От всегда недовольной до Bloodhound SSC

От всегда недовольной до Bloodhound SSC
05 мая 20:32 2014

Александр Пикуленко: Сегодня я хочу рассказать об очень интересном проекте. 115 лет тому назад началась гонка за абсолютным рекордом скорости на Земле. В 1899 году Камиль Женатци на электромобиле «Всегда недовольная» (La Jamais Contente)…

Антон Орехъ: Это он так назывался?

А. Пикуленко: Да, это он намекнул на свою жену, как гласят легенды. На полях орошения под Парижем он установил мировой рекорд – проехал километр с хода со скоростью 100 км/ч. Он был большой, рыжий и машина у него была веретеном (до сих пор, кстати, сохранилась, в компьенском музее стоит). Жюль Верн срисовал с нее одного из своих героев. Был такой «Робур-завоеватель» и один из его автомобилей, носящихся с бешеной скоростью, был очень похож на «Всегда недовольная».

Электромобиль Всегда недовольная

Электромобиль Всегда недовольная

Потом рекорды ставились часто. 200 км/ч преодолел паромобиль американский. Дальше борьба перешла на другой уровень, и как-то исчезли все соискатели, остались американцы и англичане. И долгие годы борьба была между ними. Там, понятно, что семья Кемпбеллов, Бридлав Габелич – люди, которые преодолевали рубежи 500-600, 1000 км/ч. Был такой заветный рубеж, его преодолел реактивный автомобиль

А. Орехъ: Скорость звука уже.

А. Пикуленко: Потом как-то американцы остыли, и все перешло к англичанам. Англичане преодолели скорость звука, но впереди замаячил еще один фантастический рубеж – 1000 миль в час. Это 1609 км/ч. Это скорость пули.

А. Орехъ: Сан Саныч сказал сегодня утром, что скорость ветра на скорость пули не влияет. Теперь я понимаю в каком контексте.

Мария Гайдар: Ну на скорость автомобиля должна же влиять.

А. Пикуленко: Все началось в 2003 году. Проект, когда впервые оформился, это машина Bloodhound SSC. Его делают все, даже я поучаствовал в этом автомобиле.

Bloodhound SSC

Bloodhound SSC

А. Орехъ: С этого места поподробнее.

А. Пикуленко: На большом мероприятии в Гудвуде привезли макет Bloodhound и каждый мог поучаствовать в создании этого автомобиля. За 10 фунтов можно было купить модель в масштабе 1:90.

М. Гайдар: А машина, которая так быстро едет, должна быть большой и тяжелой? Так какой-то большой двигатель?.. Чем она отличается от обычной машины?

А. Пикуленко: Просто эта машина – ракета. 13-метровое веретено шириной 6 метров на колесах, на которых нет ни куска резины – они выкованы из алюминия. У нее три мотора. У нее есть V12 – мотор, созданный фирмой Cosworth. Но это мотор, который приводит в действие только насос. У нее второй двигатель Euro Jet 200. Это двигатель, который применяют на реактивных истребителях. И третий – ракетный Hammo, который работает на перекиси водорода и жидком каучуке. Суммарная мощность всех этих моторов – 135 тысяч л. с.

М. Гайдар: Ого!

А. Пикуленко: От ноля до 1000 миль/час эта машина разгонится за 42 секунды. Чтобы рекорд был засчитан, они должны проехать километр туда и километр обратно. А на то, чтобы развернуться, залить новое топливо, проверить все им дается ровно час. Это сложнейшая инженерная задача.

М. Гайдар: А где они будут катиться, какое покрытие должно быть?

А. Пикуленко: Раньше гонялись на соляных озерах

А. Орехъ: В штате Юта.

А. Пикуленко: И не только. Сейчас уехали в пустыни. В Южной Африке сейчас расчищают площадку. Она занимает 2180 гектаров. Чтобы сделать дорожку длиной 21 км.

М. Гайдар: А какое покрытие?

А. Пикуленко: Просто ровный грунт. Хороший ровный грунт. Но самая главная задача – не только быстро разогнаться. Со скоростью 1609 км/ч еще нужно, чтобы он остановился. Как он затормозит – самая интересная задача. Как это происходит. На скорости 1300 км/ч сработают аэродинамические тормоза – как у самолета, закрылки появятся. На скорости 950 км/ч выпустят 2 парашюта. И уже только со скорости 320 км/ч начнут работать обычные автомобильные дисковые тормоза.

М. Гайдар: И будут оставлять алюминиевые полосы… А какие риски основные при запуске таких автомобилей?

А. Пикуленко: Сумасшедшие. Автомобиль может сломаться и рекорд не получиться. И тогда весь труд огромной инженерной группы идет насмарку. Ты приехал – пошел дождик. У Кемпбелла было два сезона, когда он приезжал поставить рекорд, и сразу начинался дождь. И никаких рекордов. Еще масса технических сложностей. Они, например, рекорд планируют на 2016 год. Сейчас машина готова. Но ее сначала надо хотя бы немножко разогнать. Вот ее разгонят до 300-400 км, посмотрят.Bloodhound SSC

М. Гайдар: А кто ее поведет?

А. Пикуленко: Энди Грин, он летчик-истребитель. Часто последние годы летчики, космонавты – специально тренированные, подготовленные люди участвуют в этом. Гарри Габелич был одним из отряда американских космонавтов. Казалось бы, ну что тут ты едешь по прямой. Но какие перегрузки ускорения-замедления – такие же, как испытывает летчик. Но вокруг этого огромное количество инженеров. Туда приобщился и Rolex – поставил часы и спидометр сделал, ну как без этого. В 3D-принтере сделали титановый руль для этого автомобиля.

М. Гайдар: А если бы вас позвали в команду работать?

А. Пикуленко: Я бы с удовольствием пошел. Туда вообще мечтают все. Даже гайки крутить. Проект всеанглийский, но он и интернациональный. Очень открытый проект. Любое действие освещается, все рассказывается. Любой может поучаствовать – деньгами. Ты, Маша Гайдар, можешь даже на плавнике написать свою фамилию.

Andy D Green

Энди Грин, пилот-истребитель британских ВВС

А. Орехъ: Ну, за денюжку.

А. Пикуленко: Ну, естественно.

М. Гайдар: И за немаленькую.

А. Пикуленко: За разную. Купил модельку – вложился в проект. Вот как я.

М. Гайдар: Я бы модельку тоже купила.

А. Пикуленко: Представь себе, когда включается ракетный двигатель – 12-цилиндровый, 800-сильный мотор крутит насос…

М. Гайдар: И пламя будет выходить из машины?

А. Пикуленко: Конечно. Ракетная струя, точно как в ракете «Ариан-5»

А. Орехъ: Как они придумали жидкий каучук туда?! Я его воспринимал только как сырье для подошвы…

М. Гайдар: И перекись водорода. Я ее воспринимала исключительно для того, чтобы рану обработать.

А. Пикуленко: Когда гибридно-ракетный двигатель, всегда вспоминают нашего конструктора Глушко, который занимался такими твердотопливными ракетами. Это настолько мировой проект, что там отдают должное всем. Это не только английский. Если появляется фамилия Глушко, когда рассказывают про эти двигатели, — это такое уважение к тем людям, которые прокладывали путь таким машинам! Многие говорят, зачем это нужно. Гонка за скоростью. Подумаешь – 1609 км. Это нужно. борьбы за скорость была всегда. Она идет на протяжении 115 лет. Всегда задачи сложные. И у Камиля Женатци была сложная задача, потому что пресса наша любимая писала, что на такой скорости у него разорвет легкие, что человек просто не может соображать на такой скорости.

А. Орехъ: То же самое примерно писали, когда Царско-сельскую дорогу запускали.

  Article "tagged" as:
  Categories:
Александр Пикуленко
Александр Пикуленко

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.