Экспедиция “Канин Нос” или сколько звоночков достаточно, чтобы сказать “ХВАТИТ!”?

Экспедиция “Канин Нос” или сколько звоночков достаточно, чтобы сказать “ХВАТИТ!”?
26 марта 12:02 2017

Думаю, каждый из нас может привести десяток примеров удач или поражений, примет и суеверий, случаев, когда сразу все пошло не так, или напротив, когда вопреки всем прогнозам и ожиданиям, случалось что-то хорошее.

Например, в прошлой нашей северной экспедиции “Индига“, все твердили, что нам “очень крупно повезло”. В случае с Каниным Носом напротив, все кто наблюдал подготовку и сборы, все твердили, что кругом знаки и намеки, что стоит отложить поездку до лучших времен…

По началу, все шло хорошо. Многие дружеские компании поддержали наш проект, поклонники моего “творчества” желали удачи и жаждали нового фильма в духе “Индиги”. И вроде бы пазл складывался, ведь машину под “Север” я готовил давно, концепция была изначально заложена “тундровая”, и к февралю месяцу оставались сущие пустяки: установить “автономку”, профилактически перебрать передний мост и установить туда блокировку ARB, провести “осветительные” работы для удобства работы в тундре, ну и еще десяток мелких и не очень задач, которые делаются без спешки за неделю.

Начались “приключения” с того, что внутри нашего коллектива экспедиционеров зародилась мысль стартовать на пять дней раньше, не 15 марта, как планировалось, а 10-го. Этих пяти дней, в конечном итоге, стало очень не хватать, а после того, как “подрядчики” начали валить сроки, стало ясно, что я раньше не смогу стартовать ну никак. Спешка в данных вопросах вредит всегда, и я занял позицию “не спешить”. В итоге, на проект все выехали из разных городов и в разные дни, в надежде встретиться в тундре.

Спокойно, без авралов, установили “фен” и “котел” Eberspacher, это было первичное требование к подготовке, так как в прошлый раз я чуть не околел под Усинском, когда перемерзли шланги печки на заведенном (!) Ford Ranger. Да и случаи бывают разные, в подобных проектах автономные отопители должны стоять по умолчанию, это не только вопрос безопасности, но и экономии топлива, ведь на холостых машина расходует не мало, и опыт показывает, что на севере “холостой” расход зачастую выше “активного”.
Ставили отопители во Владимире, потому что сами парни “в теме” нашего хобби. Они тоже в этом году катались в ту сторону, в Мезень и Несь на… Дастере, и успешно доехали Неси, где и перемерзли, обретя феерические приключения. Почитать об этом можно у ypaGan

Развалившиеся за два года эксплуатации хабы Риф решил заменить не на хабы, а на “заглушки”, которые очень долго пас на ниссановских форумах. Установил, пока полет нормальный. Слышно, конечно, что мост крутится, но не критично. Возможно, потому что у меня все новое, все подшипники в редукторе, крестовины и кардан. 110 км/ч по GPS на трассе держу спокойно, ближе к 120 шумы увеличиваются.

Бюджетные диодные фары NanoLED превратились в унылое и ржавое ничто всего за год щадящей эксплуатации. Они съездили на Волок 2016, потом полгода постояли на/в Украине, немного покатались осенью и зимой, и… вуаля. Состояние отражателей видно невооруженным взглядом. Менять их надо на что-то хорошее, а на хорошее денег нет. В магазине 4x4Sport по сходной цене были приобретены прожекторы Prolight Cannon 25W, чтобы освещать дистанцию на 100-300 метров вперед. Ближнюю заливку пока что сносно делает и умирающая балка. Надеюсь, Пролайт проживет подольше. Светит, кстати, он очень хорошо, это я уже по опыту говорю. Пучок света очень концентрированный, требователен к регулировке, и если все настроено правильно, лосей можно не бояться. А я боюсь этих рогатых, были прецеденты. Хотя… хотя 50W наверное были бы более эффективны и дальнобойны, но бюджеты, бюджеты…

Палатку АВС-Дизайн отправил на ежегодное обслуживание к производителю, меняем протертую в нескольких местах ткань и вводим воздуховод от Эбершпехера. На высвободившееся местечко водрузил легкий стальной багажник от joker4x4. Конструкция простая, ничего лишнего, но еще пока предварительная. После экспедиции Волок 2017 будем “дотачивать” под мои требования и сформированный список снаряжения, устанавливать правильный крепеж, переносить фары RedBTR, раздобытые на демократичных условиях в УАЗПотребСоюз, под защиту багажника, т.к. нынешнее крепление может не пережить поездок по лесу. На фото, кстати, сервис Гараж 4х4, поразивший тем, что работают без выходных. Я ставил здесь “лампочки” в воскресенье. Электрик очень толковый и аккуратный, правда, после его работы не горит салонный свет, но это уже мелочи жизни, на фоне того, что вас ждет дальше)))

Все сервисы, куда я заглядывал, стебали меня и Монгола масло, текущее ручьем. Серийная проблема с поддоном уже достала до коликов. borisovalexander обещал со временем решить эту проблему. Со дня, когда был сделан этот кадр, поддон снимали уже дважды, и внесли ряд временных усилений. Но, судя по всему, придется делать на заказ поддон из алюминия, ибо жестяная штамповка не хочет жить после резки и сварки.

В коротенькой заметочке невозможно рассказать про все приключения, которые происходили при подготовке к экспедиции. Просто поверьте, я месяц занимался лишь коммуникациями с сервисами, магазинами и транспортными компаниями, даже Волок.Выходной не стал проводить, чтобы машину не отвлекать от посещения докторов. Но… с каждым днем все сильнее и сильнее “что-то шло не так”.
Накануне выезда ко мне прилетел из Челябинска Евгений Шаталов evgenyshatalov с которым мы должны были ехать в одном экипаже. Пока машину обклеивали, Женю скрутило так, что не обошлось без скорой. Ночь перед стартом, штурман лежит в больнице, а Александр borisovalexander исполняет последние желания, устанавливает музыку, рацию, наводит марафет машине. Я в коматозе приезжаю домой в седьмом часу утра, и выезжаю в Архангельск вообще без сна. Женя вылетает в Архангельск самолетом утром следующего дня, с набором ампул и таблеток, и наставлением, чтобы “друзья” ставили ему уколы. А ничего, что “друг” падает в обморок при виде шприца?)))

Еще в Москве я начал различать сквозь прочие шумы какой-то новый шаркающий звук сзади. В 130 километрах от Архангельска пришло понимание что это такое… подшипник полуоси! А ведь сегодня вечером надо быть в Мезени и выходить в тундру, AleksBrat уже во всю топчет талый снег, и вот-вот должен дойти до Неси! Отставание и так критическое, а тут еще такое…
Чтобы не убивать все, что вокруг подшипника, вызываю эвакуатор, и везу машину в рекомендованный знакомыми сервис “Внедорожник 29”. Утром загоняем машину на подъемник, к полудню понятен диагноз и список запчастей, и опять borisovalexander выручает, закупает детали и в тот же день отправляет самолетом в Архангельск… А наше отставание от AleksBrat увеличивается и увеличивается, не смотря на то, что у них не едется совершенно, тундра рухнула…

В обед следующего дня собираем машину, заправляем топливом (370 литров!) и рвем когти в Мезень, точнее в Каменку, где “загорают” вторые горемыки, Макс и Ирма, которые тоже с нами должны идти на Канин Нос, на еще совершенно сыром Nissan Patrol. Проблемы вылезли и у них, так что нам было о чем поболтать в WhatsApp долгими днями и вечерами, в ожидании запчастей.

Машина порядочно просела под весом скарба и топлива. Подвеска OME держится уже без малого год, придя на смену сдохшей во младенчестве Amada Extreme. Амаду сняли, на ее место воткнули OME Nitrocharger Sport, и… они живут. Для меня — неожиданно. По характеристикам они совершенно “гражданские”, заточены под повседневную эксплуатацию и разумные скорости, не позволяют того, что я мог вытворять на Tough Dog Ralph, но к комфорту быстро привыкаешь, по городу мне очень нравятся. А вот под грузом захотелось чего-то пожестче. Как минимум, пружины.

Отъехали 280 километров от Архангельска, предвкушаем скорую встречу с друзьями и настоящие приключения, к которым столько готовились, о которых мечтали столько лет. Впрочем, было уже ясно, что не видать нам в этом году Канина Носа как своих ушей, ведь на улице стабильный плюс, все течет, и ни о каких морозах в долгосрочной перспективе всерьез никто не говорит. Даже если гипотетически представить себе, что туда проскочим, то уж назад точно не вернемся. Но и такой сценарий, в целом, рассматриваем как возможный.
Вдруг машина проседает на левое заднее колесо, и ее начинает ставить боком. Скорость 90, снежный накат, под ним грейдер. Канистры с топливом до крыши, центр тяжести очень высоко, и понимаю, что если начнет разворачивать — ляжем на бок. К счастью, тренируюсь на льду регулярно, и понимаю как машина управляется. Прижимаюсь к левому снежному брустверу, заклинившее в арке колесо выскакивает на свободу, давая еще более стремительный толчок к развороту, но спасительный сугроб уже близко, морда Патруля входит в него как нож в масло, и мы мягко останавливаемся под прямым углом к дороге. Отвалившееся колесо догоняет нас в водительскую дверь, и падает рядом.
Женя вышел через дверь, я через окно. На месте левого заднего колеса дыра, тормозной диск валяется на дороге, суппорт отогнут, шпилек нет. Вообще нет. Связи, кстати, тоже нет…

По объему повреждений понимаем, что полевой ремонт тут бесполезен. Женя на попутке едет в зону связи, вызывает ЭВАКУАТОР, и мы, попивая чаек из термоса, смотрим “Люди в Черном”, периодически общаясь с неравнодушными автомобилистами, не проезжающими мимо “воткнутого” в сугроб Патруля.

Часам к трем ночи нас вырубает. Благо, к этому времени нас уже выдернули из снежного плена, и поставили на дорогу. В пять утра приехал эвакуатор, и долго пытался погрузить “хромого” с помощью специальной тележки.

Естественно, у нас было время на обсуждение и моделирование ситуации, что же могло произойти. Мое мнение совпадает с мнениями большинства читателей в Facebook: я уверен, что при замене подшипников полуоси мастер недостаточно затянул колесо. Это был последний звоночек. Дальше биться к Канину бессмысленно. Еще день-два ремонта, когда погода рушится на глазах… Бюджет уже рухнул с треском и ушел в минус.

Пишем своим что у нас сход, просим ребят разворачиваться и выбираться из тундры в Мезень. Едем на эвакуаторе в Архангельск… скорость почти гужевая, тающий и разухабистый грейдер выбивает позвонки и опускает почки. Практически не разговариваем. Я ругаю себя, что доверился мастеру и не протянул колесо своей рукой. Такой банальнейший пустяк, и месяц подготовки коту под хвост. Даже не месяц, а больше. Хорошо что машину не разбили…

280 километров эвакуатор ехал почти десять часов… насмотрелись и на сосны, и на оленей, и на деревянное зодчество. Фотоаппарат даже не доставал, все фотографии сделаны на телефон, не судите строго…

Как и следовало ожидать, “Внедорожник 29” пошел в отказ по рекламации, не признали за собой косяк. Да и было бы странно если бы признали, ведь попадос случился весьма значительный, даже не буду пугать вас цифрами. В итоге непродолжительных переговоров, я психанул, попросил собрать машину хоть как-то, без тормозов, без тормозного диска, на любых шпильках, лишь бы убраться из Архангельска, доехать до дома, и собрать все по-человечески, с уверенностью в каждой детали

Тем временем, все участники “экспедиции” вышли на нормальную дорогу. Женя улетел в Челябинск, а я поехал домой на хромом “Монголе”. Отъехал 40-50 км от Архангельска… и мотор заглох. Трах-тибидох! Клапан отсечки, других проводов здесь нет. Обрыв… Возиться в темноте на трассе настроения никакого. Опять ЭВАКУАТОР)))). Опять Архангельск. Другой сервис, первый попавшийся, рекомендованный водителем эвакуатора. Сгрузили машину к воротам под вывеской “Пчела”, и я отправился в гостиницу, где меня принимали уже не спрашивая паспорт.

Сон не шел, пошел гулять по городу. Падал крупный снег, я напялил на голову огромный капюшон своей арктической куртки, и смотрел под ноги, на свежий, белый-белый снег, который топтать должны были в тундре, колесами, в не в городе, ногами. Долго ли, коротко ли, забрел в аргентинский ресторан, заточил громадный стейк, выпил чаю с лимоном, и… отпустил ситуацию. Наверно и правда не судьба. Наверно надо было прислушаться к знакам раньше. Наверно надо менять сервис. Наверно надо протягивать колеса самому. Наверно нужно поменять подшипники и шпильки с гайками по кругу. Наверно…

Наверно… попробуем добраться до Канина через год. Учтя ошибки.
Всем спасибо, что дочитали до конца…
P.S. Мы с “Монголом” стартуем на Кавказ. Буквально через 2-3 часа. На прокатку маршрута экспедиции Волок. Читайте и присоединяйтесь!
P.P.S. Ошибки и опечатки поправлю, как только посплю)

Алексей Мочалов
Алексей Мочалов

Алексей Мочалов - эксперт AMSRUS, журналист, путешественник, организатор и автор проекта Волок

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.