Его Porsche 911 GT3 R выстреливает из первого поворота трассы Спа-Франкоршам, стремительно ускоряясь вниз по 15-процентному уклону. После очень быстрого правого поворота бельгиец прижимается к белой стене, отделяющей трассу от старого пит-лейна и отражающей звук высокооборотистого 6-цилиндрового гоночного «оппозита». Вдалеке появляется знаменитый вираж Eau Rouge. «Газ в пол» – или нет?
«Это очень сложный вопрос, пока не осмелишься сделать это в первый раз», – смеется Вантор.
Здесь, на родной для себя трассе, известной во всем мире как «американские горки в Арденнах», он одержал немало побед.
Во время гонки 24 часов Спа-Франкоршама, которая пройдет 24 и 25 октября, пилотам придется решать «дилемму Eau Rouge» каждый круг. Эта комбинация поворотов, официально носящая имя Raidillon, получила свое всемирно известное название из-за протекающей поблизости небольшой речки. Ее воды из-за высокого содержания железа имеют красноватый оттенок, вследствие чего и появилось французское название Eau Rouge – «Красная вода». В погоне за самым быстрым временем квалификации на свежих шинах и с минимальным запасом топлива в баке многие пилоты проходят легендарный поворот с газом «в пол». Однако в гонке ситуация иная. С шинами необходимо обращаться аккуратно, чтобы не допустить их преждевременного износа. За 24 часа гонки автомобили преодолевают расстояние свыше 2500 км. Масса снаряженного болида с водителем и полным баком топлива составляет свыше 1200 кг – значительно больше, чем в квалификации. Поэтому и силы, воздействующие на автомобиль, существенно увеличиваются.
«Я не знаю больше ни одного похожего виража. Связка Eau Rouge не имеет аналогов в мире», – объясняет руководитель проекта Porsche 911 GT3 R Себастьян Гольц.
Повороты легендарной трассы, расположенной в живописных бельгийских Арденнах, помимо большой скорости отличаются огромными перегрузками.
«На Северной петле Нюрбургринга в нижней точке поворота Fuchsröhre на автомобили также действует высокая прижимная сила. Но там она не сочетается с боковыми перегрузками», – отмечает Гольц.
После отрезка с 15-процентным уклоном в его нижней точке начинается левый поворот, за которым следуют плавный быстрый правый поворот, резкий подъем и, наконец, финальный левый поворот на 18-процентном уклоне. Видимость в повороте очень ограничена. В какой-то момент пилот не видит перед собой ничего, кроме неба и верхушек деревьев.
«Когда впервые проходишь эту связку поворотов, сердце уходит в пятки, но постепенно к этому привыкаешь», – говорит Вантор.
При этом, по словам Гольца, на скорости около 240 км/ч огромным перегрузкам подвергаются не только пилоты, но и многие детали автомобиля. «В нижней точке Eau Rouge шины подвергаются экстремальному сжатию, и одновременно с этим боковые перегрузки до 3,0 g деформируют их боковые стенки. Применительно к GT3 R это означает, что наружу поворота его выталкивает усилие около 5 тонн. В нижней точке трассы на автомобиль кратковременно действует перегрузка 2,5 g. Одни только шины не в состоянии компенсировать такое воздействие. Колесные диски деформируются, и даже компоненты ходовой части буквально стонут под нагрузками. К счастью, наш Porsche 911 GT3 R имеет более высокую жесткость, чем другие болиды класса GT3. Мы вживую видели, как в нижней точке Eau Rouge у гоночных автомобилей ломались компоненты шасси». В рамках снискавшей значительный успех общей концепции Porsche 911 GT3 R силы равномерно распределяются по элементам ходовой части, не допуская перегрузок отдельных зон. Все компоненты вносят свой вклад в сокращение объемов энергии, воздействующей на автомобиль. При прохождении Eau Rouge настройка подвески играет критически важную роль.
«Для того чтобы автомобиль мог резко менять направление движения, его подвеска должна быть очень жесткой, но в Eau Rouge это не сработает, – объясняет руководитель проекта Porsche. – Возникающая сильнейшая прижимная сила вызывает резкое перераспределение нагрузок. Слишком жесткая настройка может спровоцировать ситуацию, в которой одно из колес окажется в воздухе без сцепления с дорогой. Это абсолютно недопустимо. Для максимальной устойчивости все колеса должны иметь контакт с поверхностью».
Таким образом, необходимо искать компромиссы. Если подвеска будет чересчур мягкой, в нижней точке Eau Rouge может произойти слишком сильный пробой.
«Дело даже не в том, что амортизаторы достигнут конца хода – с этим мы можем справиться. Значительно страшнее, если своего предела достигнут все компоненты шасси. Это повлечет за собой снижение нагрузки на колеса и снизит сцепление с дорогой. Нам необходимо найти идеальный компромисс, чтобы гарантировать максимальный контакт всех колес с дорогой в любой момент времени», – подчеркивает Гольц.
При поиске оптимальных настроек уникальные особенности Eau Rouge играют важную роль. Однако не менее важно учитывать и остальные части трассы протяженностью 7,004 км.
В таких быстрых поворотах, как Pouhon или Blanchimont, для стабильно высокой прижимной силы важен минимальный дорожный просвет. На отрезках с резкими сменами направлений движения, таких как Les Combes или шикана Bus Stop, для минимального времени круга требуются жесткие настройки подвески. Все это противоречит требованиям, необходимым для идеального прохождения Eau Rouge.
«Здесь всегда приходится искать оптимальный компромисс, – подчеркивает опытный инженер Porsche. – Мы вынуждены мириться с незначительным пробоем подвески в Eau Rouge, так как нам необходимо обеспечить низкое положение автомобиля над дорогой на других отрезках трассы. Нельзя забывать, что время круга не ограничивается исключительно прохождением Eau Rouge – оно складывается из всех семи километров трассы. Если настроить автомобиль идеально для нырка в Eau Rouge, можно слишком много времени потерять в других местах, таких как Blanchimont, – отмечает Гольц. – Это всегда очень сложная задача. Чтобы не отпустить в этой связке педаль акселератора, гонщик должен обладать недюжинной храбростью. В отличие от гонок в одноместных болидах, в классе GT3 за все эти годы совершенно ничего не изменилось», – с усмешкой добавляет он.
Для идеального прохождения этого виража требуется профессионализм, абсолютная уверенность в себе, богатый опыт – и огромная смелость.
«Это может прозвучать странно, но проходить Eau Rouge «в пол» проще, чем если ты отпускаешь акселератор на долю секунды, – рассказывает Вантор. – В этой точке пилот должен точно понимать, что происходит с его автомобилем. Если я отпущу педаль газа перед нижней точкой, нагрузка перераспределится на переднюю ось, и автомобиль наклонится вперед. Это негативно скажется на рулевом управлении, и атака поребрика окажется слишком жесткой. Это может спровоцировать серьезные неприятности. Пилот способен выучить связку Eau Rouge, только много раз преодолев ее. Все знают, что чем выше скорость, тем больше прижимной силы создают аэродинамические элементы автомобиля. Очевидно, что перебарщивать здесь тоже не следует, но Porsche 911 GT3 R позволяет большую часть времени ехать, не отпуская педаль акселератора. Однако это не всегда получается, и иногда инстинктивно нога все-таки поднимается на долю секунды».
«С одной стороны, механикам приятно наблюдать, как пилоты проходят Eau Rouge «в пол». Ведь все мы разделяем страсть к автомобильным гонкам, – делится своими мыслями Гольц. – Однако при этом очевидно, что ни шины, ни компоненты автомобиля не в состоянии выдерживать такие перегрузки слишком долгое время. Поэтому нас вполне устраивает, что огромные физические и эмоциональные нагрузки, которым подвергаются пилоты на этом участке, не дают им постоянно проходить его на максимальной скорости. Это немного экономит ресурс болидов», – заключает руководитель проекта 911 GT3 R, снимая часть ответственности со своих исключительно амбициозных пилотов.
На этом сложнейшем отрезке неоднократно происходили тяжелые аварии. Для идеального прохождения Eau Rouge должны сойтись множество факторов. Давление в шинах и их температура должны быть идеальны, трасса должна быть сухой и чистой, и болид должен подходить к связке поворотов по оптимальной траектории.
«На самом деле решающее значение имеет уже самое первое движение рулем при подходе к нижней точке виража, – говорит Вантор. – Если вам не удалось поставить автомобиль на идеальную траекторию, ее придется корректировать, а на скорости 240 км/ч при действующих на автомобиль мощных перегрузках это становится очень нетривиальной задачей. Eau Rouge не прощает ошибок. Зоны безопасности здесь очень маленькие, и многие пилоты врезаются в барьеры. Тем не менее, для гонщика нет более приятного чувства, чем пройти этот вираж «в пол». Этого ждешь на каждом круге – по крайней мере, пока все идет успешно», – с улыбкой отмечает бельгиец.
Прохождение знаменитой связки поворотов трассы Спа-Франкоршам на максимальной скорости само по себе до сих пор считается престижным достижением. Один из бывших чемпионов мира Формулы 1, после того, как две попытки пройти эту часть, не снимая ногу с педали акселератора, закончились для него в отбойниках, на своих карточках для автографов напечатал фразу «I survived Eau Rouge» – «Я выжил в Eau Rouge».
C 2014 года amsrus.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.