Седан представительского класса ЗиЛ-4102 — одна из наименее известных страниц истории советского автомобилестроения. Данный автомобиль создавался по личному указанию тогдашнего главы СССР — Михаила Горбачева. Всего в 1988 году было построено только 2 опытных экземпляра этой оригинальной машины, которым заводчане дали соответствующие шутливые названия — «Мишка» и «Райка» — в честь главного заказчика и его первой леди. До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка» с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 черного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь «морда» с фарами, облицовкой радиатора и бампером.
ЗиЛ-4102 изначально задумывался в качестве базовой модели абсолютно нового семейства автомобилей для высшего партийного руководства страны. Параллельно с обычным 4-дверного седаном, в бюро по доводке и исследованию легковых автомобилей ЗиЛ разрабатывалась и его удлиненная версия с кузовом лимузин — ЗиЛ-4101, но закончить ее не успели. Первый и последний президент Союза М. С. Горбачев не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство, поэтому проект нового ЗиЛ-4102 был полностью свернут и быстро забыт.
От своих монументальных рамных предшественников — седанов ЗиЛ-117 и 41041, новая машина отличалась, прежде всего, более легкой конструкцией с несущем кузовом и независимой подвеской всех колес. Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Все эти меры позволили снизить массу седана, который был на 0.5 метра длиннее серийной «Волги» почти на 1,5 тонны (по сравнению с ЗиЛ-41041).
А вот силовой агрегат и коробка передач осталась прежней. Карбюраторная V-образная «восьмерка» рабочим объемом 7,7 литров развивала мощность 315 л.с. и работала в паре с 3-диапазонным «автоматом». От 0 до 100 км/ч крупный седан разгонялся за 10,5 секунд. Максимальная скорость составляла 190 км/ч, а средний расход топлива достигал 21 л/100 км. Основные системы автомобиля были продублированы: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.
Несмотря на крупные габариты, роскошный салон ЗиЛ-4102 сделали 4-местным. Сзади находилась пара раздельных кресел с электроприводами регулировок. На потолке был смонтирован блок управления освещением и климатической установкой. На полу находились откидные упоры для ног пассажиров — как в самолетах. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева. Тогдашний «полный фарш» включал в себя комплексный электропакет, продвинутую аудиосистему с кассетным проигрывателем, цифровым радиоприемником и 10 громкоговорителями, бортовой компьютер, кондиционер.
Интересно, что передние блок-фары итальянской фирмы Carello были позаимствованы у одной из моделей шведской компании Volvo. ЗиЛ-4102 имел огромный топливный бак, который «съел» львиную долю полезного пространства в багажника.
Сегодня «Райка» хранится в запасниках московского Завода имени Лихачева. Автомобиль уже довольно давно не заводили, а общий пробег на сегодняшний день составляет порядка 10000 километров.
C 2014 года amsrus.ru
Он крут! Приятно видеть машину которая почти ни с чего не слизана и имеет ряд оригинальных, пусть и не уникальных, решений. Надо было Михал Сергеичу чуть позже Союз развалить.
ух тыыы… классная машина!
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.