Волок.Туркестан. Иссык-Куль — пер.Тоссор — Нарын

Мучительно тяжело жить без путешествий и жить воспоминаниями. Чувствую себя стариком, разбирающим фотографии, цокающим языком, и приговаривающим, “а помнишь?..”. Честно сказать, несмотря на то, что описанное ниже произошло минувшим летом, в августе, я ничегошеньки уже не помню, память-то еще не стариковская, а молодецкая. Так что вспоминать хронологию событий буду в процессе написания, и если что-то перепутаю — я не виноват)))

Планируя третью часть своего повествования, я размахнулся было до самого до Оша, но когда стал отбирать фотографии, понял что погорячился…

Погорячился, потому что была ведь срезочка, а любая срезка — это повод для отдельных баек, басен и баянов.
Как часто и случается, стал я жертвой инстинкта разведчика и каких-то слухов, которые гласили, что из поселка Тамга можно выйти к перевалу Тоссор напрямую через плато Алтын-Кунгей.

Участники экспедиции пошли по-человечески, от поселка Тоссор к одноименному перевалу, ну а я решил сократить путь))) О том, что дорога будет не сахарная, стало ясно после первого же “звоночка”. На выезде из Тамги нужно пересечь в брод речку Тамга. Речка узенькая, но быстрая. Прямо у брода стоит Toyota Land Cruiser 200 с… оренбургскими номерами. Не так часто встретишь в краю далеком земляков, да еще и в кустах)))

В машине никого не было, что означало только одно: брод глубокий, народ пошел пешком. Куда пошел? А кто их знает куда… Патруль скрылся под водой с капотом, но через секунду уже вылез на том берегу… без шноркеля такие фокусы до добра не доводят, назад лучше здесь не возвращаться.

Здесь я вынужден признаться в жесткой промашке. Готовясь к экспедиции, я не досконально изучил будущий маршрут и упустил из вида очень интересную достопримечательность, мимо которой мы попросту проехали, даже не подозревая, что она здесь. При том, судьба ведь намекала, но я остался слеп и глух.

Во время прогулки к водопаду в ущелье Джеты-Огуз случайный прохожий нам рассказал про какие-то буддийские камни в соседнем ущелье. Нет бы расспросить местных… Так вот, двигаясь вверх по течению реки Тамга, мы не заехали к камням “Тамга-Таш”, их четыре, на них начертаны буддийские мантры на тибетском языке. Еще один повод вернуться в Киргизию! (На карте выше я специально обозначил местоположение камней).

Чем дальше забирались в горы, тем призрачней становилась дорога. Видно было, что по ней не ездят уже десятки лет, везде промоины, прямо посреди “дороги” лежат валуны, ну и никаких следов техники, само собой.

Худо-бедно еле заметный след привел к заброшенной ферме и затерялся меж коровьих лепешек. Карты четко показывали прямо продолжение пунктира, но на местности никаких признаков дороги не наблюдалось. Крутился-вертелся, катался по поляне, но никаких следов старого пути, обозначенного во всех источниках. Пришлось поставить себя на место человека, который хочет построить дорогу, и ответить самому себе на простой вопрос: “где бы дорогу построил я”. Палец сам показал на плоский хребет, расположенный по правую руку. По травке поднялся наверх, и, вуаля, старая дорога!

Едем дальше. Куда, зачем — одному Богу известно, ведь очевидно, что дороги уже десятки лет как нет. Упираемся в пасущихся коров, они заметно удивлены нашему появлению, но не настолько, чтобы обрести дар речи. Едем дальше, обнаруживаем юрту, но дома никого нет. У юрты следы дороги теряются окончательно и уже ничто не напоминает о былой магистрали. Катались-катались, упирались в реку, в гору, в каменные россыпи, в промоины… все тщетно. И тут, на наше счастье, из тумана проявился силуэт чабана. Да какого чабана! В очках, в щегольской, можно сказать, ковбойской одежде! С первого слова стало ясно, что чабан отлично образован, хорошо говорит по-русски и знает местность. По его словам, дорога перестала существовать еще в советское время, и проехать на ту сторону хребта у нас нет ни малейшего шанса. Упросил показать, куда и как шла дорога раньше, и где был перевал. Если бы чабан не показал — в жизни бы не догадался!

Дальше началось самое интересное, и фотоаппарат стал фиксировать события уже в формате видео (кино скоро будет, да). Мы поднимались все выше и выше по альпийским лугам, придерживаясь еле заметного контура бывшего серпантина. Ехать по “дороге” совершенно невозможно, только чуть выше или ниже по склону. Смотрим, где меньше уклон, и зиг-загами движемся к заветному перевалу. Уже на подходе к нему встречаем еще одного чабана, расспрашиваем, он рассказывает, что полка серпантина осыпалась при царе Горохе, и что по ней не пройти совершенно точно, а вот по альпике… шансы есть. Отлично!

Related Post

О том, что перевал скоро, намекнул все возрастающий уклон и совсем ушедшая в историю тяга двигателя. На GPS уже более 3000 метров над уровнем моря, черный дым валит клубами, сцепление воняет, крены бешеные, моросит дождь, трава скользкая, кругом сплошное пастбище, якоря нет, лебедиться не за что… но не разворачиваться же! А глаза уже не видят, куда ехать, цена же ошибки — голова-ноги на многие сотни метров вниз по склону. Фотографии и даже видео вообще не передают остроту ощущений! И где там мои друзья? У них наверно все хорошо, и они даже не подозревают, куда забрался их предводитель…

Принимаю решение, что пора спешиться и начинать разведку ногами. Прошел до верха, одышка как у калеки, но силы вроде не покидают. Вернулся к машине, сел за руль… не помню, куда и как ехать! Реально, не понимаю! Опять вышел, на этот раз взял навигатор и записал трек будущего подъема, с продумыванием промежуточных площадок для остановки, ибо за один прием все равно не выйдет совершить подъем, где-нибудь, но ошибусь. А ошибиться можно в чем угодно, в траектории, в угле подъема, в скользкости травы или грунта, в… кочках и камушках, в ямках, в которые можно нечаянно угодить колесом.

Забрался на самую верхнюю точку “газона”, дальше надо немного попрыгать по камням. Это самое сложное, потому что тяги нет! Вообще нет! На первой пониженной машина трогается с трудом, а если надо наехать на камень? Лучше не наезжать… Вышел из машины, раскидал камни с планируемой траектории и, наоборот, засыпал ямки и промоины. Кажется, можно ехать. Глохну, завожусь, стукаюсь мостами об камни, глохну, откатываюсь вниз по склону под силой гравитации, вновь завожусь, рывком трогаюсь вперед, камни в разные стороны, но Патруль проскакивает сложный участок и уносит меня ввысь, к облакам. Перевал взят! А ведь у него на картах даже нет имени… Именно после этого “подвига” я понял окончательно, что главные пары надо обязательно менять и мотор тоже.

Спуск вниз тоже простым не оказался, но здесь хотя бы были ориентиры, юрты. Лавируя меж расщелин и промоин, выезжаю к первому кочевью, семья киргизов в легком шоке, принимают тепло, угощают простой крестьянской едой — хлебом и сметаной. Задерживаться времени нет, нам и так предстоит догонять друзей, притом по темноте.

Движемся вниз, штурмуем глиняные подъемы, истоптанные коровами до жижи, Kevlar удивляет своей цепкостью, несмотря на отсутствие грозных грунтозацепов. Где не можем выйти внатяг — заскакиваем ходом, где нельзя ходом — сушим глину на 2-3 пониженной и оборотах двигателя в красной зоне. В общем, часам к пяти вечера мы вышли на дорогу, известную как “Tossor 4×4”, в самом ее начале, и нам еще только предстояло взять перевал 3984 метра по весьма тяжелому, размытому серпантину. Как здесь ехали наши? Особенно на Audi Q7? В лагере спросим!

После перевала Тоссор мы получили подарок, ради которого стоило биться весь день. Совершенно безлюдные долины, стада животных, пасущихся кругом, и живописная дорога в окружении альпийских гор, окаймленных величественными, заснеженными вершинами. Сказочно!

Велотуристы на тандемах идут к Тоссору… я сам бывший велосипедист и как же я не завидую ребятам, сдохнуть же можно, крутить педали на такой высоте, по таким дорогам, да еще и в паре! Хотя… может, и завидую… Нет, скорее завидую, но я бы поехал на обычном маунтинбайке. А может поехать? А?

Гоню из перегретой головы дурные мысли, фотографирую пожилую семейную пару, втеревшуюся в доверие к местной фауне и заперевшуюся в автомобиле. Красота! Стоит ли ехать в Киргизию? Вы еще спрашиваете!

Несемся с горы, теряя тапки. Держим хороший темп, но чрезмерно гонять нельзя, можно убраться всерьез и с последствиями, потому что дорога изобилует промоинами, камнями, вывороченными дождями и водными потоками трубами, местами насыпи просто нет, она уходит в россыпь щебня, а то и в воду. Броды местами нешуточные, в один из них я нырнул на заднем приводе… чудом выбрался, хабы были отключены!

В лагерь экспедиции мы приехали самыми последними, нас ждала теплая встреча коллег и вкусный ужин. Ребята тоже в этот день хапнули свою долю приключений, а у нас был откровенный передоз, и было очень приятно, что нашу самодеятельность поняли, а переживания разделили. Правда попросили в следующий раз беречь себя и не ввязываться в авантюры, ведь не хотелось бы посреди проекта лишиться организатора… Да-да, больше никогда-никогда)))

Источник.

AMSRUS и Волок приглашают партнеров к сотрудничеству!

Алексей Мочалов

Алексей Мочалов - эксперт AMSRUS, журналист, путешественник, организатор и автор проекта Волок

Share

Недавнее:

Новая цена на семиместный гибридный кроссовер i-SPACE от Evolute

Evolute объявляет о доступности нового семиместного гибридного кроссовера i-SPACE по цене 2 999 000 рублей.… Read More

17 часов назад

Chery обновит флагманский гибрид

На автосалоне в Пекине бренд Chery представит свой новый гибридный кроссовер Tiggo Read More

18 часов назад

Мощный, маневренный, выразительный: новый Audi S3

Благодаря множеству новых функций Audi S3 — это больше, чем просто обновление продукта... Read More

1 день назад

Сенатор от Огайо хочет, чтобы Байден навсегда запретил китайские электромобили в США

Председатель Банковского комитета Сената в четверг призвал президента Джо Байдена заблокировать доступ автомобилей китайского производства… Read More

2 дня назад

Рост продаж Chery Group в первом квартале 2024

В марте текущего года объем продаж автомобилей Chery Group по всему миру составил 181 585… Read More

5 дней назад

Первый малолитражный автомобиль в Германии был выпущен 50 лет назад: Audi 50

Появление Audi 50 было как раз вовремя: этот первый немецкий малолитражный автомобиль был выпущен в… Read More

7 дней назад