Друг педальный

Друг педальный
25 ноября 20:40 2016
Сергей Асланян за рулем педальной машины. 1970 год.

Сергей Асланян за рулем педальной машины. 1970 год.

В Москве открылся музей педальных машин. Настоящих, тех самых из нашего детства. Нынешнее поколение понятия не имеет, что такое педальная машина, они их никогда не видели и не будут ностальгировать, им это безразлично.

Мое поколение и огромное количество других людей помнят, что это была мечта всего детства — покататься на педальной машинке. И когда где-нибудь в одном дворе появлялась такая машина, все мальчишки, все девчонки двора дружили с мальчиком, у которого была эта машинка, потому что на ней катались, конечно же, всем двором.

Московский музей педальных машинТочно так же как мы всем двором катались на одном велике, точно так же как потом всем двором мы катались на одном скейте, а вообще иногда что-то мастерили, например, брали подшипники и делали какую-нибудь тарантайку, на которой тоже катались всем двором. В отличии от Сан Саныча Пикуленко, который прикрутил бензопилу к спинке от кровати.

Московский музей педальных машинЭтот музей создан – вы не поверите – лично по указу ВВП. Владимир Владимирович распорядился сделать музей педальных машин в Москве. Вы напрасно подумали о ВВП всея Руси, это Владимир Владимирович Попов — человек, который имеет собственный автомобильный бизнес и в рамках дилерского холдинга он решил посвятить несколько мгновений овеществленной памяти собственному детству.

Он в детстве был из тех мальчиков, которые тоже мечтали покататься на педальной машинке. Я его прекрасно понимаю. У меня есть фотография из детства, где я за рулем педальной машинки и это, конечно, абсолютный восторг, это тоже самое, что Сережа-космонавт.

Московский музей педальных машинМальчик Вова тоже хотел быть таким космонавтом, и в те времена, когда эти машины были в прокате, (а они существовали в прокате) можно было прийти в детский парк и на специальной площадочке покататься. Цена была чудовищная, 1.50 руб за 10 минут.

Московский музей педальных машинПолтора рубля при советской власти – это суточный бюджет семьи, включающий завтрак, обед и ужин на четырех человек с картошкой, сосиской, котлетами, салатом и куском хлеба, еще даже на кефир оставалось. Полтора рубля – абсолютно неподъемные деньги. И мальчик Вова помнит, как он хотел, мечтал, как ему это нравилось, завораживало, но родители ему говорили, что это невозможно “Пока вот бегом займись”.

Московский музей педальных машин

Владимир Попов – создатель музея педальных машин

Он вырос, и будучи человеком образованным и сохранив, несмотря на все перипетии звериного бизнеса ноту в сердце, звенящую еще с той поры, когда эта педальная машина была недосягаемая, он создал музей под девизом из Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Это память и послужила толчком для того, чтобы начать собирать педальные машины.

Московский музей педальных машинОн собрал в результате полную коллекцию всех педальных машин Советского Союза. Они все были в жутком состоянии, они все были где-то выброшены, как-то очень сильно изменены судьбой, потому что хранить всерьез педальную машину никто не собирался. Первое, второе, третье поколение детей откаталось и машина погибала в сарае.

Московский музей педальных машин

Владимир Попов – создатель музея педальных машин

И вот Владимир Владимирович решил, что он их все соберет, отремонтирует и даже отреставрирует. И в этом музее вся экспозиция в состоянии первозданной красоты. Вход для детей туда бесплатный, для родителей по 150 рублей – чтобы бомжи не забегали погреться. Я представляю, сколько там будет трепета, восторга, слез и дерганья за рукав «папа, хочу такую», «мама, купи мне эту» – но она не продается. Кто из вас когда видел педальную машину сейчас в продаже? Ну что-то такое страшненькое по задворкам бывает, но здесь-то машина металлическая, с фарами, с рулем, сиденьем, с колесами на резиновом ходу!

Московский музей педальных машинЭто же совершенно другой уровень и удивительно то, что как всякий музей, он раскрывает истины, которых мы не знали, поэтому приходим туда с ощущением, что «да, конечно мы в курсе». Кто из нас видел и может по памяти пересчитать номенклатуру, производимую в Советском Союзе педальных машин? Ведь их было очень мало. Единицы. Ничего подобного! Открытий столько, что мы к ним не готовы.

Московский музей педальных машинПервая педальная машина Советского Союза 1929 года сделана в Горьком, на заводе имени Молотова, поэтому она называется ЗИМ и не похожа на тот самый ЗИМ, который мы представляем себе в более поздних пятидесятых годах, потому что это маленькая копия ГАЗ-А, выпускавшегося в тот момент. Это маленькое подражание тому, что стояло на конвейере, точно таких же цветов – зеленый автомобиль с черными крыльями, с фарками и с хромированными бамперами на резиновом ходу.

Московский музей педальных машинМолотов подписал распоряжение сделать ограниченную партию – 5 тысяч экземпляров и распределить по городам нашей страны. Вполне понятно, что такая машинка попала в руки ребенку номенклатурному, потому что всерьез в продажу ее пускать, особенно в 1929 году было практически невозможным. Ведь НЭП у нас закончился, всех перестреляли, кулаков согнали по лагерям и единственный, кто был при деньгах – партноменклатура. Тем более, когда по закрытому распределению, по личному указу Молотова – никакой широкой коммерческой перспективы у этого проекта не было.

И мы с Владимир Владимировичем подошли к этой машине, чтобы узнать сколько она весит. Он предупредил: «Имей ввиду, очень увесистая». Мы вдвоем попытались ее сдернуть – у меня такое ощущение, что она весит килограмм сорок. Чтобы сдвинуть своими детскими ножками сорок килограмм железа, нужно быть очень упитанным ребенком из партийной семьи, вскормленным пайком на красной икре. Хорошо питавшийся бутуз в возрасте лет наверное пяти-шести может эту штуку сдвинуть.

Но выглядит она потрясающе и, конечно, реставрация у нее по высшему автомобильному уровню, то есть, без скидок, что для детей «так сойдет». Коллекция серьезная. Это настоящий автомобильный музей и в нем настоящие автомобили, и возле этих настоящих автомобилей будут самые настоящие вздохи, не говоря уже о слезах.

Московский музей педальных машинПри входе стоит конь педальный, вот тот самый конь педальный, он на самом деле был детской игрушкой. Это трехколесная педальная машина, имитирующая рысака с “американкой” (с двуколкой). Ребенок садится сзади, есть даже веревочка похожая на повод. Ну конечно, он бутафорский. Переднее колесико у лошадки соответственно под передними лапками, крутишь педальки – на этой штуковине едешь. Чем она хороша – она легкая, но неустойчивая, как любая трехколесная конструкция. Но это именно он и есть, тот самый конь педальный.

В тот момент, когда начали потихонечку создавать педальные машины в нашей стране, в рамках этой же программы делали некоторое количество детских игрушек для массового пользования. Если сейчас в любом детском саду есть горки, есть городки, есть какие-то имитаторы автомобилей или паровозиков, или домиков, то в начале Советского периода жили скудно. Но один завод взял и смастерил детский макет самолета, очень похожего на истребитель И-15. И у него внутри фюзеляжа специальная ручка, чтобы крутить пропеллер. Эта штука не ездит, но для малыша, который тем более не собирался никуда ехать в возрасте лет трех – это абсолютный отрыв от реальности, потому что ты садишься в настоящий самолет, который тебе по размеру. Ну, малышу-то трехлетнему – ему какой размер нужен истребителя? И ты крутишь пропеллер, и он крутится, и ты летишь! И вот эта штука тоже стоит в музее, хотя вроде бы не автомобиль, но в рамках исторической достоверности абсолютно уместна.

Московский музей педальных машин

Владимир Попов – создатель музея педальных машин

А дальше – те самые педальные машинки, которые делал завод ЗИЛ и завод Москвич в разные времена. И если, например, машине полагается иметь оптику, фары, то там заботливо утсановлена знаменитая плоская батарейка, поэтому можно нажать на кнопочку и фары загорятся. На большом плазменном мониторе фильм, рассказывающий о реставрации этих машин. С каким счастьем работали мужики, возвращенные в детство по указу Владимир Владимировича, созидающие эти несерьезные железки! И они даже от денег отказывались, потому что как же не поиграть в детство, как же к этому не вернуться, ведь это так здорово! И понятно: ты делаешь машинку, ты в нее уже не влезешь, ты уже весишь 100 килограммов, ты уже взрослый, но покатать ее, надуть губки и сказать: “д-р-р-р” это же великолепно! Вот такая это железяка, такая игрушка, мимо которой и пройти-то нельзя.

Если сейчас в порядке эксперимента где-нибудь в любом дворе по хорошей погоде поставить педальную машинку, вы представляете, какой букет лайков она соберет? Сколько современных владельцев айфонов будут фотографировать ее с недоумением и репликами: «Ох, ты глянь!» И сколько людей старшего поколения будет просто стоять рядом, умиляясь, потому что мимо этого нельзя пройти…

Московский музей педальных машинЕсть удивительные машины, совершенно уникальные, о которых мы никогда не знали. Например, машина с шикарным названием «Орь». Жители Орска знают, что это такое, а вся остальная страна понятия не имеет, что есть такая река и что там для местного сельпо маленькой партией были изготовлены неказистые, но тем не менее настоящие педальные машины. Какое-то количество советских детей, живущих в Орске и в Орской области (Оренбургской) были счастливы, они катались на этом, у них в детстве была настоящая педальная машинка, а то, что она выглядит так странно, не важно.

Там есть концепт педальной машинки, которая должна была сопровождать и поддерживать маркетинговое продвижение ВАЗ-2108, “зубило” в металле для маленького ребенка. Ребенку без разницы, но он же видит: это практически то, что показывают по телевизору.

Поскольку Владимир Владимирович – не подумайте о всея Руси – хулиган, то сделал он в том числе и потрясающую машину, которой никогда не существовало. Ее смастерили из двух педальных “Москвичей”, сделали тандем (друг за другом) и сварили в единое целое, получив удлиненный двухместный кабриолет. Покрасили в черный цвет и выставили на фоне фотографии съемочного кабриолета ЗИС-101 из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» под фразу: «Якин бросил свою кикимору и мы едем в Гагры!». Тот самый ЗИС-101 стал детской педальной машинкой, его тоже можно потрогать, полюбоваться, можно даже рядом сфотографироваться. На заднем плане стоп-кадр, где режиссер Якин, он же Пуговкин и все остальные актеры: любуйся и смотри.

Московский музей педальных машинКогда страна наша открыла космос и полетел Гагарин, мы сделали педальную машину-ракету, о которой тоже никто ничего не знает. Вокруг нее детективная история, потому что мальчик Володя стал взрослым и невероятными усилиями добыл эту машину, гоняясь за ней по всему земному шару. Машина действительно похожа на ракету, это автомобиль темно-синего цвета. Позже некое отражение данной формы было воспроизведено на заводе “Москвич”, их педальные машины того времени отчасти смахивают на этот концепт-кар. Он уникален именно тем, что он все-таки не “Москвич”, а ракета. Покупать останки кузова пришлось во Львове у человека, который в телефонную трубку ругался: «Москали проклятые, ничего я вам не дам, готов поменяться». Очень не хотел он расставаться с ней не потому что она была ему нужна, а потому что если клиент москаль, то он идеально подходит, чтобы с ним вступить в конфронтацию.

В итоге у него выкупили останки кузова за сумасшедшие деньги, оглашать которые просто невозможно, но на них можно купить настоящую машину. Пойти, купить и поехать на настоящей. Купили только оставшийся кузов,а по всему миру добывали все остальное. Одно колесо пришло из Австралии, другое колесо пришло из Канады и с Марса упал педальный узел. Теперь эта машина есть, и те люди, которые придут, сначала ахнут по поводу ЗИМа 1929 года, а потом по поводу автомобиля “Ракета”, про который никто никогда не знал.

Московский музей педальных машинЕсть несколько настоящих, совсем реальных игрушек для взрослых. Например, мотоцикл “Урал”, оригинал, выкупленный у киностудии. Он снимался в фильме «Берегись автомобиля». На нем Георгий Жженов гонялся за Смоктуновским. Мотоцикл в неотреставрированном виде, раздолбанный, как у нас и полагается. Он еще подлежит определенным работам, но уже сейчас стоит в экспозиции и на заднем плане стоп-кадр, подсказывающий, что это оригинал. И экскурсоводы, очаровательные барышни, готовы поклясться и зуб дать, что мотоцикл подлинный.

Здесь же стоит настоящий Opel 20х годов. Живой автомобиль, железный, желтого цвета, неплохо отреставрированный. И это тоже элемент изящного хулиганства сохранившего мальчишество в характере и повадках нынешнего олигарха и владельца серьезного автомобильного бизнеса. Перед данным Opel стоит сундук, набитый однокопеечными монетами, практически доверху, сундук уже расползается под тяжестью. Это деньги американскому концерну GM на возврат в Россию. Концерн из нашей страны ушел, оправдываясь нерентабельностью бизнеса, что абсолютная глупость. И чтобы его как-то заманить, объявлен сбор средств на возвращение марки Opel на российский рынок. Стоит машина. Перед ней сундук по сбору средств. Этих копеек там уже много, наверное, там рублей 500. Через какое-то время будет, конечно, еще больше. Сбор открыт и любой, кто придет в этот музей, может кинуть туда свою копеечку для того, чтобы заманить Opel обратно со всем его модельным рядом.

Музей сделан великолепно, на блистательном дизайнерском уровне. Приехала команда дизайнеров из Франции. Поэтому это не просто коллекция, это не просто двор или бывший цех, в котором присутствуют экспонаты – это музей с экранами, с возможностью послушать звуковое сопровождение к видеоряду, который здесь же демонстрируется. Есть темная комната с кинозалом и там шикарные кресла, в которых можно просто валятся поперек – ну какие дети будут сидеть по стойке “смирно”? Конечно же никакие. Поэтому есть где валятся на полу и смотреть фильмы!

Московский музей педальных машинДизайн сделан с душой, со вкусом. Он с одной стороны абсолютно детский, как раз вот в той ноте ностальгии, с тем приятным отношением, как мы рисуем в воспоминаниях свое детство радостными красками. Мы же не помним, была в этот момент война или нет, ели мы или не ели, мы не помним, во что мы были одеты, но мы помним, что было здорово, были родители, было детство. Пока еще не начались тяготы школы, хотя некоторые и этот момент десятилетнего концлагеря пережили неплохо и достаточно оптимистично. В каких красках рисуется детство — в светлых, музей в каких — в светлых.

Московский музей педальных машинПриходишь туда, там светло, здорово, красиво и интересно. Это зона, в которой ты можешь отдохнуть, можешь присесть, попить кофе, можешь со своим ребенком там устроить какие-нибудь легкие хулиганства, не экстраполирующие на музейные экспонаты, поскольку рушить их нельзя. А можешь просто ходить и наслаждаться, смотреть или, например, зажав вырывающегося ребенка, говорить старческим голосом: «Когда я был в твоем возрасте, как же мне хотелось покататься на этом!», и получать по лбу закономерным вопросом: «Дедушка, как бы ты в нее поместился? И вообще борода у тебя такая длинная, что она запуталась бы в педалях!».

И на небольшой стойке при входе лежат разные издания книги Экзюпери «Маленький принц». Как отправная точка для возврата всех нас в детство.

Московский музей педальных машин

Владимир Попов – создатель музея педальных машин

Сергей Асланян
Сергей Асланян

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
Напишите комментарий

3 комментария

  1. Vitaly Grozny
    26 ноября, 11:55 #1 Vitaly Grozny

    Самокат на надувных колёсах, тоже, неплохо котировался ))

  2. Vitaly Grozny
    26 ноября, 11:55 #2 Vitaly Grozny

    Самокат на надувных колёсах, тоже, неплохо котировался ))

  3. Dmitry Fedotov
    27 ноября, 14:32 #3 Dmitry Fedotov

    Отличный обзор! У меня в детстве была одна из последних таких вот машинок, “Муравей” называлась.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.