История Bolwell

История Bolwell
19 декабря 16:02 2018

Bolwell — австралийская компания, была основана братьями Болуелл, которые занимались стеклопластиком.

Кроме того, они тюнинговали машины. В 1962 году их хобби стало бизнесом. В период между 1962 и 1979 годами компания производила спортивные автомобили. Для этого был куплен небольшой сарай и три стапеля.

Серийное производство началось с модели Mk IV, которая имела легкий кузов и простую конструкцию шасси с центральной стальной секцией-монококом с прикрепленными к нему передним и задним подрамниками. Внешние панели кузова были выполнены из стеклопластика, а важным дизайнерским изыском стали подъемные двери типа «крыло чайки».

Автомобиль мог продаваться не только в готовом виде, но и как кит-кар и был рассчитан на автомобильных энтузиастов, имеющих как минимум базовые навыки механика. Большинство комплектующих было позаимствовано у серийных автомобилей разных марок. Так, передняя независимая подвеска и реечное управление были взяты от кабриолета Triumph Herald, бензобак от Morris Minor, а аккумуляторная батарея от Fiat 1100.

Штатным двигателем для Mk IV стал рядный 4-цилиндровый карбюраторный Ford Kent, объемом 1,6 литра, размещенный спереди. С двумя карбюраторами он развивал мощность до 70 л.с. В паре с мотором работала 4-ступенчатая МКПП от Ford Cortina. Покупатель мог установить и более мощные двигатели таких производителей, как Renault, Simca или Hillman. Цена новинки составляла 2 500 австралийских долларов, а кит-кар для сборки в домашних условиях стоил на 600 долларов меньше.

Позднее появилась облегченная версия Mk IV GT, которая имела передний и задний подрамники из алюминия, стальной монокок с дополнительными раскосами и усилителями, что также позволило увеличить жесткость кузова на кручение. Всего же за годы производства было изготовлено от 100 до 200 экземпляров Mk IV.

Bolwell MkIV 1962-64

Bolwell Mk IV 1962-64

Bolwell Mk IV 1962–64

Bolwell Mk IV 1962–64

Между 1964 и 1966 годами было произведена 75 купе Mk V. При создании автомобиля были применены комплектующие австралийской фирмы Holden, уже тогда бывшей подразделением General Motors. Рядный 6-цилиндровый двигатель от модели FJ объемом 2,2 литра, в стандартном исполнении развивающий 60 л.с., подвергся доработкам и выдавал уже 78 л.с. благодаря установке более производительного двухкамерного карбюратора и прямоточной системы выпуска. От него же позаимствовали и 4-ступенчатую МКПП.

Конструкция стального монокока без изменений была взята у Мк IV, но была переработана под установку более тяжелого 6-цилиндрового двигателя. Задний мост с зависимой рессорной подвеской, передняя независимая подвеска на сдвоенных поперечных рычагах, барабанные тормоза спереди и сзади, укороченный карданный вал, редуктор заднего моста, топливный бак, радиатор, электрооборудование, колеса и шины  были позаимствованы у моделей из линейки Holden. Однако, педальный узел и рулевой механизм были взяты от Morris Minor 1100. В салоне использовались сиденья и руль от Austin-Healey, приборы от Ford Anglia.

Двигатель автомобиля был максимально сдвинут назад, почти в пределы базы, для того, чтобы добиться наилучшего распределения массы автомобиля по осям. Автомобиль весил 600 кг и мог разгоняться до скорости более 200 км/ч. Клиент мог привезти свой старый Holden, который становился донором агрегатов, или купить машину с комплектующими с завода. Также клиент мог заказать блокировку дифференциала, модифицированные головки блока цилиндров с увеличенными каналами и даже комплект из трех двухкамерных карбюраторов. Цена новинки составила 3 300 австралийских долларов.

Bolwell Mk V 1964–68

Bolwell MkV 1964–66

Mk VI, также известный как SR6, был одним из среднемоторных спортивных гоночных автомобилей, построенных в 1968 году.

Для рекламы своей продукции Кэмбелл Болвэлл применил старый как мир трюк: стал участвовать в гоночных соревнованиях. Идею подали несколько гонщиков-энтузиастов, участвовавших в чемпионате Австралии на доработанных собственными силами Mk IV. Машинки получились средненькими, проигрывали в скорости и особенно в управляемости многим болидам на стартовой решетке. Именно поэтому гонщики Терри Скалли и Питер Махони обратились за поддержкой непосредственно к Кэмбэллу.

Конструкция автомобиля была кардинально пересмотрена. 6-цилиндровый двигатель Holden, ставящийся на Bolwell Mk V, расположили в базе, за спиной у водителя. C помощью трёх карбюраторов Weber 45, кованых поршней и шатунов, мощность двигателя удалось повысить до 105 л.с. В системе смазки появился сухой картер для оптимальной подачи масла в виражах. В паре с мотором работала 4-ступенчатая МКПП Hewland FT200.

Bolwell Mk VI 1968

Bolwell Mk VI 1968

Купе MK VII были произведены между 1967 и 1971 годами. Большая часть в виде комплектов для сборки. Более поздние комплекты, примерно с 1969 года, были построены Kadala Cars для Bolwell. В последней версии автомобили имели приборную панель, датчики, сиденья, педальный узел и заднюю подвеску Nagari.

На автомобиль устанавливался 86-сильный рядный 6-цилиндровый двигатель и 4-ступенчатая МКПП, изготовленная самим Bolwell из шестерней от Triumph, новые передняя и задняя подвески,а также топливный бак и радиатор. Стальная трубчатая рама была переработана под новый двигатель, при этом внешние панели традиционно для Болвэлл сделали из стеклопластика.  Для улучшения обтекаемости днище автомобиля было прикрыто плоской стеклопластиковой панелью. С нуля до 100 км/ч автомобиль разгонялся за 8 секунд, при этом максимальная скорость достигала 225 км/ч. Всего за время производства было выпущено 400 автомобилей.

Bolwell MkVII 1967-71

Bolwell Mk VII 1967-71

Mk VIII, более известный как Bolwell Nagari, был представлен публике в 1970 году и снабжался двигателем Ford V8 объемом 5 литров. C ним автомобиль массой 650 кг разгонялся до сотни за 5,5 секунд, а максимальная скорость превышала 240 км/ч. Первоначально автомобиль предлагался только в форме купе, а с 1972 года был доступен с кузовом кабриолет. Производство было прекращено в 1974 году с выпуском 100 купе и 18 кабриолетов.

Имя Nagari взято из языка австралийских аборигенов и в переводе означает «течет». Машина изначально была задумана не как кит-кар, а как полноценный комплектный автомобиль, выпускаемый на территории фабрики Bolwell. Для этого даже закупили еще несколько стапелей и расширили территорию и количество персонала.

Bolwell MkVIII Nagari 1970-74

Bolwell Mk VIII Nagari 1970-74

Внешние панели были выполнены из стеклопластика увеличенной толщины, который был способен выдерживать такую скорость и не деформироваться. Трубчатая рама от Mk VII была усилена под возросшие нагрузки от двигателя и трасмиссии, а передняя и задняя подвески были позаимствованы у Falcon.

Салон, включая руль, панель приборов и сиденья позаимствовали у Lotus Europa. Автомобиль с номером шасси 47 был построен для участия в гоночных сериях. Он получил новые бамперы и капот, шасси было усилено дополнительными стальными трубами, появился развитый каркас безопасности. Ковшеобразное водительское сиденье оснастили четырёхточечными ремнями безопасности, добавили комплект спортивных приборов для контроля за давлением и температурой масла и воды.

В связи с изменившимися требованиями по омологации, гоночный Nagari так и не поучаствовал в заездах. За четыре года производства автомобиль неоднократно модернизировался. В 1973 году место под капотом занял 5,8-литровый V8 Ford Cleveland мощностью 255 л.с., в паре с которым работала 5-ступенчатая МКПП. Под потяжелевший мотор пришлось переделывать переднюю подвеску и часть рамы, чтобы они смогли справиться с возросшими нагрузками.

Официальных данных о количестве выпущенных автомобилей опубликовано не было, но по оценкам некоторых экспертов было выпущено около 140 таких автомобилей, среди которых было и 12 кабриолетов ценой более 4 500 долларов каждый.

Bolwell Nagari 351 V8 Coupe 1973

Bolwell Nagari 351 V8 Coupe 1973

После выпуска Nagari в компании задумались о создании принципиально нового спортивного автомобиля и вернулись к истокам: основной концепцией стало создание кит-кара, который можно было собрать собственными силами в гараже. Получивший имя Ikara, автомобиль с индексом Mk IX, кардинально отличался от своих предков. Стальная трубчатая рама, внешние панели из стеклопластика – вот и всё, что объединяет этот автомобиль с другими Bolwell.

Bolwell MkIX Ikara 1979

Bolwell MkIX Ikara 1979-80

Открытый кузов типа родстер усилили мощной дугой безопасности за сиденьями, а 1,6-литровый двигатель от Volkswagen Golf в блоке с механической 5-ступенчатой трансмиссией расположили над задней осью. Передняя подвеска на сдвоенных поперечных рычагах и реечный рулевой механизм позаимствовали у Holden Gemini, при этом задняя многорычажная подвеска взята у донорского Golf. Ikara прошла все сертификационные испытания и получила допуск на дороги общего пользования. Родстер изначально задумывался как модульное шасси-конструктор, которое можно было продавать по всему миру.

На выбор предлагались силовые агрегаты и подвески не только от VW Golf и Holden, но и от Renault 5, Honda Civic, Mazda 323 и многих других автомобилей похожих размеров. В руководстве по сборке и эксплуатации автомобиля предлагались несколько вариантов агрегатов и подвесок, которые были испытаны инженерами фирмы, при этом указывалось, что применяя другие узлы, владелец ставит их на свой страх и риск.

Сборочный комплект без силовых агрегатов предлагался за 4 900 австралийских долларов, а вместе с ними ценник подскакивал в два раза, до 9 500. За неимением покупателей проект был свернут в 1980 году, а всего было выпущено 12 автомобилей. В феврале 1985 года лицензия на производство Ikara, а также оснастка и пресс-формы были куплены греческим консорциумом, правда, производство Икары в Греции не было начато из-за проблем с финансированием.

Bolwell MkIX Ikara

Bolwell Mk IX Ikara

В начале 2000-х компанией выпускался скутер под маркой Bolwell, однако не смотря на симпатичную внешность это был просто китайский продукт.

Скутер от Bolwell

Скутер от Bolwell

 

После закрытия неудачного проекта Ikara фирма Bolwell почти 30 лет не производила собственные автомобили. В середине 80-х годов в компании появились финансовые трудности, и поэтому на площадях фирмы делалась только заказная продукция из стеклопластика.

На Мельбурнском автосалоне в марте 2008 года был представлен Bolwell Nagari Mk X. В  2009 году одноименная компания начала производство новых автомобилей.

В основе кузова лежат углепластиковые монокок и внешние панели кузова, а передний и задний подрамники независимых двухрычажных подвесок сделаны из кованого алюминия. Двигатель с индексом Toyota 2GR-FE, как и 5-ступенчатую МКПП позаимствовали у австралийской Toyota Avalon. Именно этот мотор используется также в английском суперкаре Lotus Evora. С помощью перепрограммированного блока управления двигателем, новых кованых поршней и шатунов и более свободной выхлопной системы он развивает 295 л.с. Это позволяет легкому, массой всего 925 кг, автомобилю разгоняться с места до 100 км/ч всего за 4,2 секунды, а максимальная скорость достигает 280 км/ч.

Bolwell Nagari 2008

Bolwell Nagari 2009

В качестве опции доступен механический нагнетатель, с которым мощность двигателя достигает уже 375 л.с. С таким мотором максимальная скорость превышает 300 км/ч, а разгон до сотни не занимает больше 4 секунд. Как и ранее, большинство деталей Bolwell закупает у других производителей. Так, задние фонари позаимствовали у Acura RSX, а ручки дверей – у Toyota Celica. В салоне кожаные сиденья Recaro и отделка углепластиком, а в базовое оснащение входят регулируемая рулевая колонка, спутниковая навигация Polaris, кондиционер, электростеклоподъемники, камера заднего вида и аудиосистема с DVD/CD-проигрывателем.

Помимо бензиновых двигателей в компании анонсировали и электромотор, но из-за нехватки финансов работы были заморожены. Автомобили с бензиновым двигателем ценой 180 000 австралийских долларов выпускаются мелкими партиями и сейчас.

Bolwell Nagari

Bolwell Nagari

  Article "tagged" as:
  Categories:
Алексей Козлов
Алексей Козлов

Родился в Пензе, юрист по образованию, машинами увлекаюсь давно, более 380 моделей в коллекции, фанат классики, уважаю труды Шугурова, своя авто библиотека, конструирую модели хот-родов в 43-м масштабе. Из классики владел и водил газ 24 на протяжении 11 лет.

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.