Линия Сталина. Это литературное название, под которым чаще всего подразумевают Минско-Слуцкий укрепрайон.
Укрепрайон пришел на смену крепости, как ответ военно-инженерной мысли на возросшую дальнобойность артиллерии. С тех пор, как гаубица преодолела дистанцию в 10 км, а снаряд научился пробивать кирпичную стену толщиной свыше метра, возвышаться над местностью красотой высоких стен стало бессмысленным. Настало время окапываться, зарываться, маскироваться. И ни в коем случае не собираться в одном месте, сгрудившись войсками на ограниченной площади.
Изменившаяся тактика войны требовала рассредоточения на местности. Примечательно, что из Первой Мировой войны военные инженеры сделали правильные выводы, а пехотные офицеры нет. Поэтому пока инженеры всю Вторую мировую рыли землю, пехота ходила в атаку цепями в полный рост. Минский укрепрайон начали строить в 1932 году и успешно завершили в 1939, присвоив сокращенное название 63 УР.
Как многие великие стройки СССР, он грандиозен на бумаге, ощутим по затратам, велик по штатному расписанию и бесполезен по факту. Отведенной ему роли 63 УР не сыграл. По воспоминаниям немцев, наши не хотели его оборонять. Основная часть сооружений была оставлена. Что не помешало отдельным бойцам и группам мужественно принять бой 26 июня 1941 года.
Не смотря на грандиозную площадь и полосу обороны в 200 км вся суть великой стройки свелась к бою за шоссе Брест – Минск, который вели бойцы двух пулеметных ДОТов № 292 и № 132, выходящих на дорогу с одного фланга при поддержке артиллерийского полукапонира № 134. Хотя по журналу боевых действий здесь немцев держали три дивизии (№50, 64, 100). В итоге весь 63 УР сражался меньше недели.
Сейчас 63 УР превратился в музейную площадку под собственным именем «Линия Сталина». Достоверной техники тех лет почти нет. Но всякой другой – в избытке. И, что важно, сохранились оба ДОТа № 292 и № 132.
Кроме них на местности воссозданы образцы различных инженерных сооружений. Можно посмотреть, как по науке полагается ставить надолбы, грамотно выставлять противотанковые ежи и противопехотные проволочные заграждения. Видны пригодные для дела окопы и пулеметные гнезда.
Есть ПТОТ — противотанковая огневая точка в виде поставленной на бетон башни от танка Т-26. А заодно собраны инженерные трофеи, не очень понятные нам, но вполне логичные и может быть полезные, например, бронеколпаки. Техника в парадном строю, доступная для того, чтобы поглядеть, потрогать, полазить размещена на нескольких площадках. Но, самое сильное впечатление производит прочая техника, наваленная на склоне и у подножия холма. Б
итая, сгоревшая, вполне целая и, наоборот, сильно разбитая… Если не вдаваться в нюансы исторического соответствия, то картина получается реалистичная, словно здесь и вправду была вот такая война… Тем более, что теперь уже не важно, оправдал 63 УР надежды или нет. Наши дрались и здесь… И погибали…
Самая плохая подделка “Катюши” из существующих на сегодняшний день…
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.