Культура вождения: США vs Россия

Бытует мнение, что рыба гниет с головы. Виноваты чиновники, полиция, дорожники, но только не автомобилисты, хотя нас большинство. Очень удобно не нести ни за что ответственности. Я расскажу, как организовано дорожное движение в США без тотального надзора полиции, и сравню культуру вождения двух стран.

Буквально 15 лет назад на российских дорогах творился сущий цирк. Страшно вспомнить, но езда по встречной полосе в час-пик была делом вполне обыденным. Я помню, как одно из московских шоссе по воле автомобилистов превращалось в трассу с «реверсивным движением». Утром все ехали в центр, занимая одну или даже две полосы во встречном направлении, а вечером — то же самое, но в сторону области. И это многим казалось нормальным!

Спустя годы я начал замечать едва заметный прогресс. Чаще стали пропускать пешеходов, принято благодарить «аварийкой» за то, что пропустили, езда по встречной полосе стала редким явлением. Все это так, если сравнивать с худшим. Однако и сейчас в любой нештатной ситуации мы начинаем вести себя как дикари. Во время коллапса на загородных трассах водители позволяют себе ехать по обочине в несколько рядов или по центральному разделительному газону, когда он есть. Нетрудно понять, почему наши обочины всегда в таком ужасном состоянии. Трава там уже давно не растет, что приводит к образованию пыли в сухую погоду и грязи в дождливую. И то, и другое оседает на дороге, а потом мы удивляемся, откуда грязь на наших дорогах и автомобилях.

Создается впечатление, что пепельницы стали очень дорогой опцией и не все автомобили ими укомплектованы. Только этим можно объяснить тот факт, что из окон летит все: от окурков и пластиковых бутылок до пакетов из-под молока. Наши трассы устланы горами мусора, который некому убирать. В крупных городах, где работают коммунальные службы, еще создается иллюзия чистоты, а вне городов — сущий свинарник. Парковки у ресторанов быстрого питания завалены фирменными пакетами, а на заправке можно встретить одинокую банку из-под незамерзающей жидкости. На этом фоне те, кто знает, для чего создана урна, кажутся «очкастыми интеллигентами».

Неформальная дорожная культура построена на превосходстве сильного над слабым. У кого круче машина, тот и едет первым.

Интернет переполнен видеороликами о дорожных конфликтах. Каждый считает себя вправе угрожать, хамить или даже поднять руку на того, кто, по его мнению, не сможет ответить в силу воспитания или слабости. Одним словом, наши дороги превратились в арену баталий, а езда — в постоянный стресс. Мы спешим домой, чтобы спрятаться от всего этого кошмара, будто это поможет. И как мы расслабляемся? Алкоголем! Пришел с работы — выпил заслуженные сто грамм или пару бутылок пива. И так день за днем. Подобный фон и формирует то, что можно назвать низким качеством жизни. Про среднюю продолжительность жизни я напоминать не стану. То, что мы не умеем получать удовольствие от жизни, — это еще полбеды. Мы делаем все, чтобы испортить жизнь друг другу.

Все это усугубляется отсутствием государственной политики в области дорожного движения. Сотрудники дорожно-постовой службы выходят на работу с целью заработать, а не с целью повысить качество и безопасность дорожного движения. Качество дорожной сети за пределами крупных городов неудовлетворительное, а те небольшие деньги, что выделяются на ремонт, по большей части разворовываются.

Зарубежный опыт

Никакой езды по обочине и резких перестроений

Сейчас нет никаких ограничений для желающих посмотреть мир. Многие жители нашей страны часто выезжают за границу, берут там машины напрокат или даже путешествуют на своих собственных. На удивление, с теми, кто выезжает за пределы родной страны, происходит разительная метаморфоза. По ту сторону границы водитель сразу переключается в режим езды в строгом соответствии с правилами дорожного движения. В чем подвох?

Очевидно, что любая культура воспитывается «кнутом и пряником». Все мы наслышаны о штрафах в сотни евро, которые выписываются за нарушения в странах Евросоюза. В некоторых из них штраф начинается пропорционально доходу, т. е. есть вполне реальный шанс «влететь» и на сотни тысяч евро, если нарушителем оказался какой-нибудь миллионер.

А что у нас? В последнее время штрафы тоже кусаются. Езда по автобусной полосе или парковка в запрещенном месте обойдутся московским водителям в 3 тысячи рублей. Ощутимо, но почему-то не работает. Секрет в том, что нет неотвратимости наказания, а главное — нет общественного порицания. Людям наплевать, т. к. они сами частенько нарушают. Камер еще пока не слишком много, чтобы штрафы приходили регулярно. Да и работают они не всегда. Я лично был с визитом в одной телекоммуникационной компании, где мне рассказали об одном показательном случае. Технари, эксплуатирующие дорожные камеры, пришли чинить антенну, которая размещена на вышке, и поделились с коллегами информацией о том, что данные со всех окрестных камер из-за поломки не попадали в базу данных в течение 2 месяцев. Получается, что все нарушения, которые были зафиксированы камерами, остались незамеченными. А таких нарушений, на секундочку, десятки тысяч!

Российские власти пытаются заместить принцип неотвратимости суровостью штрафов. Проблема в том, что вероятность наказания не слишком велика и все это прекрасно понимают. Кроме этого, возможность «договориться на месте» еще никто не отменял.

Эвакуируй это

Как раз на принципе неотвратимости и базируется система наказания в развитых странах. Мне удалось побывать в США в пяти разных штатах и на своем опыте почувствовать все плюсы и минусы организации дорожного движения. Вынужден сообщить, что избежать штрафов мне не удалось, несмотря на то, что я себя считаю весьма аккуратным водителем.

Парковка у торгового центра – образец аккуратности

Во всех крупных городах Америки, особенно в центре, парковка всегда платная. В зависимости от населенности города это может быть очень дорогая услуга. Например, день стоянки в Сан-Франциско стоит минимум 35 долларов и доходит до 50 на паркинге какой-нибудь приличной гостиницы. Я попытался избежать оплаты парковки в городе Лас-Вегасе. По старой российской традиции мы оставили свой автомобиль на бесплатной стоянке около ресторана «МакДоналдс», чтобы воспользоваться беспроводным Интернетом. Около каждого парковочного места было ясно написано, что парковка только для клиентов ресторана и уходить, оставив машину, нельзя. Конечно, нельзя, но если очень хочется, то можно. Тем более если ненадолго. Я вернулся на место всего через 30 минут, а машины уже не было. Вежливый сотрудник вручил мне визитку компании, которая увезла машину. К счастью, штрафная стоянка этой фирмы оказалась недалеко. За 10 долларов я доехал до их офиса на такси и, заплатив 235 долларов штрафа, получил свой автомобиль назад. Вывод простой: когда вероятность эвакуации стремится к 100%, то даже второй раз экспериментировать не хочется.

Related Post

В Соединенных Штатах правом эвакуировать автомобили наделены в том числе и частные компании. Как правило, они работают по договору с собственниками зданий или земли. Предположим, вы владелец ресторана или бизнес-центра. Вы заключаете договор с компанией-эвакуатором и поручаете одному из сотрудников смотреть за соблюдением режима парковки на вашей территории. Обнаружив нарушителя, необходимо совершить один звонок. Приезжает подрядчик, забирает автомобиль, и дальше владелец общается только с этой компанией. В бюджет идут налоги, компания зарабатывает на эвакуации, бизнес-центр не имеет проблем с нелегальной парковкой, а как результат — быстрое и почти стопроцентно неотвратимое наказание. Аналогично работает система и вблизи частных домов, которые расположены внутри городов.

Второй мой штраф случился, честно говоря, по недоразумению. Я оплатил въезд на платную дорогу российской картой, но списания средств не произошло. Формально это было вызвано не моим злым умыслом, а технической накладкой, но, как говорится, проблемы индейцев шерифа не волнуют. Спустя месяц на мой российский адрес пришел штраф за неуплату 5 долларов по следующей формуле: 10-кратный штраф за неуплату (50 долларов) + те самые 5 долларов и 15 долларов за доставку письма в Россию. Оплата производится онлайн с любой банковской карты буквально за пару минут. В данном случае система очень недвусмысленно дала понять, что с ней шутки плохи.

Их нравы

Многие нарушения совершаются с молчаливого одобрения общества. В России агрессивное вождение ассоциируется с «крутизной», т. е. раз так едешь, значит, можешь себе это позволить. Кроме этого, рамки вседозволенности расширяются по мере роста стоимости автомобиля. В развитых странах, по крайней мере на первый взгляд, все равны перед законом и друг перед другом.

Нарушение правил езды по carpool строго наказывается

В США принято аккуратно и прямо парковаться, т. к. криво припаркованный автомобиль могут эвакуировать сотрудники внутренней службы безопасности торгового центра. Обычно самые близкие ко входу места зарезервированы для людей с ограниченными возможностями. Если в России знак с инвалидом на асфальте ровным счетом ни для кого ничего не значит, то в Америке парковаться на этих местах могут только машины со специальным знаком или разрешением, которое вешается на зеркало заднего вида. К сожалению, в России просто не существует механизмов исполнения некоторых правил. Эвакуировать нарушителя со стоянки торгового центра имеют право только муниципальные службы, но они туда никогда не приедут, поэтому, понимая безнаказанность, наши автомобилисты позволяют себе парковаться даже на тротуарах или вторым рядом в местах, где разрешен только проезд.

Скоростной режим в Америке в целом принято соблюдать. На хайвеях действует негласное правило 10%, т. е., если разрешено ехать 75 миль в час, то 80–83 теоретически можно ехать без последствий.

Правда, только на открытых участках. Перекрестки с камерами лучше на такой скорости не пересекать. Частых перестроений в потоке нет. Американцы в принципе умеют ездить только по прямой и часто вилять не в их правилах. Это можно считать и недостатком, потому что любая нештатная ситуация обычно приводит к аварии, так как к ней никто не готов.

Если правая полоса предполагает поворот направо, то, как ни странно, все только направо из нее и поворачивают. Дороги устроены таким образом, что правый или левый поворот заканчивается тупиком, т. е. при попытке проехать прямо вы упретесь в газон. В том случае, если в нужном вам направлении образовалась пробка, люди буду спокойно стоять в своем ряду и не будут объезжать пробку, как это принято у нас. Возможность вернуться в ряд существует, только если вы случайно проскочили поворот, заблаговременно остановились и вежливо попросили пустить обратно в полосу.

Любая попытка нарушить правила сопровождается неодобрительными сигналами со стороны других участников движения. Так, пару лет назад я выезжал из торгового центра на дорогу, которая заканчивалась Т-образным перекрестком. Мне нужно было налево, а выезжал я в правый ряд. В связи с тем, что левый ряд был занят, я повернул налево из правого ряда и моментально услышал в свой адрес несколько неодобрительных гудков. Грозный вид огромного Chevrolet Suburban никого не испугал. Поведение всех машин в потоке примерно одинаковое. Даже водитель Rolls-Royce не позволяет себе хамских выходок.

Кто первый остановился, тот первый стартует. И ведь работает!

Принцип проезда равнозначных перекрестков поначалу вводит российского водителя в ступор. На перекрестке во всех направлениях установлены красные знаки «стоп» (проезд без остановки запрещен). В тот момент, когда на перекрестке встречаются два и более автомобилей, действует правило, что проезжает первым тот, кто первым подъехал к перекрестку. На практике автомобилисты начинают друг друга пропускать. К сожалению, сложно себе представить такую картину в России. У нас первыми будут все!

Конечно, хорошо там, где нас нет. Бывает, что на скоростной трассе кто-то пронесется с существенным превышением скорости. Камеры, которые фиксируют проезд на красный свет или поворот на запрещающий сигнал светофора, регулярно моргают «вспышками» в темное время суток. Очевидно, что все далеко не идеально и люди регулярно получают штрафы. Видимо, именно поэтому нарушений относительно немного.

В Америке все любят считать деньги, а быть нарушителем — это очень дорогое удовольствие. Но несмотря на все недостатки, американцы стараются сделать свою жизнь комфортной. Россияне любят ругать приезжих во всех бедах. Якобы «коренные» все вежливые, а «понаехавшие» как раз и нарушают правила. Давайте будем честными. Культура вождения у нас на самом низком уровне, и приезжие моментально начинают играть по устоявшимся правилам. Хуже обстоят дела только в странах третьего мира. Мы приезжаем в Египет и удивляемся, как там безобразно водят, а для среднестатистического европейца наша страна — точно такой же «Египет», только населенный белыми людьми.

Мы платим из своего кармана за собственное невежество. Стояние в пробках, которые мы сами себе и создаем, обходится нам очень дорого. Нервы, бензин, хамство и потраченное время создают среду, малопригодную для нормальной жизни. Так давайте оглянемся вокруг и поймем, что так жить нельзя. Если каждый из нас возьмет за принцип соблюдение правил дорожного движения, то у нас есть шанс стать страной с нормальным цивилизованным движением.

Несомненно, прогресс за последние 15 лет есть. Надеюсь, что еще через 15 лет ездить по нашим дорогам станет комфортнее и безопаснее. Однако не стоит забывать, что мы сами творим свое настоящее. Мы привыкли ждать решения проблем сверху, а настоящее гражданское общество тем и отличается, что способно самостоятельно менять свою жизнь к лучшему. Так давайте начнем с себя.

Текст: Алексей Дмитриев

Алексей Дмитриев

Редактор AMSRUS.ru

Комментарии

  • Думаю через 15 лет у нас будут пустые дороги поскольку оленевод и эстонец сделают платным каждый километр.

  • Грязь на дорогах лишь из-за того, что у нас газон над уровнем бордюра принято поднимать, да так, чтобы землица аж через край вываливалась. Бордюр всегда должен огораживать газон и всегда он должен быть не менее чем на 10см выше уровня газона - при такой компоновке львиная доля пыли и грязи на дорогах даже не появится.

    У нас только кнут и есть. Пряник где? Где организация дорожного движения ГАИ? Нету, гаишники по офисам сидят и фотки с камер отсматривают, регулировщики выходят на улицы только с одной целью - умертвить поток, дабы членовоз пропустить, а то его светлость же выше закона и народа, как жеж без этого жеж?
    Где организация парковочного пространства? Мы платим налоги в казну регулярно, на них нам строят дороги (Протяжённость которых, кстати, при размерах города ничтожна. Из района в район проехать практически невозможно.), за которые за нас же - профинансировавших строительство и последующее их обслуживание - опять дерут деньги: за ГосТех осмотр, имеющий отношения к безопасности как хряк к балету, за ОСАГО, которое вообще не понятно кого от кого защищает, за грядущий проезд через город, за парковку с прикрытием о том, что это мера обеспечения безопасности и оптимизации дорожного движения.

    Я не говорю, что водители белые и пушистые, нет, есть такие сволочи, которым искренне желаешь сдохнуть (желательно за рулём и в муках), но власть белить не надо, она ничегошеньки не сделала для нас, только душит изо дня в день.

    С себя нужно начинать именно сверху. Показывать пример как надо себя вести. Нам же показывают, что нарушение закона - норма, что ущемление гражданских прав - норма, что хамство - норма. Моих стариков две недели назад подставил черножопый "горец" на бэлом мэрсэдэсэ и угрозами развёл их на деньги. При звонке в некоррумпированную полицию был ответ: "Разбирайтесь сами, мы не поедем". Хорошо, что забрали только деньги.
    С себя начинать, серьезно? Нам поставили такие классные условия выживания в стране, что договориться не представляется возможным. Нельзя договориться с тем, кто считает твоё желание договориться за слабость и удавит тебя за это.

    До тех пор, пока нам будут отменять статьи Конституции, залезать в карман каждый раз, когда на новый казённый мерседес не хватает и при этом не давать взамен никаких пряников - ничего не изменится. Как минимум когда едет "скорая", которая везёт очередного "слугу народа" (к сожалению не в морг), а везёт его в качестве такси (Дважды видел таких деятелей на отрезке между Савёловской и Рижской эстакадами.) со спец.сигналом - поток умирает, потому как все начинают уступать, сжиматься с левой стороны в правую, начинается коллапс и полный паралич движения до тех пор, пока его светлость не изволит почивать у себя дома.

  • Могу как очевидец сказать только одно. Придурков на тамошних дорогах тоже хватает. В пробках тоже же лезут, поворотники не включают. Хотя ,конечно , поспокойнее. Но тут скорее не организации вождения , хотя ума приложено там явно больше, а и общая расслабленность. У нас злобы поболе. Кстати, инвалидный лейбак получить в СФ стоит около 10000 тамошних баксов. И места для инвалидов - твои.)))

  • Вопрос - сколько нужно собрать подписей что б их вернуть назад - оленевода к своей нефи. Если будет половина от проголосовавших? Юристы москвичи АУ?

  • Мимо автора видимо прошло(по крайней мере не обращено особого внимания на этот НЬюаНС), то что в приличных странах, плата за парковку берется, за парковку на собственной земле того, кто берет плату.
    И именно собственник этой земли получает с этого доход, с которого платит налоги. А у нас кому земля принадлежит? Арендатору? Государству? Чиновнику?
    Поэтому у нас строят дома для сиюминутной наживы, без стоянок, без подъездов, в расчете на то, что у нас все "схавают" - главное продать, а там "трава не расти"!
    Если экономический уклад в стране перевернут на уши, то и порядка не будет никогда.
    Простой посыл - если я плачу государству налоги, на которые оно делает дороги, то в честь чего, я должен платить за стоянку на асфальте расчерченном чиновниками?
    Тогда надо сказать людям честно, что завтра возможно будет брать деньги за каждый вдох, а проблема будет только в том, как их посчитать и заставить заплатить. И радуйтесь, пока за переход по "зебре" с пешеходов деньги еще не берут.

  • - Чтобы в подьезде было чисто, нужно не требовать работы от уборщицы, а начать с себя, перестать мочиться в лифте.
    - Ой, спасибо, а я то вот только и делал до пока вы не сказали, как в лифт ходил.

  • Какая-то идеалистичная картина США у автора получается. С парковкой действительно все жестко, причем не только в городе, но и городках, курортных местах и т.п. А вот водят американцы небрежно. На хайвэях толкотня и перестроения непонятные, превышают часто на 20 миль в час. Много людей очень преклонного возраста (80+) за рулем. Сюда еще накладывается то, что там через двойную сплошную поворачивают везде и направо на красный (только в калифорнии это запрещено), а иногда и налево на зеленый прямо при выключенной стрелке налево. В Нью-Йорке все нервные и спешат, прямо как в Москве. Зато машины уважают и пешеходы часто пропускают машины.

    • Дима, согласен с вами. Нахожусь здесь почти два месяца и вижу все больше не недостатков, но сути дела это все равно не меняет. Здесь встречается отдельные случаи неадекватности, а у нас, к сожалению, иногда встречаются приличные люди. Общий культурный уровень неприлично низок. Для начала надо признать, что общество больно и начинать лечение.

  • Согласен с каждым словом. К сожалению, большинство не поймет даже смысла написанного.

  • Алексей, Вы все пишите верно. И про наше хамство, и про озлобленность, и про наглость и полное беззаконие.
    Но дело в том, что власть и существует для того, чтобы с этим бороться. А у нас власть только показывает дурной пример обществу. И пока "голова" ведет себя так, Вы можете сколько угодно объяснять "заднице" , что она не права, она все равно будет копировать поведение "головы".

  • Вы будете смеяться, но даже я понял...

Share

Недавнее:

УАЗ возобновляет производство экспедиционных версий СГР и «Хантер»

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) возвращает в модельный ряд свои специализированные версии под названием «Экспедиция». Этот… Read More

4 часа назад

Foton Tunland G7 теперь доступен в сети дилеров АО «МБ РУС»

АО «МБ РУС» представляет начало продаж пикапов Foton Tunland G7 Read More

1 день назад

«Автомобильные технологии» начали серийное производство Citroёn С5 Aircross в России

Компания «Автомобильные Технологии» является российским независимым предприятием, специализирующимся на оптовых поставках и распределении автомобилей, запасных… Read More

1 день назад

Exlantix ES: комфорт и стиль

Салон Exlantix ES гарантирует водителю и пассажирам премиальный уровень комфорта и удобства. Новый электрический купе,… Read More

1 день назад

Сохранение снежных барсов: «Ирбис» передает автомобиль в заповедник «Убсунурская котловина»

Шаг в защиту снежных барсов: уникальный автомобиль доставлен в заповедник "Убсунурская котловина" Read More

2 дня назад

Exeed RX: 5 звезд на краш-тесте

Exeed RX полностью соответствует стандартам безопасности, определенным по методике C-IASI Read More

2 дня назад