Алексей Мочалов: Добрый вечер дорогие друзья. С вами в сегодняшнем вечернем эфире Алексей Мочалов и Алексей Буряк.
Алексей Буряк: Здравствуйте. Мы проведём этот час, к сожалению, без Сергея Степановича Асланяна, потому что он сейчас находится во Франкфурте на автосалоне.
А.Мочалов: Мы расскажем об экспедиции по Средней Азии, которая у нас прошла в августе этого года на пяти внедорожниках. Внедорожники были сильно разные, как очень новые, так и очень старые. Поэтому, я так думаю, что мы за пол часа сможем разбудить интерес в ваших сердцах и у вас будет возможность нам позвонить, написать и задать вопросы.
А.Буряк: И я, с вашего позволения, хотел бы задать Алексею первый вопрос: «Как появилась эта идея поехать в путешествие именно в Центральную Азию и откуда появилось название «Волок Туркестан»
А.Мочалов: У нас будет несколько странный диалог, потому что и я и Алексей были в этой экспедиции, соответственно мы сами между собой прекрасно знаем об этом проекте. Радиослушатели «Маяка» тоже вскользь слышали про экспедицию «Волок», потому что я приходил в студию и рассказывал. В ходе данных экспедиций мы стараемся закрыть для себя, для радиослушателей и для читателей нас в Интернете белые пятна на картах, рассказать о различных регионах, районах, народностях, которые населяют Россию и бывший СССР. У нас есть весной экспедиция, которая проходит от Белого до Чёрного моря «Из зимы в лето», а каждый август когда тепло, хорошо и сады плодоносят, мы ездим в более южные регионы, то есть раньше это был Северный Кавказ, Закавказье, Монголия, в этом году это республики Средней Азии. Основной акцент мы поставили на горных регионах, на Киргизии и Таджикистане и, соответственно, транзитом проезжали через Казахстан и возвращались через Узбекистан. Поэтому предыстория достаточно продолжительная. Проекту, в общей сложности, 9 лет и за это время мы искатали большую часть карты бывшего Союза Советских Социалистических Республик.
Формат, в основном, внедорожник, потому что, как показывает практика, эта часть планеты до сих пор ещё не очень асфальтирована и можно, конечно, везде путешествовать на легковых машинах. Мы, например, в Киргизии, в горах, встретили путешественника из Москвы который приехал туда на Saab 9-3. Не представляю, как он туда попал, как он потом выбрался назад. Но человек абсолютно счастливый стоял над обрывом и фотографировал. Но это не наш метод. Мы стараемся ездить на машинах, которые для этого приспособлены, хотя философия разная. Я ездил на Nissan Patrol которому было 20 лет, а Алексей ездил на Audi Q7 которому пару месяцев.
А.Буряк: Мы его взяли из пресс-парка, на спидометре было 700 с небольшим километров пробега, а отдали было 17800 с лишним километров.
А.Мочалов: Вроде бы автомобиль совершенно не экспедиционный, но далеко не такой, как это обычно выглядит на картинках про различные экспедиции. Но у меня, как у организатора, сердце ёкнуло когда Алексей сказал, что они собираются ехать на таком «паркетном» автомобиле. Потом каждый день сердце ёкало когда я видел, что они опять в лагере, они не сломались. Но, при всём при этом, автомобиль проехал. Все остальные автомобили так же спокойно проехали.
Хотелось бы немножечко рассказать об особенностях путешествия в самих республиках которые, с одной стороны, вроде бы все на карте находятся в одном и том же углу но, при этом, они крайне отличаются между собой культурой, менталитетом, природой и ландшафтами. Потому что горные республики, Киргизия, Таджикистан, они крайне высокогорные и мы, европейцы равнинные, не очень хорошо себя там чувствуем, потому что перевалы более 4000 метров не всеми хорошо переносятся. В отличие от альпинистов мы на них заезжаем очень быстро и адаптации, как таковой, не происходит. Вот ты, Алексей, как себя там ощущал?
А.Буряк: Ну я, во-первых, какое-то время, достаточно продолжительное, там жил и мной горы переносятся легко. Хотя, не скрою, что последний раз на высокогорье я был больше 10 лет назад и в этот раз чувствовал себя не очень уютно. Хотя мы были 4700 максимум и на этой высоте ещё нет какого-то серьёзного дискомфорта, но какие-то ощущения были неприятные.
А.Мочалов: Я тоже пережил нормально, потому что полгода назад ездил на Дакар и там, в Южной Америке, были перевалы повыше – более 5000 метров. Нас в составе экспедиции было много людей в возрастной группе 50+. Спать на высоте более 3000 метров не удавалось ни у кого. Глаза закрываются, а сон так и не приходит. Народ сильно уставал.
А.Буряк: Парадокс ещё в том, что я не мог спать. Я не опытный турист то есть практики ночёвок в палатке у меня не было и впервые я 3 ночи попытался поспать, у нас была арендованная палатка и арендованные спальники. Выяснилось, что у меня спальник не моего размера. 3 ночи мучений, после чего я переселился в автомобиль и спал в машине. Мне не принципиально было высота – не высота. Достаточно комфортный ночлег в автомобиле и уже хорошо.
А.Мочалов: К стати говоря у нас с тобой две абсолютно разные колокольни. Я езжу более 10 лет в экспедиции раз в месяц, а ты поехал в первую свою серьёзную экспедицию и при этом мы сейчас пытаемся размышлять об одном и том же но совершенно с разных колоколен. У меня подобной проблемы вообще не было. Мы спали в палатке но брали с собой северные спальники, потому что ночью в горах может и снег выпасть. Поэтому, чтобы не искушать судьбу, брали сразу с комфортной температурой -15 так, чтобы уж наверняка. И чувствовали себя прекрасно.
В нашей машине, в отличие от Q7, спать невозможно, а ты там как в однокомнатной квартире.
А.Буряк: У нас заднее сиденье и всё багажное пространство под крышу было завалено грузом всевозможным для экспедиции но, разобрав немножко пространства за пассажирским сиденьем, можно было разложиться и я себя очень хорошо чувствовал. В палатке, видимо, спальник не тот. Ты мне сам советовал, что надо спальничек брать побольше. Ничего, в следующий раз привыкну. Я для себя из этой экспедиции почерпнул одно, что человек может привыкнуть ко всему, даже спать в 20 метрах от Афганистана тоже не сильно страшно.
А.Мочалов: И самое главное, что я хотел бы подчеркнуть в опыте Алексея Буряка, то что можно начинать свой экспедиционный опыт сразу с места в карьер, то есть не из поездки в город Суздаль, Мышкин или куда у нас принято ездить на выходные, а поехать сразу на Памирский тракт, проехаться вдоль Афганистана. Хотя сейчас туда не очень надо ехать, по крайней мере судя по новостным строкам. Мы были там, наверное, одни из последних кто там проехал в мироне время. Сейчас уже немножечко постреливают.
А.Буряк: Как выяснилось спустя дней 7-10 после нашего выезда из Центральной Азии, после того, как мы пересекли границу Казахстана и России, в Душанбе случилась попытка государственного переворота, в Бишкеке какой-то взрыв, в Ташкенте ещё какой-то террористический акт. Очередная волна. При чем интересно, что в Центральной Азии очередные всплески подобной негативной активности происходят в конце лета. Это достаточно короткий промежуток времени, только август и вот очередная вспышка которую мы благополучно избежали. Хотелось бы чтобы она не затягивалась надолго.
А.Мочалов: Но и путешествовать там лучше всего в августе. Тут у нас совпадение интересов. Именно в это время открываются все горные перевалы от снега на недолгий промежуток времени и появляется возможность ездить на любых машинах. Мы видели вообще путешественников на Nissan Micra, например. В основном из Англии, которые участвуют в Монгол-ралли. Абсолютно сумасшедшие европейцы которые едут через всю Евразию ради того, чтобы просто проехать на машинах не дороже 200 евро. По сути они их в Европе забирают на помойках и едут пока она не развалится. Вот такое европейское развлечение. Это вопрос о бюджетах подобных экспедиций. То есть можно ехать дорого и красиво, а можно ехать лишь бы ехать, что гораздо приятней и правильней чем автостоп по своей философии.
А.Буряк: Тут у нас с тобой разные подходы к философии путешествия. Для меня это чересчур если путешествие будет на автомобиле с ручной коробкой без кондиционера и прочая. А тебе совсем всё равно.
А.Мочалов: Я в этот раз погорячился, что поехал на машине без кондиционера, потому что жара свыше 40 это просто какая-то жесть. Узбекистан на обратном пути мы проезжали только ночью. Половину дня мы спали в гостинице. Когда солнце немножко клонилось мы ходили погулять по Бухаре по Хиве или по Самарканду, а потом, уже в темноте, ехали. Машина начинает греться даже на прямой, без всяких гор, без всего. Ты едешь по прямой дороге, а у тебя стрелка температуры начинает лезть вверх, потому что температура воздуха начинает приближаться к температуре охлаждающей жидкости в двигателе. Это был август, а что там творится в июле я даже представлять себе не хочу при том, что я много ездил по Арабским Эмиратам, по Оману. Там легче, там влажность поменьше, посуше, а здесь ещё в добавок всё парит, особенно в Ферганской долине, где куча арыков и ты едешь как будто в бане.
А.Буряк: Парадокс в том, что когда проезжали Коканд было впечатление что мы находимся на берегу какого-то моря, потому что очень было влажно и очень жарко. В Ташкент приехали в средине дня и гораздо легче дышалось, переносилось, было значительно проще. Почему? Какие-то климатические особенности.
Расскажи какие страны проехали, какую-то статистическую информацию. Можно всё это найти на нашем сайте, который мы организовали с Сергеем Степановичем Асланяном и Александром Пикуленко. Там и отчёты Алексея Мочалова и наши отчёты, которые мы, к сожалению, запоздали, но они выкладываются. Там есть и видео и фото.
Тем не менее, Алексей, расскажи какие страны проехали и что тебе запомнилось, что ты увидел и что понял для себя с точки зрения автомобилиста, путешественника об этих странах?
А.Мочалов: Начнём с того что я во всех этих странах уже когда-либо был. В Казахстане я был многократно, в Узбекистане тоже, Киргизия, Таджикистан были фантомные поездки. В общей сложности ничего такого экстраординарного для себя не открыл, хотя если человек едет в первый раз это безумная экзотика. Понятно, что не Бали и не Таиланд, но всё-таки.
Мы Казахстан проходили транзитом потому основная экзотика это общение с местными сотрудниками ГАИ, очень строгие правила дорожного движения. Контроль скорости производится прямо из попутной машины или со встречной, к чему мы не привыкли. Мы привыкли видеть радар стрелка, ты его видишь за километр чётко, мерцает – начинаешь притормаживать, проезжаешь. А там в потоке ездит огромное количество патрульных машин с радарами, тебя аккуратненько ловят и в последний момент включают радар. Увернуться невозможно даже если в машине стоит радар-детектор.
А.Буряк: Наш радар-детектор в Узбекистане и Таджикистане не реагировал на приборы используемые полицией этих стран.
А.Мочалов: У меня прибор отлично работал, много раз спасал. В общей сложности в Казахстане мы нарушили скоростной режим раза три. Если у нас есть зазор +20 километров то там этого зазора, как такового, не существует. Если ты превысил то ты «приехал» автоматически. Но немножко коррумпированная у них полиция.
Полиция очень разная. В Казахстане за счёт того, что штрафы очень высокие, то и уровень коррупции такой же. Все сотрудники полиции берут деньги на месте, особенно с иностранцев которым некуда бежать. Ценник такой, что его надо включать в бюджет путешествия, потому что не нарваться ни разу у нас не получилось ни у кого.
В Киргизии всё диаметрально противоположно. Цены очень низкие. Полиция встречается только в районе Бишкека, скажем так: Иссык-Куль и Бишкек. На этой трассе, за то, косят деньги со страшной силой в промышленных масштабах. При чём вам не обязательно что-то нарушать. Меня остановили по подозрению что я нетрезвый человек. У нас был долгий «диалог о животных». Они меня отпустили но вы должны быть готовы к тому, что это Восток и разговаривать с вами будут по-восточному.
В Таджикистане милиция потрясающая. Они все очень дружелюбные, не пытаются ничего с тебя получить как с туриста, объясняют, как проехать до гостиницы. Более дружелюбной полиции я нигде не видел.
Узбекистан, если честно, минуту молчания…
А.Буряк: Я тогда добавлю про Узбекистан, потому что у меня альтернативные взгляды от Алексея. Взгляд на происходившие там события я, как человек несколько лет там живший – они нормальные, просто у них такая система, которая их изменила и они из неё выпрыгнуть не могут. Мы когда сидели в рыбном ресторанчике возле города Нукус, кушали, дорожные полицейские за соседним столом пили так называемый акчай. Это в переводе с узбекского или киргизского «белый чай». Я сидел и смотрел из-за плеча Алексея, он сидел напротив и видел, как им принесли чайничек и пиалу. Они разлили в пиалу абсолютно прозрачную жидкость и потом стали её пить почему то морщась — они такие же полицейские как и все остальные!
А.Мочалов: Наши полицейские себе такого не позволяют уже много, много лет. Так что ели вас остановил сотрудник полиции в Узбекистане вы не удивляйтесь что есть определённый специфический запах перегара. Это не факт, что от вас.
А.Буряк: Максим из города Долгопрудный спрашивает: «А почему вы не заехали в Туркменистан»?
А.Мочалов: В Туркменистан мы очень хотели заехать но, как только случился у нас в России кризис, поездка в Туркмению стала дорогая. Если идти официальным путём получать визу то стоимость равна примерно 500 долларов с человека, с экипажа это уже получается около 1000 долларов. Мы подождём когда экономическая ситуация в стране поправится и мы с огромным удовольствием туда съездим, тем более что я там уже был, там очень интересно, но нас там не ждут и не сильно хотят. Единственный способ туда попасть дёшево и законно это транзит, попытаться проехать через Туркмению из Узбекистана в Казахстан, а лучше в Иран, тогда вам точно не откажут.
А.Буряк: Я вспоминаю историю, которую ты рассказал, как один из знакомых попал в Туркменистане в неприятную ситуацию, мне становится несколько страшно. Твой друг, житель Казахстана, поехал на охоту и оказался в Туркменистане, так как между этими двумя государствами граница не до конца не то что демаркирована, но даже не делимитирована.
А.Мочалов: Там просто степь да степь кругом и если у тебя нет хорошего навигатора, где обозначена государственная граница, ты можешь не понять когда пересёк. Этот мой знакомый был арестован за незаконное пересечение границы и суд Туркменистана присудил ему 19 лет тюремного режима с конфискацией имущества, то есть конфискацией машины, на которой он туда приехал. Через год его выкупили из местных застенок но машину пришлось там оставить. Так что с Туркменией шутки плохи, при чём таких историй я знаю достаточно много.
А.Буряк: Нам в WhatsApp задают вопрос: «Что, Алексей, по-вашему значит общение по-восточному? Расшифруйте, пожалуйста, с точки зрения разговора с полицией и милицией».
А.Мочалов: Ну, как минимум, у вас должна быть повышенная терпимость. То есть здесь, в России, мы можем разговаривать с полицией на языке закона, требовать с них удостоверение, чтобы они правильно представились, в общем «права качать». А там не надо «права качать», там надо с ними разговаривать. Если у вас идёт нормальный диалог с сотрудником полиции, даже если он пытается вымогать у вас деньги, он делает это так же как продавец винограда на базаре. Это просто торг. Вы должны с ним торговаться. Разговаривайте и, скорей всего, вас отпустят.
А.Буряк: Я был свидетель. На многократно известной границе с Узбекистаном, правда уже на выезде, когда мы выезжали, я наблюдал следующую картину: Алексей Мочалов ехал перед нами, заехал на пограничный пост. Въезжали мы в Узбекистан и прошли границу достаточно легко. У нас не переворачивали машину, а здесь у Алексея начали досматривать автомобиль и заставили выложить все вещи из автомобиля. Чаша терпения была переполнена в тот момент когда пограничник в перчатках обыкновенных тряпочных досмотрел фуру, а потом подошёл и залез в женский рюкзачок спутницы Алексея, этими же перчатками начал перебирать её личные вещи. Вот тогда Алексей взорвался. Я думал, что нас посадят в зиндан но, в итоге, это имело прямо противоположный эффект. На них сработало как ушат с холодной водой.
А.Мочалов: Они все прекрасно понимают, что они нарушили правила этикета, местные в том числе и, плюс к тому, если ты позволяешь вести себя шумно на границе, при чём обоснованно, они все думают, что ты большой начальник, просто едешь в штатском. С большим начальником, не важно какой службы, лучше не связываться.
Там много таких всяческих нюансов. Один главный совет: отправляясь путешествовать по Средней Азии вы должны набраться терпения. Если у нас, в центральной России, диалог с милицией занимает 5 минут, то там он может занимать час, два и вы не должны делать вид, что вы куда то спешите. Все дела подождут. У вас продолжается диалог.
А.Буряк: Восток это неторопливость и терпение.
Вот спрашивают у нас: «сколько простояли на таможне»? Сколько на каких таможнях ты простоял времени, как проходил таможни?
А.Мочалов: прямо в хронологическом порядке. Из России в Казахстан, в Троицк, мы проехали минут за 40. Из Казахстана в Киргизию мы проехали часа за полтора. Из Киргизии в Таджикистан я уже не помню за сколько мы проехали мгновенно, потому что мы случайно проехали мимо границы и узнали об этом уже на выезде. Там был диалог с каким-то мобильным патрулём но мы так же лихо ушли от ответственности переключив внимание на то, что нельзя было вот так нас догонять, останавливать, подрезать. Там была целая история как мы поехали с этим мобильным патрулём в отделение полиции и по пути в отделение полиции нас поймали за скорость и сотрудники ДПС пытались оштрафовать мобильных таможенников. Это была целая история.
А.Буряк: Я немного добавлю. Я не люблю эти разбирательства на дороге. Я подошёл к Алексею и услышал один небольшой эпизод: человек в форме таможенника, представлявшийся сотрудником пресслужбы таможенного комитета республики Таджикистан, рассказывал Алексею Мочалову как он любит ездить с Собяниным на охоту на фазанов. Я в этом месте только вставил: «За бульварное кольцо вы ездите. Да»? Он: «Да»! Я развернулся и ушёл, потому что это был какой-то сюр.
А.Мочалов: Диалоги в какой-то момент я даже стал снимать на камеру, потому что они совершенно фантастические с местной полицией. Это что-то с чем-то.
Потом граница назад из Киргизии в Таджикистан, мы сделали полный круг по Таджикистану, заняла примерно час-полтора и только потому, что у нас взятка была в 3 окошка, у нас не было въездных никаких печатей.
Приехали и стоим. Похоже тут очень долго. 🙂 #граница #узбекистан #amsrus_volok #volok_turkestan #audiq7 #audi #Q7 Фото опубликовано Buryak Alexey (@swekl) Авг 18 2015 в 12:31 PDT
Приехали и стоим. Похоже тут очень долго. 🙂 #граница #узбекистан #amsrus_volok #volok_turkestan #audiq7 #audi #Q7
Фото опубликовано Buryak Alexey (@swekl) Авг 18 2015 в 12:31 PDT
Все приключения начались на Узбекских границах. Это граница Киргизии и Узбекистана, часа 3 с лишним мы, точно, там простояли и потом из Узбекистана в Казахстан где-то тоже часа три. У нас было машин пять, кому как. Я говорю свою статистику. Кому-то повезло больше, кому-то меньше.
На удивление мы ещё на границе под Астраханью стояли очень долго когда из Казахстана пытались проехать в Россию. Там тоже самый невезучий экипаж простоял 4 часа., при чём при полностью функционирующей таможне.
А.Буряк: Нам задают вопрос на который я отвечу: «почему вы не говорите, что граница Казахстан-Киргизия так долго заняла на стороне Казахстана»? Вы Казахстан быстро прошли?
А.Мочалов: Никаких загвоздок не было ни с одной ни с другой стороны. Граница прошлась мгновенно.
А.Буряк: Мы проезжали границу между Казахстаном и Киргизией за 3-4 дня до момента как Киргизстан вошел в Таможенный Союз. Если бы мы поехали на неделю позже мы бы прошли её, одних пограничников без таможни, мы проезжали точно так же. В Казахстане мы ехали на очень обклеенной машине, можете посмотреть фотографии и нас на каждом посту останавливали с целью расспросить кто мы и куда. Когда-то была легенда, что мы гонщики; когда то, что мы экспедиция – придумывалось всё с колёс. На границе с Казахстаном они посмотрели и сказали: «Вы едете в Таджикистан и ничего не везёте»? Посмеялись над нами и отпустили. Так что ничего страшного на этих границах не было.
Самое неприятное это граница с Узбекистаном которая оставила долгие впечатления на многие годы.
Вопрос задали: «Какой смысл ехать в логово к этим нехорошим людям»?
А.Мочалов: Люди то хорошие. Мы же говорим про пограничников. Пограничники и прочие спецслужбы в любой стране не очень то ориентированы на туризм, а народ крайне гостеприимный везде. Может быть в Киргизии народ немножечко из-под лобья смотрит, это потому что они избалованы туристами. Там с Европы огромные толпы ходят людей в фисташковых шортах, а все остальные республики не избалованы вниманием путешественников, поэтому ты получаешь полный набор восточного гостеприимства. Въезжаешь в любой город, спросишь где здесь найти бензин, все бросают свои дела и показывают где можно заправиться. У нас было много подобных эпизодов. К стати в Узбекистане есть только 80-й бензин. Алексей у нас ездил на бензиновом Q7. Это была отдельная история как он заправлялся.
А.Буряк: Нам задали вопрос: «Как с топливом»? мне показалась ситуация парадоксальная. Например в Казахстане более-менее с топливом. В Киргизии ещё лучше, на мой взгляд, потому что там работает один из российских операторов который своими заправками подавил всех остальных конкурентов. Очень много автозаправочных комплексов закрылось когда пришел российский оператор на рынок и там с бензином нет проблем. А вот в Узбекистане, который добывает несколько миллионов тонн нефти в год, при этом такие проблемы с бензином. Очень удивил этот факт.
А.Мочалов: Ты лучше расскажи как Q7 ездит на 80-м бензине. Всем интересно.
А.Буряк: На самом деле мы старались заливать в автомобиль 93-й, где-то нам предлагали 95-й, но всё куплено на «чёрном рынке». Проверить невозможно. Искать по заправкам бесполезно.
А.Мочалов: У меня на Patrol 170 литров. При чём 170 литров заправляется канистрами минут 30-40. При чем все понимают, что ты видишь, что они заправляют. Они всё время приговаривают: «Вы не обращайте внимания, что солярка такого цвета. Она хорошая». Хорошо, машина старенькая, она чих-пых но едет.
А.Буряк: Audi Q7, чем мы её заправляли, уже в Москве на диагностике выяснилось, что проблем по топливу не было. Автомобиль проехал идеально. На сайте на фотографиях и видео можно увидеть, что мы её немного «подрихтовали», был сильно поцарапан передний бампер, оторвали защиту картера (это была аэродинамическая защита), оторвали часть заднего бампера, но автомобиль бы прошел ещё дальше. Ему требовалась замена масла, небольшой косметический ремонт и пошёл бы дальше.
А.Мочалов: Надо отметить, что вы прошли спецучасток на который можно было и не ехать.
А.Буряк: Дорога на перевал Тосор, как мне показалось, была такой, которая предназначается для пеших или велосипедных туристов.
Вот ещё один вопрос: «Какая цель ваших экспедиций»? этот вопрос меня глобально мучает и я до сих пор не знаю, как на него ответить. Какая цель, если вы едете в отпуск?
А.Мочалов: Здесь немножко другая. Когда мы едем в отпуск мы забываем о любых целях и просто отдыхаем, а здесь журналистская цель. Мы по профессии журналисты и мы едем за тем, чтоб было что рассказать. В общении с местными людьми, что мы сами переживаем приключения, появляется огромный пласт информации который интересно потом рассказывать. Если журналисту не интересно рассказывать ему и рассказывать будет нечего или вам слушать буден не интересно. Мы переживаем очень широкую палитру всяческих эмоций и я считаю, что мы обогащаем своих радиослушателей, читателей, добытой нами информацией.
А.Буряк: Если у вас будет когда-нибудь какой-нибудь шанс поехать в экспедицию вы не думайте зачем и на чем. Вы в процессе поймёте насколько это интересно и насколько это оздоравливает психику и организм.
А.Мочалов: И главное, что это полезнее, чем пассивный отдых. Мы за актив!
А.Буряк: Алексей, расскажи впечатления от дорожного движения, дорог, атмосферы в Центральной Азии, по тем странам, где проехали.
А.Мочалов: Охарактеризовать это можно одним словом – хаос. В каких-то странах это хаос управляемый, в каких-то нет. В казахстане за счёт репрессивных правил дорожного движения, в общем и целом, всё спокойно. Когда попадаете в Киргизию там уже все ездят как попало. В Таджикистане вообще страшное дело. Я до сих пор вспоминаю как мы пересекали какой-то хребет Не помнишь?
А.Буряк: Объезд Анзобского туннеля.
А.Мочалов: Он был на ремонте и весь трафик запустили по старой какой-то скотопрогонной дороге. Там шли маршрутки, фуры, бетономешалки, таксисты и так далее. Это просто кромешный ад. Можешь представить себе пыль, которая не оседает никогда и в этом пыльном мареве по перевалу с ущелья полукилометровой глубины идут машины, которые не просто спокойно едут колонной, они все обгонять. При чём обгоняют в поворотах, на спусках, на подъёмах, со встречкой никто особо не заморачивается. Основное правило, если хочешь пойти на обгон, просто идёшь на обгон и сигналишь на всякий случай, чтобы тебя заметили. Очень не для слабонервных.
Мы когда приехали в Душанбе и делились впечатлениями среди пяти экипажей, у многих прибавилось седых волос.
В Узбекистане тоже ездят очень страшно, особенно ночью. Я до сих пор переживаю эмоции от дороги из Ташкента в Самарканд, когда мы её решили проехать ночью и поперёк дороги периодически перебегают люди, коровы, собаки. При этом никакого освещения нету. Когда ты идёшь в левом ряду тебя никто никогда не пропустит. Что такое пропустить сзади наезжающую машину там не знают. Все обгоняют справа. В левом ряду идут фуры, а вы едете на легковой машине справа.
А.Буряк: Я хочу к этим парадоксальным фактам добавить свои ощущения новичка, участника экспедиции Волок. Каждый день месячная порция адреналина. Вечером садишься на стульчик рядом с палаткой и думаешь: я выжил или я это уже не я?
А.Мочалов: Я помню твои глаза, когда к концу экспедиции ты был блаженным уже.
А.Буряк: У нас есть звонок в эфир. Здравствуйте.
Звонящий: Здравствуйте. Это Сергей Коровин из Омска. Я бы хотел поделиться своими впечатлениями от стран ближнего зарубежья по которым мне посчастливилось проехать.
Был в Казахстане. Там меня поразила корректность водителей. Там пропускают, уважают на дороге чего, к сожалению, редко встретишь у нас, в России.
А.Буряк: Вы из Омска по России куда ещё ездили?
Звонящий: По России М51 трасса, ездил прямо до Москвы. Остался доволен дорогой до Екатеринбурга – там дорога-стекло. Можно сравнить её с автобаном как в Германии.
А.Буряк: Спасибо большое за интересное наблюдение. Алексей хочет добавить.
А.Мочалов: Могу только развести руками и сказать, что Казахстан большой. Мы все побывали в разных регионах, потому что там, где мы ехали, я бы не сказал, что народ там культурный. В Алма-Ате ездить не очень приятно, потому что мы иногородние, едем по навигатору тихонечко. Навигатор ведёт периодически в одностороннее движение и все вокруг едут, сигналят, ругаются: что вы нам мешаете.
А.Буряк: Алма-Ата похожа на Москву. Если ты едешь не в потоке значит ты чужак то поток тебя отторгает куда-то на обочину.
А.Мочалов: В Москве редко обсигналивают. А там принято ввести окончательно в стресс чтобы сбежал к себе домой.
А.Буряк: У нас есть вопрос относительно языка: «На каком языке там разговаривают»? Я отвечу. Те люди, которые родились в советское время и совсем недавно говорят на русском. Каждый второй человек, который тебе попадается, или работал в России, или работает в России, или будет работать в России. То-есть они очень тесно с нами связаны. Но дети, и это уже замечают путешественники и туристы, при приветствии говорят тебе hi или hello, то-есть русский язык медленно отживает и мы теряем позиции в этих странах относительно культурного влияния. Языком межнационального общения, скорей всего, станет другой. Помнишь мы с тобой беседовали о том, что Россия теряет позиции и по автопарку?
А.Мочалов: российских автомобилей практически нет в Средней Азии за исключением Узбекистана чуть-чуть и то грузовые, старые, которые остались с советских времён. Любого плана иномарки, в зависимости от страны, в предпочтении.
А.Буряк: Какие документы нужны на машину, чтобы проехать в эти страны?
А.Мочалов: Ничего лишнего. Свидетельство о регистрации, с которым вы ездите в России и водительское удостоверение. На въезде в Казахстан нужна страховка. В Киргизии страховки нет. В Таджикистане страховки не. В Узбекистане она теоретически есть, но где она есть – никто не знает.
На этом мы завершаем наш рассказ и очень надеемся, что ещё пообщаемся о путешествиях.
Тормозные колодки: МарКон
Тормозные колодки: Quattro Freni
Castrol EDGE с технологией TITANIUM FST™ — обновлённая серия полностью синтетических моторных масел, призванная обеспечить максимальную производительность двигателя
Магазин оборудования и аксессуаров для внедорожной техники: OffRoadTeam.ru
TAMRON — японские объективы
Adaperio — сервис проверки истории эксплуатации автомобилей с пробегом, запущенный в апреле 2014 года.
Ресурс агрегирует информацию об автомобилях, эксплуатирующихся на территории России и на ее основе создает отчет о конкретном автомобиле. Поиск данных осуществляется по VIN коду автомобиля либо по его государственному регистрационному знаку из открытых и закрытых источников.
Непрерывный онлайн контроль перемещения команды участников предоставлен официальным партнером Экспедиции компанией “RADIOTERMINAL”, крупнейшим Российским поставщиком оборудования мониторинга транспорта.
Мосавтошина.ру — крупнейший интернет-магазин автомобильных шин и дисков на территории России, Белоруссии и Казахстана.
Информационный бизнес-портал Кыргызстана Inform.kg
Chariot Event — эксперты в автомобилях и организации
Activerent — туристическое снаряжение в аренду.
По всем вопросам относительно экспедиции пишите: [email protected]
C 2014 года amsrus.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.