По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в мае 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 40,9 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов сократилось на 47,7% (в мае 2019 года – 77,8 тыс. шт.) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика количества выданных автокредитов в мае 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, в %
Период | Количество выданных автокредитов, тыс. шт. | Период | Количество выданных автокредитов, тыс. шт. | Динамика
|
май
2019 года |
77,8 | май
2020 года |
40,9 | -47,7% |
При этом по сравнению с предыдущим месяцем в мае 2020 года выдача автокредитов, наоборот, выросла более чем в 2 раза (на 106,9%) (в апреле 2020 года – 19,8 тыс. шт.).
В свою очередь, средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам за год не изменился и в мае 2020 года составил 675 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов).
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в мае 2020 года уменьшился на 47,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 61,7 тыс. единиц (в мае 2019 года – 117,8 тыс. шт.).
В мае 2020 года наибольшее количество автокредитов в регионах РФ было выдано в Республике Татарстан (2,39 тыс. шт.), Республике Башкортостан (2,25 тыс. шт.), Санкт-Петербурге (2,02 тыс. шт.). Челябинской области (1,88 тыс. шт.) и в Москве (1,85 тыс. шт.).
Снижение выдачи автокредитов было отмечено практически во всех регионах страны. При этом самую серьезную динамику сокращения количества автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в мае 2020 года по сравнению с маем 2019 года продемонстрировали Москва (-69,7%), Московская область (-69,6%), Краснодарский (-59,8%) и Ставропольский (-56,5%) края, а также Санкт-Петербург (-55,9%) (Таблица 2).
«В период карантинных мероприятий в апреле – мае 2020 года наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, – полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось, а в мае, если и работало, то не во всех регионах и не целый месяц. Как видим, по мере отмены карантинных мероприятий ситуация постепенно восстанавливается и будет улучшаться в дальнейшем. Однако на уровень начала года автокредитование, скорее всего, выйдет еще не скоро».
«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – И объем покупок новых автомобилей, и объем выданных автокредитов в мае упали практически в 2 раза. Но если сравнивать майские итоги с апрельскими, то ситуация в обеих отраслях уже выглядит лучше. А в июне она, по всей видимости, должна еще улучшиться. Во-первых, с июня была разрешена работа автодилеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Во-вторых, были улучшены условия госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», которые оказывает серьезную поддержку как самому авторынку, так и автокредитованию».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.
Таблица 2. Динамика количества выданных автокредитов в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в мае 2020 года по сравнению с маем 2019 года, %
№ | Регион | май 2019,
шт. |
май 2020,
шт. |
Изменение,
% |
1 | Республика Татарстан | 3 841 | 2 392 | -37,7% |
2 | Республика Башкортостан | 3 506 | 2 247 | -35,9% |
3 | г. Санкт-Петербург | 4 583 | 2 022 | -55,9% |
4 | Челябинская область | 2 627 | 1 881 | -28,4% |
5 | г. Москва | 6 113 | 1 851 | -69,7% |
6 | Свердловская область | 2 716 | 1 843 | -32,1% |
7 | Кемеровская область | 2 096 | 1 729 | -17,5% |
8 | Московская область | 4 617 | 1 403 | -69,6% |
9 | Самарская область | 2 329 | 1 318 | -43,4% |
10 | Пермский край | 2 050 | 1 248 | -39,1% |
11 | Нижегородская область | 1 906 | 1 151 | -39,6% |
12 | Краснодарский край | 2 483 | 998 | -59,8% |
13 | Ростовская область | 2 046 | 910 | -55,5% |
14 | Волгоградская область | 1 495 | 879 | -41,2% |
15 | Ханты-Мансийский АО – Югра | 1 493 | 872 | -41,6% |
16 | Воронежская область | 1 387 | 838 | -39,6% |
17 | Оренбургская область | 1 383 | 826 | -40,3% |
18 | Удмуртская Республика | 1 238 | 741 | -40,1% |
19 | Новосибирская область | 943 | 708 | -24,9% |
20 | Саратовская область | 1 300 | 688 | -47,1% |
21 | Ленинградская область | 1 361 | 616 | -54,7% |
22 | Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) | 758 | 535 | -29,4% |
23 | Красноярский край | 1 041 | 517 | -50,3% |
24 | Ульяновская область | 783 | 509 | -35,0% |
25 | Ставропольский край | 1 156 | 503 | -56,5% |
26 | Тульская область | 1 033 | 484 | -53,1% |
27 | Кировская область | 780 | 459 | -41,2% |
28 | Омская область | 737 | 459 | -37,7% |
29 | Алтайский край | 690 | 452 | -34,5% |
30 | Чувашская Республика | 807 | 447 | -44,6% |
Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) в мае 2020 года по сравнению с маем 2019 года, %
№ | Регион | май 2019,
шт. |
май 2020,
шт. |
Изменение,
% |
1 | г. Москва | 18 145 | 6 272 | -65,4 |
2 | г. Санкт-Петербург | 5 893 | 3 448 | -41,5 |
3 | Московская область | 9 785 | 3 205 | -67,3 |
4 | Республика Татарстан | 4 771 | 2 856 | -40,1 |
5 | Самарская область | 3 840 | 2 561 | -33,3 |
6 | Свердловская область | 3 898 | 2 452 | -37,1 |
7 | Республика Башкортостан | 4 024 | 2 323 | -42,3 |
8 | Челябинская область | 3 344 | 2 041 | -39,0 |
9 | Краснодарский край | 3 915 | 1 987 | -49,3 |
10 | Ханты-Мансийский АО – Югра | 2 440 | 1 709 | -30,0 |
11 | Ростовская область | 2 426 | 1 468 | -39,5 |
12 | Нижегородская область | 2 667 | 1 386 | -48,0 |
13 | Пермский край | 2 447 | 1 360 | -44,4 |
14 | Кемеровская область | 1 853 | 1 260 | -32,0 |
15 | Воронежская область | 1 854 | 1 181 | -36,3 |
16 | Оренбургская область | 1 695 | 1 173 | -30,8 |
17 | Волгоградская область | 1 876 | 1 150 | -38,7 |
18 | Саратовская область | 1 938 | 1 046 | -46,0 |
19 | Ставропольский край | 1 911 | 928 | -51,4 |
20 | Ленинградская область | 1 656 | 908 | -45,2 |
21 | Красноярский край | 1 688 | 905 | -46,4 |
22 | Новосибирская область | 1 461 | 897 | -38,6 |
23 | Тюменская область | 1 260 | 841 | -33,3 |
24 | Белгородская область | 1 060 | 789 | -25,6 |
25 | Удмуртская Республика | 1 551 | 784 | -49,5 |
26 | Иркутская область | 969 | 754 | -22,2 |
27 | Омская область | 972 | 673 | -30,8 |
28 | Ульяновская область | 1 058 | 625 | -40,9 |
29 | Кировская область | 804 | 582 | -27,6 |
30 | Липецкая область | 983 | 574 | -41,6 |
Audi: непростой первый квартал 2024 года Read More
Американский автопроизводитель подал в суд на индийского тезку Read More
Bentley Motors представила новый компактный симулятор вождения для разработки автомобилей, который значительно сократит необходимость в… Read More
Chery организовала публичные испытания Tiggo 9 PHEV и Arrizo 8 PHEV Read More
Новые версии Foton Toano и Tunland G7 представлены на выставке «Нефтегаз – 2024» Read More
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More