Магистральные тягачи, опередившие своё время

Магистральные тягачи, опередившие своё время
29 августа 08:52 2017

Магистральные тягачи – основа автомобильных грузоперевозок на большие расстояния.

К их созданию относятся с особой тщательностью, заботясь в первую очередь о комфорте и безопасности водителя. Не менее важным является постоянное улучшение экономичности тягачей.

Рассказ о самых необычных магистральных тягачах начнем, конечно же, с футуристических машин Луиджи Колани.

Напомним, что Луиджио Колани – известнейший немецкий дизайнер, родоначальник био-дизайна, который реализовал свои замыслы в различных своих работах – от кресла и рояля до самолета.

Магистральные тягачи Луиджи Колани – основателя биодизайна

Магистральные тягачи Луиджи Колани – основателя биодизайна

Особое внимание в его работах уделено автомобилям, в том числе грузовым. Дизайнер воплотил в металле несколько проектов магистрального тягача будущего – первый из них появился еще в конце 80-х гг. Его машины просто сражают наповал своей внешностью, которая опережает свое время.

В Америке почти сорок лет назад был создан революционный магистральный тягач. Машина Ryder Paymaster была разработана дизайнером Дэном Хобгенсифкеном еще в 1969 году, а в 1971-м построен первый опытный образец.

Ryder Paymaster за свою инновационную конструкцию получил семь патентов.

Ryder Paymaster за свою инновационную конструкцию получил семь патентов.

Во-первых, машина имела необычной формы аэродинамическую кабину. Более того, над ней работали специалисты известной авиастроительной компании Boeing. В результате коэффициент Сх удалось снизить на 40%, что сразу же улучшило топливную экономичность.

Необычно было и шасси. Все мосты были на пневматической подвеске, а задние колеса в первые в классе получили односкатную ошиновку. Силовой агрегат располагался не под кабиной, а за ней, под седельно-сцепным устройством.

Ryder Paymaster имел модульную компоновку, что позволяло заменить тот или иной агрегат за кратчайшее время.

Ryder Paymaster имел модульную компоновку, что позволяло заменить тот или иной агрегат за кратчайшее время.

Двигатели предлагались на выбор: Detroit Diesel 6-71 или 8V-71T, или Cummins VT903. С ним агрегатировалась коробка передач Fuller RT910. Мотор крепился на специальном алюминиевом подрамнике и для удобства обслуживания мог выдвигаться на салазках. Производством тягача Ryder Paymaster занялась фирма Ryder System из Майами. В 1973 – 1974 гг. было изготовлено всего десять таких тягачей, которые работали на дорогах общего пользования в различных транспортных компаниях.

В 1983 году немецкая компания Steinwinter построила уникальный по компоновке грузовик — Supercargo 2040.

Машина имела трехместную кабину высотой всего 1,17 м – как родстер Mercedes-Benz SL. Водитель сидел полулежа — как в суперкаре. Двигатель — дизель Мерседес с двойным турбонаддувом в 400 л. с. — располагался в базе, между осями.

Ноу-хау заключалось в том, что такой тягач заезжал под специальный полуприцеп длиной 17,7 м.

Ноу-хау заключалось в том, что такой тягач заезжал под специальный полуприцеп длиной 17,7 м.

Ноу-хау заключалось в том, что такой тягач заезжал под специальный полуприцеп длиной 17,7 м. Таким образом рационально использовалась полезная площадь автопоезда, позволяющая разместить максимальное количество груза при ограниченной длине. Машина также могла работать и со сменными кузовами, везя их на «спине».

Steinwinter Supercargo 2040 имел также пневматическую подвеску всех колес. Что же касается стеклопластиковой кабины, то она была построена в сотрудничестве и с известным автобусным ателье Drogmuller.

После испытаний, на которых машина проехала свыше 3000 км, она стала «сыпаться». И проект заглох.

Примечательно, что по проекту среднее сиденье трансформировалось в кровать.

Примечательно, что по проекту среднее сиденье трансформировалось в кровать.

Компания Scania еще в 2002 году на выставке IAA в Ганновере презентовала концептуальный тягач Scania eXc.

Scania eXc

Главным отличием его от серийной модели стала удлиненная на 1,3 м кабина. По своим размерам – от бампера до задней стенки – она не выходила за габариты капотной кабины модели T-cерии (сегодня она уже снята с производства). В итоге европейский тягач получил спальник, соизмеримый с американскими одноклассниками.

Для дальнобойщиков предлагалась полноразмерная кровать, вместо стандартной полки шириной 0,8 м, мини-кухня с мойкой, блок с аудио-видео и телевизором.

Для дальнобойщиков предлагалась полноразмерная кровать, вместо стандартной полки шириной 0,8 м, мини-кухня с мойкой, блок с аудио-видео и телевизором.

Казалось бы, что машина так и останется шоу-стоппером. Однако в мае 2003 года на пресс-конференции в Марокко было объявлено о начале производства уникального тягача Scania eXc. Серийную модель со сверхдлинной кабиной назвали Longline – в духе модели с самой просторной до этого кабиной Topline. Выпуск нестандартной по длине кабины наладили осенью того же года. Правда, не на основном заводе в Седертелье, а на предприятии партнера – Laxa Special Vehicles, которое много лет занимается постройкой спецавтомобилей на шасси Scania.

Новейший тягач Freightliner Inspiration Truck – стал первым в мире грузовиком с беспилотной системой управления на трассе, которому разрешили работать на дорогах общего пользования.

Freightliner Inspiration Truck

Правда, лицензия на работу беспилотного тягача Freightliner Inspiration Truck пока будет действовать на территории только одного американского штата – Невада. Водитель в машине все же будет, однако он будет вмешиваться в процесс управления только тогда, когда автопоезду нужно будет задействовать рулевое управление – для смены полосы движения или при повороте; также автоматическое управление невозможно и в населенных пунктах. Все остальное – разгон, соблюдение дистанции и торможение, включая экстренное, тягач выполняет сам.

А делает эти операции за водителя система Highway Pilot, состоящая из многочисленных датчиков и видеокамер.

А делает эти операции за водителя система Highway Pilot, состоящая из многочисленных датчиков и видеокамер.

Так, за дорогой следят сразу три камеры: одна – дальнобойная, с радиусом действия 250 м, но с углом охвата по горизонтали всего 18 градусов. Другая камера – «видит» всего на 70 м, но зато у нее угол охвата на порядок выше – 130 градусов. Система Highway Pilot тесно работает уже с известными системами активной безопасности как адаптивный круиз-контроль (Adaptive Cruise Control), поддреживающий автоматическую дистанцию до впереди идущего автомобиля, системой слежения за соблюдением движения по заданной полосе (Lane Keeping Assist), а также автоматической системой торможения при угрозе столкновения (Active Brake Assist) . Все они уже серийно устанавливаются на магистральный тягач Freightliner Cascadia, на базе которого и выполнен Inspiration Truck.

Компания Nikola Motor представила 1 декабря 2016 года в Солт-Лейк-Сити ходовой прототип магистрального тягача с нулевым вредным выбросом – Nikola One.

Машину приводят в движение электромотор-колеса, которые подпитываются от силовой установки на топливных элементах – суммарная мощность составляет 1000 л. с. При этом имеются аккумуляторные батареи на 320 кВт-ч.

В результате тягач может проехать без дозаправки 1200 миль – 1920 км.

В результате тягач может проехать без дозаправки 1200 миль – 1920 км.

Себестоимость пробега километра на водороде в два раза меньше, чем на дизтопливе. При этом средняя скорость в полтора раза выше. Серийное производство тягача Nikola One должно начаться к 2020 году. К этому времени Nikola Motor собирается построить в США и Канаде свыше 300 водородных заправок.

В Кременчуге на заре 2000-х появился еще один производитель тяжелых грузовиков.

Одна из его новинок, новый магистральный тягач КВ-400 впервые был представлен широкой публике в конце мая, на Международном автосалоне SIA’2004.

Магистральный тягач КВ-400, собранный в Кременчуге корпорацией «Владимир»

Магистральный тягач КВ-400, собранный в Кременчуге корпорацией «Владимир»

Дело в том, что в Украине не производили магистральные тягачи, которые бы соответствовали мировым стандартам по комфорту и безопасности, а зарубежные аналоги оказались чересчур дорогими. Поэтому к делу подошли серьезно: было создано конструкторское бюро, сооружены производственные помещения, закуплено передовое оборудование, освоена технология. А вскоре появились и первые опытные образцы нового грузовика. Длинный покатый капот автомобиля интегрирован с передними крыльями.

Для облегчения веса и удешевления производства он выполнен из стеклопластика. Кабину позаимствовали у хорошо известных у нас чешских грузовиков Tatra T815.

КВ-400

Однако есть и отличия. Так, для увеличения полезного объема кременчугские специалисты разработали высокую стеклопластиковую крышу обтекаемой формы. Любопытно, что она оснащается подъемным спойлером. Спальный отсек в задней части кабины решили не делать – длина «капотника» должна быть минимальной. Поэтому в спальном варианте стандартная 3-местная кабина вместо двух пассажирских сидений оснащена мягкой полкой, а расположенное рядом водительское кресло – откидной спинкой. На КВ была применена оригинальная рама лестничной конструкции, которая отличается повышенной прочностью. При ее проектировании использовался метод конечных элементов.

Рама выполнена из легированной австрийской стали с поперечинами толщиной 6 – 8 мм, лонжероны швеллерного типа имеют переменное сечение и усиленные нижние полки толщиной до 12 мм.

Новый магистральный планировалось выпускать в двух модификациях: КВ-400 и КВ-401. На первом стоит 408-сильный турбодизель Deutz, на втором – агрегат Ярославского моторного завода мощностью 400 л. с. На тот момент оба двигателя соответствовали нормам Евро 2 и агрегатировались с 16-ступенчатой коробкой передач ZF-Ecosplit. Передняя ось и ведущий мост производятся фирмой Raba. Ресурс – 1 млн. км. При наличии спроса МНПК «Владимир» мог довести ежегодный объем производства этих грузовиков до 1000 штук.

 Источник.

  Article "tagged" as:
  Categories:
AMSRUS
AMSRUS

C 2014 года amsrus.ru

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.