Почему японский автопром не порвет с поставщиком Takada?

Почему японский автопром не порвет с поставщиком Takada?
19 мая 16:00 2015

Отношения между поставщиком подушек безопасности Takata и японскими автопроизводителями (включая Honda) можно назвать чем-то вроде плохого брака – компании не очень-то довольны друг другом, но при этом не хотят подавать на развод из-за того, что это может повлечь недешевые судебные издержки.

Впрочем, в пятницу Honda объявила о новой модели ведения дел, в которой акцент будет сделан на топливной эффективности, повышении объема грузового пространства и отказе от подушек безопасности производства фирмы Takata – японского поставщика, оказавшегося в самом центре глобального кризиса автомобильной безопасности.

За последние пять лет отзывы автомобилей, оснащенных потенциально смертельными подушками Takata, выросли уже до 36 млн автомобилей, повлекли за собой уголовное расследование и судебные процессы в США, а также выяснение связей между Takata и ее главными клиентами, банкирами и топ-менеджерами автомобильных компаний.

Обычно автопроизводители не афишируют подробности о том, какие именно компании отвечают за поставки компонентов вроде подушек безопасности. Однако, чтобы подчеркнуть странные отношения между двумя компаниями, старший управляющий директор Honda Шо Минекава (Sho Minekawa) сказал, что японские версии нового минивэна Shuttle будут использовать подушки безопасности от Daicel Corp, конкурента Takata.

«Использование подушек безопасности Takata на моделях, предназначенных для японского рынка, сведено к минимуму, и так продолжается несколько последних лет, – ответил Минекава на вопрос о запуске нового автомобиля. – Но было время, когда мы пользовались ими очень часто».

Эта вялая динамика объясняет, почему японские автопроизводители не агитируют за радикальную реорганизацию или даже реструктуризацию Takata даже несмотря на заключение контрактов с другими поставщиками. Автопроизводители, с одной стороны, нуждаются в Takata ради поставки комплектующих для срочного ремонта, а с другой, не могут требовать компенсации, т.к. она будет угрожать способности делать срочный ремонт. При том, что все это происходит в индустрии, где любой игрок с радостью воспользуется возможностью, если «сосед по рынку» вдруг даст слабину.

Судебные риски

По словам банкира, имевшего дело с многострадальным японским поставщиком, во время судебного процесса дело может дойти до изучения конструкции подушек безопасности Takata, что может вскрыть неприятные подробности об ответственности автопроизводителей за неисправности этих подушек или даже о вредоносном сокращении издержек.

«Для автокомпаний главное, чтобы поставки запчастей были стабильными», – говорит Масаки Хигураши (Masaki Higurashi), заместитель директора автомобильного отдела в Министерстве торговли Японии, который занимается координацией госконтроля за «отзывным» кризисом.

Поэтому любые дискуссии о реструктуризации должны подождать до тех пор, пока не будут осуществлены поставки всех необходимых запчастей. А уже после того, по словам Хигураши, автопроизводителям нужно будет решить, стоит ли оставить Takata в ее нынешней форме или нет.

«Мне кажется, автопроизводители уже начинают думать об этом», – говорит он.

Honda, которая до сих пор является самым крупным клиентом Takata, на прошлой неделе отозвала почти 5 млн автомобилей после того, как выяснилось, что подушки безопасности Takata при аварии могут взорваться. Toyota и Nissan добавили к этому списку еще 6,5 млн машин – по 5 млн и 1,5 млн, соответственно.

Таким образом, на машины Honda приходится уже 6 смертей – все они связаны со «шрапнелью» от неисправных подушек Takata. Кроме того, сообщается, с подушками Takata связаны еще более 100 случаев причинения вреда здоровью людей.

«Выбора нет»

По данным от Takata, поставщик и японские автопроизводители не смогли договориться насчет того, была ли необходимость в последней волне отзывов. В результате, как сообщают уже обе стороны, они не договорились и насчет того, как будут делить расходы по издержкам. Это должно подождать до тех пор, пока не выяснится, почему именно ломаются устройства для подачи газа в подушках Takata.

Причем Takata не сможет потянуть эти расходы в одиночку. На ремонт всех автомобилей из новой отзывной волны уйдет 1 млрд долларов – если исходить из оценок аналитиков по 100 долларов на каждый автомобиль. А рыночная стоимость Takata как раз составляет чуть менее 1 млрд долларов.

Впрочем, Takata выделила на покрытие этих расходов 520 млн долларов. В четверг на встрече с аналитиками финансовый директор Takata Йотиро Номуро (Yoichiro Nomura) сказал, что его компания попросила автопроизводителей о том, чтобы выплачивать эту сумму в рассрочку. В противном случае, по мнению аналитиков, участвовавших на закрытом брифинге, сумма выплат может стать для Takata дестабилизирующей.

Гендиректор Takata, Шигехиса Такада (Shigehisa Takada), чья семья владеет 57% акций поставщика, на встрече не присутствовал. По словам Номуро, он был занят вопросами качества.

Тем временем, как сообщают два источника, имеющих отношение к делу, североамериканские версии нового тойотовского седана Accord будут оснащены водительскими подушками безопасности от Toyoda Gosei, конкурента Takata. Toyota уже не в списке пяти крупнейших клиентов Takata.

Тем не менее, один из менеджеров по закупкам Toyota, занимающийся отзывами и пожелавший остаться неизвестным, говорит, что автокомпании будут вынуждены пользоваться продукцией Takata, т.к. на нее приходится более 20% глобального рынка подушек безопасности.

«У нас нет другого выбора, кроме как оставаться вместе», – сказал он.

AMSRUS
AMSRUS

C 2014 года amsrus.ru

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.