Через 19 лет, по самым оптимистичным оценкам, доля мировых продаж машин на альтернативных технологиях (гибриды, электрокары и автомобили на метане) может составить 89 процентов, при этом в России большей популярностью, скорее всего, будут пользоваться автомобили с газобаллонной техникой.
Как именно будет развиваться мировой рынок, зависит от скорости технологического прогресса, экологической повестки и господдержки в разных странах. До развилки осталось всего четыре года: по оценкам экспертов, после 2020 года структура продаж машин должна начать меняться.
В России лучше приживутся машины на природном газе. Их автопарк уже в сотню раз больше, чем у электрокаров. Такой вывод сделали аналитики независимого национального отраслевого консультанта по вопросам развития ТЭК России VYGON Consulting в исследовании «Развитие технологий в автотранспорте: близок ли пик потребления нефти?». Эксперты разработали три сценария мирового спроса на нефть в зависимости от степени проникновения альтернативных автомобилей.
Самый позитивный сценарий — инновационный, он предполагает стремительный рывок в технологиях и усиление госвлияния на транспортный сектор. В этом случае 60 процентов продаж автомобилей для личного пользования в 2035 году составят электрокары, 30 процентов — гибриды, еще три процента — транспорт на газе и всего семь процентов — машины с двигателем внутреннего сгорания. Тем не менее более половины личного автопарка (58 процентов) все еще будет формироваться из бензиновых и дизельных авто.
Менее амбициозный сценарий — базовый. По нему доля мировых продаж гибридов, электрокаров и машин на газе к тому же году составит 56 процентов. Реализация бензиновых авто для личных нужд сократится до 38 процентов, электрокаров — вырастет до 20.
Учитывая, что по итогам 2015 года 98 процентов проданных автомобилей потребляют моторное топливо, а оставшиеся два процента в равной пропорции делили грузовики на метане с электрокарами и гибридами, даже этот сценарий можно назвать оптимистичным. Условия его претворения в жизнь — инвестиции традиционных производителей в сектор электроприводных авто и, как следствие, снижение стоимости и веса аккумулятора, а также развитие сети зарядных станций.
Наконец, инерционный сценарий предполагает, что продажи электромобилей к 2035 году вырастут незначительно — до пяти процентов в общей структуре, прирост доли продаж гибридов — до десяти процентов, а машины на газе покажут нулевую динамику.
«На данный момент производство и продажи только части люксовых автомобилей генерируют прибыль, а массовый сегмент убыточен. Если прогнозы по снижению стоимости батареи не оправдаются, то единственным методом поддержания продаж будет государственное стимулирование», — говорится в исследовании.
«Мы предполагаем, что альтернативные технологии и продажи автомобилей на них в ближайшие годы будут развиваться достаточно равномерно по всему миру, так как автопроизводители не намерены выпускать специфические машины под какой-то конкретный регион. С другой стороны, в отдельных странах могут быть свои особенности, как, например, в России», — замечает один из авторов доклада Александр Былкин.
По данным на 1 июля 2016 года, по российским дорогам ездят 722 электромобиля, при этом почти каждый третий — в Москве, следует из данных «Автостата». Почти все машины иностранного производства, кроме LADA Ellada (93 единицы). Сеть зарядных станций по стране — 79 штук, следует из базы данных Plafocha. При общем автопарке 50 миллионов автомобилей это крайне маленькие показатели.
Причина кроется в первую очередь в дороговизне электрокаров (бензиновый аналог в два раза дешевле). За рубежом покупка такой машины не столь сильно бьет по карману за счет щедрых госсубсидий. В России их пока тоже мало: для личных легковых авто таможенная пошлина обнулена до сентября 2017 года, бесплатная парковка и движение по выделенным полосам действуют лишь в нескольких городах. Свою лепту вносит вопрос экологических проблем: в России он стоит не так остро, как в Китае и США, лидерах по покупке электрокаров, что говорит не в пользу последних.
«У нас в целом хорошие перспективы по расширению автопарка на природном газе, — говорит Александр Былкин. — Газовые автомобили более актуальны для коммерческого сегмента — от небольших грузовиков до автобусов. Спросом пользуются те же «Газели», в заводской сборке которых предусмотрено оборудование на метане. Причина — низкие затраты на топливо по сравнению с бензином и дизелем».
Если в парк муниципального транспорта начнут более интенсивно инвестировать для перехода на газомоторное топливо, отечественные концерны продолжат развивать технологии в этом направлении, а сеть заправочных станций будет расти, то потребители смогут оценить преимущества таких машин, полагает собеседник «РГ».
Перспективы газовых автомобилей действительно выглядят сильнее: по итогам этого года «Газпром» собирается увеличить число заправок компримированным природным газом до 300 штук, к 2020 году — до 500. Он безопасен, и скоро его начнут продавать не только на специализированных заправках, но и на обычных АЗС (законопроект минэнерго об этом могут рассмотреть в осеннюю сессию Госдумы).
Продажи автомобилей на газе в России опережают даже гибриды: их ежегодно ввозят в количестве примерно 1,5 тысячи единиц, а автопарк с газобаллонной техникой за прошлый год прирос более чем на три тысячи единиц. Всего по российским дорогам в начале этого года ездили 113 тысяч машин на газе. Только в 29 регионах страны планируется до 2025 года ввести в эксплуатацию еще 34 тысячи таких авто, что говорит о явном преобладании интереса к газовому топливу.
Сами автолюбители в единичных случаях устанавливают в машину газовые баллоны, так как при цене авто массового сегмента в 700-800 тысяч рублей газомоторное оборудование обойдется еще в сто тысяч рублей, оценивает Александр Былкин. Срок окупаемости длительный — несколько лет интенсивной езды.
Российская Газета
C 2014 года amsrus.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.