Некорректное обращение с данными об автомобилях и их владельцах может угрожать безопасности транспорта, водителей и страны, считает АО «Глонасс». Компания написала вице-премьеру Юрию Борисову (курирует оборонно-промышленный комплекс) письмо с предложением, как хранить и обрабатывать такие данные. «Ведомости» ознакомились с копией письма «Глонасс», представитель Борисова подтвердил, что вице-премьер получал письмо такого содержания, оно направлено на отзыв в заинтересованные министерства.
По словам представителя «Глонасс», Борисову направлены предложения, как регулировать информационное взаимодействие внешних систем и подключенных автомобилей (могут обмениваться данными с другими устройствами. – «Ведомости»). Решений пока нет, заверили представители сторон. В письме «Глонасс» предлагает хранить данные на территории России и дублировать их в госсистему «ЭРА-Глонасс» (вызов экстренных служб при авариях), АО «Глонасс» – ее оператор. Что за данные передают и получают подключенные автомобили, неизвестно, сетует представитель «Глонасс». Но их много, пишет компания: маршрут, мониторинг действий водителя, информация с датчиков.
Технически собрать все эти данные могут автопроизводители и сервисы, имеющие доступ к телеметрии, – дилеры и автосервисы. «Глонасс», продолжает ее представитель, хочет декларировать все возможности взаимодействия подключенных автомобилей с другими системами. И передавать «чувствительные данные» об автомобилях через защищенную государственную среду связи, чтобы повысить доверие пользователей и государства к сбору такой информации, объясняет гендиректор «Глонасс» Игорь Милашевский. Вопрос о переносе данных, которые есть у автопроизводителей, не ставился, уверяет представитель компании.
В «ЭРА-Глонасс» передаются данные о скорости и местоположении автомобиля, а также о силе удара при аварии – этого достаточно для реакции на инциденты, т. е. для выполнения основной задачи системы, уверена основательница BelkaCar Екатерина Макарова, у каршерингов много и других данных, но зачем они экстренным службам, непонятно. «Глонасс» хочет дублировать данные автопроизводителей в своей системе, видимо, чтобы заработать – брать плату за хранение или с автопроизводителей, или с государства, предполагает сотрудник Cognitive Tech-nologies Юрий Минкин. Но обрабатывать такой массив данных крайне сложно, а без обработки хранение теряет смысл, предупреждает он.
Унификация подхода потребует длительной разработки стандартов, а со стороны автопроизводителей – серьезных материальных и человеческих ресурсов, уверен представитель Mercedes-Benz, а это может увеличить цену машины. Инициатива верная, своевременная, но дублирование IT-инфраструктуры может быть непосильным для участников рынка, поддерживает Вагиф Бикулов из ГК «Авилон». Представитель «Глонасс» считает, что дополнительных затрат не потребуется. Если данные разных производителей объединить в государственной системе, они станут доступнее для взлома и кражи, предупреждает Минкин. 57,5 млн транспортных средств насчитывал российский автопарк на начало 2019 г., по данным «Автостата». 3,7 млн из них зарегистрированы в системе «ЭРА-Глонасс», указано на ее сайте.
Ежедневно количество машин, подключенных к системе, увеличивается на 3000–7000, заявляет компания «Глонасс». Руководитель центра испытаний НАМИ Денис Загарин поддерживает идею хранения в России данных об автомобилях. По его мнению, важно еще и предоставить доступ к этой информации отечественным разработчикам программного обеспечения – это поможет создавать IT-системы для автомобильной техники, включая беспилотники.
В России подключенных автомобилей пока 1–2% от всего автопарка, но доля постоянно растет, оценивает Минкин. Консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко считает оценку правдоподобной – это преимущественно последние модели премиальных марок из крупных регионов. В письме «Глонасс» также предложила ввести единые правила обращения с данными об автомобилях. Эти данные часто позволяют если не идентифицировать, то профилировать, кто находится за рулем автомобиля, указывает «Глонасс», а в некоторых случаях автопроизводители могут из-за рубежа управлять механизмами внутри машины. Сотрудник крупного автоконцерна с ним не согласен: электронные блоки, отвечающие за органы управления и функции комфорта, разведены в разные системы, чтобы исключить вторжение извне в управление автомобилем.
Информация о перемещении автомобилей производителями тоже отслеживается и хранится только в случае, когда инициатива исходит от самого автомобилиста, – к примеру, он вызывает техническую службу или использует сервис консьержа, указывают сотрудники двух автоконцернов, в автоматическом же режиме машины передают автопроизводителям только данные о техническом состоянии. Еще автопроизводители традиционно получают и хранят истории изменений в конструкции авто, которая обновляется после каждого сервисного обслуживания у официального дилера, соглашаются они.
Эта информация привязана к VIN (идентификационный номер машины) и доступна сотрудникам автопроизводителя, его дилерам и официальным органам по запросу, знает один из них. Технические данные идут через серверы автопроизводителей и в сервисные центры (например, о снашиваемости тормозных колодок), добавляет Минкин. Информация о состоянии автомобиля, например о сроке технического обслуживания или уровне топлива, поступает от автомобиля на мобильное приложение клиенту, если он подписал согласие, подтверждает представитель Mercedes-Benz. Однако использование единой сети передачи данных может существенно ограничить предлагаемые отдельными автопроизводителями онлайн-функции, считает представитель Mercedes-Benz.
Сервисы каршеринга собирают данные от телематических систем – датчиков, следящих за всеми показателями автомобиля, от горящей в салоне лампочки до уровня бензина в баке и незакрытой двери, рассказывает представитель «Делимобиля». Эта техническая информация нужна для работы сервиса и «Делимобиль» хранит ее на серверах в Москве, заверяет представитель каршеринга.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More