Маркетинг в нашей стране превратился в лженауку не сразу. Первое время он был осмысленным, разумным и академичным. Занимался им ВЦИОМ. Созданный в 1987 году, имея в названии слово Всесоюзный, ВЦИОМ брался не только за изучение общественного мнения, но и за изучение рынка, т.е. за маркетинг. Если сегодня спросить у студента определение «маркетинга», он сделает неправильное ударение на первом слоге и запутается в формулировках, изобилие и неоднозначность которых отменно иллюстрируют нынешнюю деградацию изучения рынка до состояния лженауки.
В 1989 году ВЦИОМ с присущим ему фундаментальным подходом взялся за сокровенное – провел опрос по проблеме автомобилизации. Во все времена, включая смуту того периода, нашему человеку сильнее всего мечталось о своей машине. Даже видеомагнитофон отходил на второй план. А компьютера тогда еще не было. Он казался узкоспециализированным прибором, не нашедшим места в обывательской среде.
Машину хотелось для статуса и для свободы. Автомобиль окрылял и возвеличивал. Он позволял сорваться с места и просто-напросто уехать вдаль, избежав мучительной смерти в кассе вокзала за плацкартным билетом.
И хотя население обожало ВЦИОМ и мечтало высказаться по любому поводу, откровенничать с интервьюером не позволяла привычка к осмотрительности. Поэтому однородного желания купить машину не получилось. К тому же, свободного рынка еще не было, и автомобили приобретались по распределению через профсоюзные очереди предприятий. Чтобы купить машину в 1989 году, на нее надо было записаться лет за семь до этого, получив одобрение «треугольника» – начальника, парторга и профорга.
И вот ВЦИОМ, утративший всесоюзность, репутацию и доверие, но не методики, подход и профессионализм, повторил опрос и сопоставил картину советской автомобильной мечты 1989 года с реальностью 2015 года.
Самое показательное изменение за эти годы произошло в мотивации. В конце прошлого века 68% советских людей мечтали купить машину, чтобы поехать на ней отдыхать – в выходные или летом в отпуск. Сейчас ради этого иметь машину готовы лишь 33% населения. Одна из причин в том, что в СССР ездили по стране, и максимальной точкой приключений считался Крым, а сейчас еще принято грезить отдыхом за границей, куда совсем недавно было проще добираться на самолете.
В 1989 году заметно выделялась еще одна причина для владения машиной – добывание продуктов. 42% населения считало автомобиль важным помощником в борьбе за еду.
Сейчас, когда магазин опять вернулся во двор и пока не перестал источать изобилие, машина для поездки за провиантом нужна 32%.
Примечательно, что на излете советской эпохи, когда дачу строили своими руками и таскали доски на горбу, покупка автомобиля для помощи на участке была необходима 29% респондентов. А в наши дни, когда дачу строят гастарбайтеры, машина для этой цели интересна лишь 11%.
Кстати, в советское время покупать машину, чтобы ездить на работу, хотелось 21% населения страны. А сейчас это стало необходимо 33%. Дело в том, что за эти десятилетия народ стал всерьез озабочен заработком и готов ездить на работу в другой город, область, страну… Прежде подобное считалось дикостью и выходило за рамки приличия. Люди предпочитали работать возле дома…
Реальных пижонов, обосновывающих покупку велением времени, стандартами жизни и прочей пафосной ерундой, тоже стало больше. В конце советского периода ВЦИОМ обнаружил таких всего 17%, а сейчас 31%.
Но кроме жаждущих машину, удалось найти и противников покупки. По самой уважительной причине – отсутствия денег – об автомобиле в 1989 году не мечтали 39% респондентов. Удивительно, но с тех пор цифра не колыхнулась. В 2015 году на машину нет денег у 39% населения. Но сильнее всего в советскую эпоху людей сдерживали затраты на содержание. В этом призналось 70%. Сейчас от цены владения вздрагивает 64%.
Опрос ВЦИОМ, да еще с ретроспективой 26 лет – блестящий пример маркетинга, то есть профессионального изучения рынка. Современные представители нынешней лженауки подобную простоту маркетинга не одобряют.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Комментарии
Только цифра 16 в заголовке перепутана с 26 :)
Сомнительные результаты опроса. Особенно учитывая пробки и платную парковку в центре люди наоборот отказываются от поездок на работу на машине.
Интересная тема и подана хорошо.
регклярно возникают мысли на тему "жизни без машины". основной посыл - дижения властей, которые норовят всё больше и больше народа отказаться от личного транспорты.
основной довод "ну ведь раньше как-то жили без машины и ничего". рожали детей, ездили в отпуск и прочее.
и даже на дачу ездили.
но почему-то всенда вывод одн - с машной удобнее, как ни крути.
в столицах основная причина в том, что общественный транспорт за время дмократии стал менее пригоден для жизни из-за перегруженности.а часть его вообще утрачена.
конечно, в него можно сунуться с вещами, а маленьким ребенком в коляске, с какими-нить досками для дачи. но это неудобно, а в некоторые часы и невозможно.
за городом и в регионах полно мест до которых без мащины не добраться. общественный транспорт упразднён, в т.ч. и едомственные автобусы, развозившие дачников отдалённым от Ж/Д станций дачам.
даже если на работу ездить не "с окраин в центр", а например, в соседний округ - на машине поездка занимает пол-часа, а на общественном транспорте с несколькими пересадками 1.5 часа и больше.
хотя, относительно необремененному человеку, которому не надо никуда ездить кроме как дом-работа и не надо никого возить, можно обойтиь и без машины.