Американская классика с австралийским корнями – Chevrolet El Camino

Американская классика с австралийским корнями – Chevrolet El Camino
03 ноября 19:00 2014

Среди пользователей зарубежных сайтов при ответе на вопрос о том, какую модель непременно должна возродить GM, регулярно всплывает звучное и красивое имя — El Camino. Очень специфичный и, без сомнения, ставший культовым автомобиль, сочетающий в себе черты купе, внедорожника и пикапа, выпускался General Motors между 1959—1960 и 1964—1987 годами. А появился он как попытка американцев ответить на успех земляков из Ford с их моделью Ranchero. За саму же идею создания этого класса машин следует благодарить жену скромного австралийского фермера-cвиновода.

Chevrolet El Camino 1975Место, где впервые обрела в металле очертания идея утилитарного легкового автомобиля с открытой платформой, – Австралия. Конструкторам здешнего подразделения Ford ее подарила жена простого фермера из Джилонга, штат Виктория. В своем письме в Ford Australia, датированном 1932 годом, она писала, что их семье не помешало бы «транспортное средство, пригодное для того, чтобы доехать в церковь в воскресенье, а в понедельник перевезти свиней на рынок». Письмо попало на стол главы Ford Australia Хьюберту Фрэнчу. Вместо того чтобы отделаться вежливым отказом, он решил посоветоваться о перспективах такого авто с менеджером по продажам Скоттом Инглисом. В результате тот вместе с управляющим заводом Ford Australia Слимом Вестманом отправился в конструкторский отдел компании, состоявший в 1932 году… из одного человека.Cherolet Ute 1934

Им был 22-летний Льюис Торнет Бандт. Молодой человек уже имел приличный опыт работы в качестве дизайнера Ford. На этом посту он оставался вплоть до 1976 года, успев в промежутке, который совпал с годами второй мировой, отдать часть своего таланта авиации – он проектировал навесные топливные баки для истребителей Spitfire и Thunderbolt. Молодой дизайнер быстро воплотил идею в чертежи, и уже в 1934 году компания выпустила первый автомобиль типа Ute.

В ходе создания первого Ute пришлось решать проблему прочности конструкции. Нельзя было просто отпилить часть кабины и заменить ее грузовой платформой: груженый авто мог переломиться пополам, поскольку точки крепления кузова к раме изменились и выросла грузоподъемность. Конструкцию укрепили еще одной стойкой, в месте соединения кабины и платформы.

Всего через несколько недель Бандт построил два прототипа с колесной базой 112 дюймов и грузовой платформой в 5 футов 5 дюймов, способных перевозить груз весом в 1200 фунтов (540 кг). После презентации прототипов Скотт Инглис санкционировал запуск ограниченной серии из 500 автомобилей, и первые утилитарные купе сошли с конвейера в Джилонге в 1934 году. Запуск модели обошелся компании в 10 000 фунтов стерлингов. Необычно комфортный для фермерского авто, Ford Ute был быстро принят в качестве необходимого атрибута сельской жизни и завоевал признание как идеальный автомобиль фермера или торговца.

Успех конкурентов не остался незамеченным, и дочерняя компания концерна GM, австралийская Holden, выпустила свой пикап-купе в 1935 году. В рекламном ролике Holden (см. ниже) наглядно показано, как эволюционировал этот тип автомобилей GM на Зеленом континенте.

Но Ute продолжал оставаться сугубо местным продуктом, и шансов встретить его на дорогах США было не больше, чем увидеть кенгуру в прериях. Только в 1957 году на американском рынке появился первый похожий автомобиль, представленный конкурентом GM.Это был Ford Ranchero.Ford Ranchero

GM ответил в середине 1955 года выпуском Chevrolet Cameo Carrier. Созданный под руководством тогдашнего шеф-дизайнера GM Чака Джордана,  автомобиль не снискал особой славы – слишком уж высока была его цена. Однако он был очень важной вехой в истории моделей Ute.Chevrolet Camino

Именно с Cameo Carrier в мир рабочих пикапов в полном объеме проникли роскошь и комфорт, свойственные прежде лишь легковым авто. Машина, которая и по сей день пользуется спросом у коллекционеров, могла похвастать панорамным ветровым стеклом, заходившим на наклоненные вперед стойки, стекловолоконными «плавниками», двухцветной окраской кузова, достаточно симпатичным интерьером. Салон был отделан пластиком в цвет дубовой коры, а сиденья обиты двухцветной новомодной синтетической «дышащей» тканью. Машина предлагалась с линейкой из двух моторов – шестицилиндровым 123-сильным Stovebolt и V8 объемом 4342 «кубика», развивавшим 147 сил (здесь и далее мощность приведена по европейской классификации).chevrolet el camino 1959

Это авто  заложило основу для успеха El Camino. Выпускать его начали в 1959 году. Как и конкурент Ranchero, джиэмовский Ute основывался на существующей и модифицированной платформе, которой был выбран двухдверный универсал Brookwood. El Camino продавался лучше, чем более консервативные Ranchero. Для него был доступен полный ряд силовых агрегатов и трансмиссий Chevy, но только один вариант отделки. Полосатая ткань в салоне серого, синего или зеленого цвета, напольное покрытие из винила. В шасси использовалась новая Х-образная рама Safety-Girder и пружинная подвеска. Колесная база — на 38 мм длиннее, чем у универсала, и равнялась 3 метрам. В длину пикап-купе достигал 5360 мм.safety_girder_1959_chevrolet_22

El Camino стал автомобилем, давшим его владельцу максимум простора в использовании. Он чем-то походил на прическу «муллет», которая стала популярной много позднее благодаря звезде кантри и отцу современной «плохой девчонки» в мире поп-музыки Майли Сайрус — Билли Рэй Сайрусу: «Деловая спереди, а сзади как на вечеринку».

Полезная нагрузка El Camino варьировалась от 300 до 520 кг, с допустимой полной массой в пределах 1995—2222 кг в зависимости от трансмиссии и подвески. Причем заведомо «легковые» комплектации, не позволявшие в полной мере использовать пикап-купе как грузовую машину, оснащались более мягкими пружинами, в то время как конкурент Ford Ranchero существовал только со стандартной подвеской heavy duty, на 1100-фунтовую загрузку. Разумеется, это приводило к «козлению» порожнего автомобиля. Для El Camino даже была опционально доступна пневмоподвеска, но на практике таких машин GM выпустил немного, да и то El Camino среди них не значится.1959 chevrolet el camino

В 1959 году El Camino рекламировался как первый пикап Chevrolet, в котором грузовая платформа была не деревянной, а металлической. Платформа была выполнена из гофрированного листового металла и крепилась 26 утопленными болтами. Под ней скрывались пол аналогичный модели Brookwood и колесные арки. Объем платформы был равен 0,93 кубометра.

На машину первого поколения устанавливались моторы Turbo-Jet V8 объемом 4,6 л с двух- или четырехкамерным карбюратором и 5,7-литровый Turbo-Thrust V8 с четырех- или двухкамерными карбюраторами, развивавший до 345 л.с. Также использовались 253- и 294-сильные версии 4,6-литрового мотора с механическим впрыском топлива Ramjet. Самый мощный El Camino набирал «сотню» за семь секунд и развивал максималку в 130 миль в час (210 км/ч).

Автомобиль предлагался по цене в 2366 долларов за шестицилиндровую модель. Доплатив 107 долларов, можно было получить версию с мотором V8. Чтобы лучше понимать эти цифры, уточним, что в те годы средняя месячная зарплата в США равнялась 321,2 доллара. Что можно было купить на эти деньги? Ну, к примеру, почти 5000 л бензина. В общей сложности в первый год производства было собрано 22 246 El Camino, в то время как Ford мог похвастать в аналогичный период 21 706 Ranchero.

К сожалению, появление модели совпало с эпохой бэби-бума, и она просто не могла удержаться на рынке, который требовал автомобиля, способного вместить семью и располагавшего большим комфортом. Основным покупателем первых El Camino к концу второго года производства стал клиент из мелкого бизнеса.

Второе поколение

Chevrolet El Camino Gen 2 1964Выпуск второго поколения был возобновлен на платформе Chevelle в 1964 году и продолжался до 1977 года. Модель 1964 года напоминала одноименный седан дизайном передних стоек. Собственно, она и вобрала в своем названии две составляющие — Chevelle El Camino. Но в отличие от пассажирской Chevelle первоначально для утилитарного пикапа-купе были недоступны самые мощные моторы и предлагались только шестицилиндровые двигатели объемом 3180 куб. см и 3770 куб. см Turbo Thrift, развивавшие 122 и 157 л.с. соответственно. Chevrolet El Camino Gen 2 1964Позднее к ним добавился Chevy Small-block V8 объемом 4638 куб. см с двухкамерным карбюратором, развивавший 198 л.с. Также стал доступен 223-сильный вариант этого мотора с четырехкамерным карбюратором и двумя глушителями. Затем последовали опциональные 5360-кубовые V8, развивавшие 253 и 304 л.с. Разница в мощности получалась благодаря использованию четырехкамерного карбюратора и более высокой степени сжатия, равной 10.5:1.

В 1965 году El Camino получил новый дизайн передка с более выраженной V-образной формой, после чего стал похож на другие полноразмерные автомобили Chevrolet. В списке опций появился двигатель L-79 (5360 куб. см), Turbo-Fire V8s, развивавший 354 л.с. А в 1966 году GM предложил для пикапа мотор Big-block V8 (6490 куб. см), развивавший 330—380 л.с. Дистанцию в четверть мили El Camino с таким мотором преодолевал менее чем за 15 секунд (позднее этот показатель улучшился и составил менее 14 с).1966_chevrolet_el_camino_04

Новый дизайн кузовных панелей и передних стоек El Camino 1966 года был подчеркнуто идентичен Chevelle. Машина получила новую приборную панель, на которой разместились спидометр с горизонтальной разметкой и опциональный тахометр. Отделка салона в базовом исполнении вплоть до резиновых ковриков была аналогична таковой у Chevelle серии 300, в то время как на заказ предлагался более богатый интерьер от Chevelle Malibu с полностью обитыми винилом сиденьями или комбинацией из мягкой ткани и винила, полом, укрытым ковровым покрытием. В совсем уж роскошной версии предлагались очень необычные поворотные сиденья-ковши Strato swivel bucket seat, позволявшие разворачивать кресло под 90 градусов для облегчения посадки-высадки.

В 1967 году El Camino пережил рестайлинг, получив новую решетку, передний бампер и отделку салона. На него устанавливалась травмобезопасная складывающаяся рулевая колонка и опционально — дисковые тормоза. Двигатель агрегатировался с трехступенчатым «автоматом» Turbo Hydramatic 400. Версии heavy duty комплектовались двухступенчатой трансмиссией Powerglide. Мощные моторы L35 (5326 и 6490 куб. см) были базовыми для серии SS396, а моторы L34 и L78, развивавшие 354 и 380 л.с. соответственно, — доступны для любой комплектации El Camino.

Именно тогда пикап-купе начал приобретать популярность как прекрасная основа для тюнингованного масл-кара, способного рвать с места в дрэг-рейсинге и на котором можно было исполнить burnout до самого обода диска.

Третье поколение

Chevy впервые представила длиннобазный El Camino, созданный в 1968 году на основе универсала и четырехдверного седана Chevelle с колесной базой 2946 мм. Общая длина автомобиля составляла 5283 мм.

el_camino_1968Следуя своей линии с ее идеей «и в мир, и в пир, и в добрые люди», El Camino предлагался с огромным набором опций: его можно было дооснастить по уровню комфорта до флагманских Buick. Внешность и интерьер для третьей генерации пикапа-купе были позаимствованы у Сhevelle Malibu. Интерьер переделали: изменили материалы отделки, включая ткани и винил. Полностью виниловое поворотное сиденье-ковш Strato предлагалось как опция за 111 долларов. К нему добавились передние дисковые тормоза с усилителем и фирменный дифференциал повышенного трения Positraction, опционально можно было установить AM/FM-радио, круиз-контроль, коврики, диспенсер для салфеток и систему кондиционирования воздуха.

В модельной линейке топовой стала заряженная версия Super Sport SS396. Двигатель Turbo-Jet 396 объемом 6,5 л развивал 325 или 350 (330 или 355) л.с. Опционально был доступен еще более мощный мотор – 375 (380)-сильный L78 . Он получил клапаны большего диаметра и четырехкамерный карбюратор 800 CFM Four Barrel Holley. Стандартной была трехступенчатая автоматическая коробка, опционально предлагалась и «четырехступка».

В 1969-м машина претерпела незначительные изменения во внешности – появилась хромированная дуга, соединявшая квадратные фары. На приборной панели красовались круглые приборы. Опционально устанавливались электрические стеклоподъемники. Впервые для модели предлагался 5,7-литровый V8 Chevrolet 350. Группа Super Sport оснащалась 269- и 330-сильными моторами V8 (6,5 л). Капот этих машин в форме сдвоенного купола нес на себе литеры SS.el camino

В 1970-х изменился дизайн. Согласно моде той поры он стал более квадратным. Квадратные же фары соединяла прямая хромированная дуга, рассекавшая черную решетку радиатора. Новые El Camino SS396, хоть и оснащались мотором объемом в 402 кубических дюйма (6,6 л), по-прежнему несли эмблему с цифрами «396». После рестайлинга для El Camino стал доступен самый большой и самый мощный в то время двигатель Chevrolet LS6 (7,4 л) мощностью 456 л.с., развивавший 680 Нм крутящего момента. С этим мотором El Camino проделывал 402-метровый драг менее чем за 13 секунд на скорости 174 км/ч.el_camino_1971

В 1971 году изменился дизайн фар, радиаторной решетки и бампера. В двигателях была снижена степень сжатия, снижена мощность, появилась система контроля выхлопных газов. Линейка моторов включала в себя шестицилиндровый агрегат объемом 4097 куб. см, Small-block V8 (5030 и 5735 куб. см) и Big-block V8 (6588 и 7440 куб. см). Мощность моторов варьировалась от 147 л.с. для «шестерки» до 370 л.с. для V8.

В этом же году дебютировал брат-близнец El Camino, модель GMC Sprint, позднее переименованная в Cabaliero. Годом позже модель получила новый дизайн габаритных огней и повторителей поворота на передних крыльях. В линейке моторов появился 110 (112)-сильный агрегат.
1978_gmc_caballero_01

Четвертое поколение

Четвертое поколение El Camino (1973—1977) — самое большое за всю историю модели. Как и прежде, оно основывалось на модели Сhevelle и использовало шасси универсала. Важным нововведением стало использование энергопоглощающего бампера с гидравлическими элементами. Обратной стороной безопасности оказались увеличение веса «морды» и несколько неуклюжая внешность. Изменившийся дизайн стоек обеспечивал лучший обзор и безопасность.1973_chevrolet_el_camino_01

Автомобили того периода предлагались в двух разных комплектациях. Базовая модель и вариант SS разделили элементыэкстерьера и интерьера с Chevelle Malibu, в то время как El Camino Classic, появившийся в 1974-м, был оснащен подобно более богатой версии Chevelle Malibu Classic.

Конструкция кузова и шасси были новыми, колея выросла на один дюйм. Подвеску доработали так, чтобы поведение автомобиля было ровнее и предсказуемее на всех типах дорог, а спиральные пружины на каждом колесе подбирались с помощью компьютера, в зависимости от веса конкретного автомобиля. Передние дисковые тормоза были стандартными. В качестве дополнительных опций предлагались шумоизоляция крыши, сиденья с наполнителем из литого пенного материала, разветвленная система вентиляции, усовершенствованный генератор Delcotron. Также устанавливался топливный бак на 22 галлона (83 л). Базовым мотором служил 117-сильный V8. Также предлагались 147- и 175-сильный V8 объемом 5735 куб. см с двух- или четырехкамерным карбюратором, а также V8 мощностью 248 л.с. (7440 куб. см). Благодаря закаленным седлам клапанов и гидравлическим компенсаторам эти двигатели оставались работоспособными при огромных пробегах и могли потреблять неэтилированный бензин. В стандарте предлагалась трехступенчатая «механика», опционально – МКП-4 или трехступенчатый «автомат» Turbo HydraMatic.

seat_1975_chevrolet_el_camino_03В 1974-м машина получила удлиненную радиаторную решетку в мерседесовском стиле. Стал богаче интерьер. В модели 1975 года появилась модернизированная подвеска, шины с радиальным кордом, новые двойные спортивные зеркала, дворники и круиз-контроль.Разработанной «дочкой» GM — компанией Delco-Remy — зажигание стало электронным, с катушкой, объединенной в одном корпусе с распределителем. Постоянно расширялся набор опций, среди которых появилась регулируемая рулевая колонка.

1974_chevrolet_el_camino_01В 1976 году El Camino в спортивной версии получил новые фары, объединенные в четырехугольный блок. Базовая же модель сохранила круглые фары. Линейка моторов включала в себя рядную «шестерку» объемом 4,1 л, новый 142-сильный V8 (4998 куб. см), версии 350S с двух- и четырехкамерными карбюраторами, а также V8 (6555 куб. см), развивавший 177 л.с. Все двигатели, за исключением I6, агрегатировались с АКП Turbo HydraMatic. Для шестицилиндровой машины базовой была трехступенчатая «механика».

Пятое поколение

С 1978 по 1987 год утилитарное купе выпускалось на джиэмовской платформе G-body. Существовало четыре комплектации: Classic, Black Knight (1978)/Royal Knight (1979-83), Conquista и Super Sport. Хоть автомобиль и продолжал делить компоненты шасси с Chevrolet Malibu, для El Camino оно было уникальным — его не получил ни один другой автомобиль «Шеви». В эти годы на пикап начали устанавливать моторы V6 с развалом 90 градусов. Опционально предлагался 5-литровый Smal-block V8, развивавший 152—167 л.с. В период с 1982 по 1984 год пикап-купе предлагался даже с дизельным мотором Oldsmobile.1978_chevrolet_el_camino_02_03

Новый дизайн El Camino образца 1978 года наряду с выросшей колесной базой (2972 мм) адаптировал новый, изобилующий более резкими гранями стиль Malibu. В то же время новинке достались двери от модели Monte Carlo, а задняя крышка багажника и бампер El Camino делил с универсалом Malibu. Базовым двигателем (за исключением рынка Калифорнии) стал 3,3-литровый V6, выдававший 96 л.с., также были доступны 147-сильный V8 объемом 5,0 л и 172-сильный V8 (5,7 л). Позднее к ним присоединились 4,4-литровый V8 и 5,0-литровый V8 с четырехкамерным карбюратором. В списке опций появились кассетная стереомагнитола, двойные спортивные зеркала с электрорегулировкой, усилитель рулевого управления для всех комплектаций.

В 1981 году получил электронную систему контроля выхлопных газов Computer Command Control (CCC). Машины по-прежнему оснащались трехступенчатым «автоматом», но опционально стала доступна блокировка гидротрансформатора КП, позволявшая улучшить работу трансмиссии при поездках по шоссе.

В последние годы производства в США с 1982 по 1987 год El Camino выпускался со «штрихованной» передней решеткой с прямоугольными фарами. В 1982 году автомобиль получил новый 107-сильный 5,7-литровый дизель V8, также предлагавшийся на полноразмерных пикапах Chevrolet. Впрочем, эта версия не пользовалась популярностью из-за дороговизны и плохой надежности. Выбор бензиновых моторов оставался неизменными, за исключением того, что в Калифорнии базовым был 3,8-литровый V6.

В 1985 году GM перевел производство El Camino в Мексику, где автомобиль выпускался вплоть 1987 года.

Домой с надеждой на возрождение

holden1

Но с прекращением выпуска El Camino в Северной Америке история автомобилей Ute не закончилась. Она продолжилась там, где и зародилась – на Зеленом континенте, силами марки Holden, производившей El Camino. В качестве платформы австралийская версия получила заднеприводный Holden Commodore. Под именем Chevrolet El Camino и Chevrolet Lumina эти машины продавались в Южной Африке и на Ближнем Востоке. Впрочем, в самих США нет-нет, да и пытаются вернуться к идее, выставляя на автосалонах концепты, в чертах которых проглядывает наследие El Camino.

При подготовке материала были использованы следующие источники: Geoff Easdown. «A History of the Ford Motor Company» (1987, Golden Press Pty Ltd.), журналы Motor Trend Classic и брошюры GM проекта Old Car Manual Project.
Первая публикация – www.zr.ru
Сергей Домущий
Сергей Домущий

Больше статей
Напишите комментарий

1 комментарий

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.