Поход автопроизводителей за клиентами бюджетных автомобилей B-класса был спровоцирован неожиданной популярностью Renault Logan, которую, не будь дураками, захотели повторить все или почти все автоконцерны. Когда в 2010 году Volkswagen выпустил на рынок модель Polo Sedan, немцы предполагали, что им удастся застолбить за собой львиную долю сегмента тех, кто хочет недорого, но со вкусом. Ведь Polo Sedan обладал рядом заметных преимуществ в сравнении с Logan. Идиллия закончилась с приходом на рынок Hyundai Solaris, который, имел заметно более «кричащий» экстерьер и, как и Polo, был сделан «специально для России». А в довесок, спустя время, обзавелся более практичной версией с кузовом хэтчбек. Следом на помощь «корейцу» пришел соплатформенный Kia Rio. На пару они уготовили немецкому седану участь отстающего в группе лидеров.
Ясное дело, что сдаваться концерн VAG не собирался. Возможно не слишком быстро, но был придуман и воплощен вероломный план реванша. Как и в случае с парой Solaris-Rio, в качестве «ответного удара» была выбрана дочерняя марка Skoda, которая входит в концерн Volkswagen, с моделью Skoda Rapid. В истории Skoda название Rapid не новое: под таким именем выпускались модели еще в далеких 30-40-х годах, затем и в 80-х. Имя вернулось в новейшей истории марки. В 2011-ом году на рынок Индии вышел Polo Sedan с «лицом» от Fabia под названием Rapid, но в том же году во Франкфурте был показан концепт под названием Mission L, который и стал прообразом Rapid для европейского рынка. Серийная машина в целом сохранила облик концепта. В «старом свете» продажи Skoda Rapid начались в конце 2012 года, а в России производство стартовало 28-го февраля 2014 года на заводе Фольксваген в Калуге.
Новая модель унаследовала платформу от Polo, но с рядом функциональных и конструктивных нюансов. Rapid имеет кузов лифтбек, т.е. хэтчбек с силуэтом седана в профиль, как, например, Skoda Octavia или Skoda Suberb.
Практичность – фирменное конкурентное преимущество чешской марки. Этот тип кузова вполне может претендовать на роль идеального варианта кузова для нашей страны.
При странной и почти маниакальной любви наших соотечественников к седанам, этот автомобиль выглядит как седан, но обладает огромным багажником, доступ в который осуществляется через большую заднюю дверь. Таким образом мы имеем грузовой отсек гигантского, по меркам класса, объема в 530 литров, но не виртуальных, как в седанах, а вполне реальных. Ведь самый большой недостаток классических седанов в том, что в относительно большой багажник можно поместить только много маленьких вещей, т.к. проем слишком узок. В недрах «подвала» спряталась полноценная «запаска» и достаточно вместительный пластиковый органайзер. Если сложить задние сиденья Шкоды, то мы и вовсе получаем 1470 литров свободного пространства. В этой конфигурации Rapid уже готов принять на борт такие негабаритные грузы, как стиральную машину или холодильник средних размеров, а пресловутый «мешок картошки» можно будет не «заталкивать», а «класть» сверху.
Технически Rapid отличается от Polo Sedan удлиненной колесной базой (2602 мм) и расширенной (1494 мм) задней подвеской, состоящий из скручивающейся балки от Octavia первого поколения. Подобная конструкция позволила повысить устойчивость и добавить места в багажнике за счет низкорасположенных пружин. Габаритная длина новинки составляет 4 480 мм, ширина – 1 700, а высота – 1 460. Таким образом, Rapid заметно длиннее (4480 мм против 4384мм), незначительно шире (1700 против 1699) и слегка ниже (1460мм против 1465 мм), чем его «брат по оружию» Polo Sedan. Оно и понятно, ведь именно с появлением Rapid стал возможным уход на покой Octavia Tour, которую долго мучали и никак не отпускали «на пенсию». Именно она заполняла брешь в модельной гамме производителя между доступной Fabia и заметно более дорогой Octavia. Теперь эта миссия отведена «Рапиду».
Стоимость базовой версии начинается от 479 000 рублей за машину с трехцилиндровым 1,2-литровым мотором (75 л.с.) с пятиступенчатой «механикой» в базовой комплектации Active. Также у нас автомобиль доступен со 105-сильным мотором 1.6 MPI (105 л.с.), хорошо знакомым по Polo Sedan, который можно заказать не только с МКПП (от 529 000 рублей), но и с традиционным «автоматом» (от 579 000 рублей). Цена автомобиля в топовом исполнении Elegance составляет 724 000 р. Такая версия оснащена 1.4 литровым турбомотором (122 л.с.), которая сочетается только 7-диапазонным «роботом» DSG с двумя сцеплениями.
Мне достался автомобиль в одной из самых популярных комплектаций среди недорогих – 1.6 с «механикой», кондиционером и простейшей «музыкой». Стоимость такого автомобиля, окрашенного краской «металлик», составляет 575 тысяч 900 рублей. Не густо, но с другой стороны покупатель получает современный автомобиль, который имеет приличную родословную и в качестве убойного аргумента – оптимальный тип кузова с громадным багажником. Это явно выбор тех, кто будет покупать машину с ограниченным бюджетом. Если жители крупных городов предпочтут «автомат» (плюс 50 тысяч рублей), то жители глубинки вполне смогут отказаться от такой «роскоши».
Оказавшись за рулем, понимаешь, что термин «бюджетный» автомобиль, применительно к Rapid, вовсе не означает «низкокачественный».
Материалы центральной панели и дверей сделаны из недорогого твердого пластика, который выглядит прилично. На ощупь жесткий и плотный. Мягкие только подушки подлокотников в дверях. Приборы с контрастной черно-белой подсветкой читаются отлично. Разместиться на водительском месте можно весьма комфортно. Плотные европейские кресла имеют удобный профиль, что позволяет не сильно уставать в длительных поездках. Регулировки позволяют настроить посадку и по высоте. Сам руль, даже в самой дешевой версии, выглядит достойно и на ощупь упругий, что позволяет чувствовать себя уверенно при активном маневрировании. Кстати, он имеет регулировку по высоте и вылету. Эргономика «по-шкодовски» оптимальная и слегка скучная.
К минусам можно отнести то, что салон не вызывает ни откровенно позитивных ни негативных эмоций, но приятно, что подобный подход к дизайну позволяет интерьеру не выходить из моды долгое время.
Пройдут какие-нибудь 10-15 лет, а салон Rapid все еще будет актуален. На заднем ряду, традиционно для Skoda, много места. При росте 184 см я сел «сам за собой» с полным ощущением, что я не в автомобиле B-класса, а в полноценном бизнес-классе, т.к. между сиденьем и коленями оставалось явно больше 10-ти сантиметров. Идеология практичности отражена в лозунге марки, который звучит как «просто гениально». Шкода наполняет свои автомобили простыми на первый взгляд, но очень практичными «фишками»: двусторонним ковриком багажника (ворсистый с одной стороны и резиновый с другой), скребок для льда под крышкой бензобака, множество различных подстаканников, очечников, ниш, и ящиков для вещей. Опциональная сетка в багажник, которая позволяет закрепить и удерживать грузы. Если коротко, то машина – мечта семьянина.
На ходу автомобиль ведет себя собранно, подвеска «для плохих дорог» с увеличенным клиренсом уверенно и плотно отрабатывает неровности. Руль с электрогидравлическим усилителем руля достаточно информативен, чтобы с большим запасом контролировать автомобиль. Поведение в поворотах предсказуемо и надежно. Салон на ходу не издает посторонних звуков, но, к сожалению, акустический комфорт в салоне нарушается весьма назойливым шумом двигателя после 3 тысяч оборотов. Старый и проверенный мотор объемом 1.6 литра с цепным приводом механизма газораспределения, в сочетании с бюджетной шумоизоляцией, заставляет делать «музыку» громче. Мотор 1.6MPI давно и неплохо зарекомендовал себя на многих моделях концерна. Он обладает неплохими динамическими характеристиками, особенно на относительно легком «Рапиде». Его момента хватает для активного ускорения в городе.
На трассе он позволяет разгоняться до 190 км/ч и чувствовать себя уверенно при обгонах. Далеко не самый современный мотор порадовал расходом топлива в реальном «боевом» режиме. Во время активного тест-драйва расход слегка превысил планку в 8 литров на «сотню», а это значит, что на трассе цифры будут на 1-2 литра меньше, что не может не радовать. Механическая коробка радует четкими переключениями, требующими минимальных усилий. Сцепление «схватывает» почти сразу и не доставляет неудобств с дозированием мощности во время начала движения. Через минуту езды моментально забываешь, что ты в незнакомой машине. Все логично, предсказуемо и четко. Даже не смотря на наличие «барабанных» тормозов сзади, при первом касании сразу чувствуешь, что тормоза настроены по принципу «лучше пере, чем не до». Со второго раза привыкаешь. Запаса чувствительности по тормозам достаточно для уверенного и контролируемого торможения.
«Воевать» на конкурентном поле Rapid’у придется с целым отрядом одноклассников. Оно и понятно – B-класс один из самых конкурентных сегментов.
Ведь именно в нем идут борьба за самого массового покупателя. Так, кроме упомянутых Hyundai Solaris и Kia Rio, бороться за покупателя будут такие новички, как Chevrolet Cobalt, Peugeot 301, Citroen C-Elysee, Nissan Almera, Chevrolet Aveo и новый Renault Logan/Sandero. Однако, у «чеха» есть «туз в рукаве». Мало кто из перечисленных соперников обладает таким практичным багажником. Ведь, основная масса его конкурентов — это седаны и лишь немногие имеют версии с кузовом хэтчбек (Aveo, Sandero). Возможно, с появлением «рапида», остальные производители подумают о расширении вариантов кузовов. Ведь седан, так горячо любимый у нас, является одним из самых непрактичных. Таким образом, идея о том, что Rapid пришел на смену старой доброй Octavia Tour имеет свое подтверждение. Rapid является недорогой альтернативой хэтчбекам C-класса, а не бюджетным седанам класса B. Посудите сами – по практичности, простору сзади и грузовместимости у Skoda просто нет конкурентов в малом классе.
Остается признать, что Skoda Rapid имеет все шансы громко заявить о себе в сегменте бюджетных автомобилей класса B и дать бой «корейским» обидчикам своего «брата» Polo Sedan, т.к. пока никто из конкурентов не в состоянии парировать такие веские аргументы, как практичный тип кузова и огромный багажник. Вполне возможно, что парочка Rapid/Polo вскоре отвоюет себе первые строчки в рейтинге продаж у пары Solaris/Rio. Единственное, что может этому помешать – продолжающееся падение продаж на российском рынке.
Редактор AMSRUS.ru
Наконец-то хоть что-то о Rapid.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.