Как только старт гонке был дан, наши пути со спортивными экипажами круто разошлись. Мы сами по себе, знаем только следующую точку, куда вечером прибывает «Дакар». Информация берется с сайта организаторов, как ни крути, но именно там все самые свежие новости и «рисунок» маршрута гонки. Этот «рисунок» надо наложить на приличные карты, коих тоже в дефиците. Мы пользовались ворованными картами для Garmin и приложением «Советские военные карты» для Android. Как видите, ничего фантастического. А гонщикам еще сложнее, у них только легенда…
А раз спортивную борьбу нам суждено увидеть только в репортажах на dakar.com и местном телевидении на испанском, то будем изучать местные правила дорожного движения и автопарк. С ПДД все просто — их, по российским меркам, просто нет. Полиции на дорогах очень мало, камер нет, водители друг на друга не стучат. Аргентинцы ездят медленно, безопасно и равномерно, ДТП на дорогах исчезающе мало. Мы дубасили на прокатном Toyota Hilux на все деньги, благо больше 150-160 он не разгоняется даже с горы. Разметка носит рекомендательный характер, если безопасно, то и аборигены, и мы везде обгоняли через сплошную. Полиция даже если и встречается, нас не тормозила даже за грубые нарушения, и это при том, что ни единой дакаровской наклейки у нас нет. Если же машина была бы обклеена «как гоночная», то мы могли бы ездить на двух колесах по детским площадкам и ничего кроме восторгов и рукоплескания это бы не вызвало.
В Аргентине очень любят марку Ford. Пикапы F-серии здесь не редкость, при том почти все двухдверные, аскетичные работяги.
На многих машинках встречаются такие вот наклейки, где нарисован весь состав семьи. Судя по отсутствию мужика, его уже давно сжили со света, и теперь живут себе припеваючи. Собака, несомненно сука, косо смотри на наш Hilux и готова покусать шины. Придется обгонять через сплошную…
Очень популярный в Аргентине Ford Falcon местного производства выпускался без малого 30 лет и был снят с производства только в 1991 году. Стоит ли удивляться их обилию на местных дорогах. Многие экземляры сохранились очень хорошо. Уровень жизни в Аргентине не высокий, но только здесь (по сравнению с Чили и Боливией) ярко выражен культ старых автомобилей. Их не убивают и не выбрасывают, а наоборот, передают по наследству, и по мере сил подкрашивают, марафетят и вообще всячески любят.
Такой вот хлопающий крыльями пикап (марку определить я не в силах) трудится в местной деревне уже лет пятьдесят. И еще столько же пробегает если ему не забудут в 2024 году поменять масло.
У нас в России подобных машин просто нет, а потому даже безыдейное следование из пункта А в пункт Б наверняка не будет скучным. То тут то там встречаются такие вот диковинки, перевозящие дрова. Понятное дело что это Chevy, логотип местные пионеры так и не удосужились оторвать. Но что это? Кто это? Так вот из «автомобильного эксперта» (ха-ха-ха) ты быстро становишься любознательным юнцом, спрашивающих у всех «дяденька, а что это за машинка?». А где-то в эти минуты идет гонка, у Нани Рома что-то с мотором, и вертолеты с журналистами снимают его трагическую мимику. Мы же мечтаем о вечере, ужине в городе Villa Carlos Paz, великолепном стейке на 500… нет… на 800 грамм. И по очереди читаем финишную таблицу в мобильном приложении. Мещерякова интересуют лидеры, он ведь их знает, и со многими он боролся на трассе, а мне многие имена ни о чем не говорят, и я слежу на российскими, туркменскими, украинскими и казахстанскими экипажами. За нашими. Вскоре мы начинаем обсуждать «наших», перемывать им кости, обсуждать, как попал на Дакар Patrol Y62 команды Astana, то, что он омологирован со своим огромным бензиновым мотором и… механической коробкой передач. Ехать не скучно, очень не скучно.
На второй день, когда нам порядком надоело нарезать растояния меж аргентинских колхозов и совхозов, мы решили отыскать пересечение с трассой в произвольном месте, а не там, где полиция и оцепление. В итоге, быстро уперлись в ворота какого-то хозяйства. Решили дерзнуть, и проехать на частную территорию… Мы еще раз пять открывали-закрывали ворота, распугивали лошадей и коров, и боялись получить пулю в задний борт (нравы здесь не самые мирные, участники Camel Trophy 1994 года рассказывали, что ковбои ходили с оружием в открытую и небыли рады, когда экспедиция сбивалась с пути).
Потеряв половину дня на бесполезные поиски трассы, мы зареклись разгадывать подобные квесты. Через некоторое время по характерному скоплению полицейских мы догадались что трасса где-то рядом, свернули на проселочную дорогу, показав камеру с большим объективом и сказав кодовое «rally dakar». Доехав до заборчика, дальше отправились пешком. На жаре +35С полчаса ждали появления первого экипажа…
…первый отснятный на Дакар-2015 экипаж оказался в глухом «гарнире», иными словами сильно отстающий. Во второй день гонки Polaris 423 (на фото ниже) финишировал на 125 позиции из 131 возможных. Ехать на Дакаре на UTV — занятие не веселое. Пыльно (феш-феш часто летит через капот и крышу, и без лобового стекла оказывается в салоне), тряско (колесики маленькие, а камни большие и колеи глубокие), а на скоростных спецучастках нехватает запаса по максимальной скорости. Проезжать по 700-1000 км в день на такой бричке не просто сложно, а очень сложно. Стоит ли удивляться что на третитй день 423 экипаж уже не доехал до финиша… Не финишировать на Дакаре всегда обидно. Но втройне обидно сойти в начале, ввалив в подготовку сильно больше 100.000 Евро, и не успев вкусить всех прелестей маршрута. А сходит ведь очень много. На третий день в зачете автомобилей уже сошло 37 экипажей, в грузовиках 4 машины, в мотоциклах 21 спортсмен, в классе квадроциклов 8.
Мы же валяли дурака в ожидании вечернего стейка. В Аргентине это ритуал. Вино и стейк, один раз в день. Больше можно ничего не есть. А так как в течении всего дня посмотреть по маршруту нашего передвижения особо и нечего, то все весь туристический интерес сводится к гастрономичесткому. В любой деревне можно отыскать кафе, а в этом кафе совершенно нет нужды уметь читать меню, достаточно научиться с выражением говорить «биф де чоризо», и вам принесут такое мясо, какого в России вам не принесут нигде. Ну почти нигде. Хотя нет, нигде. Точно нигде.
«Вдоль Дакара» едем не только мы, но и большое число мотопутешественников. Этот дяденька едет на 650-кубовом BMW и ему тяжело держать 140 км/ч. Большая часть путешественников ездит на «взрослых» BMW GS1200 или KTM1190. Константин Мещеряков отъявленный поклонник BMW, и всю дорогу он радуется, когда видет мотогонов на GS, и говорит синонимы слова «фу-фу-фу», при виде оранжевых. Я же понимаю, что если куплю KTM — потеряю друга… вот такая шаткая настоящая мужская дружба. Придется брать BMW… Не брать же тоже нельзя. Не мотогон — не мужик. Недочеловек. Да еще и «джипер», тоже ругательство для рейдовиков.
С позиции фанатов GS мопед этой девочки наверно вообще не мопед, но я был очарован девчушкой. Сама подъехала на заправку, ей залили стопарик бензина, она с кика завела свои аргентинские «Карпаты» и поехала помогать по хозяйству. В Аргентине дети рано становятся самостоятельными, хотя все как и в российских деревнях.
Опять же, два достойных представителя аргентинского автопрома, Peugeot и Ford F100, встречающиеся в разной степени сохранности повсеместно.
Среди мотоциклистов распространена взаимовыручка. Не редко можно встретить такие вот картинки, «битый не битого везет». Но ребята катят на финиш еще засветло, значит будет время починить технику и стартовать на следующее утро.
Красивенький Peugeot 504, как жаль что в России таких машин небыло! Мне кажется мы много потеряли не приобщившись к «правильному» французскому автопрому…
Вечером и ночью на месте где было финишное КП стоят механики, ждут оставшиеся на трассе экипажи. Самые отчаянные пытаются ехать в лоб каналу чтобы успеть оказать помощь своим подопечным. Из тех, кого удается вытащить из цепких лап пустыни, мало кого удается поставить на ход за оставшиеся часы до старта. Чаще всего это уже просто эвакуация. Спасение техники на Дакаре проходит своими силами. Еще вечером по трассе проходит «метла», грузовик, готовый эвакуировать экипаж без машины. Если спортсмены отказываются от помощи, дальше организаторы не несут никакой ответственности за судьбу спортсменов. Караван уходит… Бывает, технику уже не спасают. Цена машины, а уж тем более ее остатков, на фоне стоимости Дакара, иногда оказывается для команды слишком незначительной для организации полноценной эвакуации.
Продолжение следует…
Завтра…
Оригинал можно прочесть здесь.
Алексей Мочалов - эксперт AMSRUS, журналист, путешественник, организатор и автор проекта Волок
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.