Экспедиция прошла минувшей зимой, в январе 2014 года. Основной целью поездки стала эвакуация сломавшегося во время экспедиции “Волок 2013” LR Defender, который с конченным мотором “озяб” близ села Лабожское, на льду Печоры. Мотать в сотый раз километры по зимникам до Нарьян-Мара не хотелось, и мы с Евгением Шаталовым и Алексеем Братеневым (Челябинск) решили пробить альтернативный путь в столицу Ненецкого АО, старинный почтовый тракт, который связывал Мезень и Пустозерск. Тем более что иных вариантов разнообразить путешествие уже не было, по Печоре из Нарьян-Мара на Леждуг к тому моменту мы уже путь пробили.
Я подробно писал в своем ЖЖ о ходе нашего путешествия, все это можно почитать по ссылкам:
Архангельск — Мезень — Несь
Несь — Ома — Нижняя Пеша
Нижняя Пеша — Волонга
Стояние в Волонге
Волонга — Индига
Индига — Нарьян-Мар
На этом отчет и остановился, однако осталась еще одна не написанная часть, о том, как в конечном счете мы достали Дэф из Нарьян-Мара на “материк”. Вот об этом я вам сейчас и поведаю…
Дэф первые полгода простоял в Лабожском, на острове посреди Печоры. Летом была попытка его отправить “на материк” баржей, но из этого ничего не вышло толкового, кроме прекрасного ролика.
Спустя некоторое время в Лабожское пристала шальная баржа, и братья Христолюбовы, у которых и стоял ДФНДР, оперативно запихали алюминиевый трупик на пароход, а Александр Холодов заботливо принял тело и пристроил его на ответственное хранение к Виктору, с которым мы были уже тоже знакомы, он помогал мне на разведке, страховал на Трэколе.
Пока в одном из сервисов Нарьян-Мара чинили Patriot и Ranger, мы слонялись по городу, три раза в день ходили в любимый ресторан Тиман и всячески морально разлагались. Не подумайте ничего плохого, самое эксцентричное, что я сделал — обновил свой ирокез, порядком заросший и потерявший былую привлекательность за три недели.
В воскресенье я решил сходить на утреннюю службу в Свято-Богоявленский храм, один из двух храмов в НАО, первый мы посетили в селе Несь. Встал пораньше, помятуя что вечером было тепло, всего -20С, одел свитер и жилетку и пошел пешком через половину города. Первые же шаги показали опрометчивость моего туалета, сквозь свитер совершенно беспардонно по всему телу расползался мороз… Минут пятнадцать рысью и я, окоченевший, вошел в храм. Первые минут десять я просто грелся. Потом стал обращать внимание на убранство, на прихожан, на атмосферу, но по началу было совершенно не до этого, мозг анализировал органы и конечности на предмет обморожений.
Путь назад проделал почти бегом. Конечно, можно было вызвать такси, но хотелось пройти через центр на рассвете и поснимать.
Фотоаппарат буквально через несколько минут съемки стал моргать индикатором разрядки… значит мороз за -40С, а холодно – страсть как из-за очень высокой влажности.
Нарьян-Мар мне очень нравится. Один из немногих действительно уютных северных городов со совершенно особенной, позитивной атмосферой.
Дэф откопали из под снега, вытащили на дорогу, прицепили на жесткую сцепку (везли с собой), подключили электрику, чтобы у “прицепа” горели габариты, и тронулись в путь. Но первые же метры показали, что Дэф не хочет домой. На льду передние колеса встают “плугом” из-за недостатка сцепления с покрытием. Взяли грузовую стяжку, привязали руль к педали тормоза, зафиксировав таким образом колеса в прямолинейном положении. И в таком виде тронулись в путь.
Выбрались на зимник в сторону Усинска уже поздним вечером. Отъехали километров сто от Нарьян-Мара со скоростью 20-40 км/ч и встали на ночлег на обочине зимника. Дэф по весу ничуть не легче “Полуторки”, и тащить его ой как не просто. На поворотах, а их в тундре больше чем прямых участков, прицеп пытается развернуть тягач, и это очень веселое ощущение!
Рассвет открасил тундру жизнерадостными красками, трафик же по “дороге жизни” не затихал ночью ни на минуту. Легковых машин по тундре ходит мало, чаще тебя окружают грузовики с колесной формулой 6х6.
Как и в Индиге, у нас в душе уже пели птички, ведь все самое сложное позади, осталось не спеша протащить Дэф по тундре, совсем скоро на горизонте покажется поселок Харьягинский, от которого уже пойдет бетонка, ну и цивилизация с каждым километром все ближе, люди кругом, мы почти на автобане!
Женя готовит завтрак, я шастаю по холмам с фотоаппаратом меж заячьих следов, и настроение утомленно-приподнятое. Уже очень хочется домой, ведь мы в пути почти месяц, возвращаемся с вымученной победой и ощущением достигнутой цели. После пережитого нами, нарьян-марский зимник вообще не воспринимается как что-то сложное. Просто едем.
Мороз тем временем давит хорошо. За окном однозначно ниже -30С, сколько точно — мы не знаем, нормального термометра у нас с собой нет, а бортовой компьютер УАЗа показывает целую палитру температур, от удивительно оптимистичных, до откровенно катастрофичных.
Наш “автопоезд” не привлекает ровно никакого внимания. Водители здесь всякое повидали, и какие-то джиперы, “покоряющие” Север, на котором они живут и работают круглый год, не вызывают интереса. Да нам излишнее внимание и не нужно. Ощущается накопленная усталость и переутомление. К тому же появилась связь, и скорая доступность дома стала менять сознание в худшую сторону, началась спешка, ведь за время нашего отсутствия накопилось много неотложных дел.
Идем весь день нон-стопом. Он Нарьян-Мара до Усинска около 400 км, это расстояние мы покрыли за сутки, с учетом сна. В Усинске решили не останавливаться, а дотянуть до Печоры. Какие-то жалкие 230 км по темноте должны покрыть без затруднений, тем более, что вошли в ритм, и едется хорошо.
Мороз все усиливался, и в машине даже с включенной на полную катушку печкой было как-то не жарко. Стали обмерзать стекла. Как оказалось, это был тревожный звоночек…
Отъехали километров сорок от Усинска, и из печки подул холодный воздух, а мотор стал греться… Вот так новость! Остановились, все облазили, погрели подкапотное пространство, укутали радиатор картонками, двигатель укрыли одеялом, но ничего не помогало — перемерзли патрубки печки. Возвращаться в Усинск? Что там делать ночью… Рискнуть идти через тайгу на Печору? Мороз такой, что без печки не выжить. Сидим в Патриоте и обсуждаем стратегию. Вот где я второй раз за экспедицию жестко пожалел, что в Ranger нет Webasto! Экономия на автономном отопителе, если бы я ехал одной машиной, могла бы стоить жизни.
Решаем ехать в Печору. Схема следующая: в карманы, в ботинки и вообще везде, где только можно, распихиваю грелки “Аист”, коих у Шаталова оказалось с запасом (большое человеческое СПАСИБО!), и договариваемся останавливаться каждые 20 км, чтобы отогреваться в Патриоте. Меняться за рулем Ford отказываюсь, так как я уже вкатался в буксировку тяжеленного Дэфа и могу держать хорошую скорость на ровном зимнике.
Первые километров шестьдесят прошли успешно, с остановками и перекусами. За два десятка километров буквально калеешь до костей. Когда залезаешь в теплый УАЗ, буквально падаешь на заднее сиденье замертво. Лежишь, вдыхаешь вкусный запах какого-то нового полуфабриката, который заботливо варит Женя, и жизнь налаживается. Еще через полчаса можно приступать к следующей “двадцатке”.
После очередной такой стоянки под УАЗом обнаружилась лужа масла. Перемерз клапан рециркуляции. Ребятам надо дать нагрузку на двигатель, чтобы он нормально прогревался. Они уезжают от меня вперед и должны потом так же, в темпе ехать мне на встречу. Проезжаю положенную двадцатку, уже ни жив, ни мертв, а их нет! Еду… совершенно окоченел. Появляются встречные фары. Они. Останавливаемся. Забираюсь на заднее сиденье УАЗа, попадаю в тепло и сразу засыпаю. Просыпаюсь от запаха еды…
Две сотни километров мы ехали до утра. В Печору вкатились уже с первым трафиком и встали перед первым же сервисом. У меня не было жизненных сил ни о чем договариваться, все сделали ребята. Закатили Форд в тепло, я же поставил раскладушку, залез в спальник и вырубился почти на весь день.
Фотографий и видеосъемки с этого дня, как вы понимаете, почти нет.
После Печоры жизнь наладилась. Печка теперь греет, дорога все лучше и лучше. На выезде с зимника в районе Нижнего Одеса нас останавливают доблестные сотрудники ГАИ. К нарушению правил буксировки они не докопались, а вот забытую дома ОСАГО обнаружили. Собирались снимать номера и т.п. Нервы ни к черту, посылаю ментов лесом, иду звонить знакомому гайцу. Звоню, и он мне говорит: “Лех, они правы, так что пошли на переговоры более сговорчивого друга, сам не ходи, я тебя знаю, закончится злостным неповиновением и двумя неделями лесоповала”. Ситуацию спас Алексей Братенев. Пошел, поговорил, и вскоре нас отпустили на все четыре стороны.
Еще один рывок, уже по асфальту, и мы в Ухте. Ночуем на стоянке дальнобойщиков. Утром двигаем на Сыктывкар. Там нас ждет автовоз, в который мы закатим Дэф и до Москвы поедем налегке. Нудные сотни километров медленно наматываются на ролики одометра…
С “прицепом” я на прямых участках вваливаю 80 км/ч, мы с такими скоростями не ездили уже очень давно, но время хочется подгонять руками.
Вожделенный автовоз дождался, грузим Дэф на платформу, платим 10 тыс.руб. и машем в след платочком.
Догнать дальнобоя я не смог! Ночлег в Кирове дал огромную фору грузовику, и машину забирал на стоянке грузовиков перед Москвой. Ну а дальше вы все уже знаете, замена двигателя и еще несколько кругов ада с машиной, до тех пор пока судьба не развела нас навсегда.
P.S. Ford Ranger был продан еще во время экспедиции, человек позвонил мне в тундру и просил продать. По прибытию в Москву совершилась сделка. Из поломок, привезенных из тундры, — только развалившиеся крестовины заднего кардана и передний редуктор. И то, и другое спело свою лебединую песню уже в Москве.
Фильм “Индига” в лучших традициях жанра выдерживался год, и этой, завершающей частью я анонсирую скорый показ киноленты. Оставалась концовка, теперь она есть)))
Вопрос залу: стоит ли устраивать показ в стиле Тулупова и Климова, с презентацией, рассказами и обсуждениями, или достаточно выложить в Ютуб и дело с концом? Речь идет о первой половине апреля…
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Комментарии
Выложить в ютуб в стиле Саши Макаренко :)
А когда замерзал в Калмыкии, то сильно спасла такая штука - http://www.aliexpress.com/item/Free-Shipping-12V-Car-Auto-Vehicle-Portable-Ceramic-Heater-Heating-Cooling-Fan-Defroster-Black/1549768426.html?s=p - от полной безнадеги поставил под ноги и соорудил кокон до пояса из одеяла , неожиданно сгодилась до этого бесполезная вещь.
Жаль конечно Дефа...-спасали чтобы продать "верного" друга, вот поэтому он и не хотел домой
даунсайзинг и отсутствие вибраций мать их ети
класс!