АвтоВАЗ гонится за Европой и попытается сделать кроссоверы

АвтоВАЗ гонится за Европой и попытается сделать кроссоверы
18 июня 11:00 2014

В конце прошлого века, когда единственным средством массовой информации, посвященным автомобилям был журнал «За рулем», там вышла статья Льва Михайловича Шубурова, о том, откуда появляются автомобили, например, в комплектации люкс. Когда падает спрос на основную модель, нужно добавить какое-то количество того, что теперь уже мы современным языком называем опциями.

А по тем временам это воспринималось, как некоторая доработка, и машина, по сути, не меняя никаких своих потребительских свойств, приобретала определенную привлекательность и какой-то элемент новизны. Тем самым она спасала продажи, поскольку люди обращали внимание на несколько забытый и слегка поднадоевший товар. То есть, это был вариант не то, что рейстайлинга, но, по крайней мере, в относительно новой обложке для улучшения продаж. Тем более что в те времена сменяемость модели на конвейере была не такая стремительная, как сейчас.

Потом, когда автомобильная индустрия перевернула страницу, и вышла на оперативный простор «джиповодства», выяснилось, что джип хотят все. И джип в данном случае, как раз тот тип автомобилей, который вмещает в себя все нюансы и все оттенки: и внедорожник, и кроссовер, и вообще любой полный привод. Либо нечто, что производит заведомо более выигрышное впечатление вне зависимости от сути.

И американцы, например, или для американского рынка специально сделанные японцами, очень много машин, которые по внешнему облику являются довольно здоровым и увесистым ящиком, вовсю «джипуют», как-то провоцируют на «джиполюбство», при этом, по сути, являются достаточно немощными, банальными, примитивными и не настолько многообещающими, насколько их облик.

В Европе принято стеснятся больших машин, и всегда есть какое-то легкое зазнайство и неуравновешенности человека, только что дорвавшегося до больших денег, если он вдруг приобретает себе либо большую машину по размеру, либо внедорожник. В Европе – дороги. Например, французская автомобильная промышленность по сию пору не понимает, зачем делать полный привод, если достаточно моно – переднего либо заднего. Хотя, конечно, для каких-то своих узких сегментированных целей, в том числе, для армии, иногда они позволяют себе достаточно удачные конструкции.

Nissan Qashqai

Nissan Qashqai

И вот теперь, когда уже привлекать внимание к слегка устаревшему товару или несвежей обертке дополнением всяким люксов бессмысленно и бесполезно, достаточно в целом не затевая подобных странных экзерсисов, работать уже по теме «карася за порося». Например, создавая кроссоверы либо псевдокроссоверы.

В общем, многие фирмы именно этим путем и пошли, начав создавать машины, которые должны производить впечатление такого себе покорителя газонного бездорожья, и уверенного шанса пробиться в любую погоду. В том числе, и даже в дождь, например, к супермаркету. Это грандиозный подвиг. А в снег – это практически геройство, которому равных нет. Вот ты садишься на полноприводную машину или на псевдополноприводную, и по расчищенному шоссе, при «зверском сибирском морозе» примерно в -3 градуса, приезжаешь в супермаркет. Очень многим этого хватает.

Если посмотреть статистику продаж, то автомобили, изначально созданные в полноприводном варианте, у покупателей не пользуются таким уж вожделенным спросом, именно потому, что они дороги. А все вокруг знают, что машина бывает и полноприводной в этой коробке, и, конечно, достаточно купить себе моноприводную. И все будут думать, что у него, наверное, полный привод.

Вот как с Qashqai, например. Он есть полноприводный, но весомая часть продаж – передний привод. И какая-нибудь BMW X1… Там тоже в порядке вещей, когда она моноприводная. Задний привод у X1 не имеет право на существование. И Х1 с немощным мотором, в стартовой комплектации на заднем приводе – это не то, что даже роликовые коньки. Это обломок швабры. Похоже на инструмент, но пользоваться им не получится. Главное, что и хвастаться им как-то странно. «У тебя BMW? X1? А какой привод? Задний? А, ну это диагноз». Но ведь покупают.

BMW X1

BMW X1

Очень многие фирмы в последнее время даже перестали откровенно работать над полным приводом, создавая эту имиджевую подачу. Знаете, наши клиенты должны будут сами догадаться, что это настоящий джип. Вам же хочется. Значит, вы и поверите.

Если посмотреть, как позиционируется на нашем рынке Kia Soul, у которого полного привода не было никогда и не будет никогда… Kia Soul – это городской кроссовер. Это приблизительно то же самое, что и четырехдверный купе.

Или, например, как в свежем номере газеты «Авторевю», они взяли и назвали Запорожец двухдверным седаном. Нет, на самом деле, двухдверный седан всю жизнь назывался купе. Вот он как раз купе и есть. Трехобъемный кузов, две дверки – это не седан, а купе. Странно, что они это забыли.

Так вот кроссовер, имиджево приподнимающий на действительность, возвышающий его самооценку отражения в зеркале до небес, очень популярен, востребован, и во многих странах производится, в принципе, в моноприводном исполнении. Французы, например, свой Citroen DS4 тоже считают кроссовер. С какой стати? Непонятно. Но считают. Причем считают, что это главный конкурент недоделанной машине BMW X1. Peugeot 3008 – тоже кроссовер. На нашем рынке полного привода у нее нет в принципе, и не будет никогда; она переднеприводная. Но кроссовер.

АвтоВАЗ в этой связи, пораскинув мозгами и поняв, что перспектив нет никаких, и клиент куда-то уходит, не стал всерьез задаваться вопросом «куда же девается клиент?». Не стал интересоваться, что же происходит. Да, падение рынка на 5%, падение продаж АвтоВАЗа, теперь уже понятно, на 15%. Перспективы общего падения рынка – 20%. Значит, перспектива падения продаж АвтоВАЗа где-то больше 30%…

Клиент уходит. Почему и куда он уходит? Клиент от АвтоВАЗа уходит в двух случаях. Либо потому, что он окончательно обнищал, либо потому, что поумнел. Среднестатистический клиент АвтоВАЗа – неумный бедняк. Если у него меняется статус, например он, разбогател, то он в таком случае сразу уходит к иномаркам. Или он поумнел – и сразу уходит к иномаркам. Либо же он обнищал, и даже Жигули ему не по карману. Он не уходит к китайцам, а перестает покупать в принципе. Такой клиент переходит на тушенку, соль, спички, сахар и запасается топором.

Экономическая ситуация, в целом, у нас неблагополучная. Клиент отшатнулся от АвтоВАЗа именно в первую очередь, потому что к Жигули никогда не относились, как к категории товаров первой необходимости. И в этой связи, Бо Андерссон посмотрел, насколько не блистательны перспективы рынка, закрыл газовое направление. Ясно, что спроса не будет, а инфраструктура не создастся никогда.

А делать-то что? Как же быть? И тут он пришел к вполне логичному в Европе и совершенно несуразному для нас выводу: надо лепить псевдокроссоверы. Нива не обеспечивает продажа. Chevrolet Niva– тем более. Она как была уродом, так им и остается. Это инвалидка, которую не то, что нужно было снимать с производства, а нужно было это производство запретить.

Lada Largus

Lada Largus

Тем не менее, она есть. В общую статистику она якобы не попадает, хотя АвтоВАЗ на ней определенные деньги зарабатывает. Развивать дальше Ниву, наверное, смысла нет, потому что непонятно, что с этим делать. Полный привод – если, помните, Kalina универсал должна была родиться. 10, 20 и 100 лет назад не родилась и уже не родится, а тут псевдокроссовер.

И ведь есть же Renault Sandero Stepway. Очень интересная машина, которая обеспечивает 20% продаж. В этой связи, стратегически АвтоВАЗ приходит к выводу: мы начнем лепить псевдокроссоверы. Мы возьмем, например, Kalina. Шикарная машина. Русские люди обожают ее. Потенциал ее – великолепен. Мы сделаем псевдокроссовер. Мы поднимем ее на пару сантиметров, назначим другой ценник и добавим пару аксессуаров.

А еще мы возьмем Largus. Поднимем его на пару сантиметров, обляпаем пластмассой, добавим название Cross и тоже кинем его в продажу, и русские люди потянутся. К сведению Бо Андерссона: люди в этой стране АвтоВАЗу его прошлое не простят никогда. Как бы не просыпался Бо Андерссон с утра и не ощущал себя европейцем; как бы топ-менеджеры АвтоВАЗа не позиционировали себя перед зеркалом в роли европейцев; как бы они не утверждали друг перед другом, что уже где-то чего-то достигли европейского, — АвтоВАЗ был и остается изготовителем дешевки. И псевдокроссовер – это непростительное заблуждение. Лучше бы даже не тратились.

Сергей Асланян
Сергей Асланян

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.