Блог Алексея Мочалова
На фото выше — небольшой поселок Аличур, в нем нам друзья порекомендовали переночевать в гестхаусе «Марко Поло». Если верить рассказам в сети, название поселка переводится как «проклятый Али»… Многообещающее. Подъезжаем к глинобитному строению, дергаю парадную дверь… а еле успевшая прикрыться, полуголая таджикская девица, потупив взор, скромно говорит, что я ошибся входом. Это оказался вход в баню. Хорошо, баня есть, рабочая, подумал я, и по наводке, нашел нужную дверь. Мамаша девицы выслушала мое вступление, и указала на одну большую комнату, где на полу и расположилась на постой вся наша экспедиция.
На дворе август месяц, а утром на машине был обнаружен иней. В этот же день мы увидели свежий снег… вот это климат, и как люди живут, тепла нет никогда. Может, потому и улыбок нет, тоже никогда.
Ну разве можно ехать стоя, в кузове «головастика», и не хохотать во все горло?))) Я бы не смог! Ну надо же его раскачивать, барабанить кулаком по крыше, строить рожи встречным машинам с российскими номерами, наконец! Нет, аборигены очень серьезны, видимо утренняя маршрутка везет офисный планктон на работу, не иначе.
Трафик практически нулевой, дорога кривая, как турецкая кривая сабля, попавшая под гидромолот. Периодически, посреди дороги возникают «провалы», ручьи смывают кусок дамбы, и уносят в реку. Поврежденные участки никто не ремонтирует, местные жители лишь отмечают обрыв камнями, и накатывают объезд в брод. Говорят, если попасть в дождь, езда по Памирскому тракту становится много интереснее)))
Идем по плоскогорью, уже нет таких адских подъемов, на которых машина грелась днем раньше, напротив, печка используется уже по прямому назначению, для согревания пассажиров. А ведь в Душанбе в это время сдохнуть можно от жары! Этим, кстати, Памир круто отличается от Тибета. В Тибете все время высоко и относительно не жарко. А вот в Таджикистане амплитуда температур летом просто чудовищная.
Дорога вплотную подходит к Китайской границе, но снимая этот кадр, я еще не подозреваю, что совсем скоро попаду и в Китай, и в Тибет. А пока что за «колючкой» скрывается совершенно фантастический, неизведанный мир, где многие мои друзья были, а я еще нет.
Тем временем, остро встает вопрос заправки топливом. До Киргизии мне точно не хватит, а все возможности пополнить запас дизеля в Хороге я почему-то проигнорировал. Бак, объемом 173 литра определенно расслабляет, а теперь, посреди пустынного плато, есть отчетливая перспектива пересохнуть. Вся надежда на единственный оплот цивилизации, город-сад Мургаб.
В утреннем Мургабе случается помутнение рассудка, связанное с очень ранним подъемом, тревожной ночью из-за высоты, и апатией от «горняжки», и я… проезжаю мимо заправки, посчитав ее недостаточно красивой, в ней же не наливают кофе, и не продают сосиски
Рассчитываю на поселок Каракуль, рядом с одноименным озером. По навигатору там тоже есть заправка. Подъезжаю, дожидаюсь заправщика, который специально для меня приезжает на машине, но он раводит руками, и говорит, что есть только бензин, а дизеля ни капли. На любимый русский вопрос «что делать?», он хмуро машет рукой, садится в машину и уезжает. Хорошо, что я не один, а нас целая экспедиция, и я знаю, что иду один из первых, а у ребят, которые идут следом, есть в канистрочках вожделенная солярочка. А ехал бы один? Начались бы приключения!))
Начались они и у меня. Патруль чихнул, затрясся в конвульсиях, и заглох в прямой видимости от погранперехода. Делать нечего, ноги в руки, пошел в гору на поклон к бравым солдатам. Сперва они уверенно мотали головой, и приговаривали, что солярки нет и быть не может, но как только услышали, что я готов здесь остаться жить, сразу нашлась канистра с десятью литрами, правда по конской цене, но это уже детали.
Прогулялся назад, с горы, с канистрой. Тот еще фитнес, ноги не идут, одышка, в глазах звездочки. Залил, прокачал систему, завел. На границе нас всех по очереди ошкурили то ли санитары, то ли экологи, потом еще поклевали мелочишку за то, что у нас нет въездных отметок, и мы катались по Таджикистану «контробасом». Но все это по-доброму, по-восточному, да и суммы не обидные, так, для поддержки разговора.
В киргизский Ош приехали засветло. Во дворе отеля традиционно тусовались машинки Mongol Rally, но нам с ними не о чем говорить, мы на их фоне мажорная экспедиция, у нас крутые тачки, и сами мы не лыком шитые))) Да и как-то неудобно, они то этот маршрут дубасят на таких вот Nissan Mini, а мы то, на минуточку, джиперы со стажем. Нет, нам не о чем разговаривать. Их нет, это галлюцинация и последствия горняжки.
На этом чудесном месте, в городе Ош, у нас завершилась активная часть экспедиции «Волок.Туркестан», и мы в прогулочном режиме отправились домой через Узбекистан.
Предыдущие части эпопеи:Часть 1. Волок.Туркестан. Алматы — Чарын — Иныльчек — Эчкилиташ — Каракол Часть 2. Волок.Туркестан. Иссык-Куль — Бишкек — Торкент — Сонкель — Иссык-Куль Часть 3. Волок.Туркестан. Иссык-Куль — пер.Тоссор — Нарын Часть 4. Волок.Туркестан. Нарын — Ош — Душанбе Часть 5. Волок.Туркестан. Памирский тракт (часть 1)
Алексей Мочалов - эксперт AMSRUS, журналист, путешественник, организатор и автор проекта Волок
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.