Выпуском этой модели отцы-основатели компании продолжили успешное развитие своего предприятия, ранее известного производством велосипедов и мотоциклов. С этого момента чешская компания стала на постоянной основе разрабатывать и выпускать автомобили, полные инновационных идей. Сегодня портфолио ŠKODA включает десять модельных линеек.
Когда первый автомобиль покинул стены завода Laurin & Klement в Млада-Болеславе, компания уже имела десятилетнюю историю успеха: Лаурин и Клемент основали производство велосипедов под брендом SLAVIA еще в 1895 году. А в ноябре 1899 года предприниматели расширили модельный за счет ряд инновационных мотоциклов с одноцилиндровыми бензиновыми двигателями, которые размещались в нижней части рамы (общепринятое сегодня решение тогда было нестандартным – мотоцикл другого производителя, взятый за отправную точку, имел двигатель на руле и передний привод). Вскоре после этого L&K стал одним из первых производителей в мире, выпустивших двухцилиндровые V-образные и рядные четырехцилиндровые двигатели для двухколесной техники. Мотоциклы Laurin & Klement пользовались огромной популярностью у покупателей и вскоре стали завоевывать первые победы в гонках.
Чтобы освободить дополнительные производственные мощности для выпуска автомобилей, в 1905 году компания L&K прекратила выпуск велосипедов и значительно расширила цеха – на площади 9 500 м2 трудилось 355 сотрудников и работало 206 станков. Разработка первого серийного автомобиля марки, Laurin & Klement Voiturette A, заняла более пяти лет. Все основные узлы машины были собственной разработки компании, и ей же и выпускались. 29 октября 1905 года предприятие L&K разместило анонс о выходе модели Voiturette A в 44-м номере автомобильной газеты Allgemeine Automobil–Zeitung в Вене. В статье прототип назывался Voiturette с отсылкой к французскому термину, означавшему компактный легкий автомобиль (буквально – «тележку»).
Серийная версия L&K Voiturette A впервые появилась на обложке еженедельного издания Sport a hry («Спорт и игры») в Богемии в среду 27 декабря 1905 года (Богемия тогда была регионом Австро-Венгрии). Редактор Вилем Хайнц (Vilem Heinz) подробно описал новинку из Млада-Болеслава в материале под заголовком «Демократичный автомобиль». Помимо прочего, автор утверждал: «Voiturette от Laurin & Klement очень основательно сконструирован… Выглядит прекрасно, его линии элегантны …Идеальный двухместный автомобиль … На нем можно ездить со скоростью от 5 до 45 км/ч». Также автор отмечал, что правильно подобранные передачи в коробке (три вперед, одна назад) позволяют легко брать 20-процентные подъемы. Заключение Хайнца было позитивным: он назвал автомобиль практичным, комфортабельным и недорогим. Для лучшего понимания уровня автомобилизации того времени: скорость 45 км/ч по законам Австро-Венгрии тогда была максимально разрешенной для дорог общего пользования.
К 18 января 1906 года Voiturette A был официально одобрен для дорог общего пользования, а 15 апреля компания L&K продемонстрировала модель посетителям автосалона в Праге. Помимо своей конструкции в целом, качества сборки и внешнего вида, модель A понравилась публике своей практичностью и отличным соотношением цены и технических характеристик. Базовая версия стоила 3 600 крон, в то время как обычный рабочий на фабрике зарабатывал в среднем две кроны в день. Бензин, который тогда продавался на вес, стоил 66 геллеров за килограмм, что делало его лишь чуть более дорогим, чем литр пива.
Модель L&K Voiturette A имела раму лестничного типа и два жестких (неразрезных) моста с рессорной подвеской. Двигатель V2 с углом развала 55° и жидкостным охлаждением, размещенный спереди, имел рабочий объем 1 005 см3 и развивал мощность 7 л.с. Коническое сцепление, в котором фрикционным материалом выступала натуральная кожа, передавало крутящий момент к коробке передач. Стандартно задние колеса приводились в движение через карданную передачу, но по заказу был доступен и цепной привод. Компактный и маневренный автомобиль массой около 500 кг имел двойную тормозную систему. Педаль воздействовала на трансмиссионный тормоз (барабанный, он стоял за коробкой передач), а рычаг приводил в действие тормоза, тоже барабанные, на задней оси.
Колеса предлагались как с деревянными, так и со стальными (проволочными) спицами. Кроме того, можно было заказать автомобиль с двумя раздельными сиденьями или, как вариант, с двухместным диваном и отделением для багажа позади него. Система внешнего освещения и крыша входили в перечень дополнительного оборудования. Автомобили были доступны в красном, зеленом, синем и сером цветах. А за белую краску требовалось доплатить 50 крон.
С 1905 по 1907 год компания Laurin & Klement выпустила как минимум 44 экземпляра Voiturette A. Пять из них сохранились до наших дней; один автомобиль является частью постоянной экспозиции музея ŠKODA в Млада-Болеславе.
L&K Voiturette A стал трамплином для динамичного развития компании. С 1906 по 1914 год продажи автомобилей Laurin & Klement увеличились более чем в 20 раз. Уже в 1907 году портфолио включало машины с числом цилиндров от двух до восьми. Также предлагались гоночные модели, несколько автобусов и коммерческих версий автомобилей. К началу Первой мировой войны компания стала крупнейшим автопроизводителем в Австро-Венгрии.
С тех пор как компания Laurin & Klement объединилась с сильным партнером, машиностроительной группой ŠKODA из города Пльзень (это случилось в 1925 году), автомобили из Млада-Болеслава стали выпускаться под новым брендом. На них стали размещать знаменитый логотип ŠKODA с крылатой стрелой. Несколько небольших конвейеров на заводе в Млада-Болеславе заменили новой эффективной производственной линией. В 1934 году автомобильная компания представила новую концепцию: хребтовую (трубчатую) раму в основе новых моделей и независимую подвеску спереди и сзади как комфортное дополнение. Уже два года спустя благодаря моделям ŠKODA POPULAR, RAPID и SUPERB компания стала крупнейшим автопроизводителем в Чехословакии (Австро-Венгрия, напомним, не пережила Первой мировой войны).
После Второй мировой войны компания была национализирована и с 1 января 1946 года стала называться AZNP (Automobilové závody národní podnik – Автомобильный завод, Народное предприятие). Даже в непростых экономических и политических условиях того времени чешский бренд продолжал развиваться. Переход от кузовов, сделанных с использованием дерева в качестве силового элемента конструкции, к цельнометаллическим кузовам в 1952 открыл путь к началу массового производства. Вслед за этим были представлены автомобили новой эры – ŠKODA 440 Spartak, OCTAVIA и FELICIA. А в 1964 году была представлена одна из самых технологически совершенных моделей в Европе в классе автомобилей с двигателем объемом один литр: ŠKODA 1000 MB с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой. Благодаря успеху этой модели завод в Млада-Болеславе впервые преодолел отметку в 100 000 автомобилей в год. Наконец, в 1987 году начало новой технологической эры ознаменовал ŠKODA FAVORIT с элегантным дизайном, передним расположением двигателя и передним приводом.
В 1991 году ŠKODA AUTO стала частью Volkswagen Group, на тот момент – четвертым по счету брендом в концерне. Этот альянс помог чешскому автопроизводителю продолжить активное развитие после распада социалистического блока. В следующие три десятилетия ŠKODA превратилась из регионального игрока с ежегодным объемом выпуска порядка 200 тыс. автомобилей в крупного международного производителя: в 2019 году клиентам из более чем 100 стран мира было передано 1,24 млн автомобилей ŠKODA. В 2020 году, спустя 125 лет с момента основания компании в 1895 году, ŠKODA предлагает своим клиентам десять модельных линеек и широкий выбор силовых установок. Одна из недавних новинок чешского бренда, полностью электрический кроссовер ENYAQ iV, базируется на модульной платформе MEB (ModularElectrification Toolkit) и выпускается на основном заводе компании в Млада-Болеславе.
ŠKODA AUTO имеет три собственных завода в Чешской республике. В Млада-Болеславе и Квасинах компания производит в основном автомобили, а на заводе во Врхлаби – компоненты, включая автоматические коробки передач DSG. Кроме того, автомобили ŠKODA выпускаются в Братиславе (Словакия), Ичжэне, Нанкине, Нинбо и Чанше (Китай), Калуге и Нижнем Новгороде (Россия), Пуне и Аурангабаде (Индия), а также в Соломоново (Украина).
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More