Насколько сложно их получить и что для этого потребуется? Далее – рассказ от первого лица.
Сразу уточню, что все сказанное ниже касается штата Массачусетс и Бостона. В каждом штате есть своя специфика. В регионе, где я осел, с белорусским удостоверением можно ездить не более года, а потом уже надо получать местные «права». Выдаются они на 5 лет. И заменяют в нашем понимании паспорт, являются документом, удостоверяющим личность, внутри страны. То есть с их помощью можно оформлять кредит в банке, предъявлять их в аэропорту для прохождения проверок и т.д.
Как и у нас, для получения водительского удостоверения надо сдать теоретический и практический экзамены. Люди, которые еще лет пять назад сдавали на «права», говорят, что тогда теоретический тест был на бумаге, причем каждый раз вопросы были одни и те же! То есть можно было просто запомнить правильные ответы и сдать экзамен без проблем. Сейчас же компьютерный тест и вопросы каждый раз меняются. Чтобы успешно сдать экзамен, надо из 25 вопросов ответить правильно на 17. В общем, достаточно либерально.
Несмотря на то, что я уже какое-то время жил в Штатах и ездил за рулем, перед тем как отправиться на экзамен, изучил местные правила дорожного движения. Аналог наших ПДД называется RMV Handbook и занимает 175 страниц.
Ну что сказать? Американские правила написаны совсем по-другому! И они «жизненные». Все объясняется доступным языком и на примерах. Даже не зная идеально английский язык, можно читать и понимать, о чем там говорится. Скажем, статья про алкогольное опьянение будет расписана на несколько страниц. Там сказано о том, что алкоголь влияет на здоровье, объясняется, почему опасно пить за рулем (снижается реакция, а это чревато тем-то и тем-то). В штате допускается управлять автомобилем с содержанием алкоголя в крови до 0,8 промилле. Соответственно, приводится пример, что можно выпить бокал пива или вина, но отмечается, что нужно смотреть еще на общее самочувствие. Неоднократно указывается, что пить за рулем не рекомендуется.
Прочитав статью, человек понимает, что в принципе он может выпить бокал шампанского или вина и сесть за руль. Но он при этом осознает, чем это чревато и что по-хорошему этого делать не стоит. Заодно приводится ответственность, если содержание алкоголя в крови превышает допустимое значение. С одной стороны, в этих объяснениях, как по мне, много лишнего. Но с другой стороны, такая подача с наглядными примерами позволяет понимать, что к чему, для чего нужны те или иные ограничения.
Изучение правил заняло около месяца, потому что читал я по вечерам и по полчаса. Сказывался и языковой барьер. Все-таки английский у меня не идеальный. Думаю, если бы эта книга была на русском, ее можно было бы освоить за вечер. Как я уже говорил, там много дополнительной информации, которая не несет большой смысловой нагрузки. Если читать только то, что строго по делу, то из 175 страниц – всего 50 или 60. А поскольку ты уже ездишь и так многое знаешь, остаются какие-то частности и нюансы. И это запомнить несложно.
Но первую сдачу я все-таки завалил! А было это так. Я записался в удобный для себя день в RMV (аналог нашего МРЭО). Там сначала предстояло заполнить анкету, предъявить документ, удостоверяющий личность, сфотографироваться. Затем экзаменуемый должен пройти проверку зрения: с помощью специальных аппаратов проверяют остроту, периферию и на дальтонизм. И это вся «медицина»! Тут многое держится на доверии и… личной ответственности. Когда ты заполняешь анкету, в ней есть вопрос, имеются ли проблемы со здоровьем. Человек, у которого есть какие-то медицинские противопоказания к управлению, но он это скрыл, делает на свой страх и риск. Если что-то произойдет и все раскроется, ответственность за обман будет серьезной.
После того, как все формальности закончены, идешь в компьютерный зал и сдаешь теоретический экзамен. Можно выбрать язык – там есть даже русский! Как я уже сказал, дается 25 вопросов. Для успешной сдачи достаточно правильно ответить на 17. Там все рассчитано на то, чтобы не запутать сдающего. Я вспоминаю, какие у нас вопросы были: сложный перекресток, трамвай, грузовик, автобус, легковой автомобиль – кто в какой очередности должен ехать. И ты должен сидеть и этот ребус разгадывать. Нет, там такого нет, нет цели тебя завалить, стоит задача выяснить, насколько ты понимаешь правила.
Но есть вопросы, для правильного ответа на которые надо знать конкретные цифры. А я реально не запоминал эти цифры! Именно поэтому и не сдал с первого раза – слишком много вопросов было про штрафы и по ограничениям для подростков. Там есть «права» с 16,5 до 18 лет, с 18 до 21 и после 21. Например, в каких условиях может ехать водитель, если ему от 16 до 18 лет. А он, например, ночью не может ехать. Вот это я особо не запоминал, а оказалось, что надо было.
В общем, с первого раза я не сдал, не хватило одного правильного ответа. Уточняю, что мне делать дальше. Оказывается, можно повторно сдавать в любой момент, хоть сейчас. Еще раз оплачиваю за экзамен 30$ и на этот раз все сдаю – больше повезло с вопросами!
Следующий этап – практический экзамен (road test), который также стоит 30$. Записаться можно онлайн, но по графику (ближайшая дата в моем случае была через несколько недель). Можешь выбрать по времени и по удобному для тебя району. Но чтобы записаться, ты уже должен сдать теорию. С этим у меня уже все было в порядке. Но для сдачи «практики» у меня не было подходящей машины и спонсора.
Оказывается, есть такой порядок. Чтобы сдавать road test, машина должна быть со стояночным тормозом, которым может воспользоваться экзаменатор. Это может быть привычный «ручник» с рычагом или кнопка электромеханического тормоза, но и то и другое должно быть между сиденьями, чтобы мог достать экзаменатор. Такой машины ни у меня, ни у знакомых не было. В таком случае можно взять машину в прокат, именно для сдачи экзамена. И этот момент должен быть прописан в договоре аренды. Экзаменатор перед тестом проверяет документы на автомобиль. И еще важное. В случае с личным автомобилем ответственность несет спонсор – это человек, которому больше 21 года и у которого стаж вождения больше года.
Но есть еще один путь, которым я и пошел. Я позвонил в автошколу, которая предоставляет машину и возможность сдачи экзамена в выходной день. Чтобы воспользоваться этой услугой (150$), я должен был взять один урок. Стоимость такого часового занятия – 50$. Как оказалось, это занятие при сдаче теста мне пригодилось. Без него я бы экзамен, скорее всего, провалил бы, потому что есть нюансы и их надо знать.
У нас на экзаменах есть определенный «ритуал», который нужно соблюсти: пристегнуться, проверить зеркала, включить поворот. Там – что-то подобное плюс своя специфика. Например, перед тем, как тронуться, ты включаешь левый поворот, затем ты обязательно должен повернуть голову и через левое плечо посмотреть назад, чтобы убедиться, что там нет машин. Только после этого можно трогаться. Не сделал так – минус балл.
Второй раз можно было погореть при движении задним ходом. У нас как учат смотреть? По зеркалам. Там надо обязательно развернуться в кресле, положить правую руку на пассажирское кресло и смотреть назад через заднее стекло. Этот нюанс я тоже не знал. Третий момент – как выполняется разворот на узкой дороге. Этот маневр происходит в три этапа! Первый –включается левый «поворотник», машина поворачивает налево и упирается носом в бордюр встречной полосы. Второй – включается правый «поворотник», сдаешь назад (так, как я уже рассказал выше). Третий – включается левый «поворотник», и машина уже выезжает на дорогу.
Еще один нюанс, про который я не знал и завалил бы: выполнение требований знака Stop перед выездом на дорогу. Водитель должен остановиться и выдержать приличную паузу (как мне говорили, надо сосчитать 21-22-23), только после этого можно продолжать движение. И это еще не все! Если ты остановился перед знаком, но тебе недостаточно видно перекресток, выждав нужную паузу, доезжаешь до края проезжей части и снова повторяешь требование знака Stop. Не выждал, сколько надо, – это серьезное нарушение.
Еще одно испытание. На экзамене вам скажут «остановитесь на горке и припаркуйте машину так, чтобы она не покатилась». Как это сделать правильно? Остановиться, поставить коробку на «паркинг», затянуть ручник и повернуть передние колеса так, чтобы они уперлись в бордюр. А еще надо знать, как с помощью левой руки показать поворот направо, налево, остановку/замедление. После всего этого диагональная парковка – сущая ерунда! Да, она выполняется прямо в городе между двумя реальными машинами. Но там места достаточно для того, чтобы припарковать сразу два автомобиля. Вот за час мне все эти нюансы показали и рассказали.
При сдаче теста главное – убедить экзаменатора в том, что ты безопасный водитель. Весь тест длится минут 10. За это время тебя просят показать рукой повороты и остановку, проехать задним ходом, сделать диагональную парковку, проехать по городу, чтобы можно было оценить, как ты ориентируешься по знакам. Обязательно проверяется, как выполняется знак Stop с «закрытым» перекрестком. И последний элемент – разворот в три приема.
При этом у экзаменатора нет задачи спровоцировать тебя на ошибку или завалить. Он не говорит «развернитесь в первом разрешенном месте», не просит остановиться в запрещенном месте и т.д. Он просто должен убедиться в том, что ты действуешь адекватно ситуации. Если тебе что-то непонятно, ты можешь переспрашивать. В итоге «практику» я сдал с первого раза. Но, повторюсь, во многом благодаря уроку в местной автошколе.
Когда ты сдаешь теорию, с этого момента ты имеешь право садиться за руль и ездить в сопровождении водителя со стажем вождения более 1 года. А когда сдаешь практику, сразу же получаешь возможность ездить, хотя driver license (50$) тебе пришлют по почте в течение трех недель. До этого у тебя на руках есть картонная карточка с твоей фотографией и росписью инструктора. Такое временное удостоверение действительно в течение 90 дней.
Вот так у меня появились американские «права». Но сейчас мне надо ездить аккуратно! С белорусским удостоверением я только оплачивал штраф. А с местным при накоплении определенного числа нарушений (я уже точно не помню их количества) ты сначала пойдешь на курсы, затем тебя могут временно лишить «прав». А если ты в течение нескольких лет умудришься набрать какое-то количество нарушений, то рискуешь лишиться «прав» пожизненно.
Самые страшные нарушения – это игнорирование знака Stop, не пропуск пешехода, опасная езда. Ну, и превышение скорости. К лихачам отношение очень жесткое. Но если нарушение не намеренное, полицейский может «понять и простить».
C 2014 года amsrus.ru
Самое главное: нет никаких долбанных многомесячных курсов со старыми пердунами из таксопарков, АТП и ПАТО — у американцы просто слишко сильно ценят свое свободное жизненное время, чтобы сжигать его на такое говно, как кручение баранки и нажимание на две педали. Это ментально-цивилизационного отличие о совка и пост-совка, где даже прогрессивные армяне типа Асланяна, и те вечно требуют удлинить и ужесточить обучение, вместо того, чтобы упростить правила. Ну и про то, что полезных страниц 50-60 из 170 это чувак малость преувеличил — по-моему собственно правил страниц 20, все остальное мотивация почему правила такие, а не другие, как они помогают безпасности, и какая опасность в несоблюдении. При том, что напечатано шрифтом для слепых бабушек и с картинками для негритянских школьникво, то в любимом совкам формате осталось бы буквально 2-3 страницы.
«юди, которые еще лет пять назад сдавали на «права», говорят, что тогда теоретический тест был на бумаге,» — Чувак забыл тройку перед 5-й поставить! не 5 лет назад а 35 лет назад на бумаге сдавали! Уже 25 лет назад никакой бумаги и в помине не было.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.