров: 62-й.
С. Асланян: Это грандиозная машина. Сколько там вовнутрь SMART-ов помещается? Два?
М. Комаров: Два.
С. Асланян: А если через люк еще один?
М. Комаров: Люк там маленький очень. Не пролезет.
С. Асланян: Вот она проблема. Всего пару SMART-ов.
М. Комаров: Ты, когда садишься за руль SMART-а, абсолютно никакого перестроения, дискомфорт не ощущаешь.
Т. Артошина: Как пиджак одел и пошел. Тут ненужно к нему привыкать.
С. Асланян: Побежал и хорошее настроение. И думаешь, как хорошо, что я отстегнул весь остальной гардероб.
М. Комаров: На самом деле у меня от SMART-а было ощущение какого-то рюкзака, когда у меня еще не было большого автомобиля. Поставил, где смог.
А. Карпушкин: Я Мишу тоже поддержу. У меня аналогичная ситуация. Я в будни езжу на SMART-е, а в выходные по необходимости пересаживаюсь на большую машину возить семью. И главное не забывать, на какой машине ты в данный момент находишься. Потому что пересев на большую машину, в моем случае это Nissan Pathfinder, нужно не забывать, что ты все-таки уже не на SMART-е. И манера после езды остается и люди некоторое время пребывают в шоке, когда между рядами начинает сновать машина побольше.
С. Асланян: Когда такой ящик там начинает шнырять, это, конечно, страшно. Но, как правило, с безопасностью, вежливостью, как и свойственно всем владельцам SMART-ов.
А. Карпушкин: Конечно. Поворотники и все дела.
С. Асланян: У вас подборка каких-нибудь внутриклубных анекдотов и историй обширна? Из серии «еду-то я и еду»…
Т. Артошина: У нас есть тема на форуме, и мы обсуждаем, как с нами люди общаются. Подходят на заправках постоянно, все время какое-то внимание, все спрашивают и иногда задают такие интересные вопросы. Например, очень часто спрашивают, китайская ли это машина. А один раз кого-то на заправке спросили, электрическая ли она (смеется). Эта машина настолько ни на что не похожа, что у людей просто информационный вакуум в голове и просто начинается хаос. Нужно же чем-то эту пустоту заполнить, и начинаются какие-то фантазии, придумки, задумки. Очень много говорят про SMART, что это небезопасная машина, что туда ничего не влезает, что зимой не едет, что вообще не едет. Очень многих таких вещей, что человек еще ни разу не сидел внутри машины и ничего сказать не может. На самом деле, передаем всем слушателям, что это неправда. В SMART влезает невероятное количество всего.
С. Асланян: Количество людей какое?
Т. Артошина: Шесть.
М. Комаров: Восемь, но это в кабриолете (смеется).
Т. Артошина: Мы переезжали на SMART-е, мы ремонт делаем со SMART-ом. Я ламинат вожу на SMART-е, например. Наливные полы, плинтуса.
С. Асланян: Пианино?
Т. Артошина: На пианино я не играю (смеется).
М. Комаров: На крыше велосипеды перевозили. Один парень как-то мопед перевозил внутри автомобиля.
Т. Артошина: Стиральная машина, два комплекта колес. Это машина-эгоист для вас и для вашей сумки.
С. Асланян: А также и для колес, велосипеда, ламината.
Т. Артошина: Это не грузовой транспорт, но если надо – он может. Зимой машина едет так, что никто не даст соврать. УАЗы застревают, а он тихий, короткий. Единственное, что в колею не влезает.
С. Асланян: Нет такой колеи, только если от велосипеда или детской коляски.
Т. Артошина: У них общая с машиной Hammer проблема. Они не влезают в колею. А так он прет замечательно, все электронные системы есть, поэтому машина многофункциональная.
С. Асланян: И классический задний привод.
Т. Артошина: Плюс заднемоторная компоновка. То есть, идет дополнительная нагрузка на задние колеса.
С. Асланян: Какие эти современные женщины. Они могут такое задвинуть.
Т. Артошина: У меня быстро иссякает запас.
С. Асланян: Нет-нет, мы продолжаем. И разрисовка, кстати, очень интересная, потому что на ведущую ось идет нагрузка за счет двигателя. Поэтому и коэффициент сцепления выше.
Т. Артошина: Плюс все смеются, что там на трассе. Да, конечно, высокую и короткую машину будет сдувать. Ну, не то, что знаете, вот так сразу в кювет. То есть надо за руль держаться, все в порядке. Пониженный центр тяжести, все-таки 850 кг. Сдуть не так просто. И поднять перетащить, как многие тоже смеются, не очень просто, но можно. Если зимой застрял задний привод, вышел, растолкал и поехал.
С. Асланян: А если, что взять, например, и зонтиком повысить парусность. Так он же тогда может и в любую сторону…
Т. Артошина: Это лучше для торможения дополнительного.
С. Асланян: Пробовали?
Т. Артошина: Естественно (смеется).
С. Асланян: Это же тормозной парашют.
М. Комаров: Это у Тани на номере.
Т. Артошина: У меня на рамке все дистанции написаны.
С. Асланян: Многие верят.
Т. Артошина: Создается же информационный вакуум. Все не знают, что за машина. Может, там и действительно тормозной парашют.
С. Асланян: Кстати, интерпретации по названиям существуют? Все с первого раза пытаются понять, что это все-таки SMART? Или они ходят и спрашивают: «А называется-то как?». Потому что не очень понятно.
А. Карпушкин: Многие думают, что Mercedes. У большинства такие мысли.
М. Комаров: Приходится объяснять.
С. Асланян: То есть, они в курсе, что все-таки эту машину сделали из швейцарских часов фирмы Swatch силами инженеров Mercedes.
М. Комаров: Немного надули.
С. Асланян: Ну, самую малость. Будильники-то бывают большие. Такие, чтобы уж проснуться. Поэтому, конечно, где-то что-то люди как-то слышали. Но это две разные категории. Поэтому те, что подходят на бензоколонке – они не читали. А те, кто читали, аккуратно пишут на клавиатуре, что «Да-да, мы знаем, это Mercedes». Ну, поднимаем все-таки статус владельца. Mercedes же. Да еще и классический, да еще и двухдверный, да еще и иногда кабриолет.
М. Комаров: Дорогая машинка.
С. Асланян: А, кстати, всегда дорогая машинка. Ну, стартовая цена у нее не ласковая абсолютно.
Т. Артошина: Хороший автомобиль. Он стоит своих денег. Что сказать именно о России, то тут, прежде всего, есть проблема в таможенных пошлинах. У нас все машины намного дороже, чем в Европе. Но SMART, это, во-первых, Mercedes, во-вторых, это качество, это безопасность. SMART – он как болид Formula-1 по своей конструкции. Он же не мнется вообще.
С. Асланян: Эта женщина мне только что сказала, что она быстро иссякает. Ничего себе. Татьяна, я продолжаю записывать.
Т. Артошина: Все понимают, на какой скорости ездят болиды Формулы-1, и люди переворачиваются, загорается машина, а люди выходят и дальше идут из этого болида. Точно также и в SMART-е. Среди нас, слава Богу, нет таких, кто улетал в кювет, но есть знакомые, которые переворачивались и делали несколько кругов с крыши на колеса и так далее, но выходили с повреждением из серии «ушиб ключицы» и шли дальше.
М. Комаров: За десять лет в клубе столько было аварий, но тотальных таких не было. Смертельных уж точно. Все, что мы видели – все по-легенькому как-то. Но потерпевшая сторона, как правило, тотально.
Т. Артошина: Кстати, да. Вот тот, кто со SMART-ом сталкивается, тот намного сильнее страдает. Конструкция построена по такому типу, что отдает всю энергию удара. Смотришь машины, которые столкнулись со SMART-ом, такое впечатление, что в них КАМАЗ въехал. А у SMART-а только все пластиковые крепления обломались, и он оттуда своим ходом уехал.
А. Карпушкин: А капсула так и не деформировалась, то есть она очень жесткая.
С. Асланян: Вот она каркасно-панельная схема, когда на броню навешаны красивые для увеселения панельки, отстегивающиеся в случае удара. А внутри все надежно, как в танке. Не надо недооценивать. Все время Ганди говорил, что размер – не самый главный критерий для оценки величия кого бы то ни было, или наоборот его ничтожества.
А. Карпушкин: Сергей, на самом деле SMART – очень даже прагматичный выбор. Я исключительно технического склада человек и подошел к своей покупке машины очень взвешенно. Во-первых, это дешевле, чем даже на общественном транспорте. Условно, да. Если ездить много – то, это дешевле, чем на общественном транспорте.
С. Асланян: Какой расход топлива?
А. Карпушкин: От трех на дизельном 450-м кузове. Сейчас вот у меня Brabus 11 98-го. Так вот, это дешевле. Налоги смешные. Говорят, что это дорогая покупка. Но эти деньги вложены в дешевую эксплуатацию. Это машина, которая не требует больших финансовых вложений. Она очень надежная, очень удобная. Очень многие приходят к SMART-у именно после больших машин, после внедорожников. Сюда я не брал людей, у которых это первая машина или единственная. Это как костюм на каждый день. Это очень комфортное средство передвижения днем. По работе, на пятидневку. На выходные у него там либо джип для «Волока», либо что-то еще, либо семейный минивэн, а это именно средство для передвижения по нашим московским пробкам. Для каких-то быстрых перемещений по городу. Потому что это реально быстро.
С. Асланян: Для шныряния.
А. Карпушкин: Да, это конечно, не мотоцикл, но можно двигаться быстрее потока раза в полтора, не создавая никаких проблем окружающим, вызывая только позитив. Вот с утра ты вышел, а у тебя у подъезда, именно у подъезда, потому что все места расхватали, а остался маленький пятачок у подъезда, где ты всегда поставишь свой SMART и где для него всегда есть место.
С. Асланян: Рядом с подъездом и рядом с помойкой.
А. Карпушкин: Либо закатить в подъезд, если снежно сильно (смеется).
С. Асланян: Хоть один случай угона отмечен?
А. Карпушкин: Нет. В Питере пытались один укатить, побаловаться и покататься, но на этом история закончилась.
С. Асланян: Тот самый Mercedes, который не угоняют.
А. Карпушкин: Именно. На самом деле очень позитивно. Такая себе таблетка от ежедневной депрессии. Очень всем рекомендую.
С. Асланян: Кстати, SMART очень приятно пропустить на дороге, потому что он обычно не бывает наглым. Он бывает прикольным. В отличие от мотоцикла, который так и норовит тебе срубить зеркало. При этом мотоцикл же всегда едет 200-250, 300-350 км/ч, потом шмяк! И следующий мотоцикл – 200-250 (смеется). А со SMART-ом такого не бывает.
М. Комаров: На самом деле, когда видно, что ты где-то пытаешься проехать между рядами, то водители расступаются. Такое бывает.
А. Карпушкин: Как правило, SMART-ами управляют вежливые и аккуратные люди. Если маневр происходит, и пусть он будет неожиданным с точки зрения понимания машины в соотношении 3 к 1, 2 к 1, я имею в виду длину к ширине, то здесь, когда ты передвигаешься ровно в бок, или по диагонали между полос, то это вызывает некое изумление, но все всегда предупреждены поворотниками. Особенно у левого отбойника МКАД, часто используют.
С. Асланян: То есть, там, где улетают мотоциклы насмерть, там крадутся SMART-ы.
М. Комаров: Безопасно.
А. Карпушкин: При этом никого не двигая, не надо никакой мигалки. Вот часто у нас чиновники ездят с мигалками, а я все время вижу рядом машину с мигалкой и я еду не медленнее – я их обгоняю. Просто передвигаюсь в потоке с поворотниками.
С. Асланян: Из этого следует только одно: SMART-ы надо запрещать. Чиновник с мигалкой едет специально для того, чтобы все остальные стояли. А кто-то все-таки двигается.
А. Карпушкин: Может, их на SMART-ы? Ан-нет, все-таки статус.
М. Комаров: Кстати, SMART с мигалкой у нас был в клубе в свое время.
С. Асланян: В Германии, во Франкфурте я, например, видел полицейские машины SMART с мигалками. Там это в порядке вещей, потому что рациональный подход превыше всего. Не только же на Porsche ездить, можно и на том, что рационально. Кстати, а у вас есть такая статистика, что вот я доехал до такой точки, что это либо далеко, либо остальные там не пролазят. Например, еду я по крыше Мавзолея.
А. Карпушкин: Понятно, что где-то какие-то ограничения движения.
С. Асланян: Это там, где вас пытаются сачками ловить.
А. Карпушкин: Именно. Столбиками какими-то. Где-то можно проехать. Если уж совсем узко, то развернулся и задним ходом едешь, чтобы видеть в зеркала препятствия. Под смех инспекторов ГИБДД проезжаешь, объезжаешь и куда надо попадаешь.
М. Комаров: В свое время я ездил регистрировать компанию в налоговую полицию, где в Москве все регистрируют свои компании. И там, кстати, стать невозможно. Все юридические лица – там. Девушка, с которой я ехал, и которую я должен был провести по налоговой, сказала, чтобы я остановился где-то за пару километров. Иначе есть вероятность, что мы там не станем никогда. Я ее успокоил, сказав, что мы на SMART-е. И в итоге мы стали прям у входа. При том, что стать там никогда невозможно. Это всем известная история.
С. Асланян: Подвиг.
А. Карпушкин: Опять же, в наш прошедший SMART-пробег со мной ехал неадаптированный фотограф, который все это хотел запечатлеть.
С. Асланян: Вывалился?
А. Карпушкин: Нет, он просто полдороги снимать не мог. Он сидел с большими глазами и ничего не понимал: как же так! Но потом акклиматизировался.
С. Асланян: Дорогу проходили в неожиданном месте?
А. Карпушкин: Нет, просто движение было для него слишком необычным.
С. Асланян: В SMART-е поначалу много необычного. Вообще SMART известен своим модельным разнотравьем. У вас целиком представлены все или чего-то в вашей коллекции не хватает?
М. Комаров: Все SMART-ы, которые выпускались, есть в клубе.
С. Асланян: Какие? Похвастайтесь.
А. Карпушкин: Самые распространенные – это футушки, как мы их называем (SMART Fortwo – прим. авт.)
М. Комаров: Колобки.
А. Карпушкин: Да, 450-й, 451-й кузов. Это самые распространенные.
С. Асланян: Как полагается всегда людям, которые на Mercedes и на BMW, они не могут назвать, какая у них машина. Они называют кузовами. Потому что иначе в классификации понять ничего нельзя.
А. Карпушкин: У нас тоже самое. Также есть SMART Roadster, но они, к сожалению, сняты с производства, но у нас очень много ценителей. Машины в превосходном состоянии.
С. Асланян: Коллекционная вещь.
А. Карпушкин: Конечно.
М. Комаров: Она, кстати, по-моему, в Англии уже стоит в списках коллекционных автомобилей – Roadster Brabus. Потому что их было 10 тысяч.
А. Карпушкин: И в рейтинге TopGear она на доске, где круто.
М. Комаров: У нас есть SMART Crossblade. Это вообще без крыши и без лобового стекла, с маленьким таким огрызочком только в 15 см. Чисто пляжный автомобиль, в маленьком количестве был выпущен.
А. Карпушкин: С моющимся салоном. Такая машинка, со шлемом в комплекте.
М. Комаров: И есть еще SMART Forfour – это для четверых.
А. Карпушкин: Да, это то, что сделано на базе Mitsubishi Colt, но со всеми фишками SMART. Со сменными пластиковыми панелями, с интерьером.
С. Асланян: Он-то как раз вызывает, скорее, изумление, чем улыбку.
М. Комаров: Ну да. Как так, Colt стал SMART-ом.
С. Асланян: Никто не знает, что это Mitsubishi Colt. Все просто понимают, что это какая-то совсем неординарная машина, тем более что он довольно часто все-таки Roadster и когда там можешь разглядеть, какой длины у нее юбка, то становится совсем здорово. Особенно, если ты в автобусе и там жарко. Я реакцию мужиков на остановке видел. Они так как-то оживляются сильно.
Т. Артошина: Roadster – потрясающая машина, в которой очень удобно сидеть, очень удобно ездить. Она на трассе даже стоит, как утюг. Но вот влезать и вылезать в нее – это такое удовольствие (смеется).
С. Асланян: Англичане открыли специальные курсы влезания и вылезания для людей в каблуках и юбках. Потому что не из каждой низкой машины это удастся сделать так, что это как-то… Это трудно. В результате вас – сумасшедшая живописная куча. Эксплуатационные расходы минимальны, настроение всегда хорошее и зима вам нипочем, даже дубленку не надо. И где все это великолепие обслуживается? Что с сервисом?
М. Комаров: Сервисы – это отдельная история.
А. Карпушкин: Минуточку.
Т. Артошина: Что ты пугаешь людей? (смеется). Раньше были неофициальные сервисы, которые просто гуру и SMART-ы разобрали уже тысячу раз.
С. Асланян: Прошу прощения, они все из бывших часовых мастерских?
Т. Артошина: Мы не уточняли, если честно (смеется).
А. Карпушкин: На самом деле все это очень знающие люди и как они пришли к SMART-у – это их профессиональные секреты. Но большинство тех, кто давно подсел на эту машину и большинство истинных SMART-оводов обслуживается именно у них.
С. Асланян: То есть, получается, что есть целая сеть и как всегда альтернатива официальному сервису? На официальные сервисы тоже приходится ездить? Есть такие люди отважные?
М. Комаров: Пока пусть…
С. Асланян: И чем хорош SMART, так это тем, что любую запчасть к нему или кузов в сборе можно привезти, как ручную кладь в самолете.
Т. Артошина: Кстати, панели заказываются в цвет. И красить не надо.
С. Асланян: Это да, это технология. И запчасти, в любой момент щелкнув пальцами, начинают…
А. Карпушкин: Запчасти есть, запчасти всегда в наличии. Только если какие-то редкости бывают, тогда недельку-две надо подождать. Все есть на известных всем сайтах, все в наличии. Проблем не вызывает. На самом деле никаких эксплуатационных проблем со SMART-ом нет. Главное, просто грамотно подойти к владению
С. Асланян: По вашему многолетнему опыту: какой ресурс у машины? Сколько она служит своему хозяину? Какой пробег у него заложен в организме?
А. Карпушкин: В Германии есть полумиллионные.
С. Асланян: Легенды про Германии я сам могу рассказывать долго. А у нас-то как с этим?
М. Комаров: У нас есть в клубе парень из Киева. У него пробег, если мне память не изменяет, 300 тысяч. Он уже просто поменял на новый SMART. Не потому, что старый сломался, ему просто хотелось некого обновления.
С. Асланян: 300 тысяч это все-таки рекорд?
А. Карпушкин: В целом – это примерно 150 тысяч.
М. Комаров: Мы не знаем случаев, чтобы кто-то сломался и оставил машину на разборке.
Т. Артошина: Тут все зависит от того, как человек за ней ухаживает. Что касается подержанных машин, то сейчас очень многие покупают SMART, как Daewoo Matiz, скажем так.
С. Асланян: Вызывающий улыбку и не ломающийся, в принципе.
Т. Артошина: При этом он хочет, чтобы она стоила дешево, потому что она маленькая. Покупает, и в итоге начинаются проблемы. Потому что машине 10 лет, а за ней никто не ухаживал и масло ни разу не менял. А если ухаживают, то я вот, например, свою машину знаю хорошо.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.