Грузовик-вездеход ГАЗ-60

Грузовик-вездеход ГАЗ-60
27 февраля 19:00 2016

Серийный полугусеничный грузовик-вездеход, построенный Горьковским автомобильным заводом на базе “Полуторки”, грузовика ГАЗ-АА, в 1938 году. Первый опытный образец, который именовался как НАТИ-3, появился еще в 1933 году, автомобиль прошел испытания в пустыне Каракумы, на Таймыре и на Чукотке и с каждым годом совершенствовался.

Прототипы, несмотря на поломки, продемонстрировали великолепную проходимость и превосходную, в сравнении с тракторами, динамичность.

В 1936 году появились образцы снегохода НАТИ-ВЗ, созданного, как и его предшественники, на базе ГАЗ-АА. НАТИ-В3, как и его предшественники подвергся ряду доработок, а после, на основании приказа №12 от Наркоммаша от 15 января 1938 года вездеход был принят к серийному производству. Серийным производством грузовика-вездехода занялся Горьковский автомобильный завод, где автомобиль получил название ГАЗ-60.Грузовик-вездеход ГАЗ-60

Грузовик на гусеничном ходу ГАЗ-60 получил тот же двигатель, как и базовая “полуторка”, на основе которой он был построен, однако система охлаждения была доработана, был установлен новый вентилятор и усиленный шестирядный радиатор. Гусеничный ход состоял из рамы, ведущей оси с двумя двускатными колесами, входившими во фрикционное зацепление с гусеницей. Привод от заднего моста к ведущей оси осуществлялся цепной передачей. Движитель имел поддерживающие и опорные ролики, а также ленивец с натяжным приспособлением. Под переднюю рессору был установлен специальный кронштейн, благодаря чему осуществлялась качение подвески.Грузовик-вездеход ГАЗ-60

С ноября 1938 года по февраль 1939 были разработаны серийные чертежи. Опытные образцы были изготовлены в октябре 1938 года, они постоянно проходили заводские испытания, по результатам которых и дорабатывалась техдокументация. Всего до конца 38-го года изготовили пару сотен автомобилей, а в 1939 году было изготовлено почти 700 вездеходов. Машины стали поступать заказчикам.Грузовик-вездеход ГАЗ-60

Вездеход ГАЗ-60 заслужил одобрение публики, и до конца 39-го года потребителям было передано 691 грузовик-вездеход. С началом Финской кампании появилась возможность опробовать вездеходы в деле. Однако вездеход в деле не показал ожидаемого результата, от военных стали поступать многочисленные рекламации.

Особенно много замечаний относилось к гусеницам, которые быстро изнашивались, кроме того они не допускали перекосов, при перекосе гусеницы сваливались с катков.

Чтобы избежать сваливания гусеницы с катков грузовик получил механизм принудительного зацепления гусеницы. Так в 1940 году в свет вышел модернизированный грузовик под индексом ГАЗ-60П.Грузовик-вездеход ГАЗ-60П

Перед Великой Отечественной Войной была предпринята попытка установки газогенератора (топливом являются дрова, уголь и т.п.) на ГАЗ-60 с целью приспособить автомобиль к работе в удаленных лесных и таежный районах страны. Однако, ввиду слишком большой потери мощности газогенераторным автомобилем по сравнению с бензиновым вариантом, данный проект развития не получил.Грузовик-вездеход ГАЗ-60

Во время ВОВ, ГАЗ-60 не пользовался популярностью и особого распространения не получил, зачастую на них устанавливали зенитные пулеметы.

В 1943 году выпуск вездеходов ГАЗ-60 прекратили, с оставшихся грузовиков сняли гусеницы и “переобули” в обычные колеса, таким образом, получив стандартную “полуторку”.

До конца войны не дожил ни один вездеход ГАЗ-60. За время производства с 1938 по 1943 год было изготовлено немногим более тысячи ГАЗ-60 разных серий.Грузовик-вездеход ГАЗ-60

Оригинал публикации.
  Article "tagged" as:
  Categories:
AMSRUS
AMSRUS

C 2014 года amsrus.ru

Больше статей
Напишите комментарий

3 комментария

  1. Владимир Журавлев
    27 февраля, 20:55 #1 Владимир Журавлев

    Полугусеничный.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.