Экспедиция Индига. Нарьян-Мар — Усинск — Сыктывкар

Экспедиция прошла минувшей зимой, в январе 2014 года. Основной целью поездки стала эвакуация сломавшегося во время экспедиции “Волок 2013” LR Defender, который с конченным мотором “озяб” близ села Лабожское, на льду Печоры. Мотать в сотый раз километры по зимникам до Нарьян-Мара не хотелось, и мы с Евгением Шаталовым и Алексеем Братеневым (Челябинск) решили пробить альтернативный путь в столицу Ненецкого АО, старинный почтовый тракт, который связывал Мезень и Пустозерск. Тем более что иных вариантов разнообразить путешествие уже не было, по Печоре из Нарьян-Мара на Леждуг к тому моменту мы уже путь пробили.

Я подробно писал в своем ЖЖ о ходе нашего путешествия, все это можно почитать по ссылкам:

Архангельск — Мезень — Несь
Несь — Ома — Нижняя Пеша
Нижняя Пеша — Волонга
Стояние в Волонге
Волонга — Индига
Индига — Нарьян-Мар

На этом отчет и остановился, однако осталась еще одна не написанная часть, о том, как в конечном счете мы достали Дэф из Нарьян-Мара на “материк”. Вот об этом я вам сейчас и поведаю…

Дэф первые полгода простоял в Лабожском, на острове посреди Печоры. Летом была попытка его отправить “на материк” баржей, но из этого ничего не вышло толкового, кроме прекрасного ролика.

Спустя некоторое время в Лабожское пристала шальная баржа, и братья Христолюбовы, у которых и стоял ДФНДР, оперативно запихали алюминиевый трупик на пароход, а Александр Холодов заботливо принял тело и пристроил его на ответственное хранение к Виктору, с которым мы были уже тоже знакомы, он помогал мне на разведке, страховал на Трэколе.

Пока в одном из сервисов Нарьян-Мара чинили Patriot и Ranger, мы слонялись по городу, три раза в день ходили в любимый ресторан Тиман и всячески морально разлагались. Не подумайте ничего плохого, самое эксцентричное, что я сделал — обновил свой ирокез, порядком заросший и потерявший былую привлекательность за три недели.

В воскресенье я решил сходить на утреннюю службу в Свято-Богоявленский храм, один из двух храмов в НАО, первый мы посетили в селе Несь. Встал пораньше, помятуя что вечером было тепло, всего -20С, одел свитер и жилетку и пошел пешком через половину города. Первые же шаги показали опрометчивость моего туалета, сквозь свитер совершенно беспардонно по всему телу расползался мороз… Минут пятнадцать рысью и я, окоченевший, вошел в храм. Первые минут десять я просто грелся. Потом стал обращать внимание на убранство, на прихожан, на атмосферу, но по началу было совершенно не до этого, мозг анализировал органы и конечности на предмет обморожений.

Путь назад проделал почти бегом. Конечно, можно было вызвать такси, но хотелось пройти через центр на рассвете и поснимать.

Фотоаппарат буквально через несколько минут съемки стал моргать индикатором разрядки… значит мороз за -40С, а холодно – страсть как из-за очень высокой влажности.

Нарьян-Мар мне очень нравится. Один из немногих действительно уютных северных городов со совершенно особенной, позитивной атмосферой.

Дэф откопали из под снега, вытащили на дорогу, прицепили на жесткую сцепку (везли с собой), подключили электрику, чтобы у “прицепа” горели габариты, и тронулись в путь. Но первые же метры показали, что Дэф не хочет домой. На льду передние колеса встают “плугом” из-за недостатка сцепления с покрытием. Взяли грузовую стяжку, привязали руль к педали тормоза, зафиксировав таким образом колеса в прямолинейном положении. И в таком виде тронулись в путь.

Выбрались на зимник в сторону Усинска уже поздним вечером. Отъехали километров сто от Нарьян-Мара со скоростью 20-40 км/ч и встали на ночлег на обочине зимника. Дэф по весу ничуть не легче “Полуторки”, и тащить его ой как не просто. На поворотах, а их в тундре больше чем прямых участков, прицеп пытается развернуть тягач, и это очень веселое ощущение!

Рассвет открасил тундру жизнерадостными красками, трафик же по “дороге жизни” не затихал ночью ни на минуту. Легковых машин по тундре ходит мало, чаще тебя окружают грузовики с колесной формулой 6х6.

Как и в Индиге, у нас в душе уже пели птички, ведь все самое сложное позади, осталось не спеша протащить Дэф по тундре, совсем скоро на горизонте покажется поселок Харьягинский, от которого уже пойдет бетонка, ну и цивилизация с каждым километром все ближе, люди кругом, мы почти на автобане!

Женя готовит завтрак, я шастаю по холмам с фотоаппаратом меж заячьих следов, и настроение утомленно-приподнятое. Уже очень хочется домой, ведь мы в пути почти месяц, возвращаемся с вымученной победой и ощущением достигнутой цели. После пережитого нами, нарьян-марский зимник вообще не воспринимается как что-то сложное. Просто едем.

Мороз тем временем давит хорошо. За окном однозначно ниже -30С, сколько точно — мы не знаем, нормального термометра у нас с собой нет, а бортовой компьютер УАЗа показывает целую палитру температур, от удивительно оптимистичных, до откровенно катастрофичных.

Related Post

Наш “автопоезд” не привлекает ровно никакого внимания. Водители здесь всякое повидали, и какие-то джиперы, “покоряющие” Север, на котором они живут и работают круглый год, не вызывают интереса. Да нам излишнее внимание и не нужно. Ощущается накопленная усталость и переутомление. К тому же появилась связь, и скорая доступность дома стала менять сознание в худшую сторону, началась спешка, ведь за время нашего отсутствия накопилось много неотложных дел.

Идем весь день нон-стопом. Он Нарьян-Мара до Усинска около 400 км, это расстояние мы покрыли за сутки, с учетом сна. В Усинске решили не останавливаться, а дотянуть до Печоры. Какие-то жалкие 230 км по темноте должны покрыть без затруднений, тем более, что вошли в ритм, и едется хорошо.

Мороз все усиливался, и в машине даже с включенной на полную катушку печкой было как-то не жарко. Стали обмерзать стекла. Как оказалось, это был тревожный звоночек…

Отъехали километров сорок от Усинска, и из печки подул холодный воздух, а мотор стал греться… Вот так новость! Остановились, все облазили, погрели подкапотное пространство, укутали радиатор картонками, двигатель укрыли одеялом, но ничего не помогало — перемерзли патрубки печки. Возвращаться в Усинск? Что там делать ночью… Рискнуть идти через тайгу на Печору? Мороз такой, что без печки не выжить. Сидим в Патриоте и обсуждаем стратегию. Вот где я второй раз за экспедицию жестко пожалел, что в Ranger нет Webasto! Экономия на автономном отопителе, если бы я ехал одной машиной, могла бы стоить жизни.

Решаем ехать в Печору. Схема следующая: в карманы, в ботинки и вообще везде, где только можно, распихиваю грелки “Аист”, коих у Шаталова оказалось с запасом (большое человеческое СПАСИБО!), и договариваемся останавливаться каждые 20 км, чтобы отогреваться в Патриоте. Меняться за рулем Ford отказываюсь, так как я уже вкатался в буксировку тяжеленного Дэфа и могу держать хорошую скорость на ровном зимнике.

Первые километров шестьдесят прошли успешно, с остановками и перекусами. За два десятка километров буквально калеешь до костей. Когда залезаешь в теплый УАЗ, буквально падаешь на заднее сиденье замертво. Лежишь, вдыхаешь вкусный запах какого-то нового полуфабриката, который заботливо варит Женя, и жизнь налаживается. Еще через полчаса можно приступать к следующей “двадцатке”.

После очередной такой стоянки под УАЗом обнаружилась лужа масла. Перемерз клапан рециркуляции. Ребятам надо дать нагрузку на двигатель, чтобы он нормально прогревался. Они уезжают от меня вперед и должны потом так же, в темпе ехать мне на встречу. Проезжаю положенную двадцатку, уже ни жив, ни мертв, а их нет! Еду… совершенно окоченел. Появляются встречные фары. Они. Останавливаемся. Забираюсь на заднее сиденье УАЗа, попадаю в тепло и сразу засыпаю. Просыпаюсь от запаха еды…

Две сотни километров мы ехали до утра. В Печору вкатились уже с первым трафиком и встали перед первым же сервисом. У меня не было жизненных сил ни о чем договариваться, все сделали ребята. Закатили Форд в тепло, я же поставил раскладушку, залез в спальник и вырубился почти на весь день.
Фотографий и видеосъемки с этого дня, как вы понимаете, почти нет.

После Печоры жизнь наладилась. Печка теперь греет, дорога все лучше и лучше. На выезде с зимника в районе Нижнего Одеса нас останавливают доблестные сотрудники ГАИ. К нарушению правил буксировки они не докопались, а вот забытую дома ОСАГО обнаружили. Собирались снимать номера и т.п. Нервы ни к черту, посылаю ментов лесом, иду звонить знакомому гайцу. Звоню, и он мне говорит: “Лех, они правы, так что пошли на переговоры более сговорчивого друга, сам не ходи, я тебя знаю, закончится злостным неповиновением и двумя неделями лесоповала”. Ситуацию спас Алексей Братенев. Пошел, поговорил, и вскоре нас отпустили на все четыре стороны.

Еще один рывок, уже по асфальту, и мы в Ухте. Ночуем на стоянке дальнобойщиков. Утром двигаем на Сыктывкар. Там нас ждет автовоз, в который мы закатим Дэф и до Москвы поедем налегке. Нудные сотни километров медленно наматываются на ролики одометра…

С “прицепом” я на прямых участках вваливаю 80 км/ч, мы с такими скоростями не ездили уже очень давно, но время хочется подгонять руками.

Вожделенный автовоз дождался, грузим Дэф на платформу, платим 10 тыс.руб. и машем в след платочком.

Догнать дальнобоя я не смог! Ночлег в Кирове дал огромную фору грузовику, и машину забирал на стоянке грузовиков перед Москвой. Ну а дальше вы все уже знаете, замена двигателя и еще несколько кругов ада с машиной, до тех пор пока судьба не развела нас навсегда.

P.S. Ford Ranger был продан еще во время экспедиции, человек позвонил мне в тундру и просил продать. По прибытию в Москву совершилась сделка. Из поломок, привезенных из тундры, — только развалившиеся крестовины заднего кардана и передний редуктор. И то, и другое спело свою лебединую песню уже в Москве.

Фильм “Индига” в лучших традициях жанра выдерживался год, и этой, завершающей частью я анонсирую скорый показ киноленты. Оставалась концовка, теперь она есть)))

Вопрос залу: стоит ли устраивать показ в стиле Тулупова и Климова, с презентацией, рассказами и обсуждениями, или достаточно выложить в Ютуб и дело с концом? Речь идет о первой половине апреля…

Оригинал записи.
Алексей Мочалов

Алексей Мочалов - эксперт AMSRUS, журналист, путешественник, организатор и автор проекта Волок

Комментарии

Share

Недавнее:

Jaecoo: Революция в автомобильной индустрии с гибридными кроссоверами и глобальным экспансионизмом

На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More

2 дня назад

Omoda запускает экологическую платформу «GREEN OJ»

OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More

3 дня назад

Hongqi представляет свой специальный проект «Шелковый путь» на выставке «Солнечный сад» в ММОМА

Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More

6 дней назад

Exlantix ES дебютировал на Пекинском автосалоне

Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More

6 дней назад

Exeed представляет новый кроссовер TXL

Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More

1 неделя назад