Сегодня компания является одним из самых старейших автопроизводителей в мире. История ее международного успеха началась незадолго до Рождества 1895 года, когда Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент основали в городе Млада-Болеслав мастерскую по ремонту и изготовлению велосипедов. Позже они также начали разрабатывать и выпускать мотоциклы и автомобили. С 1925 года компания работает под брендом ŠKODA.
Ровно 125 лет назад, в канун Рождества 1895 года, механик Вацлав Лаурин и продавец книг Вацлав Клемент заложили фундамент будущей компании ŠKODA AUTO. Двух основателей объединило общее увлечение велоспортом. Они хотели предложить своим клиентам велосипеды лучшего качества по доступной цене. Помимо самих основателей, в небольшой мастерской работали три человека. Всего через год компания предлагала уже пять моделей велосипедов с патриотичный названием SLAVIA (славянская Чехия входила тогда в состав Австро-Венгрии), а штат предприятия насчитывал уже 21 сотрудника. Вскоре модельный ряд стал включать детские и женские велосипеды, тандемные модели и двухколесные велосипеды с цепным приводом или карданным валом, а также трехколесные для перевозки грузов или пассажиров.
Отцы-основатели компании Лаурин и Клемент не остановились на велосипедах, продолжая качественное развитие бренда. Так, 18 ноября 1899 года они представили публике два первых мотоцикла L&K: модели SLAVIA A и B. В инновационных новинках двигатель был установлен в нижней части рамы, что обеспечивало более простое управление и устойчивость на ходу. Такая компоновка стала мировым стандартом для всех производителей, и до сих пор считается примером инженерного мастерства Вацлава Лаурина. Для лучшего понимания сути инновации: мотоцикл из Франции, взятый в качестве отправной точки, имел передний привод и двигатель на руле.
Своим стремительный ростом компания обязана дальновидности и предпринимательскому таланту Вацлава Клемента. Он добивался получения крупных заказов как на внутреннем рынке, так и на зарубежных, включая такие развитые страны, как Германия и Великобритания. Превосходное качество мотоциклов из Млада-Болеслава также подтверждалось в многочисленных соревнованиях. 1196-километровая гонка из Парижа в Берлин 1901 года, которую с огромным преимуществом выиграл Нарцис Подседничек (Narcis Podsedníček), вошла в историю: чех приехал на место раньше, чем на финише появились судьи и хронометристы – никто просто не ожидал такой скорости прохождения дистанции. Помимо этого, важной вехой мотоциклетной эры марки стала победа модели L&K CCR в неофициальном чемпионате мира по мотогонкам в городе Дурдан недалеко от Парижа 25 июня 1905 года.
К концу 1905 года компания из Млада-Болеслава представила свой первый автомобиль – Laurin & Klement Voiturette A. Легкая и маневренная модель из Богемии оснащалась двухцилиндровым двигателем объемом 1 л и разгонялась до 40 км/ч. Менее чем через год автомобильное портфолио чешского бренда состояло уже из целого ряда моделей с двух- и четырехцилиндровыми двигателями. Продукция компании стала еще более престижной после того, как в 1907 году L&K первыми в Европе выпустили автомобиль с восьмицилиндровым двигателем – модель Type FF. Успехом также пользовались выпускаемые компанией из города Млада-Болеслав коммерческие и гоночные автомобили. К началу Первой мировой войны L&K была крупнейшим автопроизводителем Австро-Венгрии и экспортировала свою продукцию в десятки стран на всех континентах.
Спустя три десятилетия с момента основания компании в 1925 году Laurin & Klement объединяется с сильным стратегическим партнером – машиностроительной группой Škoda из Пльзени. Выгодное для обеих сторон слияние стало основой будущего развития, а крылатая стрела на логотипе с тех пор символизировала скорость и прогресс. Вскоре была модернизирована автомобильная фабрика в Млада-Болеславе. Запуск нового поколения автомобилей также считается важной вехой в истории компании: успех моделей POPULAR, RAPID, FAVORIT и SUPERB с 1936 года обеспечил бренду лидерство в своей стране – позиция, которую ŠKODA сохраняет по сей день. Надежность автомобилей из Млада-Болеслава продемонстрировали множество автопробегов и экспедиций того времени по Европе, Азии, Африки и Америке.
После Второй мировой войны компания была национализирована, но ŠKODA продолжала развиваться и выпускать конкурентоспособную продукцию даже в условиях плановой экономики. Заводы в Квасинах и Врхлаби получили дополнительные мощности, и компания продолжила самостоятельно разрабатывать новые модели. Первая OCTAVIA, вышедшая в 1959 году и ставшая впоследствии легендарной, и элегантный кабриолет FELICIA продемонстрировали инженерный потенциал чешского бренда. В марте 1964 года в Млада-Болеславе открылся новый главный завод компании, что позволило значительно увеличить выпуск автомобилей. Уже в том же году дебютировала модель ŠKODA 1000 MB – новый седан с заднемоторной компоновкой, который считался одним из самых совершенных с технической точки зрения автомобилей в мире с двигателем объемом 1 л. Легендарное спортивное купе ŠKODA 110 R, появившееся в 1970 году, обозначило еще один важный этап развития. Построенная в 1975 году на его базе ŠKODA 130 R стала одной из самых успешных раллийных машин своего класса и получила прозвище «ВосточныйPorsche».
Непосредственно перед эпохой больших политических перемен в стране и всем социалистическом блоке компания представила в 1987 году модель ŠKODAFAVORIT. Новый хэтчбек, облик которого разрабатывался в итальянской дизайн-студии Bertone, имел современную компоновку с поперечно установленным спереди двигателем и приводом на передние колеса. Отчасти этот успешный автомобиль и стал поводом для покупки ŠKODA AUTO крупнейшим в Европе автопроизводителем. 16 апреля 1991 года ŠKODA стала четвертым брендом в составе Volkswagen Group. Как и в 1925 году, привлечение сильного стратегического партнера позволило компании продолжить свой динамичный рост. Благодаря сотрудничеству с немецким концерном, чешскому бренду удалось улучшить качество своей продукции, расширить модельный ряд автомобилями более высокого класса и, в долгосрочной перспективе, завоевать новые привлекательные сегменты рынка, включая SUV.
Представив в 2019 году plug–in гибридную модификацию SUPERB iV и полностью электрическую модель CITIGOe iV, ŠKODA вошла в эру электромобилей. В 2020 году чешский бренд провел премьеру ENYAQ iV – своего первого полностью электрического SUV, базирующегося на модульной платформе MEB концерна Volkswagen Group. Помимо трех заводов в Чехии, ŠKODA AUTO производит автомобили в Китае, России, Индии, Словакии и Украине, а также представлена более чем в 100 странах. Внутри Volkswagen Group ŠKODA управляет деятельностью концерна в России, Индии и Северной Африке. В рамках своей стратегии развития до 2025 года ŠKODA AUTO активно трансформируется из классического производителя автомобилей в компанию Simply Clever, предоставляющую лучшие решения для индивидуальной мобильности. Так, чешский бренд и по сей день следует курсу, заложенному его отцами-основателями Лаурином и Клементом 125 лет назад.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Комментарии
А теперь компанию давно выкупил VAG и штампует модели VW под другими названиями, типа марка Шкода :-)