Второй этап экспедиции Волок, традиционно, самый грязевой, ибо именно на него приходится пик распутицы. И места для встречи весны в этом году подобрались самые что ни на есть матерые, дикие. Ленобласть, Псковщина, Тверская и Смоленская области — края легендарные, и бездорожьем тоже. Помню, в детстве, мы с отцом ездили на нашем Москвиче 2140 к нему в родовую деревню, на Смоленщину, и это всегда был еще тот трофи-рейд! Резина «снежинка» и фантастическое мастерство папы творили чудеса, и наш недопривод прорывался по тракторным колеям прямо к старенькому срубу, пережившему со всеми домочадцами долгую немецкую оккупацию. А там грибы, охота, и песни под гармонь… Хорошие были времена. Хотя и сейчас грех жаловаться.
Маршрут пролегал преимущественно грунтами, большая часть из которых были банальные грейдеры. Блуждалка вышла увлекательная, в лабиринтах лесов машин почти нет, даже лесовозов, а развилок пруд-пруди. Чуть не туда свернул и получай бонусные спецучастки, непредусмотренные организатором, то есть мной. Некоторые именно так и поступали, а потом у костра рассказывали, как штурмовали просеку под Андреаполем, хотя этот городишко был явно в стороне от нашего трека. К слову сказать, владелец Jeep на фото ниже, Федор eremeeff, пишет душевные отчеты, если хотите узнать о маршруте больше — это к нему)))
Но и запланированные спецучастки расслабиться не давали. Многие лесные дороги разбиты тракторами и лесовозами еще осенью и добиты ранней весной. Коллективными усилиями все эти дорожки проходились на раз, с шутками и прибаутками, а совсем стандартные машины (например, стоковый TLC200) такие дебри объезжали кружным путем и приезжали в лагерь раньше основной колонны, накрутив лишние пару сотен километров. Не зря много лет назад появилась фраза «у каждого свой Волок» — если послушать рассказы об одном и том же дне разных участников, можно и не догадаться, что речь идет об одном и том же отрезке пути.
Не обошлось и без утопленников, не фатальных, но все же. Эти грабли мы собираем практически ежегодно, ведь на разведках, а это лето или осень, многие броды проходятся по малой воде, не притормаживая, ходом, а весной, в половодье, они представляют собой очень коварное препятствие, которое стоит сперва прошагать ножками, а уж потом решать, нырять или не нырять. Подробности и последствия заплыва читайте в блоге у хозяина машинки, это куда интереснее, чем слушать мой пересказ событий, тем более что я подъехал, когда уже было поздно что-то менять)))
Хищные рыбы, пираньи и акулы, начали разбирать под водой Патрол, и когда морда оказалась на суше, мы обомлели от картины. Как обгонял и подрезал, стоя по пояс в воде, Сергей bonusaha расскажет, думаю, сам, а я лишний раз отмечу для истории, что сладкая парочка диски Off-Road-Wheels + шины BFGoodrich — союз непрочный, и разуться на таких тапках можно в чистом поле, при боковом ветре, и в реке, при сильном течении.
Усадьба в Муравейно колесами не берется, пришлось спешится, переправиться через реку Луга на ручном пароме и протопать километра полтора пешочком, под дождем. Дожди сопровождали минувший Волок буквально ежедневно, чем добавляли острых ощущений на любых грунтах, даже на тех, где экстрима быть не может.
Усадьба, к сожалению, брошенная, но именно благодаря этому можно беспрепятственно попасть внутрь и побродить по лестницам и комнатам, отыскать интересные артефакты. Со времен первых хозяев не осталось ровным счетом ничего, как и от немецких летчиков Люфтваффе, которые отдыхали здесь во время Второй Мировой. А вот от более поздних отдыхающих кое-что осталось, плюс исписанные маркерами стены, подчеркивающие богатый внутренний мир наследников этой усадьбы. Если буквально в ближайшие пару лет никто не начнет восстанавливать усадьбу, мы утратим этот памятник архитектуры, совершенно точно не охраняемый государством.
Не охраняется государством и эта придорожная часовенка, увы и ах. Кадр сделан в дождь, вода льет в открытые окна. Войну простояла, а вот наше безвременье может не пережить.
Грейдеры Тверской и Псковской области перестают быть помехой, если на машине стоит приличная подвеска, а в шинах нет лишнего давления. Если со вторым пунктом нет проблем, выставить давление 1,2-1,3 атмосферы не сложно, то вот c амортизаторами вышла полная шляпа. Напомню, на этот Волок я подготовился, как на войну, и сменил заслуженные ToughDog Ralf, отбегавшие более 80 тысяч километров, на более продвинутую по всем параметрам Amada Xtreme.
Как раз ко второму этапу Амада… потекла, а на грейдерах обозначился явный перегрев (!) амортизаторов, несмотря на огромные выносные бачки.
Сперва я подумал, что они не держат давление (перед 13 атм, зад 15 атм), но замер показателей после финиша Волока показал, что предустановленные показатели остались неизменны. Я в панике заказал новый комплект подвески OME NitroCharger Sport, тоже скорее как экспериментатор, уж очень хочется посмотреть, сколько проживет подо мной. Подвеска пришла в Смоленск, но менять ее я так и не стал до Москвы —
на ровных дорогах, по холодку, Амада оживала, и вроде как подвеска начинала работать.
Дотянул на них до финиша и снял, перекрестившись, только вчера. Как я понимаю, проблема в том, что они слишком тонкие, а шток слишком толстый. Американцы 2″ (диаметр цилиндра амортизатора) однотрубники рекомендуют ставить на машины весом до 1800 кг, а Патруль, да еще и груженый, это точно перевес. Американцы в таких случаях рекомендуют установку спаренных амортизаторов или 2,5″ серию. Тайцы скромно молчат. Как молчат и о том, что Амаду надо подвязывать — при ходе отбоя мост не повисает на штоке, и… клацают пружины. А вот ход сжатия, несмотря на сомнения Андрея Takezo, ничем ограничивать не нужно, вчера при демонтаже амортизаторов в сервисе 4х4ОК промерили эти параметры, отбойники вступают в контакт с мостом раньше, а на штоках очевидно видна зона работы, не доходящая до конца штока. Что-то я углубился в вопрос, лучше расскажу потом об этом опыте отдельно, с примерами, фотографиями и замерами.
Помимо амортизаторов, сильно повлияла на сглаживание моего привычного, агрессивного стиля вождения верхняя палатка ABC-Дизайн. Крены выросли заметно, и по грейдерам боком уже не повваливаешь, даже очень устойчивый Патруль намекает, что пределы есть у всего. Как результат — на этом Волоке я практически не занимался контролем и регулировкой передних ступиц, которые ломал, по-видимому, водитель)))
На этом же этапе у меня опять сдалось сцепление, после водных процедур и грязи начало буксовать. Пришлось судорожно заказывать новый комплект, и, до кучи, новую коробку передач, раз уж все равно будем снимать старую, на которой умерла пятая передача еще на разведке Волока. Но даже все эти разрушения и проблемы не стали для меня поводом объезжать спецучастки, Монгол честно следовал в канале экспедиции, помогал где-то тросом, а где-то лебедкой.
Кстати, про лебедку. Прямо перед Волоком я сменил развалившийся от нечеловеческого насилия Superwinch Talon 9.5 на более бюджетный Master-Winch 9500, но сделал это как не очень умный человек. Была запарка с подготовкой машины, и мы с ребятами из 4х4ОК решили оставить всю электрику от Супервинча… Это была фатальная ошибка. Первый, снежный этап Волока, был очень сырой, и соленоид, естественно, накрылся. А я, как умная Маша, родной блок соленоидов, пульт, и весь установочный комплект оставил… дома! Под замком)))
Вот и доверяй таким дятлам во плоти человека разумного тесты лебедок. К счастью, перестала работать только смотка, а размотка (в сухую погоду) функционировала. Замена местами проводов на клеммах лебедки ничего не дала (электрик из меня никакой), и я не придумал ничего лучше, чем запустить намотку троса в другую сторону, благо заделка троса на барабане сделана очень разумно, прижимной пластиной, и это возможно. Сказано — сделано. Весь оставшийся Волок лебедка работала только в режиме намотки, а роспуск производился вручную.
К слову сказать, ручная размотка удивительно легкая, усилие минимальное, так хорошо не разматывался ни Superwinch, ни Come Up.
На этом же Волоке обломились обе свинцовые клеммы на аккумуляторе. Понаделал времянок, но очень жду от вас советов (лучше с ссылками на товар в магазине) по правильным клеммам, на которые можно повесить кучу доп.оборудования и которые обеспечат надежный контакт.
У участников тоже были проблемы, но такого тотального падежа машин, как на первом этапе, уже не наблюдалось. Напомню, на севере у нас захворали ВСЕ Тойоты, каждая по-своему, но это было удивительно. Об этом я вскользь писал в первой части своего отчета.
Монгол же вел себя как капризная девчонка, скрипел, гремел, раскачивался, истекал масляными слезами чрез вновь пробитый мостом поддон картера двигателя, но ехал.
И так до самого Черного моря в итоге доехал, что и отличает технику старой инженерной школы от современных одноразовых повозок. Кармашек за задней аркой только жалко, пал жертвой коварного пенька в тверских лесах. Пришлось зарубить партизана.
Помимо бездорожья, было, что посмотреть, ведь
Волок это в первую очередь историко-этнографическая экспедиция, а бездорожье — это, скорее, производственная необходимость,
ну куда деваться, если в России асфальтовых дорог до сих пор еще очень мало, а кратчайшие пути идут через буераки. На фото выше — эхо войны, кто-то прошелся с металлоискателем вокруг одной из братских могил и насобирал сувениров. Думаю, самое интересное давно растащили пионеры и пенсионеры, но даже эти осколки о многом говорят.
Одна из интереснейших находок этого этапа — усадьба генерала Куропаткина под Торопцем. Я тут же скачал из сети аудиокнигу воспоминаний Куропаткина и окунулся в ту эпоху. Очень интересно ощутить связь времен, вот таким видел озеро Куропаткин, уверен, оно ничуть не изменилось. А вот дом обветшал, обветшал…
Мне очень нравится путешествовать под аудиокниги, при том не под абстрактные, типа Бориса Акунина, под которого можно шпилить по трассе М4, а под записки, мемуары, воспоминания. Так, Тверскую мы катали под Куропаткина, по Дону под Шолохова, а Ставрополье, Краснодарский Край, Крым — под Деникина. Это лучшая историческая справка, которую только можно придумать, и все это скучный набор фактов и названий, если ты не находишься на местности или там никогда не бывал.
Слушаешь такой книжку, а кругом распутица, и представляешь себе, как в этих условиях можно было воевать… из машины выйти страшно, не то что бродить месяцами по лесам без крыши над головой и возможности согреться и просушиться. Наши деды и прадеды такое пережили, что никакое кино никогда не передаст, даже малую толику.
А тем временем, экспедиция движется все южнее и южнее, распутица отступает, оживают трактора и чайки, по полям бродят длинноногие аисты, смущая своей поступью человеческих коротконожек-манекенщиц. Весна идет, весне дорогу!
В Смоленске сильно сменился состав экспедиции. Те, кто приезжал на северные этапы, отсюда разъехались по домам, а им на смену прибыли те, кто хотел миновать сырость и холода и путешествовать в комфортных условиях. Расчет, не сказать, чтобы оправдался, дожди нас сопровождали и дальше, но об этом уникальном природном явлении я расскажу в следующей части своего повествования…
AMSRUS и Волок приглашают партнеров к сотрудничеству!
Алексей Мочалов - эксперт AMSRUS, журналист, путешественник, организатор и автор проекта Волок
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.