Антон Орехъ: Сан Саныч, доброе утро.
Александр Пикуленко: Доброе утро.
А. Орехъ: Хочу отметить дату. Юбилей «Копейки», ВАЗ-2101.
Василий Уткин: 45 лет. И ведь некоторые ещё ездят.
А. Пикуленко: Я очень уважаю Данте Джакоза и считаю, что это величайший автомобильный конструктор наших дней. То есть близких к нам дней. Потому что для меня Фердинанд Порше – это личность историческая. Тот же Ледвинг, Форд. А вот Данте Джакоза – человек, который дожил до того дня, когда я мог уже его видеть визуально. И самое главное – он создал штук пять удивительных автомобилей. Он к нам приезжал. И с выпуском 19 апреля 1970 года, когда с конвейера сошли первые машины ко дню рождения Ленина, как это водится, четвёртая волна автомобилизации нашей страны. И это была как раз самая массовая автомобилизация и самая цивилизованная волна. Потому что до этого у нас была первая, российско-имперская волна автомобилизации.
А. Орехъ: Руссо-Балт и завезённая к нам техника.
А. Пикуленко: Да. Вторая волна была до 1946 года, когда автомобиль выделялся только решением партии и правительства. Третья волна – с 1946 года по 1970 год, когда советский человек мог купить себе частный автомобиль, но не имел техобслуживания, запчастей и прочего. И четвёртая волна, когда с 1970 года мы стали цивилизованно получать автомобиль.
А. Орехъ: И наряду с рубщиком мяса первой категории появился другой престижнейший человек в нашей стране – это механик автосервиса. Мой учитель труда говорил: «Ребята, я вас научу столярному и слесарному делу. Если из вас не получится автослесарь – ничего страшного. Есть ещё одна престижная профессия, которую вы успеете освоить в этой жизни, – это рубщик мяса первой категории».
А. Пикуленко:
Появление АвтоВАЗа – это был, во-первых, гигантский рывок отечественной промышленности, потому что нам ведь не только дали машину. Мы получили, как сейчас принято говорить, весь шлейф комплектующих.
Первые Fiat попали, например, в исследовательский институт нефтяной промышленности, в НИИ. То есть там где-то по лицензии Pirelli разрабатывали колёса, где-то разрабатывали смазки, которых у нас никогда до этого не было. Создавали новые серии масел, серию G получили под ВАЗ. Вплоть до того, что разрабатывали автоприборы. То есть полностью весь шлейф комплектующих резко двинулся вперёд, потому что до этого мы жили тем американско-немецким багажом, который пришёл к нам после войны. А в этот момент к нам пришло современное итальянское понимание автомобиля.
А. Орехъ: Fiat ведь был, по-моему, лучшим автомобилем года 1964 года.
А. Пикуленко: Нет, это был лучший автомобиль 1966 года. Причём ведь ВАЗ-2101 выпускался у нас в стране с 1970 по 2012 год.
А. Орехъ: То есть в 2012 году мы ещё пользовались лучшим автомобилем мира 1966 года.
А. Пикуленко: Пользуемся-то и сейчас ещё, но семейство классических ВАЗ простояло на конвейере до 2012 года. Неважно, как он назывался, – ВАЗ-2101 или ВАЗ-2107. По существу, это была всё та же конструкция. Когда мы говорим о каркасе кузова, о двигателях, о ходовых характеристиках.
В. Уткин: Как так получается, что мы летаем в космос и не можем сами сделать машину?
А. Орехъ:
И при этом, когда пошли всякие иномарки и даже на ВАЗе в Тольятти стали выпускать всякие Logan, Nissan, некоторые говорят: «Мы же делали своё, наш автопром умер и теперь мы копируем». А я говорю: «Мы не делали своего. Жигули – это итальянская машина».
В. Уткин: Собрать по модели мы можем, конечно же. Мы всё-таки не до такой степени дураки. А почему мы не можем своё придумать?
А. Пикуленко: Дело в том, что нет заказа со стороны властей и со стороны народа.
А. Орехъ: А нужен ли он вообще?
А. Пикуленко: А зачем? Никто не мешал ни Тольятти, ни Горькому, ни АЗЛК, ни Ижевску в начале девяностых сделать мощный рывок вперёд. Они же не захотели. Они продолжали делать Волги, Жигули. И господин Каданников говорил: «Радуйтесь, что мы вообще за такие деньги делаем вам машину, которая ездит». Вот так нагло заявлял директор Волжского дважды автомобильного завода. Но мы были не одиноки. Fiat-124 выпускался в Турции, в Индии, в Испании. Это были лицензионные модели. Дело в том, что ВАЗ-2101 во всех отношениях стал в нашей стране прорывом. Во всех отношениях изменилась культура владения автомобилем. Автомобиль был удобен, ведь его всё-таки конструировали совместно с нами. Он был удобен и для езды на каждый день и для путешествий. Самое главное – это был первый реальный автомобиль, подходящий для круглогодичной эксплуатации практически во всех климатических зонах.
А. Орехъ: А сейчас, когда прошло 45 лет, ещё остались эти Копейки?
А. Пикуленко: Во-первых, осталась самая первая Копейка в музее Тольятти. Это самое главное. Очень много этих машин в частных руках. Их сохраняют, тюнингуют, переделывают.
А. Орехъ: У нас возле работы всё время стоят две.
Жигули – они и есть Жигули. Эта машина стала для молодёжи уже автомобилем, с которым можно поиграть, как в Америке старый Ford Mustang. У нас Копейка. Сделано их было много, и модификаций разных много.
А. Орехъ: А почём сейчас можно купить Копейку? В хорошем состоянии.
А. Пикуленко: Дорого. Но цены начинаются от 30 тысяч.
А. Орехъ: А за 30 тысяч она поедет? Или мне надо будет ещё 30 тысяч долларов вложить, чтобы она сдвинулась?
А. Пикуленко: Нет, это экземпляр для реставрации.
А. Орехъ: А ходовой экземпляр? Чтобы я купил и поехал.
А. Пикуленко: Ходовой экземпляр Копейки стоит тысяч 50-70. Чтобы сел и поехал.
В. Уткин: «В далёких шестидесятых в фильме про Бонда в его гараже был автомобиль из Советского Союза», – пишет Виталий.
А. Пикуленко: В Бондиане играли ГАЗ-22, Запорожец…
В. Уткин: И Копейка тоже играла. Это как раз мой любимый фильм с Тимоти Далтоном. «Живительный дневной свет», или иногда переводится как «Живые огни». Там есть замечательная сцена, когда он в Братиславе похищает девушку. Естественно, на автомобиле, у которого в ось вмонтирован мощный лазер. Их догоняют два милиционера на Копейке. Он включает лазер и между колёсами отрезает этим лазером кузов от днища. Потом даёт по тормозам, они тоже по тормозам. У них колёса остаются на месте, а кузов уезжает вперёд. Кстати, а Руссо-Балт был оригинальной идеей?
А. Пикуленко: Нет, Руссо-Балт был заимствован Жульеном Поттера с автомобиля Fondu.
13-ая…
74го года выпуска — владел лично
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.