Автомобилисты смогут отделаться штрафом, в то время как сейчас суды могут назначить и лишение прав. Большая часть водителей, попадающих в подобные ситуации, не являются злостными нарушителями, считают депутаты.
Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов, Игорь Лебедев, Андрей Свинцов и Борис Пайкин подготовили поправки к КоАП, смягчающие наказание для водителей, выезжающих на полосу встречного движения. Изменения вносятся в две статьи кодекса.
Действующая редакция п. 4 ст. 12.15 КоАП гласит: за выезд в нарушение ПДД (в случае обгона) на встречку или на трамвайные пути встречного направления применяется штраф в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок до полугода. В ЛДПР предлагают для таких случаев оставить только штраф. Аналогичная поправка вносится в п. 3 ст. 12.15 КоАП: лишение прав не будет применяться при выезде на дорогу с односторонним движением.
В случае повторного выезда на встречную полосу депутаты предлагают лишение прав оставить, но дать право судам устанавливать сроки лишения от двух месяцев до одного года (сегодня у них такой возможности нет, срок фиксированный — год).
В ЛДПР считают, что подобные нарушения, связанные с выездом на встречную полосу, «не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности», сказано в пояснительной записке к поправкам. Депутаты говорят, что выезды на встречку часто совершаются «в силу различных объективных и субъективных причин» — плохой организации движения, отсутствия разметки, некорректно работающих светофоров, плохой освещенности и состояния дорожного полотна.
«Среди тех, кто совершает это нарушение впервые, немало лиц, для которых управление автомобилем является профессиональной деятельностью, и лишение их этого права не только отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию, но и фактически лишает их семьи значительного либо вообще единственного источника дохода»,— считают парламентарии.
По данным ГИБДД России, за три месяца 2018 года на дорогах России произошло более 3,2 тыс. ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения: это на 23% меньше, чем годом ранее. Выезд на встречку является самой частой причиной гибели участников движения в ходе аварий, пишет источник.
Применяемая сегодня законодательная конструкция работает эффективно, говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков (автор действующей редакции кодекса в части смягчения наказания за встречку), и не нуждается в изменении. Суды, по его словам, и сегодня в 95% случаев назначают водителям наказание в виде штрафа, остальные 5% — это лишение прав злостных нарушителей, не оплачивающих штрафов.
«Достаточных аргументов для изменения санкции в пояснительной записке я не вижу,— говорит эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева.— Но по сути законодатель прав. В последнее время водителей превращают фактически в «административных рецидивистов», это стало проблемой, которую нужно как-то решать».
По ее словам, также нужно доработать ряд моментов, связанных с администрированием встречки. Сегодня, если первый въезд на встречную полосу зафиксирован инспектором, а повторно — камерой, то применяется штраф.
«Если же наоборот (первый раз — камерой, а повторно — инспектором), то непонятно, какой вид наказания должен применяться. Практика на этот счет неоднозначная,— отмечает Катерина Соловьева.— На мой взгляд, способ фиксации нарушений ни на что влиять не должен. В кодексе должна быть ясность».
Замглавы общественного совета Минтранса РФ Наталья Агре напоминает, что сейчас государством поставлена задача по снижению смертности на дорогах (в начале года была принята cоответствующая стратегия по безопасности движения). По ее мнению, «не стоит сейчас давать возможность водителям выезжать на полосу встречного движения чаще, чем это происходит сейчас».
«Низкий уровень подготовки водителей и так приводит к тому, что две третьих погибших в ДТП на встречке происходит в разрешенных местах,— говорит она.— Я бы выступила, наоборот, за ужесточения: например, запретить выезд на полосу встречного движения, если в автомобиле в момент совершения маневра есть ребенок. Сейчас тот момент, когда нужно вводить только те меры, которые направлены на сокращение ДТП, а не на депутатов без проработанных решений»
C 2014 года amsrus.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.