Садеши Кояри
«Двухсотка» появилась на рынке в 2007 году, став логичным развитием «сотой» серии и сохранив все лучшее от предшественника. По-иному, впрочем, не могло и быть — главным инженером проекта был «отец» культового вездехода TLC70 Садеши Кояри. В 2012 году Land Cruiser 200 пережил рестайлинг, а в 2015 вышло его новое поколение.
Автомобиль оснащен развитой системой контроля устойчивости, состоящей из адаптируемых под условия езды стабилизаторов и продвинутой антиблокировочной системы. Опционально предлагались электронно-регулируемые амортизаторы с эффектом «памяти» и целый ряд электронных ассистентов, облегающих использование машины на бездорожье. Важным отличием стало появление системой Crawl Control, управляющей двигателем и тормозами на бездорожье.
То, что «двухсотый» не выпускался с неразрезным передним мостом, дало повод некоторым фанатам оффроуда упрекнуть «Тойоту» в «огламуривании» внедорожника. Но на практике внедорожных способностей модели нормальному человеку хватает с огромным запасом.
А вот по управляемости LC200 — совсем не чемпион. Это валкая, тяжелая (2800 кг), машина со штатными тормозами, не очень хорошо подходящими для городской езды и скоростных прострелов по шоссе. Особо яркие ощущения можно получить, разогнав его до 150 км/ч (с горки) и почувствовав, как задний мост стремится оторваться от земли. Одним словом, тормоза на «крузаке» способны удивить человека, впервые оседлавшего «легенду» — по легковым меркам они «никакие» и в интенсивной городской эксплуатации откровенно слабы.
Задумавшись о покупке такого автомобиля, нужно понимать, что его стихия — это проселок и грунтовка. Здесь валкость оборачивается в мягкость, позволяющую комфортно и без последствий для ходовой части преодолевать бездорожье на скорости в 50-60 км/ч. Любящих спокойный стиль вождения Land Cruiser не разочарует и в городе — лежачих полицейских «крузак» проходит так, что вы не расплещете кофе, взятый с собой. Но на трассе предел управляемости — 130 км/ч. Для больших же скоростей существует тюнинг.
В момент выхода на российский рынок LC200 предлагался в двух незначительно различающихся комплектациях: «Элеганс» и «Люкс». Дизельная версия поставлялась только в комплектации «Люкс».
В базе автомобиль предлагался на 18” литых дисках, с биксеноновой автоматической оптикой, системой помощи при парковке и системой кругового обзора, четырехзонным климатом с пылезащитными фильтрами, кожаной отделкой салона, оптитронной панелью приборов, круиз-контролем. В максимальной комплектации предлагался подогрев двух рядов сидений. Передние кресла оснащались электроприводом. Водительское кресло — с памятью на трех пользователей.
При всей распространенности модели, на вторичном рынке дефицит предложений машин в хорошем состоянии по приемлемой цене.
Сегодня автомобиль, на момент дебюта предлагавшийся по ценам от 2 200 000 за бензиновую и от 2 212 000 руб. за дизельную версию, предлагается по цене от 1,5 млн руб. Машины 2011 года стоят не меньше 2,2 млн руб. и достигают 3,3 млн руб. Так что, на практике, «двухсотка» оказалась отличным антикризисным вложением!
Сразу уточним: машин 2008 и даже 2010 года с пробегом в 100 000 км не существует. Похожие на реальность цифры вам скажут в сервисе при осмотре состояния кузова, салона, ходовой части. Даже сам покупатель может попробовать определить его на глаз. К 120 000 км стыки швов обшивки руля начинают стираться, к 180 000 км стирается кожа по всей поверхности руля, а к 300 тыс. км руль будет протерт до основания. Перешитый руль говорит о том, что автомобиль прошел не менее 150-200 тысяч км. О приличном пробеге свидетельствуют стекла фар, требующие полировки, и состояние радиатора.
На вторичном рынке на площадках трейд-ин часто продаются машины сопровождения, эксплуатировавшиеся в охранных предприятиях. Несмотря на хорошее состояние кузова, это самый неудачный вариант после машин, ставших жертвами неаккуратной езды по бездорожью (а аккуратные машины огромный дефицит — их покупают и продают внутри офроуд-тусовки).
Вне зависимости от пробега, автомобиль с чистой и понятной сервисной историей будет самым лучшим выбором.
Проблемы с коррозией встречаются только на экземплярах TLC200, переживших непрофессиональный кузовной ремонт с использованием некачественных материалов. На экземплярах с неудачно выполненной заменой лобового стекла встречаются очаги коррозии в верхней части рамки. На этот участок постоянно попадает песок, летящий с набегающим потоком воздуха. К тому же, если работа по замене стекла выполнена плохо, агрессивные противогололедные реагенты затекают за верхний молдинг. Иногда эта течь приводила к попаданию воды на электронные блоки, и это было тем самым случаям проблем с электрикой, которые у TLC200 все-таки встречаются, хоть и крайне редко. Ржавчина и «кариес» у рамки стекла может сигнализировать об очень далеко зашедшем процессе коррозии (с переходом на стойки) и тут покупатель должен решать, готов ли он вкладываться в достаточно объемный ремонт.
Но, к счастью, кузов рамного внедорожника Land Сruiser 200 фактически не несет полезной нагрузки. Поэтому грамотно выполненный кузовной ремонт, даже если он затронул пороги или лонжероны, не страшен. Однако, состояние кузова и качество ремонта — хороший маркер отношения продавца к своей машине.
Это всё, что можно оценить при беглом внешнем осмотре. Дальше — только диагностика в сервисе. Комплексная диагностика Land Cruiser 200 включает в себя осмотр и замеры лакокрасочного покрытия, промеры геометрии рамы, диагностику подвески рулевой и тормозной систем, компьютерную диагностику, замер компрессии. Обходится процедура, занимающая около двух с половиной часов, в сумму от 1000 рублей. Если продавец отказывается от нее — откажитесь и вы от дальнейших смотрин этой машины.
Подняв машину на подъемник, вы увидите, что рама на десятилетнем Land Cruiser полностью ржавая. И это нормально. Номер даже в этом случае будет читаться. Если нет — значит, рама подвергалась ремонту, или же перед нами «криминальный» авто.
После визуального осмотра следует проверка геометрии рамы. Многие владельцы TLC200 любят «попрыгать», а автомобиль очень живуч. В результате, сам продавец может не знать, что рама авто повреждена.
Подвеска и рулевое управление
Подвеска дизельной и бензиновой версий аналогична. Она весьма вынослива. Однако, на дизеле передняя подвеска нагружена сильнее из-за более тяжелого мотора, что часто приводит к деформации передних пружин.
При осмотре на подъемнике попросите специалиста обратить внимание на совпадение амортизаторов по марке и проверить год выпуска по маркировке на совпадение пар по возрасту. Также следует обратить внимание на наличие повреждений на рычагах подвески, рваных сайлентблоков и прочих свидетельств небрежного отношения к машине.
На большом (свыше 100 000 км) пробеге на машинах «резвых» водителей замены часто требуют подшипники задних ступиц. На 200-ке они двухрядные и живут меньше, чем конические на TLC100. Вредит ступицам и установка нештатных колес с меньшим выносом, что объясняется изменением плеча обкатки. Цена подшипников — от 12 000 рублей. Работа по замене подшипников обойдется в 2200 рублей за одно колесо.
Подшипники передних ступиц у машин, эксплуатировавшихся на бездорожье, могут потребовать замены уже на 50 000 км. Подшипники страдают от нарушения герметичности сальников и попадания грязи и влаги с последующей коррозией. Подшипники на «городских» машинах выхаживают и по 300 тысяч.
Машины из ЧОП могут иметь очень сильно изношенную подвеску — постоянные резкие разгоны и торможения гарантированно убивают сайлент-блоки в нижних рычагах. Ценник на рычаг — 18 000 рублей, сайлент-блоки обходятся в 2600 рублей, но процедура по выпрессовке сложна и трудоемка.
Рулевая рейка крайне надежна и служит до 300 тысяч км без проблем.
Изначально автомобиль предлагался на рынке с новым дизельным двигателем V8 объемом 4.5 л и бензиновым 4,7-литровым бензиновым мотором 2UZ.
Осмотр подкапотного пространства дизельных версий следует начинать с масляных патрубков турбины. Потеки масла на них, а также на насосе высокого давления (ТНВД) — повод или отказаться от дальнейшего осмотра и приобретения, или поговорить о серьезной скидке. ТНВД — сложный механизм, требующий в случае износа комплексного ремонта. Объем скидки вам смогут подсказать специалисты, проводящие осмотр.
К сожалению, уже с завода дизельный мотор с двумя турбинами предусматривает определенный расход масла. От одного ТО до другого он может превышать 1 литр, и дилеры Toyota в России в период продаж новых автомобилей рекомендовали сократить межсервисный интервал до 5 000 км. Кроме того, необходимо помнить, что полный объем при замене масла в дизельном двигателе TLC200 составляет 8,5 литров!
Если владелец дизельного TLC200 упустил момент замены масла или дал мотору «поголодать», это чревато «попаданием» на ремонт поршневой группы. В ремонте эти моторы сложны и дороги. Цена работ и запчастей в сумме может доходить до 500 000 рублей. В 2010 году Toyota поработала над двигателем, но и после этого за уровнем масла на дизелях стоит следить внимательно. Как количество, так и качество масла для дизельного мотора — важный фактор. Как у бензинового, так и у дизельного ДВС при использовании некачественного масла могут залечь кольца, что иногда удается вылечить раскоксовкой. Однако, в силу конструктивных особенностей, на дизельных двигателях с высокой компрессией использование некачественного масла чаще приводит к износу всей цилиндро-поршневой группы.
В целом можно сказать, что, покупая дизельный TLC200 на вторичке, следует избегать машин, переживших масляное голодание и ездивших на некачественном масле. К сожалению, стопроцентно опознать это очень тяжело. На дизельном двигателе нельзя просто выкрутить свечи и заглянуть в камеру сгорания в поисках нагара. Предполагать проблемы можно только по наличию течей в районе прокладок, состоянию масла в двигателе а также по фактическому давлению масла на холодном и на горячем моторе. Без измерения давления масляного насоса не обойтись. Измерение компрессии на дизеле — процесс трудозатратный, и не дающий полной картины.
Бензиновые версии TLC200 по понятным причинам часто приобретались «на компанию» и среди них первоначально было довольно много ЧОП, использовавших «крузак» как машину сопровождения. Выбор для этих целей, прямо скажем, не самый удачный. Из-за особенностей передаточных чисел в коробке машина не ехала так, как должен ехать авто, сидящий на хвосте у «семерки» BMW или S-класса. К тому же, в отличии от дизеля, бензиновый 2UZ хуже поддается чип-тюнингу.
Одной из проблем 2UZ был малый ресурс водяного насоса (помпы). Из-за высокой тепловой нагрузки она иногда выхаживала не более 60-80 тысяч км. Цена детали — 7500 руб. Стоимость работ по замене — 3000 руб. Для автомобиля с ценником в 2 млн руб., сумма незначительная.
Плановая замена ремня ГРМ прописана сервисным руководством при пробеге 150 000 км. Процедура очень дорогостоящая из-за необходимости менять не только ремень, но и сальники распредвалов, а также обводной и натяжной ролики, натяжитель ремня, помпу и передний сальник коленвала.
В целом же, двигатель 2UZ практически беспроблемный и способен пережить кузов, раму и владельца. Единственный аргумент против этого мотора — высокий расход топлива, доходящий в зависимости от нагрузки, качества топлива, скорости до 22 л на 100 км в городском цикле и 14-16 л 95-го бензина на трассе. Но в ремонте и содержании он дешевле дизельного, да и состояние бензиновых «крузаков» часто лучше.
Существовала, но официально в Россию не поставлялась и модификация с 243-сильным четырехлитровым шестицилиндровым мотором 1GR-FE. Версия пользовалась большой популярностью у любителей оффроуда из-за хорошего (361 Н·м при 4000 об/мин) крутящего момента и надежности мотора. В 2009 году двигатель доработали и он стал выдавать 285 л.с. При серьезном пробеге (за 200 тысяч км) на этих моторах отмечались случаи нарушения в работе системы охлаждения, перегрева и пробоя прокладки ГБЦ. Также такой двигатель каждые 100 тыс. км требует регулировки клапанов.
Из США завозились машины с мотором объемом 5,7 литра — неплохая альтернатива Lexus LX.
По электрической части проблем у TLC200 даже в возрасте 10 лет быть не должно.
В системе охлаждения ДВС проблем у Land Cruiser 200 тоже нет. Раз в два года необходимо делать промывку радиатора. Работа выполняется со снятием, радиатор моется изнутри и снаружи. Цена процедуры — 3500 руб.
Автоматическая коробка передач на бензиновой машине — пятиступенчатая Aisin А750F, на дизеле — шестиступенчатая Aisin AB60F. АКП на дизеле отличается дополнительным пакетом, призванным справляться с более высоким крутящим моментом, а заодно и с более сложным режимом эксплуатации (дизель чаще берут с прицелом на эксплуатацию на бездорожье) и под большей нагрузкой, например, при буксировке.
На машинах, служивших в «сопровождении», типичная проблема — сильно разбитые шлицевые соединения карданов. Разбитыми скорее всего будут и шлицы в передних ШРУС. Передний редуктор также будет не в лучшем состоянии. Проявляется это в виде ощутимых ударов в трансмиссии при попеременном переключении режимов АКП из Drive в Reverse. АКПП в случае наличия ударов также может быть сильно изношенной.
Жить со всеми этими симптомами можно еще не меньше 100 тысяч километров, а вот устранять их очень дорого — придется поменять два кардана и два ШРУС, как минимум.
Первые 150 тысяч километров жизни автомобиль не ломается вообще, и его владельцы обращаются в сервис лишь для проведения ТО. Если соблюдать регламент, от ТО до ТО внедорожник доезжает без проблем и поломок.
После покупки на вторичке следует выполнить процедуры аналогичные ТО-120000, включающего замену всех жидкостей, промывку АКП, замену ремня ГРМ, тормозных колодок, свечей и фильтров.
В случае обнаружения серьезных неисправностей владелец TLC200, приобретенного на «вторичке», должен быть морально готов к затратам в объеме 100-150 тысяч рублей.
Будучи отличным внедорожником, по факту Land Cruiser чаще используется в городе, редко сьезжая с асфальта. Штатные тормоза TLC200 лишком слабые для скоростной шоссейной эксплуатации тяжелого авто. Активная езда гарантированно приводит к перегреву дисков (особенно спереди) и раннему износу тормозных колодок. Помогает тюнинг. Одним из самых оптимальных вариантов полной замены штатных тормозных механизмов по соотношению цена/качество будет продукция марки CARTECH. Если оставаться со штатными тормозными механизмами и заменить только диски и колодки, хороший выбор тормозных дисков и колодок — продукция DBA. Очень хорошие колодки предлагает и «придворное» тюнинг-подразделение Toyota — компания TRD.
Вторая задача при тюнинге TLC200 — устранение валкости. От нее уходят установкой иных пружин. Замененные вместе с амортизаторами на более жесткие (JAOS, KONI, TOM’S), помогут снизить валкость, но и комфортом придется поступиться. На рынке существуют комплекты отечественных пружин, сделанные в Екатеринбурге, но от их покупки лучше отказаться, так как пружины завязаны на систему KDSS и она может начать работать некорректно.
Кстати, о KDSS. На пробежных Land Cruiser 200 многие сталкиваются с перекосами кузова. Это признак того, что требовательная к обслуживанию система требует прокачки. Она осуществляется только с использованием дилерского оборудования, которого нет практически ни у кого из неофициалов.
Существуют различные варианты улучшения внешнего вида TLC200. Очень неплохо смотрится автомобиль после установки порогов от более престижного Lexus LX570. Неплохие варианты обвеса предлагает японская фирма Modelista.
Наряду с улучшением внешнего вида, установка колесных дисков размерностью до 22 дюймов позволит улучшить функционал тормозной системы, открыв возможность установки тормозных механизмов большего размера. Но даже без вмешательства в тормоза, при использовании 20-дюймовых колес существенно улучшается маневренность и управляемость.
Одновременно с внешним тюнингом делают выравнивание кузова — семиместный внедорожник рассчитывался на серьезную загрузку и сходил с конвейера с «задранной» задней частью. Выравнивают ее лифтом передней части или занижением кормы. Если машина эксплуатируется в городе, то имеет смысл занизить клиренс на 2-5 см и наоборот — если ваши маршруты предполагают частые выезды на бездорожье, будет полезно увеличить клиренс и использовать продукцию и внедорожные комплекты таких марок как, Rancho, Old man Emu, TOM’s, Lovells Springs.
Автор благодарит специалистов специализированного технического центра ТОЛЕКС Тюнинг за помощь в подготовке материала.
Оригинал публикации — CARS.RU Публикуется с разрешения редакции.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.