Александр Пикуленко: Я рад за российский народ. Мы долго считали, что американцы тупые, что они покупают машины, отличающиеся друг от друга только шильдиком, а на самом деле такие же. И притом радостно это делают. Бейдж инжиниринг – типично американское изобретение. Но оказалось, что маркетологи были правы. Когда у нас начинался проект Datsun, я засомневался и сказал: «Ну кто же это купит? Что же вы из людей дураков делаете?» На это мне резонно заметили, что купят те, кто не хочет покупать подержанную иномарку, и те, кто не хочет покупать Жигули.
Антон Орехъ: Всё сбылось?
А. Пикуленко: Всё сбылось.
За время с начала продаж удалось найти четыре тысячи покупателей Datsun on-DO.
То есть «сын ДАТа» прижился на русской земле. На индийской как-то не захотел, а на русской прижился. Причём нет ни одной японской детали в новом автомобиле Datsun on-DO, который по сути является иным прочтением нашей Lada Kalina, как известно, начавшей создаваться в девяностых. Это проект AVVA, ВАЗ-1116, который переродился в Kalina, а потом выродился в Granta и наконец стал Datsun. Хорошо ли это или плохо – я пока понять не могу. Наверное, хорошо, потому что люди проголосовали кошельком за более дорогую версию всё тех же Калин, поприличней сделанную.
Василий Уткин: Я считаю, что это тревожный симптом. Потому что люди проголосовали не за какую-то версию. Они проголосовали своим внутренним чутьём за иностранное против отечественного.
А. Пикуленко: В этой стране масса народа не дружит с головой. Это мы уже давным-давно знаем. Это не тревожно. Они же покупают и другие автомобили.
Ведь когда УАЗ носил название УАЗ, его покупали поменьше. Но когда он стал называться Патриотом – продажи резко увеличились. Потому что слово Patriot стало на нём написано латиницей.
А. Орехъ: Люди тянутся к иностранному, к красивым этикеткам, обложкам и непонятным названиям на иностранных языках.
А. Пикуленко: Да, наверное. Раньше было так, что в автомобилестроении главенствовал конструктор. Он создавал нам конструкцию, было интересно узнать, что внутри. Потом пришли дизайнеры. Они создавали стиль, они делали разные автомобили. А потом пришли маркетологи. А маркетолог – человек скучный. У него на входе задача, на выходе деньги.
А. Орехъ: У меня вопрос, который я никак не могу понять. Я вникал в историю автомобильной промышленности, покупал энциклопедии. Почему в послевоенное время, и даже в шестидесятые, в американских фирмах каждый год полностью обновлялся модельный ряд? Это же надо на конвейер поставить машину, а на следующий год делать какую-то другую машину.
А сейчас эти гигантские концерны с многомиллиардными оборотами вскладчину, втроём, впятером на одной платформе строят один и тот же автомобиль, перевешивая на него этикетку и говорят – безумно дорого. Почему то, что было возможно так легко делать в пятидесятые годы, невозможно делать сейчас?
А. Пикуленко: Автомобили стали подороже. Я тоже над этим задумывался. Меня в своё время поразила одна из презентаций. Рассказывали про золотые времена для Cadillac, когда он делал 300.000 машин в год. «Сейчас у нас такая тяжёлая ситуация, сколько вы делаете?» – «1.200.000». Но ведь раньше не было таких больших накладных расходов у производителя. Технологии были проще, поэтому было проще наштамповать новых крыльев и дверей. Ведь на самом деле американские машины не менялись годами. Апофеоз американского дизайна – Харли Эрл, сослуживший большую службу. Ведь все эти кили пришли из авиации.
А потом через итальянцев в шестидесятых-семидесятых, когда Европа разбогатела и погналась за стилем, вдруг появились интересные концептуальные разработки, в том числе и на серийных машинах. Почему это происходит? Потому что жажда прибыли сейчас затмевает желание сделать красиво. Проще штамповать одну и ту же машину на конвейере с лёгкими изменениями, напичкав её и увеличивая цену. Ведь мало кто сейчас по-настоящему делает новые автомобили, новые двигатели. Сделал рывок Jaguar с Land Rover.
В. Уткин: А Ё-мобиль – это новая технология?
А. Пикуленко: Ё-мобиль – это прожект. Прохоров и Элон Маск – два разных полюса. У Элона Маска команда со всего мира, а у Прохорова – один Гинзбург, притом самый неудачный Гинзбург, которого я встретил. Поэтому Ё-мобиль – это та же самая ситуация, как с девками в Куршевель. Я вам дам миллион – вы мне сделайте красиво. За миллион не наших денег ему сделали четыре автомобиля. Сумели даже получить на них сертификат о допуске к дорожному движению. Правда, без ABS и подушек безопасности.
Одну оставили у Прохорова, одну подарили Жириновскому, одну оставили Ё-мобилю на всякий случай. Четвёртая, белая, ушла в никуда. Жириновский получил подарок. Дарёному коню в зубы не смотрят. Ездить на этом Ё-мобиле он вряд ли будет. Причём если Ё-мобиль был гибридным, то то, что подарили Жириновскому, оказалось полностью электрическим. По цене – дороже, чем Tesla. На этом, по-моему, вся эпопея и была закончена. Прохоров выложил свои деньги, сделал четыре автомобиля. Но не угомонился Гинзбург. Теперь он заявил ещё один проект нового Ё-мобиля, который должен прийти на замену УАЗ Буханке.
Это будет Ё-буханка, маленький коммерческий транспорт, который будет сделан непонятно на каком агрегате и собираться непонятно где.
Неизвестно, какие у него будут мосты, какой двигатель, коробка и раздатка. Но известно, что у него будет рама, полный привод, алюминиевый каркас кузова и пластиковые панели на нём. И это называется импортозамещением. Например, в Якутии я заметил, что стоило появиться чуть больше денег – маршрутки мигом пересели с Буханки на полноприводные микроавтобусы Toyota. И прекрасно себя чувствуют.
А. Орехъ: Они ведь лучше, поэтому и пересели.
А. Пикуленко: Пока Гинзбург со своим прожектом будет носиться и пиариться, я думаю, что даже Ульяновский завод наконец-то сделает нормальный автомобиль.
В. Уткин: Потому что есть люди, которые просто не знают, как это делается. То есть они придумывают какой-то прожект, а дальше ищут или государство, которое под патриотическими лозунгами выделит денег, или какого-нибудь дурака с деньгами.
А. Пикуленко: Гинзбург нашёл Прохорова. Звону, пыли, шуму – а в итоге гора родила мышь.
Элон Маск создал серийное производство лучших в мире электромобилей. Прохоров за те же деньги сумел сделать только четыре.
В этом суть нашего импортозамещения. Это наша великая автомобильная мысль, идущая неведомо куда.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.