Фердинанд – человек-легенда. История Porsche

Фердинанд – человек-легенда. История Porsche
14 декабря 14:01 2018

Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в маленьком городке Мафферсдорф (ныне Вратиславице, Чехия) в семье судетских немцев.

Отец Фердинанда – Антон Порше, владел ремонтной мастерской. Умелый жестянщик, он пользовался уважением местных жителей и даже избирался на должность мэра. У Фердинанда были также старший брат и старшая сестра. Антон Порше собирался сделать своим наследником старшего сына, но тот погиб в результате несчастного случая, когда работал подмастерьем в мастерской. После этого старшим сыном и наследником отца стал Фердинанд Порше.

В мастерской отца юноша начал работать с 15 лет. В то время у него не было сомнений в том, что он пойдёт по стопам отца. Но вскоре его интересы поменялись и он решил поступать в техническое училище. С утра он работал в мастерской отца, а вечером отправлялся на занятия в училище в соседний Райхенберг (ныне Либерец, Чехия).

Дом Порше

В этом доме под номером 201 в городе Мафферсдорф родился Фердинанд Порше.

В 1898 году у Порше появляется революционная идея автомобиля с электроприводом. Перед ним была поставлена непростая задача – сконструировать такой автомобиль на электрической тяге, который бы быстро передвигался и при этом хорошо продавался. Природные данные Фердинанда Порше раскрылись с первых же недель работы над новым проектом. Опытный образец получился удачным. Машина была компактной, быстрой, она могла передвигаться с неплохой для конца XIX века скоростью 40 километров в час.

Но при этом автомобиль получился тяжёлый. Значительную часть веса машины составляли ёмкие свинцовые аккумуляторные батареи. Их запас хода был невелик, от одной зарядки автомобиль мог передвигаться около часа. После её презентации Лонеру, Порше получает должность главного конструктора компании.

Lohner-Porsche

Lohner-Porsche 1900

В дальнейшем им был разработан самодвижущийся экипаж, получивший название Lohner-Porsche, который имел два электромотора мощностью 2,5 лошадиных силы каждый. Трансмиссия отсутствовала, а электромоторы располагались в ступицах передних колёс. Однако, машина не была чисто электромобилем. В ней стоял небольшой бензиновый двигатель, вращающий генератор. Генератор вырабатывал ток, который подзаряжал аккумулятор, а тот в свою очередь питал силовые электродвигатели. Таким образом, это была первая демонстрация гибридной силовой установки, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, аккумуляторов и электродвигателей. Это изобретение получило Гран-при Парижской всемирной выставки 1900 года. Лонер считал образец очень удачным и с удовольствием разъезжал на электромобиле Порше, однако сам Фердинанд Порше считал этот проект до конца не реализованным.

Lohner-Porsche, 1900

Lohner-Porsche, 1900-1906

В 1906 году Порше стал техническим директором и главным конструктором венской фирмы, производившей автомобили Austro-Daimler. Под его руководством создаются модели Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR. За разработку военной техники (машин с гибридными силовыми установками, моторов для дирижаблей и самолётов) в годы Первой мировой войны Порше, не имевший высшего образования, удостоился звания заслуженного профессора Венского технического университета и получил от кайзера крест «За заслуги».

Саша

Это Austro-Daimler Sascha 1922 года выпуска. Порше стоит пятым справа, а за рулем сидит легендарный гонщик Альфред Нойбауэр. Этот автомобиль весил всего 600 кг, а в качестве двигателя использовался 1089-кубовый агрегат с алюминиевым блоком цилиндров и двумя верхними распредвалами. Мотор выдавал 45 л.с. и разгонял автомобиль до 145 км/ч.

В 1926 году Фердинанд занял должность главного инженера Штутгартской компании Daimler-Benz AG, где возглавил постройку гоночного автомобиля с двухлитровым двигателем. Самыми знаменитыми Mercedes, созданными под началом Порше, стали спортивные S и SS.

Mercedes-Benz ss 1928-33

Mercedes-Benz ss 1928-33

В 30-х годах Фердинанд Порше был приглашён в СССР и побывал на авиационных и танковых заводах. Ему было предложено переехать со всем своим конструкторским бюро в СССР и работать по специальности в области танкостроения, авиационной и автомобильной промышленности.

Но он отказался. Позже, уже во время Второй мировой войны, германская военная разведка потребовала от него данных о советской военной промышленности, оборудовании, технологических секретах и выплавке стали.

6 марта 1931 года в Штутгарте открылось конструкторское бюро Porsche, занявшееся разработкой двигателей всех типов, а также автомобилей и мотоциклов. Вскоре по заказу фирмы Zundapp были построены три экземпляра Volksauto, ставшего прообразом знаменитого «Жука».

Volksauto 1931

Volksauto 1931

А в 1939 году состоялась премьера “Käfer”. Серийное производство автомобиля началось лишь после второй мировой войны.

Käfer 1939

Käfer 1939

Во время второй мировой войны бюро Porsche создало вездеходы и амфибии на базе «Жука», боевые машины: тяжёлый танк «Tiger», противотанковую самоходную установку «Ferdinand» и сверхтяжёлый танк «Maus» (с нем. - «Мышь»). Последний весил около 190 тонн.

Porsche Typ 823 Panzer Atrappe 1941

Porsche Typ 823 Panzer Atrappe 1941

Tiger

Tiger

maus

Maus

В конце 1943 года при налёте союзной авиации был уничтожен весь архив бюро. В начале следующего года уцелевшее оборудование и документы были перевезены в австрийский городок Гмюнд и размещены в здании местной лесопилки. Именно здесь Фердинанд Порше и его 36-летний сын Фердинанд «Ферри» Антон Эрнст встретили окончание войны.

В декабре 1945 года отца и сына арестовали по делу, возбужденному французским министерством юстиции. Почти 20 месяцев Фердинанд провёл в тюрьме. Лишь 1 августа 1947 года с профессора сняли обвинения, правда, взяли подписку о невыезде в течение года из французской зоны оккупации. Это обстоятельство, а также серьёзно подорванное в заключении здоровье заставили Фердинанда отойти от руководства бюро и ограничиться консультированием сына и его помощников.

После освобождения Австрии её правительство наложило арест на всё германское имущество и банковские счета, в том числе и на капитал бюро Porsche. Пришлось срочно искать спонсоров. Эту роль взяли на себя два немца – руководители Цюрихского рекламного агентства фон Ценгер и Бланк.

Возвращение бюро в Германию состоялось в конце 1949 года. Производство въехало в мастерские, арендуемые у размещенной в Цуффенхаузене кузовостроительной фирмы Reutter.

В декабре 1950 года Порше перенес инсульт, а 30 января 1951 года скончался. Однако он успел стать свидетелем появления первого автомобиля марки “Porsche”.

Porsche 356 Roadster №1 1948

Porsche 356 Roadster №1 1948

Porsche 356/2 Gmünd Coupe 1948-51

Porsche 356/2 Gmünd Coupe 1948-51

 

  Article "tagged" as:
  Categories:
Алексей Козлов
Алексей Козлов

Родился в Пензе, юрист по образованию, машинами увлекаюсь давно, более 380 моделей в коллекции, фанат классики, уважаю труды Шугурова, своя авто библиотека, конструирую модели хот-родов в 43-м масштабе. Из классики владел и водил газ 24 на протяжении 11 лет.

Больше статей
Напишите комментарий

1 комментарий

  1. Виталий Гущин
    14 декабря, 14:37 #1 Виталий Гущин

    Немного поправлю: к серийному танку Panzer VI, который более известен как “Тигр”, Порше отношения не имел, он всего лишь участвовал в конкурсе на лучший проект тяжёлого танка, но победил прототип фирмы Хеншель конструкции Эрвина Адерса. А вариант “Тигра” Порше (“Porsche Typ 101”) был выпущен опытной партией, а затем на его базе был начат выпуск САУ “Элефант/Фердинанд”

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.