Рубрики Обзор

Эти таинственные корейские троллейбусы

Публикуя рассказы о Северной Корее, одной из наиболее таинственных стран с точки зрения автомобилестроения, издание “Грузовик Пресс” не могло обойти вниманием историю корейских троллейбусов. Этот исторический обзор мы и предлагаем вашему вниманию.

“Про­смат­ри­вая фо­то­гра­фии и ви­део­за­писи из Пхе­ньяна, сто­лицы Се­вер­ной Кореи, нельзя не за­ме­тить на ули­цах го­рода боль­шое число трол­лей­бу­сов. За по­след­ние пол­века они стали не­отъем­ле­мой ча­стью пей­зажа.

Троллейбус «Чёллима 9.11» из первой партии. Сейчас этот экземпляр, осмотренный Ким Ир Сеном, стоит в закрытой комнате

Со­ста­вить ро­до­слов­ную трол­лей­бу­сов Се­вер­ной Кореи пока не уда­лось ещё ни­кому в мире. Как и мно­гое дру­гое, эта ин­фор­ма­ция скрыта от по­сто­рон­них глаз. Остаётся только до­га­ды­ваться и стро­ить пред­по­ло­же­ния по ред­ким фо­то­гра­фиям и очер­кам ту­ри­стов, су­мев­ших в раз­ное время по­се­тить эту страну. Во время по­след­ней ра­бо­чей по­ездки в Се­вер­ную Корею мне по­счаст­ли­ви­лось уви­деть боль­шин­ство мо­де­лей пхе­ньян­ского трол­лей­буса, по­бе­се­до­вать с их со­з­да­те­лями и рас­крыть не­ко­то­рые по­дроб­но­сти раз­ви­тия мо­дель­ного ряда.

В пассажирском салоне места, где сидел вождь, огорожены стойками

Неизвестная статистика

По моей оценке, ос­но­ван­ной на раз­ви­тии марш­рут­ной сети Пхе­ньяна и дру­гих го­ро­дов страны, бор­то­вой ну­ме­ра­ции трол­лей­бу­сов, а также ма­те­ри­а­лам со­бран­ным в Пхе­ньяне, всего в Се­вер­ной Корее было по­стро­ено по­рядка 1500 трол­лей­бу­сов. Боль­шую их часть вы­пу­стил Пхе­ньян­ский трол­лей­бус­ный завод, рас­по­ло­жен­ный не­по­далёку от зна­ме­ни­той 105-этаж­ной го­сти­ницы «Рюгён» – самой вы­со­кой в стране, стро­и­тельство ко­то­рой ведётся уже более 20 лет. Се­го­дня завод вхо­дит в со­став ГУПТ – Глав­ного управ­ле­ния пас­са­жир­ского транс­порта Пхе­ньяна.

«Чёл­лима 9.11» вы­пус­кали с 1961 по 1969 г. Га­ба­рит­ные раз­меры по ку­зову – 9500х2500х2890 мм. Тя­го­вый элек­тро­дви­га­тель мощ­но­стью 60 кВт поз­во­лял разо­г­нать его до 45 км/чmore
Нельзя не отметить поразительное сходство первого корейского троллейбуса «Чёллима 9.11» с китайским «Цзиньхуа» – Jinghua BK561more

По­ста­вок новых трол­лей­бу­сов с на­чала 1990-х годов в про­вин­ци­аль­ные го­рода КНДР, ско­рее всего, не было. Вывод ос­но­ван на лич­ной ин­спек­ции парка пхе­ньян­ского трол­лей­буса, осмотра мощ­но­стей за­вода и не­про­стых бе­се­дах. Не­мно­го­чис­лен­ные трол­лей­бусы, вы­пу­щен­ные после 1995 года, ко­то­рые можно встре­тить в раз­ных го­ро­дах, по­па­дали туда уже после на­чала мас­со­вых по­ста­вок новых со­членён­ных трол­лей­бу­сов «Чёл­лима 091» (Chollima) в Пхе­ньян. Об их быв­шей сто­лич­ной при­над­леж­но­сти сви­де­тельствуют бор­то­вые но­мера, ко­то­рые даже на новом месте про­писки не ме­няют. Это и вно­сило су­мя­тицу в сбор ста­ти­стики. В за­хо­лу­стье встре­ча­ются эк­зем­пляры с трёх­знач­ными но­ме­рами и внешне пол­но­стью (марка, мо­дель, окраска) со­о­т­вет­ству­ю­щие трол­лей­бу­сам, сфо­то­гра­фи­ро­ван­ным 20 лет назад в сто­лице КНДР.

В мае 1972 г. был начат выпуск троллейбусов «Чёллима 72». В Пхеньяне работает один такой троллейбус. Габаритные размеры по кузову – 12 000х2500х3270 мм. Максимальная скорость – 45 км/ч, мощность ТЭД – 95 кВт.

Свою про­дук­цию трол­лей­бу­со­стро­и­тели Се­вер­ной Кореи за пре­делы страны не по­став­ляли. Лишь од­на­жды, в пе­риод про­ве­де­ния XIII Все­мир­ного фе­сти­валя мо­лодёжи и сту­ден­тов в Пхе­ньяне в 1989 году, МЖКХ РСФСР про­явил ин­те­рес к 12-мет­ро­вым пхе­ньян­ским трол­лей­бу­сам. Их пла­ни­ро­вали до­ра­бо­тать и за­ку­пить для даль­ней­шей экс­плу­а­та­ции в Ха­ба­ров­ске. Но КНДР тогда была без­на­дёж­ным долж­ни­ком ку­бышки СЭВ и СССР, а усло­вия кон­тракта, как обычно, пред­по­ла­гали пред­о­плату в кон­вер­ти­ру­е­мой ва­люте.

«Чёллима 9.25» стала первым сочленённым троллейбусом в КНДР и Пхеньяне. Последний такой троллейбус эксплуатируется до сих пор на маршруте. Модель выпускали с 1963 по 1969 г. Габаритные размеры по кузову – 13 500х2500х2890 мм. Максимальная скорость – 45 км/ч, мощность ТЭД – 60 кВт.

Мо­дели «Чёл­лима 70» больше дру­гих по­счаст­ли­ви­лось быть удо­сто­ен­ной вни­ма­ния Ким Ир Сена. Вождь ездил на этих трол­лей­бу­сах в раз­ных райо­нах сто­лицы во время от­крытия новых марш­ру­тов. Все эти ма­шины со­хра­ни­лись и ра­бо­тают почти на тем же участ­ках. По моим под­с­че­там, их пять. Га­ба­рит­ные раз­меры по ку­зову – 12 000х2500х2970 мм. Мак­си­маль­ная ско­рость – 45 км/ч, мощ­ность ТЭД – 95 кВт.

С 1986 по 1989 г. при­шёлся вы­пуск мо­дели «Чёл­лима 862». Се­го­дня эти ма­шины усту­пают место более со­вре­мен­ным «Чёл­лима 091».

«Чёл­лима 903» стала по­след­ней се­рий­ной мо­де­лью трол­лей­буса, вы­пуск ко­то­рой уда­лось на­ла­дить перед на­ча­лом го­лод­ных 1990-х. Мощ­ность ТЭД, как и у мо­дели «Чёл­лима 901», со­став­ляет 95 кВт. Трол­лей­бусы этой мо­дели по числу усту­пают более ста­рой мо­дели 862, но на го­род­ских марш­ру­тах их ещё много.

Опора на соб­ствен­ные силы

Пер­вые трол­лей­бусы на ко­рейском по­лу­ост­рове были по­стро­ены на Пхе­ньян­ском ав­то­ре­монт­ном за­воде. Пред­при­я­тия это было ос­но­вано ещё в 1953 г. Вп­лоть до 1969 г. на­ряду с вы­пус­ком трол­лей­бу­сов завод ре­мон­ти­ро­вал и гру­зо­вые ма­шины. Трол­лей­бусы, как и всё дру­гое в жизни Се­вер­ной Кореи, не обо­шлось без вни­ма­ния Ким Ир Сена – Ге­не­раль­ного сек­ре­таря Тру­до­вой пар­тии Кореи. Осе­нью 1961 г. он по­се­тил завод, чтобы лично озна­ко­миться с ходом стро­и­тельства пер­вой пар­тии трол­лей­бу­сов, ко­то­рым вскоре пред­сто­яло ра­бо­тать в Пхе­ньяне. Ему пред­ста­вили пять машин, для ко­то­рых вскоре на­чали со­ору­жать кон­такт­ную сеть по про­спекту Ста­лина и На­род­ной армии. Этому со­бытию по­свя­щено мо­за­ич­ное панно, до сих пор укра­ша­ю­щее двор Пхе­ньян­ского трол­лей­бус­ного за­вода.

«Чёл­лима 74» стала пер­вой мо­де­лью в исто­рии пхе­ньян­ского трол­лей­буса, на ко­то­рый было уста­нов­лено три вход­ных двери с одной створ­кой. В 2013 г. мною было за­ме­чено два таких трол­лей­буса. Га­ба­рит­ные раз­меры по ку­зову – 10 850х2500х2970 мм. Мак­си­маль­ная ско­рость – 65 км/ч.

«Чёл­лима 80». Га­ба­рит­ные раз­меры по ку­зову – 11 500х2500х2910 мм. Мак­си­маль­ная ско­рость – 45 км/ч, мощ­ность ТЭД – 95 кВт.

Со­членён­ные «Чёл­лима 84» я не встре­тил в Пхе­ньяне, но внешне они по­хожи на мо­дель 862, став­шую ос­нов­ным типом по­движ­ного со­става трол­лей­буса в конце 1980-х – на­чале 1990-х годов в Пхе­ньяне.

«Чёл­лима 901» встре­тить на улице Пхе­ньяна в пас­са­жир­ской экс­плу­а­та­ции мне не уда­лось. Од­нако в ка­че­стве слу­жеб­ного один такой об­ра­зец хра­нится на тер­ри­то­рии трол­лей­бус­ного парка № 9. Его пе­ред­няя дверь имеет длину 975 мм, сред­няя и зад­няя 1300 мм. Га­ба­рит­ные раз­меры по ку­зову 11 500х2500х3060 мм, мощ­ность ТЭД – 95 кВт. Была и мо­дель «Чёл­лима 902» с дви­га­те­лем мощ­но­стью 110 кВт.

Трол­лей­бус «Чёл­лима 951» с ку­зо­вом Ikarus 255.74 был при­ят­ной не­ожи­дан­но­стью для меня. Уве­рен, что таких трол­лей­бу­сов в мире не было ни­ко­гда, и этот пхе­ньян­ский «ди­но­завр» един­ствен­ный в мире.

Related Post

«Чёл­лима 952» с ку­зо­вом Ikarus 280Т – ухо­дя­щая на­тура в Пхе­ньяне. Их было вы­пу­щено около 25 штук, а се­го­дня со­хра­ни­лось 4.

Пер­вая мо­дель трол­лей­буса была на­звана «Чёл­лима 9.11» в честь 9 сен­тября 1948 года, когда была об­ра­зо­вана КНДР. С 1970 года все мо­дели трол­лей­бу­сов на­зы­вали со­о­т­вет­ственно году на­чала их про­из­вод­ства.

Ни­ка­ких имён кон­струк­то­ров, ини­ци­а­то­ров со­з­да­ния трол­лей­бу­сов в Пхе­ньяне узнать не уда­лось. На мои во­просы и на­стой­чи­вые просьбы рас­ска­зать как можно больше об исто­рии раз­ви­тия транс­порта, марш­рут­ной сети, сами ко­рейцы да­вали кос­но­языч­ный ответ: «…в исто­рии раз­ви­тия трол­лей­буса царит пла­мен­ная лю­бовь Ве­ли­кого вождя то­ва­рища Ким Ир Сена к на­шему на­роду»! Осталь­ные ком­мен­та­рии были из­лишни.

«Чёл­лима 961» хоть и вы­пус­кался в се­ре­дине 1990-х, но из всех сто­лич­ных трол­лей­бу­сов имеет самый угрю­мый внеш­ний вид.

«Чёл­лима 951» по­строен на базе вен­гер­ского ав­то­буса Ikarus 260. Во время ка­та­стро­фи­че­ской не­хватки топ­лива в 1990–2000-х, мно­гие ав­то­бусы было ре­шено пе­ре­де­лать в трол­лей­бусы. В 2013 г. не­сколько таких трол­лей­бу­сов ещё ра­бо­тало на ли­ниях.

По­след­ней мо­де­лью 1997 г. стала «Чёл­лима 973». Её по­стро­или на базе чеш­ского ав­то­буса Karosa 734. Не­сколько таких трол­лей­бу­сов по­пало из Пхе­ньяна в дру­гие го­рода страны, но боль­шая часть всё же оста­лась в сто­лице.

Со­членён­ный трол­лей­бус «Чёл­лима 011», ко­то­рый по­стро­или в 2002 г. по не­из­вест­ным мне при­чи­нам на­з­вали так же, как и его двух­ос­ный ана­лог. Оба трол­лей­буса ра­бо­тают на марш­руте, ко­то­рый за­кан­чи­ва­ется не­по­сред­ственно у Пхе­ньян­ского трол­лей­бус­ного за­вода.

Иголка в стоге сена

Как и на любом за­воде, здесь тоже есть не­боль­шой музей. Его можно на­з­вать на­сто­я­щей тех­ни­че­ской жем­чу­жи­ной Пхе­ньяна. Не­боль­шое зда­ние, раз­делён­ное на два по­ме­ще­ния с от­дель­ными вхо­дами, вклю­чает ком­нату с фо­то­гра­фи­ями, стан­ками и ма­ке­тами. Во вто­рой части зда­ния хра­нится пер­вый трол­лей­бус «Чёл­лима 9.11», бе­режно вос­ста­нов­лен­ный после за­вер­ше­ния экс­плу­а­та­ции на марш­ру­тах. По­пасть в музей с улицы не­воз­можно, так как он рас­по­ло­жен на за­вод­ском дворе.

Со­членён­ный «Чёл­лима 971» встре­тить в Пхе­ньяне не про­сто. Во время моего ви­зита в го­роде был за­ме­чен только один такой трол­лей­бус.

Среди боль­шин­ства двух­д­вер­ных «Чёл­лима 973» из­редка встре­ча­ются и трёх­д­вер­ные ку­зова Karosa 731.

«Чёл­лима 011», о ко­то­ром мне сложно ска­зать более, чем го­во­рит сам трол­лей­бус на фо­то­гра­фии. Про­то­тип был вы­пу­щен, как и со­членён­ный ва­ри­ант, в 2002 г. В Пхе­ньяне я за­ме­тил лишь один такой трол­лей­бус.

«Чёл­лима 091» – се­го­дня пер­спек­тив­ная мо­дель не только пхе­ньян­ского, но и всего се­ве­ро­ко­рейского трол­лей­бу­со­стро­е­ния, пока экс­плу­а­ти­ру­ется только в Пхе­ньяне.

«Чёл­лима 091 (2)» имеет ши­ро­кую пе­ред­нюю дверь и элек­трон­ную си­стему управ­ле­ния. Пока по­строен один такой трол­лей­бус.

Не­из­вест­ная мо­дель трол­лей­буса, ко­то­рая почти не по­па­да­лась мне на глаза во время про­гу­лок по Пхе­ньяну, и о ко­то­рой я так и не успел спро­сить у кол­лег из ГУПТ. Но одно из фото сви­де­тельствует о на­ли­чии бен­зо­бака, что дает ос­но­ва­ние ду­мать о его про­ис­хож­де­нии. Воз­можно, в се­ре­дине 1990-х они были пе­ре­де­ланы из ав­то­бу­сов «Мо­лодёжь сво­боды» – «Цон­г­цоньён Санью» (Changnyeongunwi).

Из­вестно, что кроме трол­лей­бу­сов за­вод­ское кон­струк­тор­ское бюро при­ни­мало уча­стие в раз­ра­ботке ав­то­бу­сов, трам­ваев, ком­му­наль­ной и спе­ци­аль­ной тех­ники для ра­боты на объек­тах транс­порт­ной ин­фра­струк­туры. Спе­ци­а­ли­сты бюро раз­ра­ба­ты­вали и целые трол­лей­бус­ные си­стемы, стро­и­тельство ко­то­рых ве­лось до на­чала 1990-х годов. Сами ко­рейцы эко­но­ми­че­ский кри­зис и пе­риод го­лода на­зы­вают «су­ро­вым мар­шем».

Ост­рый де­фи­цит неф­те­про­дук­тов под­толк­нул к раз­ви­тию элек­три­фи­ци­ро­ван­ного транс­порта. И хотя с элек­тро­энер­гией дела об­сто­яли не лучше, но именно тогда в Се­вер­ной Корее было по­стро­ено во­семь новых трол­лей­бус­ных си­стем и три трам­вай­ных. Правда, одну трам­вай­ную си­стему так и не смогли за­пу­стить.

Ин­же­нер Ким То Гюн при­ни­мал лич­ное уча­стие в раз­ра­ботке и со­з­да­нии мно­гих мо­де­лей трол­лей­бу­сов. В мо­ло­до­сти он пе­ре­ни­мал опыт в Бол­га­рии, о чём се­го­дня сви­де­тельствует кон­такт­ная сеть, вы­пол­нен­ная ме­стами по ру­мын­скому и бол­гар­скому прин­ци­пам. Было при­ятно услы­шать из уст этого че­ло­века зна­ко­мое каж­дому трол­лей­бус­нику нашей страны слово «ЗИУ» – его То Гюн про­из­нес по-рус­ски!

Пер­спек­тивы

Го­во­рить о каком-либо тех­ни­че­ском пе­ре­во­ору­же­нии за­вода, увы, не при­хо­дится. Со­з­да­ние со­членён­ной мо­дели трол­лей­буса с элек­трон­ной си­сте­мой управ­ле­ния заста­вило пхе­ньян­цев уве­ли­чить долю им­порт­ного обо­ру­до­ва­ния, ко­то­рое при­об­ре­тают в со­сед­нем Китае. Ско­рее всего, в бу­ду­щем соб­ствен­ными си­лами завод будет де­лать лишь кузов.

Сей­час самый ста­рый трол­лей­бус­ный завод страны делит тер­ри­то­рию с самым ста­рым трол­лей­бус­ным пар­ком сто­лицы…”.

Источник: “Грузовик Пресс”.
Фото: Константин Климов и Пхеньянский троллейбусный завод.
AMSRUS

C 2014 года amsrus.ru

Share
Автор

Недавнее:

2024 год станет годом перехода для Audi

Audi: непростой первый квартал 2024 года Read More

18 часов назад

Tesla vs Tesla

Американский автопроизводитель подал в суд на индийского тезку Read More

20 часов назад

Bentley изобрела симулятор вождения

Bentley Motors представила новый компактный симулятор вождения для разработки автомобилей, который значительно сократит необходимость в… Read More

21 час назад

Успешные испытания Chery Tiggo 9 PHEV и Chery Arrizo 8 PHEV

Chery организовала публичные испытания Tiggo 9 PHEV и Arrizo 8 PHEV Read More

23 часа назад

Новые версии Foton Toano и Tunland G7

Новые версии Foton Toano и Tunland G7 представлены на выставке «Нефтегаз – 2024» Read More

24 часа назад

Jaecoo: Революция в автомобильной индустрии с гибридными кроссоверами и глобальным экспансионизмом

На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More

5 дней назад