Алексей Нарышкин: О колёсах и о машинах в «Развороте» с Сан Санычем Пикуленко. Вчера я признался, что никогда не менял колесо и очень по этому поводу переживаю. А вы согласились сегодня уделить немало эфирного времени, чтобы рассказать, как менять и стоит ли мне вообще переживать по этому поводу.
Александр Пикуленко: Я больше того скажу. Сейчас, как ни странно, гораздо реже обращаются люди на шиномонтаж. Особенно в Москве и Московской области. Я как раз вчера поговорил с шинниками. Если в Европе в среднем один раз за 80 тысяч километров человек заезжает на шиномонтаж, то у нас в России порядка 20 тысяч километров. Гораздо реже стали попадаться нам гвозди и прочее. Сейчас мы чаще бьём колёса о ямы. Ямы с острыми краями, вплоть до того, что шинники сейчас ввели у себя на полигонах специальные испытания – удар колеса об яму с острыми углами. Это не мудрено. Как только Крым стал наш, там на строительстве дороги украли сразу полмиллиона рублей.
А. Нарышкин: Может, полмиллиарда?
А. Пикуленко: Там сельская дорога, так что только полмиллиона. Миллиарды воруют в других местах.
Алексей Соломин: Кстати, дорога – дорогая штука.
А. Пикуленко: При современных технологиях не такая дорогая, как это кажется. Но вернёмся к колёсам. Приехал – почувствовал, что машину уводит вправо, влево. Появляется звук – шлёп-шлёп-шлёп. Ты должен сразу остановиться. Колёса у нас сейчас дорогие. 1,5 тысячи стоят тринадцатидюймовые, а комплект на Jaguar стоит 240 тысяч с дисками. Есть и ещё дороже. Комплект для Bugatti стоит столько же, сколько и автомобиль бизнес-класса. Колесо хотелось бы сохранить. Поэтому когда почувствовал уводы, лучше сразу встать к обочине и посмотреть.
Но если ты увидел, что колесо спущено, всё-таки обрати внимание, где вставать. Если ты встаёшь в правом ряду на Московской кольцевой дороге, это смертельно опасно.
Если посреди дороги, как некоторые встают. Я видел таких геройских ребят. Он ехал в третьем ряду, у него колесо спустило, он там и остановился. Жить не больше 15 минут таким автомобилям и людям. Причём особенно, когда достаёшь колесо из багажника. Лучше съехать немножко в сторону и выйти посмотреть.
Во-первых, если колесо спустило, ты должен знать, где у тебя лежит домкрат, где у тебя лежит баллонный ключ, где секретка. У тебя на колёсах есть гайки или болты. Одна из этих гаек частенько бывает с секретной головкой, чтобы жулики не сняли у тебя ночью колёса. Под неё нужен секретный ключ. Когда ты всё это собрал, ты должен машину затормозить.
Проверь лишний раз, чтобы она стояла на передаче, на ручнике, в положении «паркинг» на автоматической коробке. Ну и лучше, конечно, подложить какой-нибудь камешек, кирпичик, чтобы, не дай бог, не покатилась.
Дальше ты ищешь на кузове специальные места под домкрат. Это, как правило, усилители на пороге. Ставишь, раскручиваешь домкрат. И как только увидел, что колесо ещё не оторвалось – ни в коем случае. Начинаешь откручивать. Всё гайки и болта на колёсах откручиваются против часовой стрелки, закручиваются – по часовой. Что ты должен делать? Одеваешь ключ на болт или гайку и откручиваешь резким движением чего-нибудь. Если ты мощный дядя, то руки. Если ты немощный дядя, то ноги. Но главное, чтобы удар был резкий. Если хрупкая женщина в весе комара, она, конечно, может скакать на гаечном ключе столько, сколько позволит ей жизнь.
А. Нарышкин: То есть таким усилием, резким движением мы должны откручивать гайку.
А. Пикуленко: Усилие приличное. Причём гайка стальная, диск алюминиевый. Бывает электрохимическая коррозия. Бывает, не откручивается. Приходится иногда пойти и найти трубу, которой у тебя, конечно, нет. Полутораметровый рычаг. Это всё сложно. Иногда не откручивается.
А. Нарышкин: Ещё как этот рычаг применить? Для некоторых это тоже сложности.
А. Пикуленко: Иногда сложно. Тут надо, чтобы и ключ хорошо держался. Но, допустим, у тебя всё хорошо и ты открутил. Снимаешь это колесо, достаёшь запаску и проделываешь всё в обратном направлении. Причём, если у тебя гайки, тут проблем никаких.
Но если у тебя болты и при этом не полноразмерная запаска, а докатка, ты можешь столкнуться с тем, что у тебя на литом диске болт длинный, а на докатке болт короткий. И тогда у тебя должен быть с собой ещё комплект коротких болтов. Иначе ты колесо просто не прикрутишь.
А. Нарышкин: А если у меня этого комплекта нет и я его должен купить, то что я должен в магазине сказать?
А. Пикуленко: Дайте мне короткие болты на докатку. Но, как правило, в машинах это есть. С чем ещё можно столкнуться? С тем, что у тебя запаски нет вообще. У тебя есть компрессор, состав для вулканизации и желание ехать дальше. Тогда ты берёшь этот баллончик и выворачиваешь золотник. У тебя должен ещё быть колпачок отворачивающийся. Это тоже немаловажно, потому что у меня сейчас все колпачки на колёсах без наконечника, который позволяет вывернуть золотник из ниппеля. Поэтому у меня специально в пепельнице лежит старый колпачок. У меня там, правда, не просто колпачок, а чтобы резьбу ещё можно было прогнать, но это не надо.
Потому что если у тебя ремкомплект, то пока ты не вывернул золотник, ты не закачаешь туда ничего. А так ты закачиваешь ремкомплект, одеваешь компрессор и начинаешь качать колесо. Как правило, мы качаем 2,2 или 1,8 атмосфер. У нас на машине есть приклеенная табличка, где написано, какие колёса до каких атмосфер надо накачивать. За этим надо обязательно следить, потому что это необходимо. Повезло тому, у кого колёса RunFlat. Они позволяют проехать до 80 километров с небольшой скоростью до шиномонтажа.
А. Соломин: Слушательница нам пишет, что в 12 ночи она натолкнулась на такую яму, что ей пришлось менять колесо. Ей помогли таксисты. Говорит, отблагодарила деньгами.
А. Пикуленко: Понятно, что люди помогут. Но если вам никто не помогает, то лучше просто пожертвовать колесом и тихо-тихо доползти до шиномонтажа.
А. Нарышкин: То есть ничего не менять и ехать дальше? А какие последствия?
А. Пикуленко: Последствия такие – колесо на выброс. То есть минус в среднем 5.000. Диск на выброс, это ещё 10.000. Если ты долго ездишь, то ещё подшипник повредишь. Или колесо начинает разбортироваться, начинает бить тебе по всяким внутренностям.
А. Нарышкин: А если мы с пробитым колесом едем по дороге, какие тут есть особенности езды?
А. Пикуленко:
С пробитым колесом включаешь аварийку и очень-очень медленно едешь. Иначе у тебя просто колесо разбортируется, и ты останешься на голом диске. А так ты потихонечку можешь доехать.
А. Нарышкин: Сколько скорость?
А. Пикуленко: 15-20 километров в час – не больше. И проехать так можно максимум 3-4 километра, потом шина соскакивает, и ты остаёшься на диске. На диске тоже можно ездить.
А. Соломин: А загореться может?
А. Нарышкин: Ну на скорости 15 километров в час вряд ли что-то может загореться.
А. Пикуленко: Если у тебя магниевый диск – а такие есть, очень дорогие – то может загореться. Поэтому, прежде чем отправляться в путь, ты открой багажник, посмотри, где у тебя запаска, потому что часть запасок бывает внутри багажника, часть висит снизу. Надо понять, как её отвернуть. Посмотри, есть ли у тебя баллонный ключ, есть ли у тебя секретки. Когда ты колесо прикрутил обратно, ты должен затянуть эту гайку с усилием 7-8 килограммов. То есть ты должен встать ногой хорошо, так что дальше ключ уже не поворачивается. Но так как у тебя колёса литые, то проехав сотню километров, я всегда советую ещё раз пойти и протянуть – сядет на место.
А. Соломин: Полезный совет от Юрия. Выходя из авто, закрой на ключ. Иначе пока меняем колесо, могут обчистить салон.
А. Пикуленко: Могут. Но я исхожу всё-таки из того, что идеальная ситуация. Никто тебя не чистит, ты ходишь вокруг машины, поднимаешь, домкратишь. Кстати, когда ты домкратишь, ты высаживаешь своих и выгоняешь их за обочину. Отгоняешь их от машины, потому что в машине они скачут, и она может соскочить с домкрата. Ну и у нас ещё могут наехать ненароком.
А. Соломин: Да и советы их глупые чтобы попридержали при себе.
А. Нарышкин: Юрий пишет: «Неужели существуют мужики, не умеющие поменять колесо?». Вот существуют!
А. Пикуленко: И мужики существуют, и женщины. Вы будете смеяться, я у себя в семье учил своих девушек менять колесо.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.