Кто испытывал чувство потери, по-настоящему, когда за одно мгновенье рушится привычная картина мира, тот уже никогда не будет прежним. Кого-то это учит, кого-то заставляет множить подобное чувство у других. Где-то далеко цвет «хаки» в мгновенье становится моветоном в приличном обществе, где-то совсем близко униформа и вороненый ствол уже часть повседневной жизни. Но я не о политике, я о банкротстве легендарного кузовного ателье Bertone. Компания может кануть в лета в одно мгновение, а очень не хотелось бы. Слишком значимым будет чувство потери.
Stile Bertone SpA, основанная в 1912 году Giovanni Bertone, является одним из старейших и самых престижных представителей автомобильной промышленности Италии. Перешагнув 100 летний рубеж своего существования, компания была активным участником эволюционного развития мирового автомобилестроения. На протяжении многих лет, самые именитые производители автомобилей доверяли Bertone производство своих самых авангардных и высокотехнологичных моделей.
По сию пору одними из самых престижных трофеев у частных коллекционеров раритетных авто считаются модели Bertone 30-х годов. В пятидесятые годы автомобили компании становятся признанными символами элегантности, вкуса и технологического авангарда. Так, например, классический семейный седан Alfa Romeo Giulietta SS (Sprint Speciale) 1957 г.в., с его футуристической аэродинамикой и с установленным 4-х цилиндровым двигателем объемом 1,3 литра разгонялся до 200 км/ч без всяких турбин («не то что нынешнее племя…» зафорсированных малообъемников).
В шестидесятых Bertone чувствует себя как никогда хорошо. Экономический и автомобильный «бум» позволяет компании реализовать свое видение и предложить рынку синтез высокой моды и передовых технологий. Это были годы Lamborghini Miura. Уникальный архитектурный дизайн в сочетании с рамной конструкцией и задним расположением двигателя по центру – были довольно смелым экспериментом для тех времен. Miura сразу становится символом успеха и признаком хорошего вкуса. Один известный европейский журнал, после того, как описал все технологические преимущества этого авто, резюмировал что Lamborghini Miura «наибольшая провокация Италии после Софи Лорен».
Наступают семидесятые, и Bertone вновь рождает новую легенду — Lancia Stratos. Успех Lamborghini Miura, убедил дизайнеров Bertone в том, что будущее спортивных автомобилей связано с центральным расположением силового агрегата. Этим была предопределена установка двигателя поперечно, перед задней осью, в максимально возможное низкое положение. Передняя и задняя подвески были спроектированы «в одну линию» с уровнем двигателя. Это позволило максимально сузить кузов спереди и сзади и достичь экстремальной аэродинамики. Фактически был создан первый в мире полноценный автомобиль для ралли. Не даром последовавшая модификация Lancia Stratos HF выигрывала чемпионаты мира по ралли в 1974, 1975 и 1976 гг. Дизайн кузова был создан Marcello Gandini, при этом автомобиль выглядел антиподом самых передовых дизайнерских веяний того времени и вызывал ассоциации с лезвием или крылом, летящим к земле. Считается также, что метод открывания переднего стекла Stratos (а именно через него пилот попадал внутрь машины) а также другие решения в компоновке стали в последствии базовыми для развития эры хэчбэков и минивэнов.
В восьмидесятые и девяностые годы, продолжая производить спортивные автомобили, Bertone становиться «законодателем тенденций» использования альтернативных силовых агрегатов. Он проводит множество экспериментов с электрическими батареями (которые в настоящее время, снова в моде), чем опережает свое время. Результатом этих экспериментов является создание Bertone Z.E.R. (Zero Emission Record), впечатляющий одноместный авто с электродвигателем, запитанным от 36 свинцово-кислотных аккумуляторов. На кольцевых заездах в Nardò (Lecce) электромобиль превысил показатель скорости в 300 км/ч, тем самым установив мировой рекорд (для автомобилей весом до 1000 кг), который до сих пор не превзойден.
В 1989 г. Bertone имела также успешный опыт в разработке и производстве внедорожника: Bertone Freeclimber взял за основу «народного» любимца тех времен Daihatsu Feroza.
Интересен также такой малоизвестный факт, что Bertone принимала самое активное участив в разработке дизайна российской Chevrolet – Niva выпущенной в 2009 г.
В Bertone занимались созданием дизайна для Abarth, Alfa Romeo, Citroën, Ferrari, Fiat, Iso Rivolta, Lancia, Lamborghini, Mercedes Benz, Opel и Volvo среди прочих. Вдобавок компания Bertone была ответственна за два дизайнерских проекта для двух известных итальянских мотоскутеров Lambretta. В конце 1980-х, компания Bertone разрабатывала дизайн для велошлема K20 для швейцарского велосипеда и мотошлема для производителя «Kiwi».
В 2009 году Bertone из-за трудного финансового положения и недостатка заказов пришлось продать свое производственное подразделение группе Fiat оставив в активе только инженерно-дизайнерское подразделение Stile Bertone. В апреле 2014 года в Bertone была начата процедура банкротства и 165 сотрудников студии были отправлены в бессрочный отпуск. В данный момент идет поиск заинтересованных в покупке Bertone компаний.
родился в Украине, в настоящее время живу в Москве
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.