Автомобильная отрасль у нас была назначена титульной, олицетворяющей успехи всей экономики. Подразумевалось, что автомобиль, как общепризнанный образец прогресса, украсит статистику, улицы и картинку в телевизоре, а уж ответственные лица, показатели роста и инвестиционные потоки на этом фоне начнут выглядеть заведомо безупречно. Поскольку всерьез никто ничего делать не собирался, то отрасль разделили на две части, сделав предметом всеобщей гордости не одно блюдо, а два: продажу с шоу-румами и производство с заводами. В выигрыше оказались те, кто приличней смотрится, т.е. магазины с продавцами в галстуках. Дворцами из стекла и бетона они стали совсем по иной причине, но очень уж хотелось приписать этот визуальный эффект в список экономических достижений державы, в связи с чем всей страной удалось сделать вид (и даже поверить) будто стеклянная витрина и есть автомобильная отрасль.
С производством все сложнее, но в итоге и тут удалось все упростить.
Автомобильную промышленность заменили сборочными площадками.
Раскинувшиеся по просторам заводы на самом деле являются цехами финального монтажа чужих комплектующих. Произведенное за пределами страны привозится на предприятие, где из конструктора собирают итоговый продукт. В IKEA сборку проводит покупатель, а в нашей автомобильной промышленности – специально нанятые рабочие. И когда имитация автопрома закончится, в этих же цехах вместо машин станут собирать пылесосы, кофеварки, мониторы.
Поскольку для показухи витрина важнее мастерской, на производство деньги выделялись только в крайнем случае, а на поддержку продаж – с размахом на всю страну.
Программа утилизации и льготные кредиты важней инвестиций в развитие автопрома.
Неудивительно, что стратегия развития промышленности России не содержит ничего стратегического, зато опять обещает строительство шарикоподшипникового завода… Но мы же помним по школьному учебнику истории, что с этого начинала советская власть? Она выдала шведам в концессию подшипниковый завод SKF (в последствии ГПЗ-2) и купила у Америки завод ГПЗ-1.
Прошло меньше ста лет и мы опять на уровне правительства обсуждаем стратегический вопрос следующего ГПЗ. А эти два столетних куда делись? Один сломался, другой потерялся?… Но без подшипников автомобили не ездят. Да и прочая промышленность не очень шевелится… Но утилизация и кредиты (необходимые для продаж) уже есть и оплачены из бюджета, а подшипники (необходимые для реального производства) только обсуждаются.
Сейчас, когда слово кризис получило официальный запрет в СМИ и рушится не только автомобильная отрасль, обитатели красивых шоу-румов поняли, что витриной прогресса они были за свой счет. Ими немного попользовались и бросили. Никто поддерживать их не будет. Эльвира Набиуллина продолжит политику оздоровления банковского сектора путем умерщвления лишних игроков, что всерьез скажется на торговле автомобилями. Кредитов не будет ни клиентам, ни дилерам. А тут еще покупатели затаились до лета и производители подняли цены…
У заводов инерция больше и тонут они дольше, а дилеры умирают чрезвычайно быстро.
Поэтому первыми в голос завопили именно продавцы. Тихо сидевшая 20 лет в засаде Ассоциация Российских автомобильный дилеров (РОАД), провела должностную рокировку и выставила на обозрение аналитичного президента Владимира Моженкова, способного запугивать цифрами. По его данным в 2014 году в стране закрылось 311 дилерских предприятий. Осталось еще 4075. Но они без бюджетной поддержки погибнут и тогда умрет вся экономика. С точки зрения РОАД это чрезвычайно важная задача – помогать кровососущим торгашам, не умеющим выживать без клиентской крови и государственной заботы.
Чтобы запугать своими страхами и создать иллюзию неотвратимой гибели экономики, РОАД выстроила изумительную связь между производством и торгашами. С их точки зрения гибель розницы ударит по отрасли, важнейшей частью которой являются красивые менеджеры в стеклянных офисах. Из-за их сокращения остановятся заводы и безработные пролетарии, как сто лет тому назад, опять чего-нибудь настойчиво потребуют.
РОАД все уже подсчитал – если не продать 1000 машин, то умрет один дилер.
По прогнозам на 2015 год рынок упадет почти в два раза, приблизительно на полтора миллиона автомобилей. При соотношении 1:1000 это гарантирует банкротство 1500 дилеров. И если темпы сохранятся, через три года дилеры в стране закончатся и в 2018 мы вернемся в СССР, торгуя машинами либо с завода, либо с газона…
Поэтому государство должно помочь. Не заводам. Дилерам. Невольно возникает вопрос, а сколько у нас в стране государственных дилеров? Вроде бы, ни одного. Да и заводов государственных ни одного не осталось… Но РОАД составила программу из четырех пунктов, каждый из которых – за нас счет. Плюс резервный пятый пункт о материнском капитале, который тоже желательно употребить на покупку машины, а не образование, ипотеку, дом.
Есть и совсем утопический шестой пункт мечтательных пожеланий – продавать наши машины за границей, в недоразвитых странах Восточной Европы и Азии.
Для этого, по мнению РОАД, государство должно поднатужиться и создать условия. Поскольку Восточная Европа и Азия неплохо представляют себе уровень нашего автопрома, пересадить людей в добром здравии на Жигули можно либо под дулом АК-74, либо устроив им войну, после которой выжившие будут радоваться даже Жигулям. В определенном смысле такой способ привлечения внимания к товару и организация спроса на него под силу только государству. Зато наш автопром по-настоящему станет витриной, причем сразу шагнув на самый высокий уровень. Вместо того, чтобы олицетворять отрасль, он станет олицетворять страну.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Положение в стране можно сравнить с девятиэтажкой из фильма «Дурак» /
Бесподобное кино про нашу жизнь!
И платные парковки в Химках….
Это не те самые дилеры, которые тремя руками голосовали за пошлины на бу иномарки?
Я бы шестой (утопический) пункт изложил иначе. Продавать в третий мир не авто под дулами АКМ, а АКМ с авто в нагрузку. Успех гарантирован.
Чем быстрее сдохнут- тем лучше.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.