Российские автовладельцы всё чаще отказываются от сервисного обслуживания у авторизованных автодилеров и доверяют свои автомобили «мастерам на все руки».
Многолетний спад продаж новых автомобилей вынудил российских автодилеров сделать акцент в работе на предоставлении сервисных услуг. Но вскоре они могут лишиться и этого источника доходов. Причиной станет растущий спрос автовладельцев на дешевые услуги неавторизованных мастерских. По прогнозам вице-президента Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Вячеслава Жигалова, в полной мере эта тенденция проявится уже в 2017 году.
Сейчас ежемесячные объемы продаж новых автомобилей на российском авторынке не превышают 126 тысяч (ниже этот показатель был лишь в 2009 году). Вместе с тем, по данным исследования журнала «АвтоБизнесРевю», подготовленного в конце октября, ежемесячные средние продажи на один дилерский центр упали до минимума за последние десять лет и находятся в пределах 355 автомобилей (против 413 годом ранее).
На этом фоне для дилерских центров в отдельных случаях услуги автосервиса и продажи запчастей стали приносить до 70% доходов. В среднем по рынку этот показатель составлял 13% от выручки в 2012–2013 годах, вырос до 14,1% в 2014 году и по итогам прошлого года достиг 18,5%.
Однако, согласно исследованию отраслевого издания, в этом году доля сервисных услуг в общей выручке дилеров упала до 15,7%. Обусловлено сокращение, в частности, стоимостью запчастей, возросшей из-за колебания курса валют. По оценкам экспертов, в зависимости от марки автомобиля и политики автопроизводителя ценники на запчасти повысились на 10–50%. В результате потратить на сервисные услуги в дилерских центрах можно в разы больше, чем в неавторизованных автомастерских.
Первой ответной реакцией автовладельцев неожиданно стало сокращение размеров средних чеков за обслуживание автомобилей (без учета кузовного ремонта). В массовом сегменте автомобилей в 2015 году этот показатель составил 4,2 тыс. рублей, тогда как годом ранее составлял 5,2 тыс. рублей.
Сэкономить автовладельцам удалось прежде всего за счет сокращения числа заказанных автосервисных услуг, говорят эксперты.
В 2016 году трендом становится отказ автовладельцев от услуг дилерских центров.
– Люди стали более активно искать недорогие сервисы с дешевыми запчастями и невысокой стоимостью работ. Серьезно проявляться это стало уже со второго полугодия текущего года. Вторая волна, с которой нам надо будет в полном объеме иметь дело, будет в течение всего следующего года, – рассказал «Известиям» Вячеслав Жигалов. По его словам, данная тенденция усилит давление и напряжение в сообществе автодилеров, для которых сервис зачастую выступает сейчас единственным прибыльным сегментом.
Помимо стоимости запчастей, на стоимость услуг автодилеров влияют обязательства перед производителями соблюдать определенные стандарты обслуживания. Для этого требуются значительные инвестиции в обучение персонала, закупку специального диагностического оборудования и лицензионных программных продуктов для сервиса. Причем, по словам Жигалова, сейчас без такой электроники выполнить качественный ремонт практически невозможно.
– Из-за этой инвестиционной нагрузки цены у дилеров выше, но они оправданы гораздо более высоким уровнем качества и предоставлением гарантии, – отметил собеседник.
У независимых автосервисов никаких обязательств и стандартов нет. Для выхода на рынок достаточно арендовать помещение и можно приступать к работе.
– Каждое появление новых игроков сопровождается предложением низких цен. Те, у кого кончаются ресурсы, уходят и их места занимают новые. Этот процесс бесконечный, – сказал Жигалов.
По его словам, совокупное количество независимых участников рынка остается постоянным – порядка 200 тыс. То есть в 50 раз больше, чем авторизованных официальных автодилеров.
Низкая стоимость услуг обеспечивается в первую очередь пониженным качеством как запчастей, так и технологий, сообщили в РОАД. В результате возникают дополнительные риски поломки, которые могут привести уже к более значительному ущербу – жизни и здоровью потребителя.
Более того, в таких случаях большинство независимых сервисов не имеют возможности компенсировать ущерб своим клиентам, поскольку зачастую не обладают достаточными активами и средствами.
– Мы не можем ограничивать свободу предпринимательства. Наша организация выступает за то, чтобы клиент четко понимал разницу между ценой и качеством у дилера и ценой и качеством у независимых неавторизированных центров, – сообщил Жигалов.
В то же время, директор по маркам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев уверен, что сокращения спроса на сервисные услуги у официальных дилеров не произойдет.
– Для автодилеров сервисные услуги остаются приоритетным направлением развития, поэтому значительного роста цен в 2017 году не предвидится. На цены повлияют скорее импортные расходники, стоимость которых будет расти пропорционально курсу валют, – считает Зиновьев.
По его прогнозам, в 2017 году объем автосервисных услуг увеличится на 15–20%.
– Рынок сервисных услуг активно растет. Так, в 2012 году объем авторемонтных услуг в стране составлял 300 млрд рублей. К началу 2016 года он увеличился почти на 67% и превысил 500 млрд рублей, – отметил он.
Однако, данный показатель еще не достиг внушительной суммы, зафиксированной по итогам 2014 года. Так, по оценке «Автостата», объем предоставленных автосервисных услуг в 2014 году составил немногим менее 570 млрд рублей.
Несмотря на положительную динамику по продаже сервисных услуг, число дилерских центров продолжает ежегодно сокращаться.
– С начала года в России стало на 260 дилерских центров меньше. К концу года их число может сократиться с 3,8 тыс. до 3,4 тыс. предприятий. Основная причина – в снижении спроса на новые автомобили, – сказал Зиновьев.
По мнению топ-менеджера ГК «Автомир» Алексея Пономарева, дальнейшее сокращение дилерских центров возможно, в том числе и за счет закрытия центров у крупных мультибрендовых операторов рынка.
– Предположу, что количество дилерских центров в 2017 сократится еще на 10% относительно 2016 года. Наступит черед сокращений дилерских центров премиум-марок, – сказал он.
Для автобизнеса значительную роль сейчас может сыграть продление или отмена программ господдержки и стимулирования спроса.
– В первую очередь нужно стимулировать платежеспособный спрос. Покупатель выберет сам и рублем проголосует за качественный продукт, – уверен Пономарев.
Дилерский бизнес из-за инвестиций становится менее конкурентноспособным, и важно предусмотреть для него какие-то преференции, считают в РОАД.
– В итоге мы можем получить дикое поле гаражей, которые будут сотнями появляться и исчезать, а потребитель вообще не сможет получить качественных услуг, – заключил Жигалов.
«Известия»
C 2014 года amsrus.ru
“Помимо стоимости запчастей, на стоимость услуг автодилеров влияют обязательства перед производителями соблюдать определенные стандарты обслуживания.” – это когда масло льют больше, чем требуется, а потом стоим на дороге со всеми вытекающими (в буквальном смысле)? Это что ли стандарты производителя? Или сорванные болты на суппортах стандарты производителя? А может непрекрученные колёса!?
“– Мы не можем ограничивать свободу предпринимательства. Наша организация выступает за то, чтобы клиент четко понимал разницу между ценой и качеством у дилера и ценой и качеством у независимых неавторизированных центров, – сообщил Жигалов.” – Клиент УЖЕ чётко понимает, что дилер не отвечает ни за что, а хочет получить столько денег, как будто Стелс починил из запчастей ручной работы с именнОй гравировкой фрезеровщика.
“На цены повлияют скорее импортные расходники, стоимость которых будет расти пропорционально курсу валют, – считает Зиновьев.” – Ха-ха 666 раз. Курс жлобства влияет на цены запчастей у дилеров. Почему-то заказать у завода-изготовителя масляный фильтр 300 рублей + 120 доставка, а у дилера 2000, что-то интересный такой разброс “курса валют”.
“Покупатель выберет сам и рублем проголосует за качественный продукт, – уверен Пономарев.” – мы и выбрали. Ушли от вас, бандитов.
“Наступит черед сокращений дилерских центров премиум-марок, – сказал он.” – не в этой жизни. Богатые богатеют, остальные беднеют. Так всегда было и всегда будет.
Я тоже такой.
– так, “мастера на все руки” – это ребята из сервиса, подрабатывающие в свободное время в своих гаражах…
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.