Детская мечта или элитный автозвук из прошлого

Детская мечта или элитный автозвук из прошлого
02 апреля 14:00 2014

Вы не поверите, но в моем детстве (году в 1970 и чуть ранее) доллар стоил всего 60 копеек, но полагался он не каждому, а только самым достойным из достойных гражданам. Попытка купить валюту (хотя бы с рук) вступала в противоречие со ст.88 УК РСФСР и гарантировала маленькое наказание – от трех лет до расстрела…

Вот в те времена мы с приятелями однажды забрели в комиссионный магазин на Комсомольском проспекте. А там продавали такое!!! В СССР в комиссионные магазины самые достойные из достойных граждане сдавали излишки привезенного ими из заграницы барахла для перепродажи менее достойным гражданам, то есть тем, кто не имел доступа к загранице. Цены были «социально приемлемые», например, за цену нескольких трёхкомнатных московских квартир можно было купить американскую кассетную автомагнитолу, но не в формате компакт-кассет, а на удивительных однокатушечных кассетах, почти неизвестных в Советском Союзе.

Автомагнитола, а в особенности кассета, производили неизгладимое впечатление. Глубина детского потрясения немного сказалась на детской психике и, как ни странно, сформировала любовь к необычным техническим штучкам. Естественно, тогда автомобиля не было не только у меня, но и у пап-мам-дедушек-бабушек и вообще ни у кого из родственников, но неординарная конструкция крепко запала в мою память – представьте себе пленочную кассету с одной единственной катушкой внутри, с которой пленка сматывается и на неё же наматывается в одно и тоже время. Придумать такое человек в здравом уме точно не может….

Приведу фотографию внутреннего устройства той самой древней кассеты:

Однокатушечная кассета

 Прошли годы, СССР не стало, а интернет изобрели и тут однажды я наткнулся на какой-то «вражеский» электронный аукцион и увидел, что там продают те самые магнитолы из 1960-х. Неожиданно для самого себя я решил вспомнить детство и испытав немного ностальгии, приложил усилия да и купил сразу два подобных аппарата. Так я осуществил свою детскую мечту, став обладателем автомагнитол полувековой давности. Но не хранить же мечту в шкафу… Но и в современные машины ставить их бессмысленно. И я купил Москвич-2140SL. Хотя эта машина не совсем ровесник магнитоле, но тоже древняя, всеми забытая и воспринимается, как сопоставимая по возрасту. Установка подобной магнитолы в такой автомобиль отлично завершит реставрацию, конечно же не автомобиля, а самой магнитолы. В советское время импортная техника была чрезвычайной редкостью и стоила немалых денег, так что данный аппарат позволит стилизовать Москвич под личную машину крупного советского начальника, имевшего доступ к загранице.

Приведу фотки внешнего вида моих приобретений с небольшими комментариями:

 Автомагнитола начала 1960-х годов

Автомагнитола начала 1960-х годов. Предназначена для подвешивания под «торпеду» – врезание магнитол в саму «торпеду» тогда еще не сформировалось как стандарт.

 шкала приемника откидная

Неординарное техническое решение – шкала приемника откидная, она одновременно является крышкой кассетного отсека. При фотографировании пришла помощь в лице котёнка Кошмарика, контролирующего все процессы в доме на правах главного хозяина.

 магнитола из 1970-х

А эта магнитола посвежее, из 1970-х. Сборка уже не родная американская, а японская. Сейчас об этом мало кто помнит, но в те годы символом качества была надпись Made in USA, а не Made in Japan… Но тогда японцы не халтурили как сейчас. Данный аппарат уже можно вставить в «торпеду», его размеры мало отличаются от современного формата «1-DIN», пилить торпеду придется не сильно.

 шкала приемника тоже совмещена с крышкой кассетного отсека

У данного девайса шкала приемника тоже совмещена с крышкой кассетного отсека…..

Сравнение размеров магнитол

Сравнение размеров древней магнитолы с современной…

 магнитола со вставленной кассетой

А это та же магнитола, но со вставленной кассетой.

 Реставрация магнитол оказалась несложна – подшипники были смазаны свежим маслом, царапины были заполированы, поиск проблем в электронной части кончился неудачей – проблем вообще нет….

 в механизме надо сменить смазку

Вскрытие показало – в механизме надо сменить смазку (что и было сделано). Схема еще на натуральных радиодеталях и настоящих проводах – теперь так не делают….

 Раньше японцы в конструкторы не лезли, подшипники железные на пластиковые еще не меняли, при пайке олова не экономили и вслед за американцами держали качество на должном уровне.

 Реставрация магнитол

Покопался в закромах и нашел кое-какие приборчики. С их помощью обследовал электронные системы – проблем не нашел….

 Испытав мои ретромагнитолы, убедился – работают отлично. Звук лучше, чем у всяких уважаемых современных аппаратов «Мистери», «Пролоджи», «ВВК»……

 В то время стереосигнал в эфире был не у всех

Слева вверху горит лампочка «ST» – это индикатор настройки на станцию ведущую стереопередачу. В то время стереосигнал в эфире был не у всех.

PS. Несколько «продвинутых» специалистов мне сказали, что Американские магнитолы из-за разности в частотных сетках работать у нас не будут. Не верьте! Эти магнитолы аналоговые и настраиваются ручкой – как «дошел до ручки» такая и сетка получится….

 История вопроса и краткое описание конструкции:

Первоначально этот формат кассет был придуман для профессиональных радиостанций. Представьте несчастного ведущего прямого эфира, которому надо говорить что-то умное и одновременно включать рекламные ролики. На обыкновенных магнитофонах после каждого проигрывания пленку необходимо перемотать назад и еще выставить точно на начало записи, а копаться в катушках и одновременно внятно излагать мысли может не каждый. Это была проблема – компьютеров еще не придумали и тыкнуть «мышкой» в нужный аудиофайл было невозможно. В 1952 году изобретатель по фамилии Мюнц предложил решение проблемы – магнитофон с кассетами (картриджами). Носителем информации в них был кусок магнитной пленки желаемой длины, склеенной в «бесконечное кольцо». За счет особого профиля центра катушки пленку можно было вытащить из центра рулона без риска порвать. Пройдя по звукоснимающим головкам и прочим частям лентопротяжного механизма, пленка опять наматывалась на этот же рулон. За счет разницы в диаметре внешней и внутренней частей рулона пленка при намотке немного проскальзывала, чем достигалось необходимое для работы натяжение ленты – просто и гениально. Кроме того наличие всего одной катушки вместо двух позволяло сделать конструкцию вдвое компактней. Концы пленки в тех кассетах склеивались металлизированным скотчем и он же был меткой для «датчика положения» – приехала пленка в начало и стоп, ждет нужных указаний чисто автоматически. В кассете было четыре дорожки и на каждую из них можно было записать что угодно, например рекламный ролик или позывные радиостанции. Радиоведущему оставалось только нажать кнопку и аппарат сразу играл что надо. Далее кассета сама докручивалась до «начала» и останавливалась в ожидании дальнейших указаний. А еще кассеты можно было мгновенно поменять – вынул-вставил и готово…..

Господин А.А.Пикуленко сообщал, что автомобильные проигрыватели граммофонных пластинок появились в 1936 году. Сам их не видел, но думаю, что подобное чудо было малопригодным для практического пользования – граммофонный диск хрупок, громоздок, звучит недолго и каждые две-три минуты его надо менять без отрыва от руления.

В 1950-е годы происходило мощное развитие радиотехники – и телевизоры стали цветными, и радиовещание стало стереофоническим. Как бы там ни было, к концу 1950-х автолюбителям одного радиоприемника уже не хватало. Тут и начались попытки встроить магнитофон в автомобиль – это лучше, чем граммофон, но большое время звучания требовало магнитофона с большими катушками, да и менять катушки на ходу тяжко. Решение предложил малоизвестный у нас изобретатель – Уильям Лир, тот самый, который в 1920-м году спроектировал первый в мире автомобильный приемник названный «Моторола» – даже фирма производившая его, в честь того приемника сама позже переименовалась в «Мотороллу». Лир предложил в качестве автомобильного магнитофона аппараты на кассетах. Взяв за основу кассеты Мюнца 1952 года, Лир их усовершенствовал, сделав восьмидорожечными, что позволило сохранить четыре дорожки, как на кассетах Мюнца, но уже в «стерео» звуке. Алгоритм воспроизведения стал такой – после проигрывания первой дорожки (то есть всей длины пленки) аппарат автоматически переключался на вторую и играл ее, после чего играл третью и четвертую дорожки, после чего снова переходил на первую и так до бесконечности. Было предусмотрено и принудительное переключение на следующую дорожку нажатием кнопки – что в движении очень удобно:

 Индикатор проигрывания четвертой дорожки

Слева вверху включена лампочка «4» – это индикатор проигрывания четвертой дорожки на кассете. Нажатие на ручку громкости вовнутрь переключит дорожку на следующую.

 Автомагнитолы на таких кассетах производились в основном в США с 1964 года до конца 1970-х. Кассеты производились подольше – по моим данным последняя такая кассета была продана в 1982 году, уже после изобретения компакт-кассеты (которая была у всех) и CD-диска.

Жалко, что данный формат звукозаписи ушел, передав эстафету более дешевым, но худшим по качеству звука компакт-кассетам. Как это ни печально, но прогресс пошел не по пути улучшения, а по пути удешевления…

 Для справки приведу некоторые советские цены в конце 1960-х, начале 1970-х годов:

– трехкомнатная квартира на окраине Москвы, возле деревни Коньково – 2200 рублей;

– автомобиль Запорожец – 3500 рублей;

– автомобиль Москвич-412 – 4500 рублей;

– музыкальный виниловый диск с советской эстрадой – 1 рубль 60 копеек (диск с речами Брежнева стоил дешевле);

– простейший проигрыватель виниловых дисков – 30 рублей;

– мужской костюм (отечественный) – от 60 до 250 рублей;

– брюки мужские отвратительного покроя из ткани хуже половой тряпки – 5 рублей 50 копеек;

– пальто мужское (страшное) – примерно от 60 рублей;

– маленький батон белого хлеба – 7 копеек;

– нормальный батон («Нарезной») – 13 копеек;

– батон черного хлеба (квадратный) – 18 копеек;

– булочка типа «Рогалик» (если кто помнит) – 3 (три) копейки;

– бутылка водки, что попроще – 3 рубля 62 копейки, водка «Экстра» – аж 4 рубля 12 копеек!

– пол-литровый пакет молока (что в виде треугольной пирамидки) – 15 копеек;

– звонок по телефону-автомату (уличный таксофон) – 2 копейки;

– стакан газировки без сиропа – 1 копейка, с сиропом – 3 копейки;

– мороженое типа шербет в бумажном стаканчике – 6 копеек, пломбир в вафельном стакане и с кремовой «розочкой» – 19 копеек;

– сигареты считавшиеся приличными (Ява) – 30 копеек, а неприличные (Дымок) – 7 копеек за пачку (сам не курю и цен на сигареты и папиросы средних ценовых категорий не помню);

– билет в кино – 10 копеек детский и 25 – 30 копеек взрослый;

– билет на трамвай – 3 копейки, билет на троллейбус – 4 копейки, автобус и метро стоили по 5 копеек, такси – 10 копеек километр плюс 10 копеек «за посадку»;

– цветной телевизор (советский) – 650 или 750 рублей (в зависимости от диагонали), а импортный телевизор в том комиссионном магазине 10000 (десять тысяч рублей);

– японский магнитофон в той же комиссионке – от 3500 до 7000 рублей (в зависимости от модели);

– видеомагнитофон (опять же в комиссионке) – от 7000 рублей;

– та самая автомагнитола, о которой я рассказываю – 10000 (десять тысяч рублей);

– зарплата инженера – 120 рублей минус 13% подоходного налога и еще 6% налог «за бездетность» с тех, кто алиментов не платит (от 25%)…..


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/amsrus.ru/wp-content/themes/gadgetine-theme/includes/single/post-tags-categories.php on line 7
  Categories:
Напишите комментарий

3 комментария

  1. Захар Увайс
    02 апреля, 21:44 #2 Захар Увайс Автор

    Рад Андрей, что Вам понравилось.
    Это чудо будет поставлено в специальной машине, рассчитанной если не для поездок в прошлое, то для передачи духа той эпохи…..

  2. Shinkareff Serg
    09 октября, 16:10 #3 Shinkareff Serg

    Подход вызывает уважение. Душевно!
    А за найденные девайсы и отчёт — отдельное спасибо.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.