Сергей Асланян: Стартовал Волок. Волок-рейд, грандиозное мероприятие под девизом «Открываем Россию заново». Открывать Россию после Алексея Мочалова бросились масса других экспедиционщиков, специалистов и просто людей, так или иначе имеющих отношение к бездорожью и к России. Этот слоган теперь уже существует в огромном количестве вне географических интерпретаций других людей, идущих по подобному сценарию. Многие скопировали и тоже идет вслед за Мочаловым от Белого морю к Черному морю, разве что зигзаг у них другой.
У Алексея Мочалова обычно получается не больше 9 тысяч км. Непосредственно самого Волок-рейда. Плюс доезд. В совокупности не больше 15 тыс. км. С 20 апреля по 9 мая. Финиш всегда в Новороссийске, всегда в День победы. Алексей Мочалов относится к тем старым русским, для кого 9 мая это настоящий праздник. Это день, наполненный очень серьезным смыслом и содержанием. Сейчас они как раз рубятся от Архангельска в сторону очередной географической точки покорения и открытия через места Мехреньлага — это тот самый гулаговский, один из серьезных островов, где невероятное количество наших с вами родственников, предков и соотечественников полегло. Из этих грустных мест, открывая всю же самую Россию заново, Алексей на очень короткий промежуток вырвался на связь с нами.
Алексей Мочалов: Приветствую.
С. Асланян: Теперь добавь нам позитива, порадуй тем, как вы открываете Россию заново, потому что сводки с вашего фронта, когда с первого же дня начались серьезные преодоления — броды, разруха в технике и мужество характеров, они как-то сразу встревожили.
А. Мочалов: Порадовать пока можно только тем, что мы все южнее и южнее. Наверное скоро напряги начнут уходить вместе с потеплением в историю. Таежная зона с болотами, соответственно, уйдет в историю. В этом году у нас рекордный получился Волок. Напомню, что это экспедиция от Белого до Черного моря, которая проходит уже седьмой год подряд, каждую весну. В этом году мы забурились в потаенный таежный край, о котором очень мало известно, потому что слева и справа от него проходит достаточно неплохая дорога — с восточной стороны он граничит с трассой М-8 «Москва — Архангельск», а слева — с гораздо менее известной дорогой, которая идет черед город Онега также в Архангельск.
Это где-то 250-километровой ширины архипелаг, который был освоен именно гулаговской системой. И на 200 км по ширине и 600 в длину — это от самого Архангельска и до Вологды простираются огромные площади разработок лагерной системы. Понятно, что это был лесоповал и весь лес изрезан паутиной насыпей, оставшихся от железных дорог, причем дороги строились с широкой колеей, полноценные, не узкоколейки. А когда лагеря закрывали, а тем более когда наступил распад Советского Союза, все рельсы сдали срочно на чермет, все поселки развалились, и в этом квадрате ничего больше не осталось. Только непонятные смычки дорог, большое количество интересных артефактов — остатков лагерей. Достаточно оригинальных, нетронутых дачным строительством деревень, — дорог туда нет, новые материалы не проникают и можно увидеть избу, построенную в 19 веке еще до революции.
Уникальность заключается в том, что насквозь архипелаг ГУЛаг никто на машинах не ездил. Ни на каких. Все эти дороги — тупиковые. Для того, чтобы расконвоированные зэки не сбежали, лагеря между собой автомобильными дорогами никогда не связывались, это было запланировано. Мы передвигались по железнодорожным насыпям, с тех пор уже не осталось деревянных мостов, и основным препятствием у нас стало три очень глубоких брода. Наверное впервые за 7 лет мы не смогли форсировать самый дальний брод, который должен был нас вывести к Плесецкому полигону. А это территория космодрома, охраняемая, и это еще одна причина почему туда никто кроме охотников и рыболовов не ездит.
А вот охотники и рыболовы любят этот край за то, что туда не ездит рыбохрана. Пробраться не могут — дороги очень плохие, их практически нет. И там можно жить и заниматься промыслом как в старые древние времена, когда все, что природа тебе дала, ты мог унести. Вдоль речек стоит большое количество рыбацких избушек, причем добротных, и люди туда приезжают из Вельска, из городов вдоль М-8, из Плесецка, из Онеги… Экстремалы полные, — техника на таких дорогах разваливается быстро, никакая рыба не окупает. Расстояния большие. Когда у нас экспедиция там пропала без связи, без всего, я пытался организовать их эвакуацию, ехать не хотел никто. Владельцы грузовиков, когда представляли, что надо будет пройти 50-60 км по тайге, сразу находили себе какое-то дело.
А владельцы гусеничных вездеходов уж тем более. На такой марш-бросок они способны были, по их словам, только если уже совсем кто-то погибает. Как говорится, сами думайте, куда лезете. При том, что эта интересная точка на карте страны находится в общем-то в центре России. Мы привыкли, что лагерная область это что-то далекое. А тут вот 450 км от Москвы сворачиваете левее и попадаете в абсолютное царство Каргопольлага, созданного системой и ради системы.
С. Асланян: И связь слегка уходит.
А. Мочалов: Ну я же не стою на месте. У нас, правда и в Москве не лучше связь. В регионах тоже иногда лучше, иногда хуже. Про географию первого этапа Волока я все рассказал, теперь расскажу о машинах, из-за которых мы стали заложниками ситуации. У нас экспедиция слегка притормозилась. Мы в составе 10 машин пытаемся пробиться через этот таежный край. Японские машины типа Land Cruiser, английские типа Defender ехали неплохо, но слабым звеном у нас оказался Jeep Grand Cherokee подготовленный, который по снегу едет не так уж и хорошо.
Дорожный просвет у него маленький, и если все проскакивают нормально, он практически все время идет на брюхе. Именно эта машина достаточно сильно тормозила всю экспедицию. Вроде как одного не бросишь и в объезд не отправишь. Тащили, тащили и дотащили до такой степени, что у него начались проблемы с балансировкой колес, потом стало заканчиваться топливо, потому что никто не планировал жить три дня в лесу, а планировали за один день пройти этот участок. И когда уперлись в поднявшуюся от половодья реку и непроходимый брод, это был небольшой шок. Так то до цивилизации оставалось километров 80 и можно было бы заправиться, а в этом случае нужно было возвращаться больше 100 км назад, из них половина по снежной целине, которую мы только что сами и распахали. В этом и есть непредсказуемость весенних экспедиций.
Летом по этой дороге можно проскочить даже на «Ниве» обычной. Если повезет, если знаешь как. Потому что на картах этих дорог нет Мы эти пути миновали только в ходе разведок, общения с местными жителями, рыбаками, охотниками, и по сути сами наносили на карту. Даже если откроете космос-снимки и будете часами их разглядывать, то тупиковые усы вы увидите, а как их сложить воедино, я вас уверяю, у вас не получится.
Суть проекта именно в этом — открыть эти дороги, затерянные уголки, которые далеко не всегда у черта на рогах и очень удаленный от центральной России регион. Нет, полдня езды на машине от первопрестольной, и вы попадаете во враждебную стихию, в природу, которая совершенно не спешит вас впускать. Соответственно Grand Cherokee сперва растерял все колеса, потом у него начало заканчиваться топливо, нам пришлось возвращаться на трассу, заправлять канистры и вытаскивать Grand Cherokee.
В итоге приключение затянулось практически на трое суток. Но никто из участников не пожалел. Мы пропустили два расписанных дня экспедиции, не увидели много всего интересного, но само приключение с погружением в тайгу тронуло всех на столько, что люди, которые приехали на один этап, сейчас сидя дома, пишут мне трогательные сообщения на телефон, что жалко, что уехали, надо было бы еще остаться. Как бы ни было смешно, но эти трудности цепляют городского человека.
В городе мы привыкли к размеренному темпу, к тому, что все спрогнозировано и ты знаешь , что у тебя будет на ужин, как ты проведешь вечер, что буде завтра утром, сколько будешь стоять в пробке по пути на работу. А здесь ты не знаешь, что будет за соседним поворотом. При том, что была разведка, что я организатор, я был в этих местах и т. д. Но непредсказуемо. У нас такая замечательная страна, что с какой-либо гарантированной вероятностью доехать из пункта А в пункт Б можно только по основным магистралям, которые есть во всех атласах и навигаторах. Шаг вправо, шаг влево — все.
Наша страна, наверно, одна такая на всей планете. Я езжу по многим странам мира, ты обычно покупаешь карту и худо-бедно понимаешь, где есть дороги, где нет. У нас там — «небольшой» квадрат размером с европейское государство, совершенно не описанный в 21 веке картографами. Ну плотность населения тоже минимальная. В деревнях живут бывшие сидельцы, которым было просто некуда бежать, и они там остались. Причем далеко не все из них влачат жалкое существование.
Я, например, встретил человека, который сейчас является владельцем ресторана в городе Плесецк. У него несколько сроков за всю свою жизнь, и он просто не стал уходить, когда рухнула лагерная система, и стал продавать те рельсы, и всю систему, которая обслуживала его зону, и сколотил себе неплохой стартовый капитал. Организовал вокруг себя коммуну из таких же зэков, и они себе прекрасно живут на лесном архипелаге. Ездят на персональных автомобилях «ЗИЛ-131» с колесной формулой 6 на 6. И никого к себе не пускают. По периметру они сожгли все мосты, перекопали все дороги, к ним ведет единственная насыпная узкоколейная бывшая железная дорога. И даже на ней стоит шлагбаум, которую поставил Плесецкий космодром, чтобы никто лишний в лес не ездил.
Мы познакомились с этим дяденькой, он был совершенно не добродушен к моему визиту в тайгу, поэтому именно через этот угол леса мы решили экспедицию не проводить. Зачем лезть со своим уставом в чужой монастырь. Государство в государстве. Я общался с главой района, к которому принадлежит данное село, они не могут ничего с этим сделать. Участковые отказываются туда ездить. Они не платят налоги и вообще не в курсе что у нас происходит в стране. Живут себе автономной жизнью в центре России.
Вот так примерно и проходят наши экспедиции. Сейчас мы уже в Вологодской области, снега уже нет и в ближайшие дней шесть мы планируем дойти до Таганрога.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.