В стране еще кто-то работает. Не все замерли в ожидании смертельного падения барреля и прыжка валюты в недосягаемое. Остались те, кто продолжает делать свое дело. Их мало. В автомобильном секторе экономики не больше десяти. Первый – лично Бу Андерсон, глава АвтоВАЗа.
Он продолжает бороться с нами ради создания приличного автомобиля для нас. Когда Бу Андерсон покинет страну, мы будем обязаны напоследок наградить его Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, но с воинским знаком доблести в виде мечей, как у Ордена Андрея Первозванного. Помимо Бу, продолжают работать никому неизвестный Атон-Импульс, неведомая фабрика по выпуску вездехода Зубр и Георгий Колтунов, придумавший с отцом неплохой масляный фильтр. Все они собрались в эти дни на лучшей выставочной площадке страны Крокус-Экспо на Moscow Off-Road Show, определив тенденцию нынешнего времени.
На выставку приехали фирмы, профессионально занимающиеся офф-роудом. Но большинство из них – ателье по русификации импорта. Это иссякающая тема, увядающая вместе с курсом доллара. Но она очень красочна и до сих пор привлекательна. Суть у всех общая – взять иностранный внедорожник, отлифтовать, взгромоздить на него силовой обвес, добавить по вкусу фары в разные места, привернуть одну-две-три лебедки и все это покрасить Раптором. Подобной техники с каждым салоном становится все меньше, как и заказчиков.
Зато все заметней крепчает инженерно-партизанское движение. На выставке стали показываться фирмы, созидающие наш ответ империализму. Они громоздят технику для болот, траншей, окопов, огородов и лесов. Как бы ни маскировали инженеры свои изделия под «мирный атом», у них все время вылезает автомат Калашникова.
Облик и технические решения позволяют угадать в машинах современную реинкарнацию тачанки для рейда по тылам противника.
Но именно эти автомобили демонстрируют наличие трудяг в стране, продолжающих, наравне с Бу Андерсоном, работать во что бы то ни стало. Они сами придумывают конструкцию, сами ищут средства, сами изобретают технологии и сами делают готовое изделие. В этом и видна тенденция нашего времени – вместо красивых игрушек пришли угрюмые штуки для серьезного дела.
Зеленый болотоход на шинах низкого давления по имени Zubr выглядит устрашающе. На днях он был черным и назывался Пачер, но выглядел так же страшно. Чем-то похож на большую газонокосилку или уменьшенный грузовик Вермахта. Заметно, что машину создавали во имя запредельной проходимости. Сочлененная схема, как у трактора Кировец, четыре редуктора, блокировка переднего дифференциала. На Зубре можно косить не только газоны, но и пугать немцев в их тылу.
Когда трансмиссионная схема устоялась и компоновочные решения обрели технологичное исполнение выяснилось, что забыли про людей.
Поэтому их кое-как усадили друг за другом, с удобствами, аналогичными размещению кота на заборе. Прилагающийся к машине конструктор старательно парировал неоднозначность эргономики, объясняя, что девушку катать вполне можно.
То есть творческим порывом к созданию машины послужила строфа «Прокати нас, Петруша, на тракторе, до околицы нас прокати…».
Но девушка до околицы не доедет, вывалится в болото. Зато Zubr это болото одолеет. Ведь он настоящий, полностью оправдывающий неказистый вид. Он для дела. Чтоб пробраться там, где утонула Лиза Бричкина («А зори здесь тихие»). И конструктор А.Дубровин настоящий. Толковый, рукастый, целеустремленный, продолжающий делать свое полезное дело.
На другом полюсе боевой самодеятельности – отлично исполненный вездеход-амфибия Викинг. Это огромная машина в два человеческих роста. Если она замрет в пейзаже, то логично станет горой, настораживающей альпинистов. Сделана на заводском уровне и не содержит заметных атавизмов самоделки. Принцип создания очень логичный для наших дней. Нашелся человек, А.Туктаров, посчитавший нужным засучить рукава и сделать большое дело. Собрал команду, сформулировал задачу, изыскал способы воплощения и получилась фирма по производству автомобиля для экстремального климата и чудовищного бездорожья. По сути это огромная лодка, но не только с винтом, но и с колесами на редукторах, двумя блокировками и централизованной подкачкой шин низкого давления. Эргономика капитанского мостика продиктовала компоновочное решение с размещением руля по центру. Пассажиры вежливо отстранены чуть поодаль. Тепло, уютно, комфортабельно.
Упрямые трудяги делают не только автомобили. А.Колтунов усовершенствовал масляный фильтр. Идея в разумной прокладке из синтепона, собирающей на себя стружку. Если перепускной клапан обычного фильтра не сработает, то неочищенное масло поступит в двигатель. А в новом фильтре дополнительный синтепоновый элемент всегда начеку и отфильтрует масло в любом случае. В заключении Испытательного центра НАМИ указано, что такой
«фильтр не пропускает в двигатель продукты износа и обеспечивает 100% очистку масла, проходящего через фильтр».
Судьба изобретения немного нехарактерна и потому удивительна. Признание состоялось при жизни. Фильтр запатентован. Выпускается на предприятии. Имеет свою торговую марку КОЛАН и живого, успешного обладателя патента, демонстрирующего свою работу на выставке, бесстрашно насыпая в двигатель «Волги» алюминиевые опилки.
Но кроме суровой русской техники для партизан, на Moscow Off-Road Show парадным украшением сверкнули две премьеры.
Mitsubishi L200 пятого поколения. В первый день работы салона начались продажи L200 по стране, и те, кто на выставке его не видел, смогут это сделать на улицах городов и крайне редко на улицах деревень. Машина красивая, модная и все менее внедорожная. Ее постигла безудержная электрификация и исполнение воли водителя доверено проводам вместо механических рычагов. Но по просьбе российских потребителей японцы оставили отличный Super Select, что позволит безболезненно ездить на полном приводе даже по сухому асфальту, а в нужный момент переходить на нижний ряд и блокировать центральный и задний дифференциалы.
Lada Vesta Cross Concept публике представляли генеральный директор АвтоВАЗа Бу Андерсон, главный дизайнер Стив Маттин и руководитель проекта Олег Груненков. Данная Lada Vesta интересна не тем, что она в каком-то месте Cross, а тем, что она в кузове универсал. Именно по ее поводу Михаил Подорожанский (главный редактор «Авторевю») закатывал глаза, заламывал руки, рукоплеская их обломками и нагнетая восторженную истерию — «Огонь! Ничего ярче я в этих стенах не видел». Не напрасно Стива Маттина из Volvo выгнали с позором, и он три года не мог устроиться на работу, пока его не подобрали мы. Поторопились…
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Сергей, когда вы работали на радио, вы приглашали таких «самоделкиных» в студию. Очень интересно было бы, если бы вы взяли у них интервью. Заинтересовал и зубр и викинг.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.