Волок.Монголия. Заход через Хубсугул

Волок.Монголия. Заход через Хубсугул
09 сентября 14:00 2014

Финальным аккордом Волок.Монголия 2014 стала долгожданная отмена виз в страну Монголию, а потому все последующие путешественники будут лишены этого чудесного удовольствия – получения дорогих и красивых наклеек в загранпаспорт. У меня их, таких виз, за лето накопилась целая коллекция, так что цена моего закончившегося паспорта на блошином рынке должна неминуемо вырасти. А вы коллекционируете свои загранпаспорта? Я – да! Но речь сегодня не об этом…Монголия через Хубсугул

16 августа, 16 экипажей выдвинулись из Иркутска в сторону монгольской границы в поселке Монды. А предшествовал этому событию мой нашумевший пост, о том что день рождения – грустный праздник. Теперь вы понимаете, после предыстории, как так случилось, почему я очутился в Иркутске накануне экспедиции в слегка уязвимом положении. К чему я вновь напоминаю об этой истории? А потому что при видимом одиночестве каждого из нас в жизни, мы совершенно не одиноки. На мой тонкий намек о бедствии откликнулись… 91 человек. Я посчитал уведомления о зачислении “подарков на ДР”. Было много и слов поддержки, очень много. Поразительно много.

Именно вы, мои друзья, знакомые, а иногда и совершенно незнакомые читатели сделали возможным спокойно провести проект, и заботиться в ходе экспедиции не о хлебе насущном, а о том, чтобы все задуманное было реализовано. Вам в моем лице благодарны и все экипажи, побывавшие со мной в рамках Волок.Монголия. Этот коллективный жест оказал сумасшедшую психологическую поддержку и лишний раз показал, что то что я делаю, надо не только мне. Это важно. И это прекрасно. Спасибо Вам.Дорога

Погранпереход Монды, расположенный в Тункинской долине республики Бурятия, не международный, только для граждан России и Монголии. Так как я здесь ездил во время разведки, нас ждали, хотя и забыли когда именно мы приедем.

Главный пограничник, который следит за тем, чтобы шпионы не шастали через границу, запомнил меня не только в лицо, но и по имени и отчеству. И не удивительно – не часто встречаются люди, у которых в одном паспорте весь список стран, при произнесении названий которых каждый приличный силовик обязан вставать в охотничью стойку. Особенное слюноотделение вызывают штампы Грузии, Украины, ОАЭ и Омана. Штамп Султаната Оман вообще вызывает желудочные колики, уж не знаю почему, вроде не Саудовская Аравия…Перевалочный пункт

К слову сказать, не все знают что Монголия никогда не была в составе СССР, не смотря на обилие советской символики в стране, ее социалистическую сущность и зависимую от России экономику. История же в двух словах была такая:

Долгое время нынешняя Внешняя Монголия была частью Китая, и граница с Россией проходила примерно там же где и сейчас. То есть северный поселок Ханх на озере Хубсугул бы российским, а южный, Хатгал, китайским. Восточнее, приграничным городами были Кяхта с российской стороны и Алтан-Булаг с китайской. Мы там будем выходить из Монголии спустя две недели экспедиции.Монгольское обо

В 1911 году, в ходе Синьхайской революции, Монголия чуть было не получила самостоятельность, был даже подписан договор об пусть и зависимой, но все жеавтономии. Однако, в 1919 году китайцы попробовали вновь “отжать” к себе территорию современной Монголии. И тут на помощь монголам пришли… загнанные в угол белогвардейцы. Барон Унгерн, один из последних оставшихся к тому времени военачальников белого движения, решил обосноваться в Монголии, и выбил очень скромными силами многократно превосходивших по численности китайцев при весьма загадочных, даже сказочных обстоятельствах. Можно сказать они сами сдали город. Личность это легендарная, мифов с Унгерном связано много, но, как оно часто и бывает, правды не знает никто.

Понятное дело, завоевать власть это одно, а вот удержать ее – совсем другое. Генерал был далек от политики, и тут же занялся развешиванием всех подряд на фонарных столбах. Этим и воспользовался монгольский коммунист товарищ Сухэ-Батор при активной поддержке дедушки Ленина. Унгерна взяли в плен, и казнили в Новосибирске. Так была поставлена последняя точка в активном белом сопротивлении на востоке России. К слову сказать, всех сподвижников Сухэ-Батора уже в 1922 году расстреляли Советы, а сам Сухэ простудился насмерть в 1923…На отдыхе

Все первые правители Монголии советского периода были марионеточными. Если они в чем-то не устраивали товарища Сталина, их тут же пускали в расход. Экономика страны откровенно подсаживалась на советскую иглу. КНР еще несколько раз поднимала вопрос о возвращении себе территории нынешней Монголии, но СССР грозно грозил кулаком. Окончательно все вопросы отпали после того, как СССР помог Монголии в битве на реке Халкин-Гол, когда Япония еще пыталась лезть на сушу и не мирилась с участью островной державы. После этого намека Япония не рискнула поддержать Германию во Второй Мировой.

После распада СССР мы о Монголии забыли. Монголам пришлось забыть о спонсорской помощи Большого Брата и строить свою экономику, коей в стране не было со времен Чингисхана. Монголы неоднократно пытались выгодно продаться и Китаю, и Америке, и России, но пока это совершенно независимое государство, признанное всем цивилизованным миром. В одной из бесед с представителями местного банковского бизнеса, Монголия сильно ревнует что мы их не хотим забрать обратно, при том что они готовы расслабиться и отдаться, а за какую-то далекую строптивую Украину проливаем кровь.

Советский Союз в 20-е годы пришел в Монголию со своим уставом. Наравне с коллективизацией, было решительно покончено с буддизмом – 1/3 населения были монахами и в стране насчитывалось 750 монастырей. Уже через несколько лет (30-е годы) ни монахов ни монастырей не было. До наших дней дошло 6 монастырей. Так что все что мы видим сейчас, включая обо (священные места оформленные камнями или ветками) или буддийские ступы (привык называть их на калмыцкий манер) – совершенный новострой. Так же, гонения были и на шаманов, коих так же осталось считанные единицы, и сейчас в Монголии их можно встретить только на западном берегу оз. Хубсугул, в Дархатской долине, крайне труднодоступной.Озеро Хубсугул. 13 обо

На последних нескольких фотографиях изображен комплекс, известный как “13 Обо”, самый крупный из мне известных. Местные жители относятся к подобным святым местам крайне почтительно, здесь совершаются жертвоприношения, отправляются ритуалы. Простые путешественники оставляют что-нибудь ценное чтобы задобрить духов местности и надеяться на хорошую дорогу. В каждом регионе нашей планеты есть свои святые, намоленные места, и туристам стоит уважительно относиться к местным обычаям. Это не нравоучение, а жизненные наблюдения.

Обратите внимание на записку вложенную меж камней. Девушка из Иркутска ищет себе суженого не совсем обычным способом, оставив очень эмоциональное, проникновенное стихотворение и свои контакты в святом месте. Никогда раньше такого не встречал, но очень трогательно.Поиск суженого

А теперь немного о грустном. Еще несколько лет назад Монголия была “страной кавалеристов”, как я ее окрестил в 2008 году, во время первого путешествия по Гоби. Теперь же, встретить всадника не так то просто. Большая часть монголов пересела на китайские мотоциклы, и благодаря этому почти в каждой деревне появились заправки. Если раньше заправиться было можно только в крупных городах, а их можно в Монголии пересчитать на пальцах одной руки, то теперь запас топлива уже не нужен, и если ваш внедорожник способен на баке пройти 400-500 км, то заправку вы найдете гарантированно. Правда, на ней может не быть электричества, может не оказаться оператора, или кончится топливо, но с нами такого не случалось ни разу.

Страна всадников становится страной байкеров, кочевники все больше стремятся в города, асфальт связывает меж собой районы, и совсем скоро Монголия перестанет быть столь аутентичной, как в наше время. Увы, цивилизация и глобализация стирает национальные отличия и колорит. Спешите видеть, на пенсии вы поедете уже в другу страну Монголию…Страна байкеров

Озеро Хубсугул очень живописно. Дорога вдоль него очень тряская и выматывающая, и на какие-то жалкие 180 километров надо закладывать целый день пути. Мы ночевали на первой трети этого пути, и оставшиеся 2/3 вымотали народ до крайности. Особенно если учесть, что следующий лагерь был не близко, уже на другом озере…Монгольское озеро

В северной Монголии в несметных количествах пасутся яки. Сфотографировать удачно это красивое домашнее животное, напоминающее помесь холмогорской буренки и швейцарского аппенцеллер зенненхунда мне так и не удалось, точнее как-то позабылось, но вот загон для стада яков в лесах в объектив камеры попался.

В тот день участники Волок.Монголия удачно сходили на “охоту” и купили у монголов ногу яка. Вкуснейшее мяса, я вам скажу! Но варили суп мы часа три, так что многие перебили аппетит Дошираком. Кстати, Доширак в Монголии продается не такой как в России, его в коробочке больше, а сам он вкуснее. Так что не запасайтесь им на родине, а покупайте в местных сельпо.Загон для яков

В сухую погоду застрять здесь негде, но вот после хорошего дождика или весной, в распутицу, трофи-рейд можно устроить знатный. Местные же на китайских мотоциклах (мотик стоит $1000) гоняют без еды и воды за 5 часов, и с многозначительной улыбкой поглядывают на тех, для кого это экспедиция. Хотя, надо признать, монголы удивительно миролюбивы и толерантны, пока трезвые. Да и в пьяном виде сами докапываться не станут. А вот пить с монголами я бы не советовал – могут быть недоразумения. Нетрезвые монголы быстро забывают что вы в гостях, и могут, например, обидеться на то, что вы не попробовали кумыс… Обида может быстро перейти в рукоприкладство. Так что в гости ходите, но стойте отдельным лагерем. В отличие от, скажем, казахов, монголы ненавязчивы и сами к вашему застолью не придут, а если и придут, будут вести себя тише воды и ниже травы, просто молча наблюдая за бледнолицыми чужестранцами.С верхней точки

В северной части Монголии обо встречается очень много. Если у каждого останавливаться – вообще никуда не доедешь. Ими отмечены все перевалы и места где у батыра в тот год когда снег по пояс был – кобыла ногу сломала. А через год опять сломала. Местные приспособились – кидают монетку, конфетку или чего-то полезное прямо из окошка, не останавливаясь. А на трассах некоторые находчивые кочевники ограничиваются звуковым сигналом или “аварийкой”. Таким образом, если впереди идущий автомобиль на пригорке вдруг поморгал вам поворотниками, не записывайте это на свой счет, карма у вас не поправилась, это вообще не вам…Еще одно обо

Монголия и Бурятия меня всегда поражали своей нестабильностью погоды и красивым небом. Температура, облачность, солнце и дожди могут сменять друг-друга в течении дня многократно. Просторы обширны, и если с одной стороны от вас лупят молнии и идет дождь, то с другой может светить солнце и гонять пыль ветер. Потом дождевой фронт перейдет на ту сторону, где было солнечно, а насыщенная влагой степь озарится сбежавшим от тучи огненным светилом… Вы же можете стоять как памятник коню Сухэ-Батора, и вокруг вас погода будет оставаться стабильно теплой и светлой. Или ветреной и дождливой. Очень классно. У нас так не бывает!Погода в Монголии переменчива

Эти кадры сделаны с разницей в полчаса-час. Сколь разная атмосфера и настроение! Сидишь в своей коробчонке, давишь на педальки, крутишь рулем, натираешь мозоли, а глаза то – на выкате, да рот открыт!… Конечно, через пару недель привыкаешь, и думаешь, ну что красивого в этой Монголии, вот бы сейчас русских березок сюда, да вместо баранины колбасы бы докторской, а лучше еврейской! Но это все будет потом, через две недели. А пока – эйфория.Вот так переменилась погода

Это вам не среднерусская заболоченность, где окно открыть страшно – комары загрызут. На Хубсугуле поспокойнее. Кровососущие тоже есть, я их застал на разведке, но не эскадрильи. А во время экспедиции их было уже совсем мало. Южнее же вообще можно забыть про насекомых. Хотя… Помнится, Федора Конюхова клещ укусил именно в Монголии…Вид из окна машины

В регламенте экспедиции Волок.Монголия прописано, что в каждой машине должно быть по две запаски. Понятное дело прислушались не все. Именно в первый день нашего проекта, на Хубсугуле, экипаж Toyota Land Cruiser 200 засадил об камень сразу обе покрышки по правой стороне… Если бы ехали одной машиной – тут бы и начались настоящие приключения, ведь запаска у них была одна. К счастью, нас много. И даже TLC 200 не в одном экземпляре. Но если вы собираетесь в Монголию одни, или на разных машинах с не унифицированными колесами, не экономьте на ботиночках. Покрышки в Монголии гибнут и без помощи камней, от множественных ударов и ослабления корда. За экспедицию только я знаю о двух взорвавшихся колесах… на асфальте. Один Cooper STT и один BF Goodrich A/T. У меня один Mickey Thompson Baja Claw покрылся вдруг грыжами с кулак и через пару дней испустил дух…Верный друг

Вечер в лагере экспедиции. Все прибыли очень рано, потому что день первый, вкаточный. Самое время проверить не забыли ли дома палатки, спальники, соль и перец. Возможность познакомиться тем, кто еще не знаком по другим проектам. Клуб Черных Тойот варит ногу яка. Весь лагерь с замиранием сердца ждет результат…Клуб Черных Тойот

 Солнце окрашивает нереальными красками озеро Хубсугул, на улице тепло, воздух кристально чистый. Но чувствуется что это уже не Россия. Не знаю как, но чувствуется. На Байкале дышится иначе…На Байкале дышится иначе

А со следующего дня темп Волока поднимется. Не смотря на спокойное название, скорость у наших экспедиций всегда как у конницы Чингисхана. Чтобы все увидеть и везде побывать, в топки завтра надо будет наподдать…

Алексей Мочалов
Алексей Мочалов

Алексей Мочалов - эксперт AMSRUS, журналист, путешественник, организатор и автор проекта Волок

Больше статей
Напишите комментарий

2 комментария

  1. Yuriy Vassilenko
    09 сентября, 15:07 #1 Yuriy Vassilenko

    «16 августа 16 экипажей выдвинулись из Иркутска в сторону монгольской границы,» – не, ну все-таки осторожнее надо быть с формулировками ))))))))))))))

  2. Vyacheslav Maltsev
    09 сентября, 15:13 #2 Vyacheslav Maltsev

    Да, это они вовремя, а то скоро там Китай будет, не пустят уже…

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.