Порой может показаться, что стеклоочистители современного автомобиля – чуть ли такие же, что стояли на машинах, возивших Сталина и Маяковского. Однако на деле несколько поколений инженеров серьезно усовершенствовали конструкцию щеток стеклоочистителей, и предоставили автовладельцам выбор из нескольких вариантов «дворников».
В самом начале XX века.
Первые патенты были оформлены в 1903 году независимо друг от друга сразу тремя американскими и британскими изобретателями.
Причем по конструкции те первые «дворники» не так уж сильно отличались от современных – разве что источником энергии не сразу стал электромотор: некоторые изобретатели предлагали водителю вращать специальный рычаг вручную.
Уже к 1916 году все серийные американские автомобили комплектовались дворниками – и в том же году была воплощена на практике привычная нам схема с компактным электромотором.
На протяжении последних ста лет автомобилестроители много экспериментировали со стеклоочистителями. И с расположением мотора, и с компоновкой щеток — но самое заметное изменение связано с переходом от плоских лобовых стекол к изогнутым.
Если изначально прямое резиновое «лезвие» крепилось к прямой железной планке, со временем резинка приобрела более сложную форму — а для плотного прилегания ее к стеклу инженеры разработали систему коромысел с шарнирами, сейчас известную как каркас.
Прежде всего, конструкцией. Есть известные всем каркасные дворники – с теми самыми коромыслами и шарнирами. Есть бескаркасные – очень компактные, по сути состоящие из чистящего резинового лезвия, удерживаемого металлическими пластинами (ребрами жесткости), и накладным резиновым элементом (спойлером). Ребра жесткости придают щетке требуемый изогнутый профиль для лучшего прилегания к стеклу, а спойлер обеспечивает лучшее прижатие щетки к ветровому стеклу при высоких скоростях движения, обеспечивая эффективность очистки.
Существует и промежуточный вариант – т.н. гибридные щетки с компактным каркасом и накладными пластиковыми элементами, выполняющими роль спойлера.
Каркасные щетки – самые дешевые. Их преимуществами являются: хорошее прилегание к стеклу за счет упругих стальных пластин в основании каркаса пружинных соединительных звеньев, наилучшая адаптация к любому изгибу ветрового стекла, меньшая склонность к потере контакта по краям щетки при развитых лобовых стеклах с большой кривизной профиля, а также возможность замены чистящего резиноэлемента без замены стеклоочистителя.
Но есть и слабые стороны каркасных щеток стеклоочистителей. При износе шарнирных соединений появляются повышенные люфты, повышенный шум в работе и ухудшение качества очистки. Большая парусность при высоких скоростях приводит к нарушению равномерности прижатия к стеклу и ухудшению качества очистки, а при минусовых температурах качество очистки стекла может резко снизиться из-за обмерзания.
Бескаркасные щетки стеклоочистителей обладают более монолитной конструкцией без сочленений, что снижает шум. Их высокие аэродинамические характеристики и эргономичный вид обеспечивают лучшую обзорность за счет меньшей высоты щетки. Интегрированный по всей длине спойлер обеспечивает увеличенное сопротивление подъемной силе на высоких скоростях, что повышает качество очистки.
Но основным недостатком бескаркасных щеток является их цена. Они дороже универсальных каркасных.
Гибридные щетки объединяют в себе большинство достоинств двух типов, однако по цене они дороже бескаркасных.
Отнюдь. Существует добрый десяток вариантов – крючок, боковой штифт, байонет и т.д. Некоторые производители выпускают щетки с т.н. мульти-адаптером, рассчитанный на возможность установки щетки на наиболее популярные типы креплений оригинальных рычагов.
Кто-то советует делать это раз в полгода, кто-то – раз в два года. Но на деле качество очистки стекла – параметр, который запросто можно оценить на глаз, не пользуясь сложными измерительными приборами и не переводя его в число с десятью символами после запятой.
Поэтому все просто: если на стекле появляются неочищенные зоны или остаются заметные разводы – время купить новые щетки.
Каталог Federal-Mogul
C 2014 года amsrus.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.