На излете советской власти ее самым зримым результатом стала очередь. Очередь была абсолютно везде, по любому поводу, к любому товару, к любому благу. По очереди была туалетная бумага, книги, квартиры, еда. Без очереди, пожалуй, было только два вида товаров: грузинский чай №36 ближайший родственник веника такой с легким вкусовым оттенком половой тряпки и морская капуста консервированная. Есть её было нельзя, но, в принципе, если ты самогонщик, то как-то можно было совместить один калорийный продукт с другим, считая это закуской.
В очереди стояли все абсолютно, по любому поводу. И была отдельная очередь в ДОСААФ, потому что ДОСААФ занимался водительскими удостоверениями. Все люди должны были так или иначе как-то включены быть в профсоюзную жизнь, они должны были тихонечко соприкасаться с ДОСААФом. Досаафовские представительства были везде, чем крупнее предприятие, там интересней: там, как правило, сидели уже не майоры, даже не подполковники, а полковники и генералы. Это были очень специальные люди и они ведали очередью на водительские удостоверения.
При том, что машин на всех не хватало и прав тоже на всех не хватало, существовали еще такие кулуарные игры, когда, предположим, в профсоюзную очередь за машиной ставили только после того, как ты, отстояв в досаафовской очереди на водительское удостоверение, его там получал. А без прав тебя в эту очередь на машину не ставили. Единственная альтернатива ДОСААФу была экстернат – система, когда ты мог сам научиться, посидев на коленках у папы, а потом уже самостоятельно, это не возбранялось. Человек мог прийти в ГАИ сразу сдавать экзамены. И практика показывала, что люди, освоившие автомобиль самостоятельно, имели очень неплохие, устойчивые навыки управления транспортным средством. Была разнарядка – ни в коем случае не больше 15% экстерников можно было не зарезать первый раз.
И когда Советский Союз развалился, стало появляться много разных альтернативных видов услуг и бизнеса, появились автошколы. Автошколы появились везде, начиная от чердаков и подвалов, заканчивая НИИ, институтами и магазинами. Они превратились в бизнес, но они решили самую главную проблему СССР — излечили нас от очереди. Можно было без очереди прийти, записаться, начать обучаться, после этого заплатить не очень большую взятку, получить водительское удостоверение, посчитав, что ты сдал экзамен и выпорхнуть непосредственно на улицу.
Советская система не смогла научить человека водить машину. Альтернативная бизнес-система не смогла человека научить водить машину.
Реформа по этому поводу продолжается по сию пору, но создать систему государство не умело ни тогда, ни сейчас. Хотя предписаний, регламентов, законов и нормативных актов создано в избытке, они продолжают совершенствоваться, размножаться и предъявляться нам на уровне законопроекта, а потом и закона.
Эта вся волна, которая никогда ни на секунду не утихала, она привела на нынешнем этапе к полному разгрому автошкол. Мат был поставлен в три хода. Это была долгоиграющая комбинация, которая на сегодняшний день сделала в принципе невозможным получение водительских прав, но зато очень четко совершенно дала людям, во-первых, почувствовать, что такое советская очередь — очереди опять есть, а во-вторых, она вернула всех к пониманию того, что все-таки права надо покупать.
Был период, наверное, лет в 15, когда можно было именно научиться, и в чем прелесть, ведь качество везде было по-разному. Не умея, не имея возможности создать, не имея навыка создания системы, тем не менее, когда отпустили на вольные автошколы, было создано несколько очень удачных примеров того, как люди просто нормально работают и нормально учат других людей водить машину.
Была например в Москве, естественно, ныне уничтоженная, автошкола «Кабриолет», девизом которой было: «Мы не натаскиваем на экзамен, мы учим так, чтоб самим было не страшно». И автошкола «Кабриолет» учила людей с первой минуты, она как раз своим экспериментальным существованием доказала, как именно правильно учить людей водить машину.
Норматив советского периода был 180 часов теории и 28 часов практики. До последнего у нас был норматив 106 часов теории и 50 часов практики. Человек, который приходил в «Кабриолет» с первого же дня включался в практическую езду и к моменту, когда он выходил уже на финишную прямую экзаменов, он имел по 150-160, 180-200 часов практических занятий.
И здесь суть в чем? В том, что человек садился за руль раньше, чем получал представление о теории. Он садился за руль с инструктором, начинал осваивать машину и тут у него появлялись вопросы: а как правильно проехать этот перекресток? Кто кому уступает? Как здесь развернуться? Как здесь обогнать? Вот именно практика заставляла его обратить внимание на теорию.
«Кабриолет» эту методику прекрасно знал. Он давал людям возможность сначала задать себе вопросы, понять, что именно ты не можешь, не знаешь, но хочешь узнать. А потом ты приходил к горячейшему преподавателю БГ – это Борис Георгиевич Афанасьев, человек, которому уже в принципе нужно давать орден за заслуги перед отечеством первой степени, и у него люди получали подсказки, ответы и схемы, как действовать в той или иной дорожной ситуации.
Человек, который заканчивал вот такую правильную автошколу, созданную вопреки системе, имел устойчивый навык, а самое главное – понимание того, как нужно действовать по правилам. Человек выезжал на перекресток, где было 4-5, 6-7 сопряженных лучей или пересечений, у него в голове была схема. Потому что БГ закладывал эту схему и человек работал на автомате, он понимал, что вот эти пропускают меня, вот этих пропускаю я, а здесь я смотрю на знаки, здесь я смотрю на светофор и проезжаю. Вот она была, безопасность.
Но безопасность же никого не волновала. И разгром нынешних автошкол — это задача просто устранить конкурентов. В 2009 году появился проект закона, согласно которому, во-первых, должны быть разработаны новые методики, а во-вторых, все автошколы должны иметь гектар собственной заасфальтированной земли с оборудованием. Ни одна автошкола в принципе не в состоянии позволить себе гектар земли. Это был 2009 год, атака была отбита, но в 2014 году летом вышел Приказ Миноборннауки, согласно которому автошколы подлежат поголовному уничтожению, если у них нет 0,24 гектара земли, то есть 2 сотки. Вот та самая 0,24Га, если у тебя нет — ты закрываешься. Эти школы закрылись.
По нашей стране закрылись автошколы,
потому что автодромов было четыре на всю страну на тот момент. На всю страну 4 автодрома, то есть в четырех местах можно было получить права.
Причем в Москве не было ни одного. В Питере не было ни одного. А в Екатеринбурге была, там можно было получать права. Ну, естественно, в Чечне, откуда пошли водительские удостоверения чеченского образца, пожалуйста. Это и по сию пору можно, если кому интересно. Есть специальных бизнес ручеек, который позволяет реализовать эти свои амбиции и получить сразу некоторое количество категорий.
И система, как всегда, рождена не была, а конкуренты были устранены. Было несколько заинтересованных лиц, была специальная фирма, которая разрабатывала не просто методики по обучению, а еще и дидактический материал, наглядные пособия.
Эта фирма стала единственной, чьи пособия рекомендованы по сию пору. Знаете, есть у тебя типография, но никак ты не можешь на нее спрос организовать, тем более в нашем-то интерактивном веке, когда наглядные пособия должны быть в компьютере, а не на стене. А потом ты почему-то получаешь госзаказ на это. И по всей стране должны по твоим пособиям указочкой тыкать учителя, хотя, в принципе, у всех есть планшеты, но в этих планшетах ничего нет.
Передел рынка проходил в три этапа. Первый – это было имущественное обременение в 0,2Га, потом появилась программа обучения. Программа была абсолютно идиотская, туда включили такие параметры, как психофизиологические основы водителя. Основы законодательства в сфере дорожного движения — это разумно, а вот, например поведение истерички или дауна в соседней машине с дубиной в качестве предмета для изучения — это интересно, но только не на уровне автошкол. То есть, когда психи в обществе, ловить их на примере автошколы — последнее дело. И в рамках тех имущественных обременений, которые должны были уничтожить все автошколы, был не только еще автодром 0,2 Га, но и классы со специальным оборудованием для анализа эмоционального и психологического состояния будущего водителя. То есть, психа нужно было распознать на подступах.
Оказалось, что система лицензирования, когда медсправка управлялась именно с этой же задачей, не работает. Она находится в ведении других совершенно министерств, и справку, конечно, по-прежнему можно купить. Как бы не пытался наш начальник ГАИ предыдущий вести туда какие-то степени защиты для того, чтобы сама по себе бумажка была так или иначе весомым документом.
Суть не изменилась: ты приходишь к наркологу и психологу, раньше нужно было поставить штампик о том, что ты не состоишь на учете, сейчас нужно пройти некое собеседование, которое во многих местах проходит достаточно формально, тебе ставят тот самый штампик. И очень много потом вдруг нашлось людей, допущенных к управлению, почему-то имеющих диагнозы, с которыми в принципе нельзя на улицу выходить. Если помните, год тому назад была компания по результатам новой медсправки, новой системы лицензирования и того самого разгрома автошкол, который был призван не допустить психов за руль. Психов и наркоманов наловили такое количество, что после этого ужаснулись сами.
Ну, и третьим ударом по автошколам были экзамены, которые теперь с первого числа этого месяца вступили и стали практикой. Причем, когда методики сдачи экзаменов на мотоцикл, на категорию «В» были прописаны, собралась экспертная группа на базе одной из старейших московских автошкол со своим как раз автодромом, туда приехали мастера спорта по ралли, по кроссу, по мотокроссу. И они провалили этот экзамен, они сказали, что это сдать невозможно.
Ага, обрадовались гаишники, ну теперь то точно люди поймут, куда и что нужно нести.
И в результате мы имеем некую реформу. До недавнего времени человек мог прийти в автошколу, его там реально могли научить. Например, если это «Кабриолет», он за три месяца получал полную сумму знаний, практический навык, он сдавал экзамены и одним днем получал права. Вот ты сутра приехал, сдал экзамены, вечером ты оттуда выходишь с корочкой. Сейчас это просто запрещено.
Теперь по новым методикам после того, как ты подал заявление, по результатам сдачи экзаменов месяц на рассмотрение. ГАИ будет месяц смотреть на тебя, документы. Да, документы в порядке, справки на местах, фотографии есть, зайдите через месяц мы вам выдадим водительское удостоверение. Если на мотоцикл, так уж и быть, две недели. А экзамен в один день нельзя, в три дня! Теория отдельно, город отдельно, площадка отдельно.
Для чего это сделано? Представьте себе, что мы живем с вами не в Москве, а где-нибудь в деревне. Экстерната нет, вам нужно стать по профессии шофером, потому что в вашей голодной деревне больше заработать не на чем, даже в металлолом уже коровник не сдашь, сдали без вас. Вы решили, что вы будете водителем, где вы можете научиться? Раньше на колхозной сеялке-веялке, приехал в ГАИ сдавать. Нет. Значит так: сейчас ты с рыбным обозом идешь в ближайший большой город, разбиваешь там палаточный лагерь и живешь там и учишься, а потом сдаешь экзамены. Как?
А экзамены ты сдаешь следующим образом: в первый день ты сдаешь теорию. Если ты две ошибки совершил, тебе пускают на дополнительный круг, тебе дают еще пять новых вопросов, в соответствии с законом, вступившим в силу с 1 сентября. Если ты допустил и здесь ошибки, если ты допустил много ошибок, зайди через недельку. А эту недельку ты где поживешь? В Москве, понятно, сел на метро, уехал, в родной колхоз поехал на перекладных.
Как быстро ты догадаешься, что нужно было взятку дать? Вот на каком этапе?
На этапе, когда мы принес туда документы и выяснил, что ты будешь полгода жить на паперти? Или ты такой упорный, да из колхоза ты сало с собой привез, спальный мешок, ты готов, ты здесь жил, учился и работал, как завещал великий Ленин, а когда началась пора экзаменов, до тебя точно дошло, что нужно было все-таки права покупать? Отдел продаж ГАИ открыт круглосуточно. Либо ты это делаешь через автошколу, либо ты напрямую идешь к инспектору. Чем дальше от Москвы, тем интереснее будет результат.
Вот какая у нас удивительная реформа получилась. Причем, когда у нас громили автошколы, создавали эти чудовищные условия по имущественному обременению, вводили эту дикость и пытались, и пытаются сейчас нас сделать врачами — мы должны пройти основы медицинской подготовки, сделать нас автослесарями — мы должны научится понимать автомобиль, как устроен карбюратор, как устроена коробка передач, как работает сцепление, мы должны разбираться в психологии блондинок… После этого же были введены чудовищные экзамены и все это под рефреном «вот теперь то мы точно научим водить, потому что мы изменили самое главное — мы добавили практики».
Очень плоха система, которую мы только что разнесли вдребезги. Она обязывала человека подступаться к экзаменам, имея 50 часов практических занятий за рулем. 50 часов не могут научить человека водить машину и вот теперь мы разгромили автошколы, мы создали новые методики для идиотов. Теперь мы делаем врачей, теперь мы делаем профессиональный водителей и теперь мы учим — сколько часов практики? — 56. Мы на добавили в результате процесса уничтожения 6 часов практики. А в «Кабриолете» было 180, и автошкола «Кабриолет» уничтожена за эти самые 180.
Автошкола «Кабриолет», например, учила людей управляемому заносу и на экзамене девочка с голубыми глазками с бантиками, когда понимала, что дорожная ситуация складывается не в ее пользу, могла в управляемом заносе прокатить экзаменатора, избежав аварийной ситуации и после того, как он проглотил свисток, просвистелся неожиданным местом, получить свою законную пятерку. Потому что у нее навык управления транспортным средством, потому что она умеет водить машину. Никого это не волнует.
Теперь разгромлены автошколы, теперь создана невыносимая ситуация, в результате которой ты рано или поздно догадаешься, что нужно было принести взятку. И в довесок у тебя 6 часов практического занятия, но если у тебя коробка автомат, тогда 4. На коробке автомат тебе добавили 4 часа, и после этого ты, конечно же, готов выехать на улицы и после этого, конечно же, не страшно.
И гаишники, которые всю эту систему выстраивали, ломали старое и создавали новое, отследили самый главный момент. Действительно, человек ни в коем случае после этой реформы не научится водить машину, то есть, он будет попадать во все ловушки, которые ГАИ устроила на дороге. Человек становится заложником всей той системы, которую ГАИ выстраивала специально для того, чтобы мы платили штрафы, чтобы мы были виноваты. Безопасность их абсолютно не волнует, ни на каком этапе.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Сергей, я директор старейшей в России фирмы, которая до 2014 года активно занималась производством оборудования для автошкол — Профтехнология. Если вам интересно, могу рассказать еще много интересного про «инновации» в автошколах, учебные пособия и про нынешние автошколы вообще. Напишите в личку))
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.