Общественный транспорт в Москве будет синего цвета

Общественный транспорт в Москве будет синего цвета
05 февраля 14:00 2015

Александр Пикуленко: Доброе утро! Случилась тут очень интересная вещь. Я увидел тут в Москве на улице тёмно-синие автобусы с волной по верхней юбке. Причём автобусы хорошие, Mercedes. И мне это как-то сразу напомнило, что Москва – порт пяти морей. Я начал разбираться с информацией. Оказывается, москвичей опросили, они как всегда единогласно проголосовали за синий цвет московского транспорта. Мне этот цвет даже как-то понравился. И я вспомнил, что у нас городской транспорт испокон веку был в определённых расцветках. Дольше всех продержался трамвай. Он, надо сказать, и самый старый московский городской транспорт. До трамвая была конка. Потом появился первый трамвай с нижней частью тёмно-бордовой, а вверху – желтовато-кремовой. Как правило, верхний деревянный набор покрывался лаком. А них обшивался железом и был тёмно-бордовый. Причём это ведь сейчас мы поднимаем голову а там написано, что маршрут идёт туда-то, а номер такой-то.

А ведь раньше в стране было очень много неграмотных людей, которые не знали, что это – Аннушка, Букашка, Верочка. Поэтому для них были фонарики: красный, синий, зелёный и белый.

Маршрутов было мало, поэтому сочетание фонарей определяло маршрут для человека, который не мог читать. Синий с белым – Букашка.

Алексей Соломин: Если бы я попал в то время, мне было бы очень сложно понять, где какой маршрут по сочетанию этих цветов.

А. Пикуленко: А тогда люди знали. Потом при Советской власти трамваи долго были бордово-жёлтые. Потом в 1935 году решили уйти от старого мира и часть трамваев покрасили зелёно-белым. Перед войной появилось даже несколько серо-бело-синих трамваев. Так называемый «Голубой вагон». После войны трамваи долго оставались в той раскраске, к которой мы привыкли. Даже чешские трамваи. Уже Tatra появилась. Потом началась вакханалия – их красили и так и сяк. Сейчас, например, я вижу трамваи, покрашенные в цвета Российского флага. По-моему, Бауманское депо покрасило этих уродов Усть-Катавского завода с гофрированными боками типа бронепоезда. Сейчас, я так понимаю, опять всё придёт к единому знаменателю. Тем более, что у нас появляются новые, скоростные трамваи. Они тоже должны быть синие. Жалко, конечно. Я бы трамваи оставил с красным низом и кремовым верхом.

А. Соломин: Это дело привычки. Вот вы привыкли к чему-то.

А. Пикуленко: Традиции – это не так плохо. Традиции украшают город. Лондонские красные даблдекеры, лондонские чёрные кэбы – это украшает.

Красный лондонский автобус

А. Соломин: Вы просто боитесь перемен.

А. Пикуленко: Нет, я не боюсь перемен. Но давайте про автобусы. Автобусы у нас появились, как вы знаете, в 1924 году, когда комиссия Моссовета поехала в Лондон – это к вопросу об импортозамещении – и заказа там партию автобусов Leyland. Их как раз заказали сразу в таком же цвете, в каком были трамваи – то есть бордовый низ, кремовый верх. Это тоже продержалось довольно долго – до войны, после войны. До автобусов ЗИС-158/ЛиАЗ-158. Они стали полосатые . Там были белые с красной полосой, синий низ – белый верх. То есть они были уже разные. Кстати, чтобы было понятно, о чём я говорю, ЗИС-158 снимался в «Операции Ы» в сцене, когда под дождём герой пытается залезть в автобус. А также когда с Верзилой они выясняют отношения, где он ездит на двух колёсах.

А. Соломин: А автобус из фильма «Джентльмены удачи» у нас иногда называют труповозкой.

А. Пикуленко: Это уже другое.

Он прошёл путь именно такой – ЗИЛ-158/ЛиАЗ-158. В середине шестидесятых был заменён новым автобусом – ЛиАЗ-677. Это как раз тот, который потом получил неприятное название «Скотовоз». В «Джентльменах удачи» как раз Скотовоз.

Первые были очень красивые, салатового цвета с белым. Была такая расцветка. Они были просторные, светлые, с автоматической коробкой передач, с большими площадками-накопителями, с пятикопеечными ручными кассами. Они ездили до середины девяностых. И я думаю, что где-нибудь в провинции до сих пор ползают. Это неубиваемые машины. В момент появления новых ЛиАЗов и когда ещё ходили 158-ые, нам добавили 180-ые Ikarus. Ikarus пришёл уже целиком белый с красной полосой по боку и по передку.

А. Соломин: А я видел как раз красный.

А. Пикуленко: Красный Ikarus – это междугородний. А я говорю про Ikarus 180. Потом, когда пошёл Ikarus двухсотой серии, они все пришли к нам цвета золотистой охры. Таким же цветом стали красить и Ликинские автобусы. И у нас парк автобусов в Москве стал золотисто-охровый, то есть жёлтый. Потом, когда уже пришёл ЛиАЗ-5256, он опять вернулся бело-зелёный. А сейчас автобусы перешли в синий. Есть ещё троллейбус. Долгие годы у нас троллейбус был сине-жёлтый – синий низ, жёлтый верх. Сначала это был ЛК-1 (Лазарь Каганович), потом был ТБ-3. Их делал Ярославский завод. После войны был троллейбус, унифицированный с трамваем – это МТБ-82. То есть Московский Троллейбус Большой, а 82 – это Тушинский машиностроительный завод, почтовый ящик 82.

Троллейбус МТБ-82

Кстати, главный конструктор этого троллейбуса и трамвая был секретный, потому что он потом ракетами занимался. Троллейбус был сине-жёлтый. Потом, когда появились СВАРЗовские троллейбусы – сначала их сделали для ВДНХ – они стали бело-красные. И кстати, ЗИЛы, которые пошли, первое время тоже делали бело-красные. Потом троллейбусы стали совсем разноцветные, но сейчас, как я понимаю, им вернут свой естественный синий цвет. Вот такие проходили метаморфозы. В основном, конечно, пыталась московская власть разнообразить поток какими-то цветами или наоборот, весь его сделать одинаковым.

Я предпочитаю, чтобы общественный транспорт был одинаковым, чтобы издалека было видно, что синий с жёлтым – троллейбус, красный с жёлтым – трамвай, а, допустим, зелёный с белым – это автобус.

Алексей Нарышкин: Я сейчас понял, почему мне ваш рассказ о цветах кажется каким-то отстранённым от жизни. По крайней мере здесь, в центре, я давно не видел цвета общественного транспорта. Я всегда вижу его с большими рекламными наклейками.

А. Пикуленко: Да, это большая беда города.

А. Нарышкин: Почему беда? Это деньги.

А. Соломин: Оля пишет нам, что в Бишкеке у каждого маршрута автобуса свой цвет, что очень удобно для очкариков. Автобусы китайские, цвета могут повторяться, если маршруты не пересекаются.

А. Пикуленко: Это очень хорошо. Издалека можно сразу знать, какой твой.

А. Соломин: Елена пишет: «Мне 60. Я помню эти разноцветные огоньки на трамваях, когда меня мама забирала из детсада». Ксюша из Петербурга пишет, что там и сейчас есть эти фонарики на каждом трамвае. Ну и обещанные цвета общественного транспорта. Казань – красные автобусы. Оренбург – муниципальные оранжевые морковки, пишет Руслан. Раньше ЛиАЗы и Ikarus был и жёлтые, теперь все разноцветные в рекламе, пишут из Ярославля.  Оранжевый Волжанин, пишет Фархат из Оренбурга. Саратов, Коля: «У нас весь транспорт цвета несвежей рекламы». В Челябинске ещё остался жёлтый Ikarus. Митя из Петербурга пишет: «У нас все трамваи красные, под цвет герба города». Пенза, Елена: «Автобусы зелёно-белые, троллейбусы всех цветов». И, конечно, пишут, что невероятное количество рекламы стало на общественном транспорте.

Александр Пикуленко
Александр Пикуленко

Больше статей
Напишите комментарий

4 комментария

  1. Boris Kononenko
    05 февраля, 14:51 #1 Boris Kononenko

    ну слава тебе яйца, а то бы сука года три муссировали бы каким цветом и каким сука оттенком , освоили-бы хрен миллионный бюджет

  2. Rinat Aisin
    05 февраля, 16:58 #2 Rinat Aisin

    Как поучаствовать в выполнении заказа? !)))

  3. elnecrosmas
    06 февраля, 11:45 #3 elnecrosmas

    Не верзила, а бывалый.

  4. Vitaly Devyatko
    07 февраля, 18:26 #4 Vitaly Devyatko

    Ну что вы возмущаетесь! Не понравится синий, перекрасят в зелёный через годик…

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.