История Mini Moke началась с технического задания британской армии, которая нуждалась в легком десантном внедорожнике, способном парашютироваться с самолета и перевозить группу солдат по пересеченной местности. За разработку взялись сэр Алек Иссигонис и Джон Шэппард из British Motor Corporation, которые создали знаменитый и культовый автомобиль Mini. Это была попытка откусить немного военного «пирога» у компании Land Rover.
Первый экземпляр под кодовым названием «The Buckboard» увидел свет в 1956 году. Это был легкий четырехместный багги без крыши и дверей. Технические решения и агрегаты были взяты от Mini, что во-многом и предопределило врожденные недостатки автомобиля, а именно слабый мотор, маленькие колеса и низкий клиренс.
В качестве работы над ошибками был спроектирован прототип с двумя двигателям, полным приводом и сложной системой синхронизации, который мог подниматься на 45-градусные уклоны, но даже это проблему проходимости не решило. Военные протестировали внедорожник в суровых условиях песков, водных преград и каменистой местности, что продемонстрировало его абсолютную беспомощность.
Были и плюсы. Простая конструкция, легкое обслуживание, низкий расход топлива и малый вес. Причем вес был настолько малым, что один человек мог поднять заднюю часть, если автомобиль застрял, а четверо могли бы даже нести Moke на руках.
Полноприводный вариант в последствии показывали американские военным, но тоже безуспешно. Только британский королевский флот проявил хоть какой-то интерес к новинке в качестве транспортного средства для использования на палубах авианосцев.
Когда фирма BMC оставила попытки «впарить» автомобиль военным, было принято решение предложить автомобиль на рынке в качестве легкого коммерческого автомобиля для фермеров под названием Mini Moke (в переводе «Осел»).
Первый Mini Moke был выпущен в январе 1964 года на заводе British Motor Corporation Longbridge в Бирмингеме, Англия. Mini Moke оснащался двигателем объемом 848 см3, мощностью 34 л.с., способным разгонять машину до 105 км/ч, четырехступенчатой коробкой передач, приводом на переднюю ось и маленькими 10-ти дюймовыми колесами, а единственный вариантом расцветки был фирменный британский «еловый зеленый».
Однако, британские чиновники решили, что автомобиль подпадает под классификацию пассажирского автомобиля, что привело к существенному подорожанию и, как следствие, низкому спросу, т.к. базовая версия оценивалась в 405 фунтов.
Однако, неожиданно для самих создателей, Mini Moke стал символом британской «золотой молодежи», любившей использовать его для загородных поездок и пляжных прогулок, хотя массовым он так и не стал. Из 14518 выпущенных в Англии автомобилей, только 1500 нашли покупателей внутри страны, а остальные отправили на экспорт, поэтому в 1968 году производство в Англии пришлось свернуть.
Тем временем, производство наладили в Австралии, где он приглянулся местным покупателям в качестве доступного «проходимца». Изначально автомобиль продавался под маркой Morris Mini Moke, а с 1973 стал носить имя Leyland Moke. За время производства в конструкцию были внесены изменения. В частности, колеса были заменены на 13-дюймовыми с более длинными задними рычагами, что сделало автомобиль более практичным на легком бездорожье.
То, что помешало Mini Moke в армейской карьере, а именно подвеска и двигатель от Mini, стало его преимуществом на «гражданке». Ведь управляется Moke так же задорно, как и Mini. Небольшая масса и низкий центр тяжести превратили его в четырехместный карт.
В рекламных целях австралийский производитель даже принял участие в ралли Лондон-Сидней, в рамках которого Moke проехал более 30 тысяч километров за 30 дней. За время путешествия у автомобиля было всего две поломки: трещина во впускном коллекторе и сломанная полуось. Из 75 участников до финиша добрались только 49, а Moke удалось завершить гонку на 35 месте.
Австралийские «ослы» поставлялись и на экспорт. В частность, в Сиднее выпускался вариант под названием «Moke. Special Export» который имел неофициальное прозвище «калифорниец». Эта версия предназначалась для рынка США, имела двигатель объемом 1275 см3, другой топливный бак под багажником, комплектовалась другими фонарями и фарами под американские стандарты. Экспортный вариант был легко узнаваем по крыше и сиденьям, отделанными винилом, а особый цвет «оранжевый Бали» полюбился американским пацифистам, что сделало его культовым автомобилем.
Производство в Австралии продолжалось до начала 1982 года и в итоге было произведено около 26 тысяч автомобилей. До сих пор в этой стране можно найти много фанатов Mini Moke и они неплохо ценятся на вторичном рынке. Среди объявлений о продаже встречаются экземпляры по цене от 9 до 20 тысяч австралийских долларов, что примерно от 7 до 16 тысяч американских. В продаже даже есть один экземпляр за 49 тысяч австралийских долларов (39.200 USD) с пробегом всего 472 километра.
В 1983 году производство возобновилось в Португалии, где первоначально использовалась последняя австралийская версия, но в 1986 году конструкция была немного изменена. Сменяя владельцев, сборка продолжалась до 1993 года. Совокупно с конвейера в Португалии сошло около 10 тысяч автомобилей.
В 1990 году права на марку «Moke» были проданы итальянскому производители мотоциклов Cagiva. В 1995 году была предпринята попытка перевода производства в Италию, но завод так и не открылся.
За свою яркую жизнь, Moke производился во многих страна под разными именами, добился успеха как пляжный багги и стал культовым автомобилем на Сейшельских островах, в Австралии, США и других курортах Карибского бассейна. Машина до сих пор популярна островах Барбадос и Макао, где ее используют, как прокатный автомобиль, а также ее использовала полиция, патрулирующая пляжи.
В разное время за рулем Moke были замечены такие звезды, как Beach Boys, Бриджит Бордо, Френк Сенатра, Пол Маккартни, Джорж Харрисон.
Даже Джеймс Бонд использовал его в одном из своих фильмов.
Moke нашел себя и в военной службе. В частности, автомобиль использовали во время войны за Фолклендские острова. Moke официально поставлялся в Нигерийскую армию и полицию Гонконга. Кроме этого, Moke был замечен в Израильской армии с установленным на борту пулеметом.
За все время Moke разошелся тиражом примерно в 50 тысяч экземпляров и до сих пор встречается в тех странах, где он производился или пользовался популярностью.
Спустя два десятка лет, после «клинической» смерти проекта, компания Moke International совместно с китайской фирмой Chery и фирмой Sicar Engineering представили современную версию Moke. Дизайнер Майкл Янг нарисовал дизайн «с чистого листа» видимо потому, что прав на оригинальную конструкцию у нового владельца не оказалось.
Впрочем, новый Moke очень похож на старого доброго «Осла» хотя отличия, особенно в анфас, видны невооруженным взглядом. Производство возобновили в Китае в 2014 году. Автомобиль комплектуется литровым 16-ти клапанным мотором Chery мощность 50 л.с. и пятиступенчатой механической КПП или опциональным «автоматом». Как дань моде, появилась и электрическая версия под оригинальным названием «Nosmoke», которая способна проехать до 100 километров на одной зарядке.
Именно китайские автомобили я имел «удовольствие» наблюдать в шоуруме в Майами. Несмотря на то, что эти автомобили не имели двигателей и еще толком не использовались, краска местами облезла, пластиковые детали рассыпались под лучами палящего солнца, а дерматиновая обивка сидений начала лопаться.
Разумеется, ни о какой надежности китайской версии, да еще в условиях жаркого климата, говорить не приходится. Особенно, учитывая тот факт, что Moke наиболее популярен в качестве прокатной машины в тропических странах.
Купить такой «конструктор» можно даже на агрегаторе Аллибаба, где они предлагаются по цене 8-10 тысяч долларов без стоимости доставки. Именно такие автомобили сейчас представлены в шоуруме у дилера в Майами в качестве демонстрационных образцов.
Осознавая проблемы с качеством, производство развернули в Словении. Сейчас ведутся отладочные работы, но уже до конца года в Америку импортируют 89 европейских «ослов». По какому типу этой автомобиль будут сертифицировать пока вопрос открытый. Ведь у «осла» нет ни подушек безопасности, ни ABS с ESP. Из средств защиты только старые добрые ремни безопасности и каркас из сварных труб. Среди опций нет ни кондиционера, ни отопителя. Порадовать может, разве что, простая магнитола с USB-портом.
Цены на Moke в США будут начинаться от $ 24,950. Дополнительные опции могут поднять цену до 30 тысяч, а если клиент пожелает сделать уникальный автомобиль под себя, то и до всех 40 тысяч.
Пока Moke помнят те, кто в молодом возрасте или даже в детстве, катался на этом задорном пляжном «ослике», будущее у проекта будет ярким и беззаботным, как и те места, где он появляется.
Редактор AMSRUS.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.