Рубрики Эфир

Горбатый, Козлик, Копейка, Зубило, Сорока и другие народные автомобили

Алексей Нарышкин: Доброе утро, Сан Саныч. С праздником вас. Ваше обращение с Новым годом. Все уважаемые президенты уже выступили.

Александр Пикуленко: Осталось только мне? Да, я хочу обратиться к народу. Как-то так сложилось, что этот 2015 год – год автомобиля. Это год козла, а Козёл – это наш автомобиль. Существует официальная заводская марка, существует официальное заводское название, но когда автомобиль пришёл к людям, иногда он получает прозвище. А получить прозвище и стать героем народных анекдотов – это самая высшая награда, я считаю. Высшее признание.

Алексей Соломин: Например, Горбатый.

А. Пикуленко: Пожалуйста, а почему нет. Горбатый, Захар, Колун, Козлик, Бобик, Буханка, Санитарка.

А. Нарышкин: А Козликом что называют?

А. Пикуленко: Да, давай всё-таки начнём с Козлика, раз год такой. Козлик в девичестве, точнее в период рождения вообще назывался Тружеником. Вообще-то, началось это гораздо раньше. Началось это с ГАЗ-69, потому что до этого у нас первый вездеходик – ГАЗ-64, ГАЗ-67 – назывался Иван-Виллис, поскольку переплетался с теми Willys, которые попадали к нам по ленд-лизу. Джипы были Ford, Willys. Козликами их как-то не называли. Появился ГАЗ-69. Машина, действительно умеющая неплохо ездить по бездорожью, как оказалось.

Уже к тому времени великая школа Грачёва на Горьковском заводе, конечно, дошла до совершенства. Этот автомобиль делался для военных, а вся продукция, которая делается для военных, называется странными именами. Василёк – казалось бы, нежное имя. А оказывается, это какое-то смертоубийственное орудие военных. Так и этот – его назвали Труженик. Потом, когда ГАЗ-69 передали в Ульяновск, он стал УАЗ-69, и, пойдя в народ, он стал «Козликом».

А. Нарышкин: А кто его козлом-то назвал?

А. Пикуленко: Водители его назвали.

А. Нарышкин: То есть это народное? А то мало ли, может, какой-то директор завода увидел, как сошло с конвейера, и назвал.

А. Пикуленко: Нет-нет, чисто народное. Это отражает какие-то внутренние чаяния, течения. У нас была Копейка, ВАЗ-2101.

А. Соломин: Вы знаете, я их встречаю до сих пор на улице.

А. Пикуленко: А почему нет. Стоят Жигули Копейка.

А. Нарышкин: Просто мне кажется, что «Козёл» – это как-то уничижительно.

А. Соломин: Мне кажется, что прозвище дали не владельцы этих автомобилей, а владельцы других автомобилей про владельцев этих автомобилей.

А. Пикуленко: Скорее всего, это прозвище дали не владельцы этих автомобилей, а те, кто там ездил на заднем сиденье. Там встряхивает и убалтывает.

А. Соломин: А кто-то любит болтанку.

А. Пикуленко: Ты не забывай, что вы не застали это поколение настоящих Козликов. Потому что сейчас всё-таки УАЗ Патриот далеко ушёл от первоначального.

Кстати, народные названия автомобилей отражали время. Называли Копейка – это всё-таки ласково. Горбатый – немножко посмеяться. А ведь в девяностых Шестёрка, ВАЗ-2106, стала называться каким-то приблатнённым именем Шоха. То есть названия очень чётко отзываются на временные рамки.

Кстати, название Горбатый совершенно для меня неожиданное. Для меня всегда Горбатый – это ЗАЗ-965. Но прошло какое-то время, молодёжь забыла, что такое ЗАЗ-965 и когда появился четырёхдверное купе Mercedes, его назвали «Горбатым». У него такой силуэт. Представляете, как всё возвращается.

Related Post

А. Соломин: SQK нам пишет из Омской области: У него рессоры жёсткие, он прыгает, поэтому и козёл.

А. Пикуленко: Естественно. Зубило и Таблетка. ВАЗ-2108 – народное прозвище «Зубило». А если мы возьмём имена и прозвища, то УАЗ капотной компоновки, семейство 450-452, родившееся в 1958 году. Первый макетный образец, который появился, был чёрно-белого цвета, очень стильный. Его прозвали «Сорока». Потом когда эти машины пошли, они были в разных ипостасях – санитарных, фургончики, даже микроавтобусы были. Народ стал называть их замечательными именами. Самое прижившееся до наших дней – «Буханка». «Санитарка» и «Таблетка» – это понятно, модификации Скорой помощи. Кстати, эти Таблетки до сих пор работают в российской глубинке, поскольку по проходимости замены пока нет. Правда, рождается новый автомобиль, название которого с самого начало взяло в себя прозвище. Конструктор Гинзбург делает Ё-буханку. Это развитие идеи Ё-мобиля.

А. Нарышкин: Павел из Свердловской области спрашивает, какую машину называли «Нюськой». Такое было?

А. Пикуленко: Да. Это была польская машина Nysa (Ныса), названная в честь реки. Её называли Нюся. Это был микроавтобус. И довольно-таки много их поставлялось в Советский союз, потому что мы в своё время продали полякам лицензию на производство автомобиля Победа. Они её назвали Варшава и долго выпускали на заводе в Варшаве. А на базе этой машины они делали разные модификации, в том числе и Nysa, которая поступала к нам. Я тут как-то, будучи в поездке в Армении, с удивлением увидел Нысу, двигающуюся по дороге.

А вот названия НАМИ отличались тем, что у них кроме своих номеров – например, НАМИ-058, – были очень интересные названия. Была машина с кличкой Фиттерманово корыто.

Это великого конструктора Фиттермана попросили сделать для военных транспортёр переднего края. Это очень низкая машина, которая мало того, что полноприводная, умела хорошо ездить, но она ещё и умела плавать.

И водитель мог на поле боя ползти рядом с машиной и управлять ей со стороны. Но плохи были бы наши конструкторы, если бы под это дело не сделали ещё и народнохозяйственный автомобиль. Сначала этот автомобиль назвали «Огонёк», потом его назвали по велению времени – это были пятидесятые годы – «Целина».

А. Нарышкин: Только российские, советские водители отличаются такой изобретательностью или, может быть, вы знаете что-то про то, как разные машины обзывают за рубежом?

А. Пикуленко:

В Америке испокон веку машины имели прозвища. Я просто один пример приведу, чтобы не углубляться в проклятое буржуинство. Это Жестянка Лиззи.

Как у нас наши Буханка и Таблетка имеют массу названий, так и Ford T – кстати, тоже один из первых автомобилей, – имел тоже массу названий. То же самое – народное творчество.

Самое интересное, что по всей стране были автозаводы. А на каждом автозаводе существовал внутризаводской транспорт. Так вот, независимо от того, какой завод – Московский, Горьковский, Уральский – весь внутризаводской транспорт назывался Бобики.

А. Нарышкин: Такси же называют Бобиками? Сохранилось это название.

А. Пикуленко: Это были, как правило, развозные машинки. Они назывались Бобики.

А. Нарышкин: Фархат из Оренбурга напоминает, что в девяностые BMW называли Боевой Машиной Вора. А кстати, про иномарки. BMW – Боевая Машина Вора, Mercedes – Мерин.

А. Пикуленко: Да, Мерин – народное название. Опять же, обратите внимание, это всё именно из девяностых, какая-то тюремная культура, гопота. В нашей стране тюремная культура, наверное, занимает большую часть общей субкультуры. Я понимаю, что название Запорожца – Горбатый – это всё-таки ласково, это с любовью. А эта вылезшая пена, все эти Мерины, это уже немножко другая культура. Это почувствовавшая себя хозяевами жизни выползшая грязь. Хотя я не всегда бываю прав, потому что для меня татуировки – это тоже часть криминальной культуры, а для современных людей они уже являются чем-то естественным.

А. Соломин: Не успеет уже Сан Саныч прокомментировать, тогда просто для слушателей. Сергей из Саратова пишет, что у Москвич-2141 было прозвище «Калека».

А. Пикуленко: Да. Дело в том, что завод сменил название Москвича на Алеко, Автозавод ленинского комсомола, и перестановкой букв, наклеенных на задней двери, машина делалась Калекой. Машина действительно была ужасного качества. Завод деградировал к этому времени.

А. Соломин: От перестановки мест слагаемых сумма не поменялась. Спасибо большое.

Комментарии

  • супер! особенно то что мотор.мог.сдернуть.сам на корточках.

  • Только не "шоха", а "шаха" (самая сильная игральная карта).

Share

Недавнее:

Exlantix ES дебютировал на Пекинском автосалоне

Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More

14 часов назад

Начало приема предварительных заказов на дизельную модификацию BAIC BJ40

Дизельная версия рамного внедорожника Read More

17 часов назад

Exeed представляет новый кроссовер TXL

Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More

2 дня назад

Робот Mornine: от консультанта до повара

Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More

3 дня назад

Faw/Bestune предлагает уникальные условия на покупку Bestune B70

Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More

3 дня назад

Встреча культурных путей: Hongqi и ММОМА представляют выставку «Шелковый путь»

«Шелковый путь» исследует взаимосвязь между временем и ценностями древней китайской философии, а также художественно интерпретирует… Read More

4 дня назад