Американская выставка в Сокольниках 1959 года неизбежно стала антисоветской. Удар по нашим устоям, подрыв социализма и воздействие на умы советских людей был такой запредельной мощности, что при Сталине за сам факт посещения можно было бы получить высшую меру по ст.58.1а УК РСФСР в редакции 1934г. (измена Родине). Билеты на выставку не продавались. Они распространялись по предприятиям среди самых достойных, проверенных и стойких. Но, не смотря на передовицы «Правды», партсобрания и комсомольскую работу, люди не вынесли натиска империалистов. Вся пропаганда СССР, все усилия по воспитанию бойцов с капитализмом, вся решимость клеймить, изобличать и всегда верно угадывать надлежащий курс, провалились за шесть недель (с 24 июля по сентябрь 1959 года).
Официально мероприятие называлось «Национальная выставка США» и содержало все примеры американского образа жизни:
Но сильней всего валил с ног автомобильный раздел. GM, Chrysler, Ford деморализовали, опустошили и потрясли людей настолько мощно, что прийти в себя они уже не могли. Все усилия политико-воспитательной работы разбились в чрезвычайно мелкие дребезги. Потрясенные Америкой передовики производства и победители соцсоревнования рассказывали и показывали (в основном буклеты, до сих пор почитаемые в народе) о невиданной стране, невероятном уровне жизни и предметах обихода, не имеющих аналогов и даже названий. Проверенные партией люди невольно порождали слухи, творили легенды и сочиняли сказки оставшимся за забором Сокольников, не проникшим на закрытую территорию запрещенного соблазна и очевидных потребительских преимуществ. Хотя под забором тоже лезли, уворачиваясь от заградотрядов милиции.
За время работы по официальным данным поглядеть Америку смогло более двух с половиной миллионов человек. Результат – целое поколение отравленных выставкой людей, дополнивших собой жертв первой антисоветской идеологической диверсии 1957 года (Фестиваль молодежи и студентов в Москве). К стилягам добавились латентные диссиденты. Обе категории оказались неизлечимы и развитой социализм строили уже без них. Американская выставка стала крупнейшим провалом нашей пропаганды за всю послевоенную историю СССР.
А кроме машин – схема экспозиции (все три автомобильные фирмы стояли на улице), те самые буклеты, даже входные билеты с оторванным контролем, россыпь журналов в диапазоне от «Time» и до «Америка» с рецензиями и политическими заявлениями, портреты Никсона и Хрущева. Организаторы нынешнего фестиваля старины устроили погружение во время в неспешном ритме осознания того, каким глазами смотрели советские люди на все это 55 лет тому назад: пережить американскую выставку было невозможно.
Поскольку Олдтаймер Галерея кроме основной темы всегда сверкает сокровищами общечеловеческого понимания, остальная площадь двух залов была отдана привычным участникам: антикварам, коллекционерам, реставраторам, мастерам, ремонтникам, исследователям, старьевщикам, энтузиастам, фанатам и барахольщикам. Но идеологическим мостиком от Американской выставки 1959 года к XXII Олдтаймер Галерее 2014 года, стали не автомобили, а тракторы мастерской Шаманского, поддержавшие теперь уже канувшую в Лету экспозицию раздела Сельскохозяйственное оборудование. Такого музейного уровня реставрации тракторы у нас удостаиваются крайне редко. Застенчивый ДТ-20 с одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 20 л.с. 1958 модельного года; «Универсал-2» 1930 модельного года на железных колесах с четырехцилиндровым мотором в 22 л.с., работающем на керосине; гусеничный СТЗ-3 с карбюраторным двигателем мощностью 52 л.с печального 1937 модельного года; грандиозный дизельный Сталинец в 65 л.с. все того же пугающего 1937 года.
Сиятельная старина поразительного Cadillac 353 черного цвета, сохранившегося с 1929 года, подчеркивала наглядность тезиса, что Кадиллаки уже не те. Отогнать публику было невозможно и от Citroen Traction Avant 11BL 1953 года выпуска. Модель мало изменилась с момента своего дебюта в 1934 году. Но большинство посетителей видели в машине отлично отреставрированную старину и не знали, что это революционная переднеприводная модель, отмечающая 80летие воплощенной идеи. Даже проглядывающая сразу за решеткой радиатора КПП, поставленная против хода и оказавшаяся за передней осью, мало кем была отмечена.
Один из самых старательных коллекционеров и реставраторов страны Вячеслав Лен с размахом украсил Галерею красавцами разных лет, но акцент сделал на военную технику. Schwimmwagen, плавающий Volkswagen Typ 166, первого выпуска 1942 года в родной краске темно-серого цвета и аутентичной комплектации, включая подлинное весло. Как все у Лена, Швимваген на ходу и на плаву. А рядом предок Audi Q7 – Horch 901 Kfz.15 образца 1937 года.
Наше все – это Волга ГАЗ-21. История ее воцарения на пьедестале началась с того, что у мальчика Ванечки Падерина был дедушка и у него была черная Волга. Машина стала спутником детства Ванечки и его мечтой. Весь советский автопром сконцентрировался для впечатлительного мальчика в одном автомобиле, на котором иногда удавалось покататься. Потом дедушка эту машину внуку Ване, студенту МАДИ, подарил. Иван получил в руки мечту детства и уже не расстался с ней, замахнувшись на реставрацию и неразумный апгрейд. Инженером Иван не стал, зато стал настырным журналистом и принялся писать по всей стране о гениальности Волги. Гнал волну он лет десять, после чего написал книгу о любимой машине. А поскольку на фоне всеобщего перехода на иномарки нашу технику никто не пиарил и вообще стеснительно помалкивал, вакуум заполнился энергией одного человека с детства больного одной машиной. С тех пор мы неизбежно знаем, что ГАЗ-21 – это наше все сразу после Пушкина. Как хорошо, что у дедушки была Волга, а если бы Запорожец… На Олдтаймер Галерее Двадцать Первых было, как в советском таксопарке – всех видов, цветов, состояний и один универсал ГАЗ-22.
Но тему нашего всего ежегодно поддерживает трое энтузиастов, в жизни которых были машины марки Москвич: Дмитрий Ольшевец, Владимир Цуцуяну, Владимир Якунин уже вернули к жизни в отменном качестве реставрации Москвич-403Э, Москвич-412, а в этот раз показали два автомобиля 2140-Люкс – спортивную и гражданскую. Дмитрий Ольшевец лучший в стране по двигателям УМЗ и поэтому обе машины на отличном ходу.
Более глубокое наше все – ГАЗ ММ-В с брезентовой крышей, без дверей и единственной фарой, та самая полуторка войны, которую ошибочно зовут ГАЗ-АА. Машину восстановили давно и теперь она заслуженно посещает все подходящие по теме мероприятия. И по праву. В этом году она взяла с собой полевую кухню в состоянии войны.
Олдтаймер Галерея не только выставка. Это еще и клуб по интересам. И после первой волны впечатлений от лака, хрома и годов выпуска начинается самое интересное –разглядывание по углам. Здесь наиболее контактные собеседники и самые удивительные предметы. Педальные машинки в каждом зале, а при входе в павильон №11даже детская площадка для катания малышей. На тех самых железных машинках, о которых мечтал каждый советский ребенок. А рядышком безупречно тематические игрушки, американские, того же периода, что и американская выставка.
Почтение к старинным машинам – атрибут нынешней сытости? Во всю стену павильона фотоработы Александра Ивановича Хлупнова о советском периоде уважения, реставрации и коллекционирования раритетной техники. Здесь внимательные зрители добавили к своему представлению о жизни в СССР несколько новых названий и имен людей, бывших очевидцами Американской выставки 1959 года в Сокольниках.
АО «МБ РУС» представляет начало продаж пикапов Foton Tunland G7 Read More
Компания «Автомобильные Технологии» является российским независимым предприятием, специализирующимся на оптовых поставках и распределении автомобилей, запасных… Read More
Салон Exlantix ES гарантирует водителю и пассажирам премиальный уровень комфорта и удобства. Новый электрический купе,… Read More
Шаг в защиту снежных барсов: уникальный автомобиль доставлен в заповедник "Убсунурская котловина" Read More
Exeed RX полностью соответствует стандартам безопасности, определенным по методике C-IASI Read More
Единственной японской командой на старте гонки Формулы E в Токио станет Nissan Read More
Комментарии
Тёма ( tema.lj.ru ) даже выложил видео на эту тему. 50 минут о том как готовилась и проходила выставка. http://video.yandex.ru/users/valkorn/view/136
Так же автор бложика упомянул и о видео РоссияК смонтированного из кадров этого видео + немного о выставке в США и коментарии очевидцев https://www.youtube.com/watch?v=oAWdirWWtbY&feature=youtu.be
Спасибо за комментарий - используем в материале!