Рубрики Обсуждение

США: Особенности автомобильной культуры

Я написал первую статью про культуру вождения в США спустя всего месяц пребывания в штате Флорида. Я провел еще три месяца в США и успел вернуться на Родину. Теперь мне есть, что добавить…

Российский автолюбитель, оказавшись за границей в нормальной развитой стране, замечал, что можно ездить по-другому: без хамства и агрессии, соблюдая скорость и в целом руководствуясь правилами дорожного движения. Визит в страну третьего мира, где водят даже хуже нашего, вызывает приступ гнева и недоумения. Хотя, в глубине души мы понимаем, что ушли от «экзотических» стран не сильно далеко. В каждой стране «культурная среда» формировалась на стыке законов и менталитета.

Без розовых очков

Мой первый взгляд на культуру вождения в США был частично идеалистическим, как и ощущения советского человека от первой поездки на иномарке. Тогда казалось, что они идеальные, не ломаются и сделаны на века. То ли мне сильно везло в первый месяц, то ли эффект «розовых очков» сыграл свою роль, но спустя еще три месяца, я стал замечать недостатки. Некоторых из них меня сильно удивили.

Все едут со скоростью потока и совершают минимум перестроений

Начнем с того, что американцы жуткие формалисты. Это и хорошо, и плохо. Обратившись за услугой или получением какой-либо бумаги, будьте уверены, что вы получите ее точно в срок. Ни больше ни меньше. Иногда это может раздражать, т.к. никто палец о палец не ударит, чтобы сделать быстрее. Процесс превыше всего. А главное – никто не привык напрягаться. Работа есть работа. Они ее делают, но чтобы порвать пятую точку на британский флаг — это не к ним.

Если вы едете в среднем ряду пятиполосной дороги, и вам нужно перестроиться в правый ряд, то 9 из 10 водителей вас не пропустят. Причина проста – он едет в своей полосе и никуда не перестраивается, а значит все остальное ваши проблемы.

Попытка «по-нашему» резко вклиниться будет сопровождаться возмущенным сигналом клаксона, а то и аварией, т.к. не исключено, что соседняя машина едет на круиз-контроле. Они просто не готовы к таким резким маневрам. Так что перестраивайтесь заранее. С одной стороны, это можно понять. Правила гласят, что уступить должен тот, кто совершает перестроение. С другой – как-то не «по-человечески».

В Америке работает много того, что точно не сработало бы в России. Например, знак «стоп» для всех дорог на перекрестке. Правила говорят примерно следующее: «При подъезде к перекрестку, где установлен знак «stop all way», необходимо остановиться. Продолжить движение первым должен тот, кто первым подъехал к перекрестку». Вроде бы все понятно, но сразу начинаешь представлять себе такую ситуацию в России. У нас бы первым поехал тот, у кого машина круче, а в идеале ему и останавливаться бы не пришлось. Американцы в этом смысле, сама вежливость. Они скорее проедут последними, только бы не спровоцировать аварию. Многие наши соотечественники этим пользуются.

С чем у «янки» совсем беда, так это с ездой задним ходом и различными нестандартными маневрами. Мне часто приходилось видеть, как при повороте или развороте, люди наезжают задними колесами на бордюр. Понимания, что задние колеса едут по несколько другой траектории, напрочь нет. Даже многолетний опыт вождения, не прививает такого навыка. Езда задним ходом воспринимается, как вынужденный и нежелательный маневр. Паркуются американцы почти всегда строго «носом вперед», но выезжать приходится задом. Вот тут и возникает этот неловкий момент. Места на парковке много, но все равно едут они медленно, почти никуда не смотрят и надеются на “авось”. Ну а если мелкая авария, так и черт в ней. Машину либо починят по страховке, либо буду ездить дальше так.

Потребительское отношения американце к автомобилям меня по-хорошему удивляет. С одной стороны, машина для Америки это «их все», как для нас водка. Инфраструктура обычного небольшого города спроектирована так, что без автомобиля никак. На машине ездят в магазины, возят грузы, детей в школу, в них занимаются сексом, в них едят, красятся и переодеваются. Но при этом, для большинства владельцев машина – это всего лишь машина. Как телевизор или мобильный телефон. Отношение к ним сугубо прагматичное. Нет фетиша, любования и отношения лучше, чем к жене. На машинах просто ездят! Но в этом есть и свои минусы. В России, особенно регионах с типичным холодным климатом, машина скорее сгниет, чем полностью развалится.

В Америке машины служат долго, но проблема в том, что никто не хочет их обслуживать. Встречаются экземпляры, которые скрипят, дымят, кузов мятый, а салон производит впечатление, что его разорвала стая диких обезьян. И на этом люди ездят! Машиной считается все, что способно передвигаться.

 

Лизинг

В Америке очень распространен такой финансовый инструмент, как лизинг. В России лизингом пользуются только корпоративные клиенты, поэтому большинство физических лиц не совсем представляют себе, что это такое. Многие путают лизинг с кредитом. Они действительно похожи, если цель – выкупить машину, но этого можно и не делать.

Премиальную машину можете себе позвонить почти любой работающий американец. Важно свести концы с концами.

Лизинг – это аренда с правом выкупа. Допустим, вы имеете устойчивый доход, который позволяет снимать жилье, покупать продукты, ходить в рестораны и еще немного остается. Даже при среднем заработке, можно позволить себе приличную машину, такую как Mercedes-Benz C-класса, BMW 3-серии или Lexus IS. Для этого достаточно заплатить первый взнос в районе 3000 долларов и платить в месяц в районе 250$. Контракт обычно заключается на 36 месяцев (3 года).

По истечении срока договора можно выкупить машину по остаточной стоимости, но можно этого не делать! Это не только удобно, но и выгодно, потому что потеря стоимости нового автомобили близка или даже превышает стоимость аренды (лизинга). У владельца не болит голова, как продать эту машину или как ее обслуживать в пост-гарантийный период. Лизинг выгоден и плане налогообложения, т.к. считается расходом. Если клиент лишается дохода, то машину у него просто забирают.

После завершения срока контракта, можно взять новую машину. К тому моменту кредитная история уже будет «прокачана», так что первый взнос уменьшится и в месяц платить придется меньше. Очень удобный инструмент.

Россияне привыкли иметь собственность, хотя все в нашей жизни временно. Допустим, вы купили машину за 1.5 миллиона рублей, а спустя 3 года продали ее за 800 тысяч. Вы владели машиной 36 месяцев заплатили за это 700 тысяч рублей.

Не думали, что можно платить 20 тысяч рублей в месяц без головной боли и суеты за то же самое?

 

Очевидное невероятное

Останавливаться на перекрестке очень дорого

Не так давно в России провели эксперимент по разрешению поворота направо под красный сигнал светофора. Казалось бы, во многих странах работает, а у нас почему-то бояться вводить такое правило. Значит сомневаются! В США поворот на красный свет разрешен почти везде за редким исключением. Во-первых, люди реально уступают основному потоку. А во-вторых, часто проезжая часть спроектирована таким образом, что крайне правая полоса имеет полосу разгона и своим поворотом под красный водитель просто никому не мешает. С одной стороны перекрестка правая полоса заканчивается тупиком, а с другой стороны полосой разгона. Всем удобно и нет шансов на аварию.

Мне бросилось в глаза соблюдение двух вполне разумных правил: не блокируй перекресток и не останавливайся на железнодорожных путях. В штате, где я провел 4 месяца, люди почти никогда не выезжают на перекресток, если не уверены, что смогут его проехать.

Related Post

Конечно, бывали исключения, но не часто. Это реально работает и это очень удобно. Особенно, когда пробка. Не возникает этой тупой ситуации, когда все едут на красный, потому что уже отстояли своё на свой зеленый.

Проезд железнодорожных путей происходит и вовсе по невероятному для России алгоритму. Начнем с того, что переезд не оборудован заградительными барьерами и рядом не стоит будка с бабушкой-вахтером. Есть только светофор, шлагбаум и знак «не останавливаться на путях». Риск в том, что, если вдруг остановишься на путях и, по злому стечению обстоятельств, дождешься приближения поезда, то машина будет заблокирована между шлагбаумами. Рисковать никто не хочет. Правда, поезду приходится истошно гудеть на всем протяжении маршрута через населенные районы.

 

Без ошейника

Наивно верить в то, что все будут ездить по правилам, даже если будут точно уверены, что им не грозит наказание. Мне довелось пожить в тихом, зеленом районе, где в центре огромное гольф-поле, а вокруг него большая беговая дорожка, вдоль которой идет кольцевая дорога. На ней почти нет камер, но куча знаков о том, что нужно уступать пешеходам, соблюдать скоростной режим и вообще вести себя культурно.

Ночью я иногда слышал такие звуки, которые может издать только автомобиль, мчащийся со скоростью выше 150. Конечно, не пойман – не вор. Однажды при переходе пешеходного перехода, мне пришлось убегать от Mercedes-Benz ML, который ехал со скоростью около 120 км/ в час. В итоге завидев меня, он ударил по тормозам, сбил знак «уступи пешеходу» и, отчаянно тормозя, остановился в районе следующего перекрестка. Сам он перепугался не меньше моего, но мне от этого не легче. Лихачи встречаются регулярно.

Не забываем, что США – страна иммигрантов и каждый из них привозит с собой старые привычки, старательно маскируясь под «приличного» большую часть времени.

Скоростной режим на хайвэях — это отдельная песня. Мера приличия зависит от ситуации и времени суток. Ближе к ночи «гонщиков» становится больше. По началу мне казалось, что все превышают в рамках 10%. Например, разрешено ехать 55 миль в час, а я еду 70. Уже в принципе многовато, но не тут-то было. Многие едут 80. Приходилось смещаться правее и спокойно ехать 70. Однако, полицейские берутся откуда не возьмись и нагоняют особо рьяных. Так что рамки тоже есть, но они заметно шире, чем я думал.

 

Безопасность как привычка

Тотальное стремление американцев обезопасить свою жизнь по началу кажется чрезмерным. Например, в определенные часы, дороги вблизи школ переходят на специальный скоростной режим. Все послушно сбрасывают скорость с 35-45 миль в час до положенных 15-ти и плетутся до следующего знака.

Школьные автобусы оборудованы отдельными сигналами и выдвигающимися знаками. В том момент, когда школьный автобус останавливается, то по правилам должны остановиться все автомобили. Я был крайне удивлен, когда при подготовке к сдаче экзамена на знание правил дорожного движения, узнал, что остановиться должны даже те автомобили, которые едут по противоположной стороне дороги. Кто-то скажет, что это перебор, но задумайтесь на секунду о своем ребенке и у вас отпадут все сомнения относительно полезности таких мер.

Велосипедисты в 90% случаев надевают шлем. В России только профессиональные спортсмены защищают голову, а ведь такое требование было бы не лишним для всех. Падение с велосипеда на высокой скорости может и не приведет к летальном исходу, но уж точно может закончиться сотрясением мозга и другим серьезным травмами. Световозвращающие жилеты носят все: сотрудники школы, работники супермаркетов, дорожные рабочие и все, кто можешь даже теоретически попасть под машину.

Во время проведения строительных работ, в нескольких десятках метров обычно стоит полицейская машина и выставлены конусы. У нас бы народ сразу начал ворчать, что полиции нечем больше заняться. С другой стороны жизни рабочих и жизни автомобилистов не менее важны, чем защита граждан от преступников. Успевать они должны все.

 

Помоги себе сам

В США практикуются такие правила, которые в России точно не стали бы работать. Например, большинство многоквартирных домов имеют собственную неогороженную территорию, где могут парковаться только жители дома и гости. Разрешение на парковку можно оформить в управляющей компании, которая эксплуатирует дом. Доказательством того, что ты «свой» является наклейка. Клеится она снаружи! Нетрудно предположить, что было бы с этими наклейками в России. Их бы уже давно переклеили или наладили выпуск «пиратских» наклеек. Тоже самое с разрешение на эксплуатацию автомобиля. Она также наклеивается на номер в специальное место. И все это работает! А все потому, что управляющая компания знает номера зарегистрированных машин и может дать команду на эвакуацию машины. А это минус пара сотен долларов в день из кармана владельца.

В кварталах, застроенных обычными одноэтажными домами могут парковаться тоже только резиденты. Особенно остро проблема стоит там, где такие дома находятся в центре крупных городов. Например, в частном секторе может находиться ресторан, который привлекает в район много гостей. Парковаться вдоль улицы напротив частного дома слишком большой риск. Владелец обязательно позвонит в компанию, которая с удовольствием эвакуирует ваш автомобиль. Заплатить придется примерно 200-300 долларов. Работает это потому, что эвакуаторы частные и живут за счет штрафов. Городу нет необходимости пытаться объять необъятное, а владельцам земли очень удобно – один звонок и проблема решена.

У любого супермаркета есть места для инвалидов, которые располагаются ближе всего к входу и имеют большой запас пространства по бокам от автомобиля (для коляски, например). Подтверждением права на парковку являются специальные номера, но чаще всего это свидетельство об инвалидности, которое вешается на зеркало заднего вида так, чтобы его было видно снаружи. И это работает! Места почти всегда частично свободны и никому не приходит в голову на них парковаться. Цена нарушения – несколько сотен долларов.

Многие россияне приучены считать американцев тупыми. На этот стереотип долго работал маэстро Михаил Задорнов, да и все остальные его поддержали. Приятно же чувствовать свое превосходство.

В Америке действительно можно найти немало доказательств тому, что делается все для дураков. Так, например, для упрощения жизни автомобилистов, многие знаки обозначены словами.

Знаки рисовали для тупых. Главное – уметь читать!

Легко можно встретить знаки типа «поворот направо на красный только из правой полосы» или «остановиться на красный здесь» и даже всем известный «кирпич» сопровождается словом STOP. Кто-то может сказать, что это проявление тупости, но американцы скажут, что они упрощают себе жизнь. Действительно, зачем окружать себя кучей непонятных символов, если можно просто написать!

В заключении хочу сказать, что не считаю США примером для подражания. Любая страна, которая населена людьми, неидеальна. Разница между нашими в том, что американское общество старается жить по законам, а мы живем по понятиям. В России легко можно встретить тотальное несоблюдение правил и одновременно человечное и доброе отношение людей друг к другу в сложной ситуации. А бывает и наоборот, когда люди, которые точно неправы, нападают на активистов движения «СтопХам» с кулаками. В Америке все иначе. Здесь редко можно встретить агрессию на дороге, но их формализм и бездушное отношение часто вызывают недоумение.

В который раз я призываю подумать над тем, как мы себя ведем. Ведь многое из того, что происходит на наших дорогах, по-настоящему дико и нецивилизованно. Представьте, что каждый день за рулем, вы показываете пример своим детям. Может тогда что-то изменится…

Алексей Дмитриев

Редактор AMSRUS.ru

Комментарии

  • Узнавал про наш лизинг. Не вижу смысла. Если вы возьмете в лизинг автомобиль за 1,5 млн, то за 3 года вы заплатите эти 1,5 млн., а не 700 тыс. и машина не будет вам принадлежать.

    • Ну почему же, тот же Форд даёт 14% годовых на 3 года, что очень не много, плюс в договоре указывается минимальная стоимость выкупа по истечении этих 3х лет, по которой он обязуется выкупить у вас машину. А вы уже можете выбирать, просто отдать её, использовать как первый взнос на новую или просто ездить дальше. При том продать машину дилеру можно и до завершения кредита, а погасить из выплаченной суммы.

      • Виноват, не разобрался, Вы были правы. У того же Форда получается грабёж средь бела дня. Вы платите первый взнос и вам дают льготную ставку (потому и 14%, на самом деле те же 20 за минусом выкупаемой стоимости). По окончанию срока кредита получается что вы ещё должны за машину ровно столько, сколько она теперь стоит. И если сдать её Форду, то получается вы просто заплатили первый взнос и три года платили кредит за право покататься на этой машине. При том у дилера остаётся машина, у банка процент, а у вас... наверное хорошие воспоминания. Феерично :(

  • Россияне привыкли иметь собственность, хотя все в нашей жизни временно. Допустим, вы купили машину за 1.5 миллиона рублей, а спустя 3 года продали ее за 800 тысяч. Вы владели машиной 36 месяцев заплатили за это 700 тысяч рублей.
    Не думали, что можно платить 20 тысяч рублей в месяц без головной боли и суеты за тоже самое?

    Смысл лайфхака неумолимо ускользает...

    • 20 тыс в месяц это и есть 720 тыс за три года. Т.е. стоимость аренды равна потере стоимости и 1.5 млн "морозить" платить не надо

    • Ну просветите, сделайте милость... Желательно, что бы цифры были из предложенного кейса...

  • Да, многие в штатах так и делают - наемная машина, съемная квартира. У русских есть понятие малой родины - где-то должен быть дом, гнездо и, именно, свое.) А с авто согласен - нет никакого резона при среднем достатке иметь личное авто. В такой ситуации еще лучше решение - Каршеринг автомобилей, который успешно развивается по всему миру.

  • Вот наши люди все в этом: - "Чувак, плевать на то что ты провел анализ и показпл нам черное и белое, ты сам безграмотен! "
    Под каждым словом автора подписываюсь, могу еще добавить что система нумерации тех самых хай-веев тоже пошла из США и что в этом плане там тоже все очень организовано, и что даже если ты не умеешь читать, или не умеешь быстро читать по английски, то цифры - ты уж точно поймешь!
    Да, они не самые "крутые" но они такие же люди как мы и нам есть чему у них поучиться!;)

  • я показываю хороший пример! и давайте жить дружно!

  • Об авторе многое говорит его самоидентификация "для НАС все водка".

    • Последний раз пил водку полгода назад.

      • Да я собственно об избитости штампов. Которые бы еще сгодились для сельского блоггера.

        • Так я может и есть сельский блогер. Ничего плохого в этом не вижу :)

  • И вообще представление товарища о русских и России выглядит даже несколько более иностранным, чем о США.

  • Анализ верный.Плевать на ошибки.Сам был много раз в штатах и могу подписаться под каждым его словом.Поучиться у них есть чему.Я замечал другое,что даже,когда,самый заядлый правонарушитель,пересекает границу Финляндии,то по территории наших соседей он ездит соблюдая ВСЕ правила и соблюдая скоростной режим в первую очередь.Причем,даже если ты на ООЧЕНЬ крутой(по нашим меркам) "тачиле".Просто нашим соседям-"финикам",грубо говоря срать на чем ты ездишь.У них нет этого "кастинга на крутость" как у нас.И владельцы крутых "тачил" это прекрасно знают.Знают,что есть закон,перед которым все равны и,который элементарно надо соблюдать.Но всё меняется в одночасье,когда мы пересекаем границу и оказываемся снова на нашей земле,где,почему-то,мы не едем спокойно,а всё время пытаемся кому-то что-то доказать.Я,честно говоря,поездив по миру и побывав в разных странах,АКТИВНО борюсь со своей привычкой хамства и,так же,в последнее время,пытаюсь другим спокойно,без кулаков объяснять,что есть правила и их надо соблюдать.

Share

Недавнее:

Hongqi представляет свой специальный проект «Шелковый путь» на выставке «Солнечный сад» в ММОМА

Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More

11 часов назад

Exlantix ES дебютировал на Пекинском автосалоне

Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More

1 день назад

Exeed представляет новый кроссовер TXL

Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More

3 дня назад

Робот Mornine: от консультанта до повара

Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More

3 дня назад

Faw/Bestune предлагает уникальные условия на покупку Bestune B70

Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More

4 дня назад